Напоминание

"Использование приёмов мнемотехники в развитии речи обучающихся с РАС"


Автор: Говердова Лилия Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МОУ СШ №55 "Долина знаний"Советского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи обучающихся с РАС"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование мнемотехники в развитии коммуникативных

навыков у обучающихся младших классов с расстройствами

аутистического спектра

«Учите ребёнка каким - нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Проблема развития связной речи у детей с расстройствами

аутистического спектра (РАС) является одной из актуальных в современной

дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи

зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в

системе школьного обучения.

У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается

широкий спектр нарушений, и самое главное среди них — нарушенное

развитие коммуникативной функции речи.

Нарушение речи у младших школьников с ограниченными

возможностями здоровья является очень распространенными, и имеют

стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное

влияние на психическое развитие школьника, а также эффективность его

обучения. Целенаправленное устранение этих нарушений способствует

развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы и

социальной адаптации учащихся.

Ребёнка с аутизмом часто ничто не интересует, заниматься он не хочет,

с трудом включается в работу, часто отвлекается, быстро устаёт. У младших

школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается слабость

мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое

понимание речи.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих

особенностей, сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками,

необходимыми для успешной интеграции и социализации в обществе.

Поэтому необходимо обеспечение максимального проявления в деятельности

обучающихся положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного

процесса (создание позитивного настроя на получение знаний,

эмоционального подъёма в познавательной деятельности и положительная

мотивация), создание условий для осмысленных действий учащихся,

поощрение инициативы и самостоятельности.

Речь детей с расстройствами аутистического спектра имеет ряд

особенностей. Для неё характерны:

Односложность. Речь состоит из отдельных слов. Глагол чаще всего

используется в инфинитиве, а про себя ребёнок говорит во втором или

третьем лице.

Плохая дикция.

Речь бедная, ограничена рамками обиходно – бытовой лексики.

Эхолалии

1

и персеверации

2

. Часто имеется небольшой набор

стереотипных коротких фраз, либо полученных ребёнком в какой –

либо аффективной ситуации, либо представляющих собой цитаты из

любимых книг, мультфильмов.

Отсутствие диалогической речи: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими

словами.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Кроме

речевых

особенностей,

для

детей

с

расстройствами

аутистического спектра характерна недостаточная сформированность таких

процессов как внимание, память, а, следовательно, и словесно-логическое

мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто

словесном материале, он очень нуждается в визуальных подсказках.

Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною

мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной

речи детей, понимания инструкций к заданиям, обучению рассказыванию.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём

образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

ассоциативное мышление,

зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание,

воображение,

1



Эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.

2



Персеверация - устойчивое повторение какой-либо фразы.

связную речь,

мелкую моторику рук.

Как любая работа с детьми с ОВЗ, мнемотехника строится от простого

к

сложному.

Работа

начинается

с

простейших

мнемоквадратов,

последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок

непроизвольно

запоминает

информацию,

так

как

текст

и

предметные

картинки

соединяются

в

один

сюжет.

Поэтому

мнемосхемы,

служат

дидактическим

материалом

в

моей

работе

по

развитию

речи

детей

с

расстройствами аутистического спектра.

Мнемоквадрат представляет собой изображение одного предмета.

Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с

существительными, прилагательными, глаголами).

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают

упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по

своим условным обозначениям.

Мнемодорожка – это ряд последовательно изображённых предметов,

по которым можно составить распространённое предложение. С помощью

мнемодорожек, можно работать уже над четверостишьем, стихотворением,

несложной загадкой, скороговоркой.

Составление предложений

Разучивание скороговорок

Разгадывание загадок

Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками

Алгоритм выполнения действий

Мнемотаблицы

это

схемы,

в

которых

заложена

определённая

информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании

стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого

ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит

стихотворение целиком.

В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится

графическое или частично графическое изображение персонажей сказки,

явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что

посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно

детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по

развитию связной речи детей. Они используются для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов

НАПРИМЕР:

Стихотворение «Овощи»

В руки овощи берём.

Овощи на стол кладём.

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.

Стихотворение к Новому году

Дети водят хоровод,

Хлопают в ладоши.

Здравствуй, здравствуй, Дед Мороз!

Ты такой хороший!

Разучивание правил русского языка

и

ЖИ и ШИ

Мыши, ёжики, ужи

Лыжи, лужи и моржи,

Крыши, чижики, стрижи,

Жирафы и карандаши.

Их с буквой и всегда пиши.

Также с помощью мнемотехники обучающиеся с РАС разучивают

стихотворения к различным праздникам, учат стихи про времена года,

месяцы, хорошо запоминают правила русского языка.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание

задействует все психические функции (восприятие, внимание, память,

мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в

течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это

анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка

сначала выделять признаки предмета.

Рассказ об осени

Рассказ о профессиях по алгоритму

Описание предмета по схеме

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь

совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить

предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети

видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует

на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи

необходимых выражений.

Сказка «Курочка Ряба»

П е р е с к а з

т е к с т о в

с

о п о р о й

н а

в и з у а л ь н ы е

п о д с к а з к и

(по методике В.В. Воробьёвой)

Этапы работы по мнемотаблицам:

I этап. Знакомство с таблицей. Рассматривание изображённых предметов и

символов.

II этап. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных

символов слов в образы.

III этап. Осуществление пересказ сказки или рассказа по заданной теме

сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно.

Опорные

схемы

делают

высказывания

детей

чёткими,

связными

и

последовательными, они выступают в роли плана – подсказки.

Использование мнемотаблиц на уроках и во внеурочной деятельности

позволяет

осуществлять

социально

личностное,

коммуникативное,

эстетическое

,

эмоциональное

и

моторное

развитие

обучающихся

с

расстройствами аутистического спектра.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

облегчает

запоминание

и

увеличивает

объем

памяти,

развивает

речемыслительную деятельность обучающихся;

• позволяет ученикам систематизировать свой непосредственный опыт;

обучающийся

с

опорой

на

образы

памяти

устанавливает

причинно-

следственные связи, делает выводы;

развивает

творческое

познание

школьников, основные

психические

процессы

зрительно-пространственную

память,

внимание,

образное

и

словесно-логическое мышление;

• помогает овладению приёмами запоминания и составления рассказов

Список литературы

1.Арушунова А.Г. Речь и речевое общение детей. — М., 1999.

2.Башина В.М. Аутизм в детстве. — М., 1999.

3.Беленькая Т. Мнематехника для начальной школы. Тренируем память у

младших школьников, Изд-во: «Феникс» 2014

4. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи». М., 2007.

5.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М., 2001.

6. Мастюкова Е.М., Ульянова Р.К. Особенности речевого развития у детей с

ранним

детским

аутизмом,

проявляющимся

на

фоне

резидуально-

органической недостаточности ЦНС // Аутизм и нарушения развития. —

2003. — № 3. — СС. 9-15.

7.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути

помощи. — М., 1997.

8 . Н о в о т о р ц е в а

Н . В .

Р а з в и т и е

р е ч и

д е т е й .

М . ,

1 9 9 5 .

9.

Филичева

Т.Б.,

Чиркина

Г.В.

Подготовка

к

школе

детей

с

общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.

10.Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей. – СПб., Союз, 2004

11.Интернет - ресурсы



В раздел образования