Автор: Зайцева Светлана Николаевна
Должность: учитпль русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1095
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные"
Раздел: полное образование
Учитель: Зайцева Светлана Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».
Цель содержательная: расширить знания учащихся об именах собственных и нарицательных существительных, формировать
умение различать имена существительные собственные и нарицательные, умение правильно писать имена собственные.
Цель деятельностная: создать условия для нахождения информации об именах собственных и нарицательных, для её оценки,
анализа и перевода из одной формы в другую; создать условия для развития сотрудничества
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты:
Формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных.
Формировать умение определять эти существительные.
Формировать умение правильно писать имена собственные.
Продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки.
Закреплять знания об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли существительного.
Закреплять умение находить и использовать имена существительные в тексте.
Развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес к изучению русского языка.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять
причины и следствия языковых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Регулятивные УУД:
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выдвигать версии.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно.
Продолжить формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные УУД:
Продолжить формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Продолжить формирование умения слушать и понимать речь других.
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, в пере.
Личностные результаты:
Создание условий для саморазвития и самообразования на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Продолжить формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формы работы учащихся:
Методы: словесный, наглядный, поисково-исследовательский.
Оборудование: интерактивная панель, раздаточный материал.
Ход урока
Врем
я
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Приёмы, УУД
1
мин.
Организационны
й момент
Активация
учащихся.
Создание
доброжелательной
атмосферы.
Приветствует учащихся,
организует проверку
готовности к уроку и
устранение недостатков.
Организует запись числа,
вида работы(записи на
меловой доске).
Приветствуют
учителя, проверяют
готовность к уроку,
устраняют
недостатки в
подготовке.
Записывают число,
вид работы.
Личностные:
мобилизация внимания,
уважение к
окружающим.
Регулятивные: оценка
качества готовности к
уроку.
Коммуникативные:
учебное сотрудничество
с учителем и
сверстниками.
2 мин
Мотивация к
учебной
деятельности
Сформировать
внешнюю и
внутреннюю
психологическую
готовность уч-ся к
включению в
учебную
деятельность.
Создать ситуацию
успеха.
Эпиграф к уроку:
Время нам нельзя терять,
Новую тему будем изучать.
Мы сегодня продолжим
открывать новые тайны
русского языка.
Читаем вместе установку
на урок:
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Каким вы хотите видеть
наш урок?
Я вам желаю быть
Слушают учителя.
Читают эпиграф к
уроку.
Читают хором
установку на урок.
Отвечают на вопрос
(интересным,
Фронтальная работа.
Принцип
психологической
комфортности.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
учебное сотрудничество
с учителем и
сверстниками.
Личностные: создание
ситуации успеха.
внимательными,
активными и
любознательными.
весёлым,
познавательным,
запоминающимся).
Участвуют в беседе.
5
мин.
Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном
действии.
Подготовить
мышление
учащихся.
Организовать
осознание ими
внутренней
потребности к
построению
нового способа
действий.
- К какому разделу
лингвистики мы
приступили?
- Что изучает морфология?
- Какую часть речи мы с
вами изучаем?
- Что обозначает имя
существительное?
- На какие вопросы
отвечает имя
существительное?
- Почему у имён
существительных разные
вопросы?
Возьмите листок с
заданием:
1.Интересный роман.
2. Дружелюбный Роман.
3. Многонаселённый Орёл.
4. Дальнозоркий орёл.
5. Зеленоглазая Вера.
6. Истинная вера.
Слушают учителя.
Отвечают на
вопросы.
Слушают учителя и
выполняют задание.
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Проблемная ситуация.
Личностные:
способность к
самооценке и
взаимооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
Регулятивные: оценка
правильности
выполнения действия;
планирование своего
действия в соответствии
с поставленной задачей;
высказывание своего
предположения.
Коммуникативные:
умение оформлять свои
мысли в устной форме;
умение слушать и
вступать в диалог.
Познавательные: умение
ориентироваться в
системе знаний.
7. Реденький пушок.
8. Верный Пушок.
9. Умная Любовь.
10. Материнская любовь.
Определите
одушевлённость и
неодушевлённость
существительных в
словосочетаниях.
