Автор: Харламов Сергей Андреевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Лицей им. генерал-майора Хисматулина В.И.
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля
Раздел: среднее образование
Технологическая карта к уроку по технологии (по Логвиновой и Копотевой)
Учитель
Харламов Сергей Андреевич
Класс
6-1,6-2, 6-3
Метапредметные
затруднения
Умение работать по инструкции, умение выдвигать гипотезу, умение оценить работу по процессу и результату
Тема урока
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля
Тип урока
Урок открытия нового знания
Цели урока
Образовательная: расширить представления учащихся об измерительных инструментов и способах измерениях деталей с
помощью штангенциркуля.
Развивающая: формирование умения при работе со штангенциркулем на практике, соблюдая меры безопасности
Воспитательная: формирование навыков умения
качественно выполнять поставленные задачи, уметь работать индивидуально,
в парах, проявлять дисциплинированность, трудолюбие
Задачи
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление устройства штангенциркуля, его назначения, способствовать
привитию соблюдения правил техники безопасности при использовании штангенциркуля, способствовать развитию умения
измерять диаметр детали.
Планируемый
результат
(УУД)
Личностные: учебно-познавательная мотивация, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, формирование ответственного отношения к учебе
Предметные: Знать назначение и устройство штангенциркуля, уметь имерять размеры деталей с точностью до 0,1 мм
Метапредметные:
Познавательные: развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, пользоваться
альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении
явлений
Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Регулятивные: осуществление регулятивных действий постановки цели, самоконтроля, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности
Формы работы
Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа
Виды
деятельности
Дискуссия, работа с информационными источниками, лабораторно-практическая работа
Ресурсы
Учебник, компьютерная презентация, телевизор, лабораторное оборудование, раздаточный материал
Организационная структура урока
Этап урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Модуль 1
Познавательная
Модуль 2
Коммуникативная
Модуль 3
Регулятивная
Осуществляемы
е действия
Формируемые
способы
деятельности
Осуществляемы
е действия
Формируемые
способы
деятельности
Осуществляемые
действия
Формируемые
способы
деятельности
1. Этап мотивации к
учебной деятельности.
1)Учитель приветствует
учащихся,
проверяет
готовность к уроку.
Предлагает раздаточный
материал, просит
поставить буквы в
правильном порядке,.
Отвечают на
вопросы, делают
предположение,
систематизируют
информацию до
изучения нового
материала.
Осуществлять
выбор наиболее
эффективных
способов
решения задач в
зависимости от
конкретных
условий.
Осуществлять
актуализацию
полученных
ранее знаний по
предмету.
Учащиеся
взаимодействуют
с учителем,
работают во
фронтальном
режиме.
Умение выражать
свои мысли в
соответствии с
коммуникативной
задачей
Контролируют
ответы на
вопросы
одноклассников
Умение
самостоятельно
выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
учебных задач
2. Этап актуализации и
фиксирования
индивидуального
затруднения в пробном
действии.
1)Учитель предлагает
групповую работу. Просит
осуществить замер
предложенных заготовок
линейкой, после заполнить
Отвечают на
вопросы,
фиксируют
возникшие
затруднения
Активизация
соответствующих
мыслительных
операций
(анализ,
обобщение) и
познавательных
процессов
(внимание,
память),умение
работать по
Учащиеся
взаимодействуют
друг с другом во
время обсуждения
ответов
Умение
согласовывать
усилия по
достижению
цели, соблюдая
процедуру работы
в парах
Умение выражать
свои мысли в
соответствии с
В ходе
ответов
обучающихся
осуществляют
самоконтроль
Умение понимать
и сохранять
учебную задачу,
осуществлять
самоконтроль
таблицу столбец "Измерение
№1"
Учитель спрашивает, все ли
измерения можно проделать
линейкой
Просит сформулировать
цели и задачи урока
инструкции
Умение
формулировать
цели и задачи
урока
коммуникативной
задачей
3. Этап выявления места и
причины затруднения
4. Этап построения
проекта выхода из
затруднения
(формирования учебной
цели и задач).
