Автор: Вегелин Леонид Эдвартович
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГАОУ ЧАО
Населённый пункт: Чукотский автономный округ г. Анадырь
Наименование материала: статья
Тема: "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ"
Раздел: полное образование
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ
Тревожность часто появляется впервые в школьном возрасте: дети боятся, что их
будут ругать за плохую успеваемость, за недостаточное прилежание, переживают,
что с ними не захотят дружить и еще много всего. Как результат — они не хотят
идти в школу, а на уроках не могут сконцентрироваться, замыкаются или начинают
хулиганить. Как взрослые могут помочь тревожному ребенку?
• Доверие
Убедите их в том, что они могут поговорить с вами о чем угодно. Детям не
обязательно при этом знать, с чего начать и как получше это преподнести. Просто
дайте им понять, что вы готовы их выслушать.
• Все можно решить
Дети должны знать, что решить и исправить можно все. Они улавливают ваши
эмоции, поэтому позаботьтесь о том, чтобы это были спокойные вибрации, даже
если вам придется притвориться. Убедите детей вот в чем: что бы они вам ни
рассказали, вы не рассердитесь, не расстроитесь и не разочаруетесь в них. Вы,
конечно, на самом деле можете испытывать все эти эмоции, но не проявляйте их в
момент откровения. Дети раскрываются, доверяют вам, впускают в свой мир, пусть
они думают, что этот момент доверия стоил того, чтобы разделить его с вами.
Когда-нибудь вы будете благодарны за это.
• Время на разговор
Выделите
время
на
регулярные
разговоры,
при
этом
пусть
ребенок
имеет
возможность
закончить
этот
«разговор
по
душам»,
когда
захочет.
Нелегко
разбираться
в
сложных
вопросах,
но
если
у
вас
будет
традиция
регулярного
общения,
это
будет
проще.
Ведь
благоприятный
момент
для
разговора
может
наступить нескоро.
• Без осуждения и критики
Возможно, дети действуют не так, как правильно, а так, как они могут в этот
момент. Не спешите их критиковать и ругать за это. Когда дети знают, что их
принимают, то становятся увереннее. Осуждение и критика, напротив, сделает их
еще более неуверенными и отдалит от вас.
• Не рационализируйте
Абсолютно
бесполезно
говорить
ребенку,
испытывающему
тревогу,
фразу
«не
бойся». Он в этот момент находится перед выбором «бежать или бороться», и
рациональные уговоры не подействуют, — ребенок их просто не может воспринять.
Здесь вы можете помочь, если спокойно и мягко скажете, что вы понимаете, как
сейчас ему плохо: «Я бы очень хотела, чтобы тебе было легче, я вижу как тебя
расстраивает
необходимость
идти
в
школу».
Не
давайте
ребенку
повода
ни
«сражаться»
с
вами,
ни
«убегать»
от
вас.
Так
рациональная
часть
его
мозга
включится снова, а значит — ребенок успокоится и сможет спокойно принять
соответствующее решение.
• Найти слова
Помогите им найти слова, чтобы выразить эмоции и найти их смысл. Называйте то,
что они, по вашему мнению, могут испытывать — так детям проще будет выбрать
то самое определение: «Ты выглядишь сердитым/растерянным/грустным». Затем
скажите им, что эти чувства испытывать можно, «у всех бывает». И у вас бывает.
Вам понятна эта реакция.
• Где тревожность, там и смелость
Смелые люди делают то, что делают, не из-за страха. На самом деле, любой из нас,
выходя из зоны комфорта, испытывает его. Поэтому объясните детям следующее:
их тревога означает, что скоро им предстоит сделать что-то смелое, иначе они бы не
беспокоились об этом. Каждый по-разному преодолевает свои границы, кому-то
одни вещи даются легко, а кому-то — тяжело. Все беспокоятся, но детям кажется,
что только они оказались в такой ситуации. Расскажите им, сколько раз и о чем
тревожились
вы,
и
что
потом
все
было
хорошо
и
надо
было
не
бояться,
а
действовать смело.
• Выждать время
Говорите о беспокойстве, когда дети спокойны и счастливы — тогда они воспримут
ваши
слова.
Спросите,
что
помогает
ребенку
успокоиться,
что
вы
и
другие
взрослые делают для этого правильно, а что — нет. Постарайтесь не воспринимать
ответы с обидой.
•Внимание к мелочам
Дети, у которых тревожность связана со школой, обычно очень хорошо себя ведут
и очень хотят, чтобы все было сделано правильно. Ваше одобрение значит для них
все. Когда они делают что-то, что в свете их тревожности является важным —
замечайте это, хвалите, даже если это что-то — доесть завтрак или заплести
косичку.
• Строгость не поможет
Скорее всего, вы уже пробовали этот прием, но он не работает. Тревожность —
результат работы мозга, который уверен, что ребенок в опасности. Поэтому его
поведение в этот момент является чистой физиологией. Это не потому, что вы их
разбаловали.
Тревожные
дети
хотят
быть
такими
же,
как
и
другие
дети,
для
которых нет никакой проблемы идти в школу. Они не хотят чувствовать то, что
чувствуют,
поэтому
наказывать
бесполезно,
говорить
«да
хватит
уже,
пора
повзрослеть» — тоже.
Их мозг думает, что это вопрос жизни и смерти, их поведение — проявление самого
сильного
инстинкта.
Если
вы
будете
кричать
или
наказывать,
ваш
ребенок
почувствует себя еще более одиноким и непонятым. Но вас обязательно будут
осуждать люди, советующие «проучить как следует этого ребенка»! Не слушайте
этих людей. Просто продолжайте действовать правильно и у вас все получится.
Тревожность
не
появляется
вдруг,
так
же
она
и
не
уйдет
в
одночасье.
Но
постепенно все изменится к лучшему. Будут улучшения и шаги назад, а потом
шагов вперед станет больше.