Авторы: Полубояринова Александра Вячеславна, Чередник Евгения Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1985 ДО "Солнечный город"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект опытно-экспериментальной деятельности
Тема: "Чудо-магнит"
Раздел: дошкольное образование
Конспект опытно – экспериментальной деятельности
«Чудо - магнит»
Программное содержание:
1. Формировать энциклопедические знания посредством знакомства с магнитом и
его свойствами.
2. Развивать связную речь, умение задавать вопросы отвечать на них; пользоваться
полными предложениями.
3.
Учить
пользоваться
элементарными
формами
объяснительной
речи,
самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной
деятельности.
4. Обогащать словарь: притягивает, металлические предметы, северный полюс,
магнитное поле, компас.
5. Развивать познавательную активность, любознательность.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: «волшебная перчатка», карты-схемы опытов, иллюстративный
материал, глобус.
Раздаточный: метал, пластмассовые, деревянные, бумажные предметы, магниты,
скрепки, стакан с водой, картон, бумажные машинки, компасы.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я сегодня приглашаю вас в музей. Что такое музей?
Дети: Это место где показывают разные предметы и рассказывают о них.
Воспитатель: Совершенно
верно.
Но
в
нашем
музее
мы
будем
действовать
с
предметами и проводить опыты. Отгадайте в какой музей мы пойдем?
Загадка: Хватаю в крепкие объятия
Металлических я братьев. (МАГНИТ)
Воспитатель: Отгадать загадку поможет нам «волшебная» перчатка. Посмотрите, я
провела перчаткой над скрепками и они прилипли. Что за чудо?
Дети: Это магнит.
Воспитатель: А что такое магнит?
Дети: Это то, что притягивает к себе предметы железные.
Воспитатель: Почему магнит притягивает предметы?
Дети: В магните есть специальные частички.
Воспитатель: Да,
в
магните
специальные
частички,
которые
притягивают
предметы. Какие предметы притягивает магнит?
Дети: Металлические.
Воспитатель: Давайте
проверим.
Возьмите
каждый
магнит
и
проведите
над
предметами на столе.
Опыт № 1
Дети проводят магнитом над предметами, и металлические детали притягиваются.
Воспитатель: Расскажите, что делали? Какие детали магнит притянул? Какие нет?
Ребенок: Я
провел
магнитом
над
предметами
и
металлические
предметы
притянулись.
Магнит
не
притягивает
бумажные,
деревянные,
пластмассовые
предметы, предметы из ткани.
Воспитатель: Итак, первое свойство магнита:
Магнит притягивает металлические предметы
Физкульминутка:
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
Раз, два, три четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Воспитатель: Следующий экспонат в нашем музее – это стакан с водой. Скажите,
как можно достать затонувший корабль со дна моря?
Дети: крючком, якорем, магнитом.
Воспитатель: Да,
корабль
можно
достать
с
помощью
магнита.
Давайте
это
проверим. У вас есть стакан с водой, опустите в него скрепку – это маленький
корабль. Попробуйте, с помощью магнита достать скрепку со дна стакана.
Опыт № 2 -Дети достают скрепку со дна стакана
Воспитатель: Расскажите, что вы сделали, и что получилось?
Дети: Я провел магнитом по стенке стакана и достал скрепку.
Воспитатель: Итак, магнит действует через воду.
Воспитатель: Давайте перейдем к нашему следующему экспонату.
(У столов стоят стульчики)
Воспитатель: Давайте присядем. Что лежит на столах?
Дети: Машинки.
Воспитатель: Подскажите,
как
можно
без
волшебства
заставить
машины
двигаться?
Дети: С помощью рук, подуть, с помощью магнита.
Воспитатель: Из какого материала сделаны машинки?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: Разве магнит притягивает бумагу?
Дети: Нет, но на машинках есть скрепки, а они металлические, значит магнит их
притягивает.
Воспитатель: Давайте
попробуем
заставить
двигаться
наши
машины.
(Дети
прикладывают
магнит
под
крышку
стола,
под
бумажную
машинку
и
двигают
магнитом машинку по столу, на котором нарисованы разной формы дороги –
волнистые, ломаные, прямые и т.д.)
Воспитатель: Расскажите, что вы делали? Что же получилось?
Дети: Я положил магнит под стол, прижал к крышке под машинкой и она начала
движение.
Воспитатель: Значит, второе
свойство
магнита
– магнит
действует
сквозь
препятствие (стол – это препятствие).
Воспитатель: Перейдём к следующему экспонату в нашем музее. Что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Верно. Глобус – это маленькая копия нашей планеты – Земля. На
земле много где можно путешествовать. Назовите, где?
Дети: На воде, в лесу, в небе, в разных странах, в пустыне.
Воспитатель: Верно. Чтобы не заблудиться, люди придумали уникальный прибор
– компас. На что он похож?
Дети: На часы, будильник, круг.
Воспитатель: У компаса есть стрелка не простая, а намагниченная, которая всегда
показывает на Север. Так же у нашей земли есть юг и север – это полюса (ПОКАЗ),
они тоже намагничены. Самая намагниченная часть земли – это северный полюс,
север, поэтому стрелка компаса всегда показывает на Север. Хотите проверить?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите компас, положите на ладошку, куда смотрит стрелка? (дети
показывают рукой в сторону).
Воспитатель: Там Север.
Воспитатель: Повернитесь направо. Куда смотрит стрелка?
Дети: Туда же. На Север.
Воспитатель: Значит, стрелка компаса действительно всегда смотрит на Север,
самую намагниченную часть земли.
Воспитатель: Наша
экскурсия
по
музею
закончилась.
Вам
понравилось?
Что
нового вы узнали о магнитах?
Дети: Магнит притягивает металлические предметы. Магнит действует через воду.
Магнит
действует
сквозь
препятствия.
У
земли
есть
магнит.
И
самая
намагниченная часть – Север. Познакомились с компасом.
Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы, настоящие исследователи. Я хочу
подарить вам магнитики, с помощью которых вы дома найдёте металлические
предметы и нам о них расскажите. Спасибо вам, ребята.