Взаимопроверка по
эталону.
Оцените по данным
критериям: без ошибок – 5;
1-2 ошибки – 4.
- Почему возникли
трудности в определении
одушевлённости и
неодушевлённости имён
существительных
некоторых?
Взаимопроверка по
эталону.
Взаимооценка.
Поднимают руки, у
кого 5, у кого 4.
Слушают учителя,
анализируют,
отвечают на вопрос.
3
мин.
Выявление места
и причины
затруднения.
Организовать
анализ учащимися
возникшей
ситуации и на
этой основе
выявить места и
причины
затруднения;
- Распределите слова из
карточки в два столбика:
Кот, Мурзик, сестра,
Мария, Россия, Москва,
столица, государство.
- По какому признаку вы
их распределили?
Слушают учителя.
Выполняют задание в
парах.
Зачитывают слова в
столбиках.
Отвечают на вопрос.
Работа в парах.
Личностные: осознание
своих возможностей.
Познавательные: анализ
объектов с целью
выделения признаков.
Регулятивные: умение
создать ситуацию
осознания
недостаточности
знаний , умений.
регулировать свои
действия.
Коммуникативные:
учебное сотрудничество
с учителем и
сверстниками.
3
мин.
Построение
проекта выхода из
затруднения.
Постановка целей
учебной
деятельности и на
этой основе выбор
способа и средств
их реализации.
- Итак, какова тема нашего
урока?
- Запишите тему в тетради:
Собственные и
нарицательные имена
существительные.
(запись на меловой доске).
- Давайте определим цели
урока. Подумайте и
продолжите:
Расширим знания о …
Научимся …
Узнаем правило …
(записи на меловой доске).
Формулируют и
записывают тему
урока..
Определение и
формулирование
цели урока.
Фронтальная работа.
Работа в парах.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
учебное сотрудничество
с учителем и
сверстниками.
12
мин.
Реализация
построенного
проекта.
Построение
учащимися нового
способа действий
и формирование
умений его
применять как
при решении
задачи, вызвавшей
затруднение так и
при решении
- Откройте стр. 52
учебника.
- Читаем вслух теорию в
параграфе 91.
- Составим схему (на
меловой доске):
Имя существительное
↓ ↓
Слушают учителя.
Открывают
учебники.
Читают теорию в
параграфе.
Составляют в
тетради схему и
заполняют её в
тетради, используя
Фронтальная работа.
Работа в парах.
Индивидуальная работа.
Познавательные:
извлекать необходимую
информацию из
прочитанного и
задач такого
класса и типа
вообще.
Нариц. Собст.
- Что обозначают
нарицательные сущ.?
Это названия однородных
предметов.
- Что обозначают
собственные сущ.?
Это названия единичных
предметов.
- Допишем это в схему в
скобках.
Учитель дополняет:
Слово «собственный»
происходит от
старославянского слова
«собьство», что означает
«своё», «личное», «себе
принадлежащее».
Русское слово
«нарицательный»
образовалось от
старославянского слова
«нарицати», т.е.
«называть».
- Что могут называть
имена собственные?
Рассмотрите слова и
материал параграфа.
Отвечают на
вопросы.
Слушают учителя.
Работают в парах:
определяют группы
имён собственных по
значению.
прослушанного;
структурировать знания;
анализ объектов с целью
определения признаков.
Регулятивные: умение
регулировать свои
действия.
Коммуникативные:
вступать в диалог, с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Личностные: осознание
своих возможностей.
Предметные: давать
определения новым
понятиям темы; знать
правописание
собственных
существительных.
назовите группы имён
собственных (раздаточный
материал):
1.Борис, Лермонтов,
Шарик, 2.Байкал, Волга,
Урал, Африка; 3. Юпитер,
Земля, Млечный путь; 4.
День знаний, День Победы;
5. Великая Отечественная
война; 6. «Муму»,
«Кавказский пленник»,
«Бородино».
- Как вы думаете, на что
следует обратить внимание
при изучении собственных
существительных?
- Как же они пишутся?
- Проверим правильность
нашего вывода,
обратившись к стр.56
учебника. Прочитаем
вслух.
