Напоминание

"КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ"


Автор: Вегелин Леонид Эдвартович
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГАОУ ЧАО
Населённый пункт: Чукотский автономный округ г. Анадырь
Наименование материала: статья
Тема: "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ"
Раздел: полное образование





Назад




КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Тревожность часто появляется впервые в школьном возрасте: дети боятся, что их

будут ругать за плохую успеваемость, за недостаточное прилежание, переживают,

что с ними не захотят дружить и еще много всего. Как результат — они не хотят

идти в школу, а на уроках не могут сконцентрироваться, замыкаются или начинают

хулиганить. Как взрослые могут помочь тревожному ребенку?

• Доверие

Убедите их в том, что они могут поговорить с вами о чем угодно. Детям не

обязательно при этом знать, с чего начать и как получше это преподнести. Просто

дайте им понять, что вы готовы их выслушать.

• Все можно решить

Дети должны знать, что решить и исправить можно все. Они улавливают ваши

эмоции, поэтому позаботьтесь о том, чтобы это были спокойные вибрации, даже

если вам придется притвориться. Убедите детей вот в чем: что бы они вам ни

рассказали, вы не рассердитесь, не расстроитесь и не разочаруетесь в них. Вы,

конечно, на самом деле можете испытывать все эти эмоции, но не проявляйте их в

момент откровения. Дети раскрываются, доверяют вам, впускают в свой мир, пусть

они думают, что этот момент доверия стоил того, чтобы разделить его с вами.

Когда-нибудь вы будете благодарны за это.

• Время на разговор

Выделите

время

на

регулярные

разговоры,

при

этом

пусть

ребенок

имеет

возможность

закончить

этот

«разговор

по

душам»,

когда

захочет.

Нелегко

разбираться

в

сложных

вопросах,

но

если

у

вас

будет

традиция

регулярного

общения,

это

будет

проще.

Ведь

благоприятный

момент

для

разговора

может

наступить нескоро.

• Без осуждения и критики

Возможно, дети действуют не так, как правильно, а так, как они могут в этот

момент. Не спешите их критиковать и ругать за это. Когда дети знают, что их

принимают, то становятся увереннее. Осуждение и критика, напротив, сделает их

еще более неуверенными и отдалит от вас.

• Не рационализируйте

Абсолютно

бесполезно

говорить

ребенку,

испытывающему

тревогу,

фразу

«не

бойся». Он в этот момент находится перед выбором «бежать или бороться», и

рациональные уговоры не подействуют, — ребенок их просто не может воспринять.

Здесь вы можете помочь, если спокойно и мягко скажете, что вы понимаете, как

сейчас ему плохо: «Я бы очень хотела, чтобы тебе было легче, я вижу как тебя

расстраивает

необходимость

идти

в

школу».

Не

давайте

ребенку

повода

ни

«сражаться»

с

вами,

ни

«убегать»

от

вас.

Так

рациональная

часть

его

мозга

включится снова, а значит — ребенок успокоится и сможет спокойно принять

соответствующее решение.

• Найти слова

Помогите им найти слова, чтобы выразить эмоции и найти их смысл. Называйте то,

что они, по вашему мнению, могут испытывать — так детям проще будет выбрать

то самое определение: «Ты выглядишь сердитым/растерянным/грустным». Затем

скажите им, что эти чувства испытывать можно, «у всех бывает». И у вас бывает.

Вам понятна эта реакция.

• Где тревожность, там и смелость

Смелые люди делают то, что делают, не из-за страха. На самом деле, любой из нас,

выходя из зоны комфорта, испытывает его. Поэтому объясните детям следующее:

их тревога означает, что скоро им предстоит сделать что-то смелое, иначе они бы не

беспокоились об этом. Каждый по-разному преодолевает свои границы, кому-то

одни вещи даются легко, а кому-то — тяжело. Все беспокоятся, но детям кажется,

что только они оказались в такой ситуации. Расскажите им, сколько раз и о чем

тревожились

вы,

и

что

потом

все

было

хорошо

и

надо

было

не

бояться,

а

действовать смело.

• Выждать время

Говорите о беспокойстве, когда дети спокойны и счастливы — тогда они воспримут

ваши

слова.

Спросите,

что

помогает

ребенку

успокоиться,

что

вы

и

другие

взрослые делают для этого правильно, а что — нет. Постарайтесь не воспринимать

ответы с обидой.

•Внимание к мелочам

Дети, у которых тревожность связана со школой, обычно очень хорошо себя ведут

и очень хотят, чтобы все было сделано правильно. Ваше одобрение значит для них

все. Когда они делают что-то, что в свете их тревожности является важным —

замечайте это, хвалите, даже если это что-то — доесть завтрак или заплести

косичку.

• Строгость не поможет

Скорее всего, вы уже пробовали этот прием, но он не работает. Тревожность —

результат работы мозга, который уверен, что ребенок в опасности. Поэтому его

поведение в этот момент является чистой физиологией. Это не потому, что вы их

разбаловали.

Тревожные

дети

хотят

быть

такими

же,

как

и

другие

дети,

для

которых нет никакой проблемы идти в школу. Они не хотят чувствовать то, что

чувствуют,

поэтому

наказывать

бесполезно,

говорить

«да

хватит

уже,

пора

повзрослеть» — тоже.

Их мозг думает, что это вопрос жизни и смерти, их поведение — проявление самого

сильного

инстинкта.

Если

вы

будете

кричать

или

наказывать,

ваш

ребенок

почувствует себя еще более одиноким и непонятым. Но вас обязательно будут

осуждать люди, советующие «проучить как следует этого ребенка»! Не слушайте

этих людей. Просто продолжайте действовать правильно и у вас все получится.

Тревожность

не

появляется

вдруг,

так

же

она

и

не

уйдет

в

одночасье.

Но

постепенно все изменится к лучшему. Будут улучшения и шаги назад, а потом

шагов вперед станет больше.



В раздел образования