Автор: Валентина Николаевна Денисова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 16»
Населённый пункт: Саров Нижегородская область
Наименование материала: Презентация к уроку литературы 5 класс
Тема: А.С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина
Раздел: полное образование
А.С. ПУШКИН ПОЭМА «РУСЛАН И
ЛЮДМИЛА» (ОТРЫВОК). ОБРАЗЫ,
МОТИВЫ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
СРЕДСТВА РУССКОЙ НАРОДНОЙ
ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА
Учитель русского языка и литературы
Денисова В. Н.
Сказка – ложь, да в ней
Сказка – ложь, да в ней
намёк, добрым молодцам
намёк, добрым молодцам
урок
урок
.
.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 16» города Сарова
ЦЕЛИ:
ЦЕЛИ:
1.
познакомить с фрагментами биографии А.
С. Пушкина;
2.
расширить представление об его сказочных
произведениях;
3.
показать связь литературы с другими
произведениями искусства;
4.
познакомить с прологом к поэме «Руслан и
Людмила»;
5.
развивать творческое воображение
учащихся.
Что сказки? –
Вымысел один,
Скорее детям для острастки.
Но малолетний господин
В них видел более, чем сказки.
А зорко око, чуткий слух
Не зря даны ему природой –
Он понимал:
Там русский дух!
Там Русью пахнет! И – свободой.
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала,
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
ВИКТОРИНА «УЗНАЙТЕ СКАЗКУ ПО
СТРОЧКАМ»
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Пошёл старик к синему морю.
(Неспокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Я ль скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет.
Но царевна всех милее, всех румяней и белее».
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.
(«Сказка о золотом петушке»)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»)
«У лукоморья дуб зеленый...» —
вступление
к
поэме
«Руслан
и
Людмила»
—
представляет
собой
«собирательную»
картину
с к а з о ч н ы х
м о т и в о в ,
и з о б и л у ю щ у ю
необыкновенным,
волшебным.
Ка рт и н ы ,
и зо бр аженн ы е
в
п рол о ге ,
д ан ы
п о э т о м
необычайно выразительно: часто два-три слова,
д в е - т р и
с т р о к и
в ы з ы в а ю т
у
ч и т а т е л я
художественные образы, представления о картине,
героях, фантастических событиях.
Внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина.
Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?
-Каким вы себе представляете это сказочное место?
Опишите своими словами.
О чём пушкинский пролог? Какова его тема?
О лукоморье и чудесах, происходящих там.
- Каким же поэт изобразил лукоморье?
Сказочным, таинственным,
загадочным, волшебным.
Какие чудеса и сказочные герои вас
удивили?
Чем? Что особенно понравилось и
почему?
Какие вам встретились трудные
непонятные слова?
Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются.
Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой»,
Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой»,
«витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной,
«витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной,
сказочностью, волшебством
сказочностью, волшебством
А что же оно означает слово «Лукоморье»?
А что же оно означает слово «Лукоморье»?
– Излучина морского берега (от слов «лука» - «изгиб»
и море Лукоморье - морской залив.).
Если мы заглянем в толковый словарь современного
Если мы заглянем в толковый словарь современного
русского языка, то узнаем, что лукоморье – это
русского языка, то узнаем, что лукоморье – это
старинное народное название берега залива, бухты.
старинное народное название берега залива, бухты.
Прочитайте про себя пушкинский пролог и
Прочитайте про себя пушкинский пролог и
попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова
попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова
(они называются архаизмами).
(они называются архаизмами).
Златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь…
С какой целью автор употребляет их в прологе?
С какой целью автор употребляет их в прологе?
Эти формы Пушкин употребляет, чтобы
сделать стих торжественным, величавым.
Сколько частей в этом произведении?
Сколько частей в этом произведении?
Состоит из двух частей. Первая - состоит
из шести строк.
Что изобразил поэт в этой части? О чём
Что изобразил поэт в этой части? О чём
пишет А. С .Пушкин?
пишет А. С .Пушкин?
