Напоминание

"Проектная деятельность на уроках литературы в рамках ФГОС"


Автор: Осколкова Маргарита Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ: Харанорская СОШ №40
Населённый пункт: п.г.т. Шерловая Гора, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках литературы в рамках ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Осколкова Маргарита Николаевна

Учитель русского языка и литературы

СОШ №40 п.г.т. Шерловая Гора

Борзинский район, Забайкальский край

Проектная деятельность на уроках литературы в рамках ФГОС

«Расскажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь».

Китайская мудрость

В данное время, с внедрением ФГОС нового поколения, требования к

учащимся изменились, теперь все школы должны не только давать знания, но и

учить

школьников

добывать

их

самостоятельно,

при

этом

воспитывать

определенные качества личности.

Развитие

способностей,

самостоятельности

мышления

и

чувства

личной

ответственности

за

результат

проделанной

работы

основные

качества

личности, важные для жизни в новых условиях современного общества.

Проектная деятельность-педагогическая технология, ориентированная

не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение

новых знаний путем самообразования.

Метод

дает

простор

для

творческой

инициативы

учащихся

и

педагога,

подразумевает

их

дружеское

сотрудничество,

что

создает

положительную

мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я

знаю, где и как эти знания применить". Эти слова служат девизом для моих

учащихся, этому способствует проектная технология, которую я применяю уже д

авно.

Я работаю над проектной деятельностью уже пять лет и могу твёрдо

сказать, что если этой работой заниматься только во время уроков, то темы с

большим информационным содержанием очень сложно реализовать, так как

освоить весь материал за урок довольно трудно, поэтому мы осуществляем

работу

пошагово,

начиная

с

подготовительной

работы,

цель

которой

-

познакомить учащихся с проблемой и практической реализацией того, что

возможно осуществить. Первые шаги работы над проектной деятельностью

у меня на уроках литературы не всегда получались из-за ограничения

времени.

Приходилось

осваивать

другие пути реализации детских и своих

замыслов. Вела курс «Проектная деятельность», провожу индивидуально –

групповые занятия после обеда, где учащиеся предлагают и обсуждают много

интересных

идей,

при

этом

проявляя

творческий

подход,

высказывают

пожелания и возможные пути разрешения спорных вопросов, сопоставляют

факты,

рисуют, готовят и репетируют интересные спектакли,

разыгрывают

сценки, читают стихи, готовят костюмы, маски для выступлений, декорации из

разных материалов, например, деревья из картона и бумаги, пеньки и т.д.

Мои ученики

с увлечением осваивают и

занимаются проектной

деятельностью. Им нравится работать в группах по интересам. Они любят

самостоятельно

заниматься

поиском

и

сбором

информации

с

помощью

специальной

литературы,

средств

массовой

информации,

сети

Интернет,

использования собственных знаний, обмениваются данными со мной, так как я

являюсь консультантом при решении возникших вопросов. Советуются с

родителями, другими учителями и учащимися, разрабатывают, фантазируют,

систематизируют полученные данные, строят общие логические схемы выводов

для подтверждения итогов (в виде спектаклей, творческих отчётов, стенгазет,

книжек-раскладушек,

сказок,

плакатов,

мультимедийных

презентаций,

сообщений, публичных выступлений).

Надо отметить, что родители всегда интересуются, чем заняты их

дети. Если нужна помощь, они готовы оказать содействие. На многих уроках

у нас в классах бывает много гостей – это мамы, папы, бабушки, тёти и дяди.

На протяжении многих лет в моей работе прослеживается взаимосвязь

учитель

ученик

родитель,

родитель

ученик

учитель,

родитель

учитель

ученик.

Это, я считаю, развивает их творчески. После завершения большой

творческой работы, каждый ученик оценивает свой вклад по трём

основным направлениям : как я себя чувствовал во время работы, что нового

узнал, чему научился?

По моим наблюдениям, учащиеся, занимающиеся проектной

деятельностью, намного уверенней чувствуют себя на уроках, становятся

активнее, грамотно задают вопросы, у них расширяется кругозор. Таким

детям

в

силу

более

высокого

образовательного

уровня

легче

будет

адаптироваться в дальнейшей жизни, они правильно выберут будущую

профессию, будут жить творческой жизнью.

Работая над проектной деятельностью на уроках литературы, я

стремлюсь

повысить

практическую

направленность

содержания,

разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Создаю

проблемно - мотивационную среду на уроках разными формами: мозговым

«штурмом»,

беседой,

самостоятельной

работой,

ролевыми

играми,

дискуссией,

групповой

работой.

Интересная

работа

дает

ребятам

возможность лучше почувствовать предмет, получить новые знания.

Метод

проектов

в

настоящее

время

становится

одним

из

важных

факторов в арсенале педагога современной школы.

Проектная

деятельность

учащихся – сфера, где необходим союз между

знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая

жизнь – это

творческая

лаборатория, в

которой

происходит

процесс

познания.

Этот

метод

помогает

ученику

стать

живым

участником

образовательного процесса, что и отвечает требованиям нового стандарта.

Список литературы

1 . Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие

для

учителя / К.Н. Поливанова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.-192с.- (Работаем по

новым стандартам)

2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности /Л.В. Жарова. М.: Просвещение,

1993



В раздел образования