Автор: Осколкова Маргарита Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ: Харанорская СОШ №40
Населённый пункт: п.г.т. Шерловая Гора, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках литературы в рамках ФГОС"
Раздел: среднее образование
Осколкова Маргарита Николаевна
Учитель русского языка и литературы
СОШ №40 п.г.т. Шерловая Гора
Борзинский район, Забайкальский край
Проектная деятельность на уроках литературы в рамках ФГОС
«Расскажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
Китайская мудрость
В данное время, с внедрением ФГОС нового поколения, требования к
учащимся изменились, теперь все школы должны не только давать знания, но и
учить
школьников
добывать
их
самостоятельно,
при
этом
воспитывать
определенные качества личности.
Развитие
способностей,
самостоятельности
мышления
и
чувства
личной
ответственности
за
результат
проделанной
работы
–
основные
качества
личности, важные для жизни в новых условиях современного общества.
Проектная деятельность-педагогическая технология, ориентированная
не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение
новых знаний путем самообразования.
Метод
дает
простор
для
творческой
инициативы
учащихся
и
педагога,
подразумевает
их
дружеское
сотрудничество,
что
создает
положительную
мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я
знаю, где и как эти знания применить". Эти слова служат девизом для моих
учащихся, этому способствует проектная технология, которую я применяю уже д
авно.
Я работаю над проектной деятельностью уже пять лет и могу твёрдо
сказать, что если этой работой заниматься только во время уроков, то темы с
большим информационным содержанием очень сложно реализовать, так как
освоить весь материал за урок довольно трудно, поэтому мы осуществляем
работу
пошагово,
начиная
с
подготовительной
работы,
цель
которой
-
познакомить учащихся с проблемой и практической реализацией того, что
возможно осуществить. Первые шаги работы над проектной деятельностью
у меня на уроках литературы не всегда получались из-за ограничения
времени.
Приходилось
осваивать
другие пути реализации детских и своих
замыслов. Вела курс «Проектная деятельность», провожу индивидуально –
групповые занятия после обеда, где учащиеся предлагают и обсуждают много
интересных
идей,
при
этом
проявляя
творческий
подход,
высказывают
пожелания и возможные пути разрешения спорных вопросов, сопоставляют
факты,
рисуют, готовят и репетируют интересные спектакли,
разыгрывают
сценки, читают стихи, готовят костюмы, маски для выступлений, декорации из
разных материалов, например, деревья из картона и бумаги, пеньки и т.д.
Мои ученики
с увлечением осваивают и
занимаются проектной
деятельностью. Им нравится работать в группах по интересам. Они любят
самостоятельно
заниматься
поиском
и
сбором
информации
с
помощью
специальной
литературы,
средств
массовой
информации,
сети
Интернет,
использования собственных знаний, обмениваются данными со мной, так как я
являюсь консультантом при решении возникших вопросов. Советуются с
родителями, другими учителями и учащимися, разрабатывают, фантазируют,
систематизируют полученные данные, строят общие логические схемы выводов
для подтверждения итогов (в виде спектаклей, творческих отчётов, стенгазет,
книжек-раскладушек,
сказок,
плакатов,
мультимедийных
презентаций,
сообщений, публичных выступлений).
Надо отметить, что родители всегда интересуются, чем заняты их
дети. Если нужна помощь, они готовы оказать содействие. На многих уроках
у нас в классах бывает много гостей – это мамы, папы, бабушки, тёти и дяди.
На протяжении многих лет в моей работе прослеживается взаимосвязь
учитель
ученик
родитель,
родитель
ученик
учитель,
родитель
учитель
ученик.
Это, я считаю, развивает их творчески. После завершения большой
творческой работы, каждый ученик оценивает свой вклад по трём
основным направлениям : как я себя чувствовал во время работы, что нового
узнал, чему научился?
По моим наблюдениям, учащиеся, занимающиеся проектной
деятельностью, намного уверенней чувствуют себя на уроках, становятся
активнее, грамотно задают вопросы, у них расширяется кругозор. Таким
детям
в
силу
более
высокого
образовательного
уровня
легче
будет
адаптироваться в дальнейшей жизни, они правильно выберут будущую
профессию, будут жить творческой жизнью.
Работая над проектной деятельностью на уроках литературы, я
стремлюсь
повысить
практическую
направленность
содержания,
разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Создаю
проблемно - мотивационную среду на уроках разными формами: мозговым
«штурмом»,
беседой,
самостоятельной
работой,
ролевыми
играми,
дискуссией,
групповой
работой.
Интересная
работа
дает
ребятам
возможность лучше почувствовать предмет, получить новые знания.
Метод
проектов
в
настоящее
время
становится
одним
из
важных
факторов в арсенале педагога современной школы.
Проектная
деятельность
учащихся – сфера, где необходим союз между
знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая
жизнь – это
творческая
лаборатория, в
которой
происходит
процесс
познания.
Этот
метод
помогает
ученику
стать
живым
участником
образовательного процесса, что и отвечает требованиям нового стандарта.
Список литературы
1 . Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие
для
учителя / К.Н. Поливанова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.-192с.- (Работаем по
новым стандартам)
2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности /Л.В. Жарова. М.: Просвещение,
1993