Напоминание

"Эмоциональное выгорание"


Автор: Вегелин Леонид Эдвартович
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГАОУ ЧАО
Населённый пункт: Чукотский автономный округ г. Анадырь
Наименование материала: статья
Тема: "Эмоциональное выгорание"
Раздел: высшее образование





Назад




Эмоциональное выгорание.

С легкой руки Фрейденберга хорошо известное врачам расстройство под

названием

«переутомление»

стало

широко

обсуждаться

психологами

как

«эмоциональное

выгорание».

Эта

болезнь

проявляется

в

чувстве

безразличия,

эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так,

как это было прежде); дегуманизации (развитие негативного отношения к своим

коллегам и клиентам); негативном самовосприятии в профессиональном плане —

недостаток чувства профессионального мастерства. Так как результат деятельности

специалиста противоположен декларируемым намерениям, мы делаем вывод о том,

что это игра. Очень хорошо ее охарактеризовал поэт Андрей Лысиков:

Тому, кто ждет состраданья,

в горле костью станет зло

от великого желанья делать людям добро.

К

«эмоциональному

выгоранию»

склонны

идеалистичные,

мечтательные,

сентиментальные

люди.

Антитезисом

«эмоциональному

выгоранию»

будет

рациональный подход к своей работе. Профессия учителя и психолога, конечно,

требует эмоционального вовлечения в процесс. Но в основе должен стоять разум, а

чувства

лишь

дополняют

рациональное

ядро

труда.

Мы

рекомендуем

здесь

обратиться

к

опыту

военных.

Офицеры

перед

боем

всегда

планируют

потери

личного

состава.

Некоторых

людей,

особенно

матерей

солдат,

такой

подход

к

военному делу до глубины души возмущает: «Как можно сознательно допускать

смерть бойцов?!». Но генералы знают, что в бою без потерь не бывает и, что бы

отряд выполнил поставленную задачу, нужно знать, сколько бойцов останется к

концу боя, достаточно ли этого количества для выполнения задания. Если же

операции планируются без потерь, а во время боя они будут, то оставшихся сил

может быть недостаточно, например, для обороны и весь отряд погибнет. Так и

психолог должен понимать, какие задачи перед ним стоят и какие ресурсы для

этого необходимы. Нужно жертвовать чем-то, чтобы выполнить основную работу.

Нужно сознательно отказывать людям в помощи, даже тем, кто просит о ней и на

самом деле в ней нуждается. Если мы будем пытаться помочь всем, то не поможем

никому. Если кто-то хочет добавить дополнительную работу, а ресурсов на ее

исполнение нет, нужно вежливо, но твердо отказаться: «Я не буду этим заниматься,

потому что у меня нет на это времени», «Я не буду этим заниматься, потому что в

этом вопросе я недостаточно компетентен». Забота о других начинается с заботы о

себе. Нужно уделять достаточное время сну, отдыху, развлечениям, личной жизни.

Измотанный и озлобленный психолог вряд ли способен эффективно работать.



В раздел образования