Автор: Говердова Лилия Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МОУ СШ №55 "Долина знаний"Советского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи обучающихся с РАС"
Раздел: начальное образование
Использование мнемотехники в развитии коммуникативных
навыков у обучающихся младших классов с расстройствами
аутистического спектра
«Учите ребёнка каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Проблема развития связной речи у детей с расстройствами
аутистического спектра (РАС) является одной из актуальных в современной
дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи
зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в
системе школьного обучения.
У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается
широкий спектр нарушений, и самое главное среди них — нарушенное
развитие коммуникативной функции речи.
Нарушение речи у младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья является очень распространенными, и имеют
стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное
влияние на психическое развитие школьника, а также эффективность его
обучения. Целенаправленное устранение этих нарушений способствует
развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы и
социальной адаптации учащихся.
Ребёнка с аутизмом часто ничто не интересует, заниматься он не хочет,
с трудом включается в работу, часто отвлекается, быстро устаёт. У младших
школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается слабость
мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое
понимание речи.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих
особенностей, сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для успешной интеграции и социализации в обществе.
Поэтому необходимо обеспечение максимального проявления в деятельности
обучающихся положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного
процесса (создание позитивного настроя на получение знаний,
эмоционального подъёма в познавательной деятельности и положительная
мотивация), создание условий для осмысленных действий учащихся,
поощрение инициативы и самостоятельности.
Речь детей с расстройствами аутистического спектра имеет ряд
особенностей. Для неё характерны:
Односложность. Речь состоит из отдельных слов. Глагол чаще всего
используется в инфинитиве, а про себя ребёнок говорит во втором или
третьем лице.
Плохая дикция.
Речь бедная, ограничена рамками обиходно – бытовой лексики.
Эхолалии
1
и персеверации
2
. Часто имеется небольшой набор
стереотипных коротких фраз, либо полученных ребёнком в какой –
либо аффективной ситуации, либо представляющих собой цитаты из
любимых книг, мультфильмов.
Отсутствие диалогической речи: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Кроме
речевых
особенностей,
для
детей
с
расстройствами
аутистического спектра характерна недостаточная сформированность таких
процессов как внимание, память, а, следовательно, и словесно-логическое
мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто
словесном материале, он очень нуждается в визуальных подсказках.
Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною
мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной
речи детей, понимания инструкций к заданиям, обучению рассказыванию.
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём
образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное мышление,
зрительную и слуховую память,
зрительное и слуховое внимание,
воображение,
1
Эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
2
Персеверация - устойчивое повторение какой-либо фразы.
связную речь,
мелкую моторику рук.
Как любая работа с детьми с ОВЗ, мнемотехника строится от простого
к
сложному.
Работа
начинается
с
простейших
мнемоквадратов,
последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.
При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок
непроизвольно
запоминает
информацию,
так
как
текст
и
предметные
картинки
соединяются
в
один
сюжет.
Поэтому
мнемосхемы,
служат
дидактическим
материалом
в
моей
работе
по
развитию
речи
детей
с
расстройствами аутистического спектра.
Мнемоквадрат представляет собой изображение одного предмета.
Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с
существительными, прилагательными, глаголами).
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают
упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по
своим условным обозначениям.
Мнемодорожка – это ряд последовательно изображённых предметов,
по которым можно составить распространённое предложение. С помощью
мнемодорожек, можно работать уже над четверостишьем, стихотворением,
несложной загадкой, скороговоркой.
Составление предложений
Разучивание скороговорок
Разгадывание загадок
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками
Алгоритм выполнения действий
Мнемотаблицы
–
это
схемы,
в
которых
заложена
определённая
информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании
стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого
ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит
стихотворение целиком.
В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится
графическое или частично графическое изображение персонажей сказки,
явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что
посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно
детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по
развитию связной речи детей. Они используются для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов
НАПРИМЕР:
Стихотворение «Овощи»
В руки овощи берём.
Овощи на стол кладём.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
Стихотворение к Новому году
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй, Дед Мороз!
Ты такой хороший!
Разучивание правил русского языка
и
ЖИ и ШИ
Мыши, ёжики, ужи
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши.
Их с буквой и всегда пиши.
Также с помощью мнемотехники обучающиеся с РАС разучивают
стихотворения к различным праздникам, учат стихи про времена года,
месяцы, хорошо запоминают правила русского языка.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание
задействует все психические функции (восприятие, внимание, память,
мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в
течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это
анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка
сначала выделять признаки предмета.
Рассказ об осени
Рассказ о профессиях по алгоритму
Описание предмета по схеме
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь
совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить
предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети
видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует
на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи
необходимых выражений.
Сказка «Курочка Ряба»
П е р е с к а з
т е к с т о в
с
о п о р о й
н а
в и з у а л ь н ы е
п о д с к а з к и
(по методике В.В. Воробьёвой)
Этапы работы по мнемотаблицам:
I этап. Знакомство с таблицей. Рассматривание изображённых предметов и
символов.
II этап. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных
символов слов в образы.
III этап. Осуществление пересказ сказки или рассказа по заданной теме
сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно.
Опорные
схемы
делают
высказывания
детей
чёткими,
связными
и
последовательными, они выступают в роли плана – подсказки.
Использование мнемотаблиц на уроках и во внеурочной деятельности
позволяет
осуществлять
социально
–
личностное,
коммуникативное,
эстетическое
,
эмоциональное
и
моторное
развитие
обучающихся
с
расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, использование методов мнемотехники:
•
облегчает
запоминание
и
увеличивает
объем
памяти,
развивает
речемыслительную деятельность обучающихся;
• позволяет ученикам систематизировать свой непосредственный опыт;
•
обучающийся
с
опорой
на
образы
памяти
устанавливает
причинно-
следственные связи, делает выводы;
•
развивает
творческое
познание
школьников, основные
психические
процессы
–
зрительно-пространственную
память,
внимание,
образное
и
словесно-логическое мышление;
• помогает овладению приёмами запоминания и составления рассказов
Список литературы
1.Арушунова А.Г. Речь и речевое общение детей. — М., 1999.
2.Башина В.М. Аутизм в детстве. — М., 1999.
3.Беленькая Т. Мнематехника для начальной школы. Тренируем память у
младших школьников, Изд-во: «Феникс» 2014
4. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи». М., 2007.
5.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М., 2001.
6. Мастюкова Е.М., Ульянова Р.К. Особенности речевого развития у детей с
ранним
детским
аутизмом,
проявляющимся
на
фоне
резидуально-
органической недостаточности ЦНС // Аутизм и нарушения развития. —
2003. — № 3. — СС. 9-15.
7.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути
помощи. — М., 1997.
8 . Н о в о т о р ц е в а
Н . В .
Р а з в и т и е
р е ч и
д е т е й .
–
М . ,
1 9 9 5 .
9.
Филичева
Т.Б.,
Чиркина
Г.В.
Подготовка
к
школе
детей
с
общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.
10.Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей. – СПб., Союз, 2004
11.Интернет - ресурсы