Напоминание

А.С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина


Автор: Валентина Николаевна Денисова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 16»
Населённый пункт: Саров Нижегородская область
Наименование материала: Презентация к уроку литературы 5 класс
Тема: А.С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина
Раздел: полное образование





Назад




А.С. ПУШКИН ПОЭМА «РУСЛАН И

ЛЮДМИЛА» (ОТРЫВОК). ОБРАЗЫ,

МОТИВЫ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

СРЕДСТВА РУССКОЙ НАРОДНОЙ

ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА

Учитель русского языка и литературы

Денисова В. Н.

Сказка – ложь, да в ней

Сказка – ложь, да в ней

намёк, добрым молодцам

намёк, добрым молодцам

урок

урок

.

.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 16» города Сарова

ЦЕЛИ:

ЦЕЛИ:

1.

познакомить с фрагментами биографии А.

С. Пушкина;

2.

расширить представление об его сказочных

произведениях;

3.

показать связь литературы с другими

произведениями искусства;

4.

познакомить с прологом к поэме «Руслан и

Людмила»;

5.

развивать творческое воображение

учащихся.

Что сказки? –

Вымысел один,

Скорее детям для острастки.

Но малолетний господин

В них видел более, чем сказки.

А зорко око, чуткий слух

Не зря даны ему природой –

Он понимал:

Там русский дух!

Там Русью пахнет! И – свободой.

Сама не ведая о том,

Она урок ему давала,

Простым крестьянским языком

Саму Россию диктовала!

ВИКТОРИНА «УЗНАЙТЕ СКАЗКУ ПО

СТРОЧКАМ»

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Пошёл старик к синему морю.

(Неспокойно синее море)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Я ль скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет.

Но царевна всех милее, всех румяней и белее».

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся.

(«Сказка о золотом петушке»)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и

могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о

прекрасной царевне Лебеди»)

«У лукоморья дуб зеленый...» —

вступление

к

поэме

«Руслан

и

Людмила»

представляет

собой

«собирательную»

картину

с к а з о ч н ы х

м о т и в о в ,

и з о б и л у ю щ у ю

необыкновенным,

волшебным.

Ка рт и н ы ,

и зо бр аженн ы е

в

п рол о ге ,

д ан ы

п о э т о м

необычайно выразительно: часто два-три слова,

д в е - т р и

с т р о к и

в ы з ы в а ю т

у

ч и т а т е л я

художественные образы, представления о картине,

героях, фантастических событиях.

Внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина.

Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

-Каким вы себе представляете это сказочное место?

Опишите своими словами.

О чём пушкинский пролог? Какова его тема?

О лукоморье и чудесах, происходящих там.

- Каким же поэт изобразил лукоморье?

Сказочным, таинственным,

загадочным, волшебным.

Какие чудеса и сказочные герои вас

удивили?

Чем? Что особенно понравилось и

почему?

Какие вам встретились трудные

непонятные слова?

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются.

Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой»,

Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой»,

«витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной,

«витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной,

сказочностью, волшебством

сказочностью, волшебством

А что же оно означает слово «Лукоморье»?

А что же оно означает слово «Лукоморье»?

Излучина морского берега (от слов «лука» - «изгиб»

и море Лукоморье - морской залив.).

Если мы заглянем в толковый словарь современного

Если мы заглянем в толковый словарь современного

русского языка, то узнаем, что лукоморье – это

русского языка, то узнаем, что лукоморье – это

старинное народное название берега залива, бухты.

старинное народное название берега залива, бухты.

Прочитайте про себя пушкинский пролог и

Прочитайте про себя пушкинский пролог и

попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова

попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова

(они называются архаизмами).

(они называются архаизмами).

Златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь…

С какой целью автор употребляет их в прологе?

С какой целью автор употребляет их в прологе?

Эти формы Пушкин употребляет, чтобы

сделать стих торжественным, величавым.

Сколько частей в этом произведении?

Сколько частей в этом произведении?

Состоит из двух частей. Первая - состоит

из шести строк.