Описал (время и место), где и когда
происходят события сказочного мира.
Что вы можете сказать о второй части?
Что вы можете сказать о второй части?
Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми
Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми
происходят чудеса.
происходят чудеса.
Как можно понять строки:
Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
Пленяет грозного царя…
Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину
Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину
Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между
Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между
прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении
прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении
– «грозный» - видна тонкая насмешка над
– «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.
Прочтите строчку о Кащее.
Какое слово здесь главное, ключевое?
Что оно означает?
– Медленно увядает, слабеет;
из него постепенно уходит жизнь.
Читателю ясно, что Пушкин
презирает жадного и злого Кащея.
В народных сказках волк всегда серый. А какой
В народных сказках волк всегда серый. А какой
масти волк у Пушкина?
масти волк у Пушкина?
Почему?
Почему?
–
–
Бурый – с подпалинами, старый, опытный
Бурый – с подпалинами, старый, опытный.
Пушкинский пролог…Какой жанр устного
Пушкинский пролог…Какой жанр устного
народного творчества он напоминает?
народного творчества он напоминает?
Сказку
Сказку.
Какую именно: бытовую, волшебную, о
Какую именно: бытовую, волшебную, о
животных? Докажите свою мысль.
животных? Докажите свою мысль.
Волшебную сказку.
Волшебную сказку.
Здесь много сказочных
Здесь много сказочных
героев: леший, русалка,
героев: леший, русалка,
Баба Яга…И кот
Баба Яга…И кот
волшебный говорящий,
волшебный говорящий,
есть страшный колдун…
есть страшный колдун…
Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных
от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе.
Поэтому и построение пролога напоминает
волшебную сказку.
Какие элементы волшебной сказки можно выделить?
1. Присказку, или зачин.
Это рассказ о коте.
2. Рассказ о чудесных героях.
3. Концовку
Вспомним традиционную сказочную концовку
Вспомним традиционную сказочную концовку.
И я там был, мёд, пиво
пил, по усам текло, а в
рот не попало.
Что изменил в ней Пушкин и зачем?
Что изменил в ней Пушкин и зачем?
Он опустил отрицательную
часть («по усам текло, а в рот
не попало») и ввёл целый ряд
утверждений: «был», «пил»,
«видел», «сидел», «мне сказку
говорил». Этим поэт подчеркнул,
что в чудесный мир сказок он
вошёл навсегда и расстаться
с ним не желает.
Сделаем ещё один вывод:
Сделаем ещё один вывод:
Пушкин – мастер композиции: его пролог – это
своеобразная мозаика, в которой в сжатой
форме предстали герои многих волшебных
сказок; создаётся это сказочное полотно в
соответствии с законами народных сказок:
здесь есть и зачин, и концовка, представители
сил добра и зла…
Вспомним, что такое идея, основная мысль
художественного произведения.
-В каких строчках заключена основная мысль
пролога?
-Какое традиционное значение имело
словосочетание «русский дух» в народной сказке?
Чем оно отличается от значения, которое вкладывает
в это словосочетание Пушкин?
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил...
Художественное пространство в волшебной сказке делится на
свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный,
мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить
невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу
чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают:
«Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для
этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова
Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное,
светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.
Там русский дух
Там Русью пахнет…-
эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство –
любви ко всему родному, русскому.
Домашнее задание
Домашнее задание
1)
Выучить пролог наизусть и приготовиться читать его
выразительно.
2)
Нарисовать понравившееся чудо.
3)
Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в
хрестоматии по литературному чтению.
ИТОГ УРОКА.
ИТОГ УРОКА.
С каким новым видом жанра познакомились сегодня на
уроке?
Поэма.
Что особенно вам понравилось?
Мне хочется, подводя итог нашего урока, сказать о том, что
иногда надо посмотреть вокруг. И тогда, может быть, вы
сможете увидеть сказку вокруг себя, чудеса и красоту.
Постарайтесь включить свое воображение и фантазию, и
тогда вам легко будет выполнить домашнее задание.