- Посмотри учебный
видеофильм из библиотеки
МЭШ (продолжительность
3 мин.42 сек)
- Была ли новая,
Дают ответы.
Отвечают на
вопросы.
Читают правило в
учебнике.
Просмотр учебного
видеофильма.
Ответ на вопрос.
незнакомая информация?
5
мин.
Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи.
Усвоение
учащимися нового
способа действия
при решении
типовых задач.
- Выполните
самостоятельно на стр. 56
учебника упр. 500 (без
использования доски).
- Проверим (один ученик с
места читает).
- Поднимите руки, кто
получил 5, кто получил 4.
Выполняют упр. 500.
Взаимопроверка.
Оценивают работу.
Поднимают руки.
Индивидуальная работа.
Взаимопроверка.
Регулятивные:
устанавливать
последовательность
действий по
выполнению задания;
контроль, оценка,
коррекция.
Коммуникативные:
слушать и слышать
учителя и собеседника.
Познавательные:
применять полученные
знания при решении
практической задачи.
Личностные:
познавательный интерес
к теме.
4
мин.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
Интериоризация
нового способа
действия и
исполнительская
рефлексия
(коллективная и
индивидуальная)
достижения цели
пробного
учебного
действия,
применение
Тест на проверку
материала, изученного на
уроке (на сохранённом
слайде интерактивной
панели в режиме «Доска»).
1. Имена существительные
собственные обозначают:
А) однородные предметы;
Б) единичные предметы.
2. Нарицательные
Решают тест.
Индивидуальная
самостоятельная работа.
Самопроверка.
Самооценка.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению;
осознание качества и
уровня усвоения.
Личностные:
нового знания в
типовых заданиях.
существительные
пишутся:
А) с большой буквы;
Б) с маленькой буквы.
3. В какой строке все слова
написаны верно?
А) дом, мама, миша;
Б) кузнец, комар, Комаров.
4. В какой строке
допущена ошибка?
А) кузнец, журнал За
рулём, кузов;
Б) Репин, программа
«Спокойной ночи,
малыши», Волга.
Самопроверка по эталону.
Оценивание по критериям.
Проверяют и
оценивают.
самоопределение.
Коммуникативные:
управление поведением.
5
мин.
Включение
нового знания в
систему знаний и
повторение.
Обобщение и
повторение (без
использования
доски).
- Как звучала тема нашего
урока?
- Что нового узнали на
уроке?
- Чему научились на
уроке?
- Как отличить
собственные имена
существительные от
нарицательных?
Ответы на вопросы.
Ещё раз
проговаривают
положения темы и
правило.
Фронтальная работа.
Коммуникативные:
умение слушать и
вступать в диалог.
Личностные:
самоопределение.
Познавательные:
умение ориентироваться
в своей системе знаний.
- Как пишутся имена
существительные
собственные?
- Мы достигли
поставленных в начале
урока целей?
5
мин.
Рефлексия и
информация о
домашнем
задании.
Организация
обсуждения и
запись домашнего
задания (на
меловой доске).
Рефлексивный
анализ учебной
деятельности с
точки зрения
выполнения
требований
учителя.
Определение и
фиксация
неразрешённых
затруднений как
направления
будущей учебной
деятельности.
Оценка
собственной
деятельности на
уроке.
- Вот и кончился урок,
подвести пора итог.
- Запишите домашнее
задание: выучить теорию
(параграф 91); упр. 495.
- Прочитайте задание. Что
нужно сделать в
упражнении? Какие
вопросы?
- Что понравилось на
уроке?
- Что было сложным,
непонятным?
- На что надо обратить
внимание при домашней
подготовке? На
следующем уроке?
- Оцените свою работу по
Записывают
домашнее задание.
Слушают
инструктаж.
Задают вопросы.
Ответы на вопросы.
Самооценка.
Фронтальная работа.
Самооценка.
Регулятивные: умение
соотнести результат
своей деятельности с
целью и оценить его.
Коммуникативные:
вступать в диалог, с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Личностные: осознавать
успешность своей
деятельности.
пятибалльной шкале.
- Кто работал на 5? На 4?
Поднимите руки.
Поднимают руки.