Что изобразил поэт в этой части? О чём

Что изобразил поэт в этой части? О чём

пишет А. С .Пушкин?

пишет А. С .Пушкин?

Описал (время и место), где и когда

происходят события сказочного мира.

Что вы можете сказать о второй части?

Что вы можете сказать о второй части?

Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми

Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми

происходят чудеса.

происходят чудеса.

Как можно понять строки:

Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя…

Пленяет грозного царя…

Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину

Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину

Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между

Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между

прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении

прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении

– «грозный» - видна тонкая насмешка над

– «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.

Прочтите строчку о Кащее.

Какое слово здесь главное, ключевое?

Что оно означает?

– Медленно увядает, слабеет;

из него постепенно уходит жизнь.

Читателю ясно, что Пушкин

презирает жадного и злого Кащея.

В народных сказках волк всегда серый. А какой

В народных сказках волк всегда серый. А какой

масти волк у Пушкина?

масти волк у Пушкина?

Почему?

Почему?

Бурый – с подпалинами, старый, опытный

Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

Пушкинский пролог…Какой жанр устного

Пушкинский пролог…Какой жанр устного

народного творчества он напоминает?

народного творчества он напоминает?

Сказку

Сказку.

Какую именно: бытовую, волшебную, о

Какую именно: бытовую, волшебную, о

животных? Докажите свою мысль.

животных? Докажите свою мысль.

Волшебную сказку.

Волшебную сказку.

Здесь много сказочных

Здесь много сказочных

героев: леший, русалка,

героев: леший, русалка,

Баба Яга…И кот

Баба Яга…И кот

волшебный говорящий,

волшебный говорящий,

есть страшный колдун…

есть страшный колдун…

Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных

от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе.

Поэтому и построение пролога напоминает

волшебную сказку.

Какие элементы волшебной сказки можно выделить?

1. Присказку, или зачин.

Это рассказ о коте.

2. Рассказ о чудесных героях.

3. Концовку

Вспомним традиционную сказочную концовку

Вспомним традиционную сказочную концовку.

И я там был, мёд, пиво

пил, по усам текло, а в

рот не попало.

Что изменил в ней Пушкин и зачем?

Что изменил в ней Пушкин и зачем?

Он опустил отрицательную

часть («по усам текло, а в рот

не попало») и ввёл целый ряд

утверждений: «был», «пил»,

«видел», «сидел», «мне сказку

говорил». Этим поэт подчеркнул,

что в чудесный мир сказок он

вошёл навсегда и расстаться

с ним не желает.

Сделаем ещё один вывод:

Сделаем ещё один вывод:

Пушкин – мастер композиции: его пролог – это

своеобразная мозаика, в которой в сжатой

форме предстали герои многих волшебных

сказок; создаётся это сказочное полотно в

соответствии с законами народных сказок:

здесь есть и зачин, и концовка, представители

сил добра и зла…

Вспомним, что такое идея, основная мысль

художественного произведения.

-В каких строчках заключена основная мысль

пролога?

-Какое традиционное значение имело

словосочетание «русский дух» в народной сказке?

Чем оно отличается от значения, которое вкладывает

в это словосочетание Пушкин?

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил...

Художественное пространство в волшебной сказке делится на

свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный,

мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить

невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу

чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают:

«Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для

этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова

Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное,

светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.

Там русский дух

Там Русью пахнет…-

эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство –

любви ко всему родному, русскому.

Домашнее задание

Домашнее задание

1)

Выучить пролог наизусть и приготовиться читать его

выразительно.

2)

Нарисовать понравившееся чудо.

3)

Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в

хрестоматии по литературному чтению.

ИТОГ УРОКА.

ИТОГ УРОКА.

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на

уроке?

Поэма.

Что особенно вам понравилось?

Мне хочется, подводя итог нашего урока, сказать о том, что

иногда надо посмотреть вокруг. И тогда, может быть, вы

сможете увидеть сказку вокруг себя, чудеса и красоту.

Постарайтесь включить свое воображение и фантазию, и

тогда вам легко будет выполнить домашнее задание.



В раздел образования