1) Учитель дает конкретное
представление о назначении
и устройстве
штангенциркуля
2) Объясняет правила
обращения со
штангенциркулем
Отвечают на
вопросы учителя,
предлагают
варианты
решения
проблемы
Фиксируют
полученные
знания в тетрадь
Формирование
представления о
штангенциркуле
Взаимодействуют
с учителем и
одноклассниками
во время
обсуждения
ответов во
фронтальном
режиме.
Адекватно
использовать
речевые средства
для решения
различных
коммуникативных
задач
Контролируют
свои действия
Умение понимать
и сохранять
учебную задачу
5. Этап реализации
построенного проекта.
6. Этап закрепления с
проговариванием во
внешней речи.
Динамическая пауза.
1) Учитель проговаривает
порядок отсчета показаний
штангенциркулем шкалы
штанги и нониуса
2) Учитель проводит
инструктаж по выполнению
работы
Обсуждают,
работают в парах
Умение найти
необходимую
информацию, и
соотнести в
соответствии с
предложенным
заданием
Умение
сформулировать
алгоритм
действий
Учащиеся
взаимодействуют
с учителем, с
одноклассниками,
задают вопросы
Слушать учителя,
собеседника,
формулировать
собственное
мнение и
позицию, умение
задавать вопросы
Контролируют
свои действия,
оценивают работу
Умение понимать
и сохранять
учебную задачу,
умение
оценивать свою
деятельность по
процессу и
результату
7. Этап самостоятельной
работы с проверкой по
Обсуждают,
работают в
Умение находить
нужную
Учащиеся
взаимодействуют
Умение вступать в
диалог, вести
Контролируют
собственную
Умение
поставить
эталону.
1)Учитель предлагает
работу в парах, произвести
измерение
штангенциркулем.
2) Учитель следит за
правильным выполнением
задания, контролирует и
корректирует действия
учеников
3) Раздает карточки с
эталоном для выполнения
задания, тем у кого
возникли затруднения
4)Организует самопроверку
по образцу.
парах,
выполняют
задание с опорой
на эталон
информацию,
выявлять
недостающую,
осуществлять
актуализацию
полученных
ранее знаний по
предмету.
друг с другом во
время
обсуждения.
диалогическое
общение,
адекватно
использовать
речевые средства
для дискуссии,
уважительное
отношение к
партнеру
деятельность,
действия
одноклассников
учебную задачу и
решить ее,
осуществлять
коррекцию,
контроль,
самоконтроль и
самооценку
8. Этап включения в
систему знаний и
повторения.
1)Учитель просит
представить результаты
2)Подводит итоги
проделанной работы,
комментирует и объясняет
допущенные ошибки
Отвечают на
вопросы
Умение отвечать
на вопросы и
вести дискуссию
Взаимодействуют
с
одноклассниками
в процессе
обобщающей
беседы
Умение оценивать
свои силы и силы
своих
одноклассников
Контролируют
собственную
деятельность,
действия
одноклассников
Умение
осуществлять
самооценку
деятельности
9. Этап рефлексии
деятельности. Домашнее
задание.
1)Организует беседу о
материале, пройденном на
уроке, побуждает
обучающихся к оценке
собственной деятельности
на уроке, оценивает работу
учащихся.
2)Объясняет домашнее
задание.
Проговаривают
успехи и неудачи,
планируют работу
на следующее
занятие
Записывают
домашнее задание
Осуществлять
актуализацию
полученных
знаний по
предмету.
Умение
формулировать
учебную задачу
на перспективу.
Взаимодействуют
с учителем в
процессе
обобщающей
беседы по
материалу урока
во фронтальном
режиме
Слушать учителя,
собеседника,
формулировать
собственное
мнение и
позицию,
координировать
её с позициями
партнёров в
сотрудничестве
при выработке
общего решения в
совместной
деятельности.
Оценивают
результаты
достигнутого на
уроке
Самостоятельно
анализировать
достижения цели,
осуществлять
познавательную
рефлексию в
отношении
действий по
решению
учебных и
познавательных
задач