Напоминание

"Собственные и нарицательные имена существительные"


Автор: Зайцева Светлана Николаевна
Должность: учитпль русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1095
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные"
Раздел: полное образование





Назад




Учитель: Зайцева Светлана Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Цель содержательная: расширить знания учащихся об именах собственных и нарицательных существительных, формировать

умение различать имена существительные собственные и нарицательные, умение правильно писать имена собственные.

Цель деятельностная: создать условия для нахождения информации об именах собственных и нарицательных, для её оценки,

анализа и перевода из одной формы в другую; создать условия для развития сотрудничества

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:

Формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных.

Формировать умение определять эти существительные.

Формировать умение правильно писать имена собственные.

Продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки.

Закреплять знания об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли существительного.

Закреплять умение находить и использовать имена существительные в тексте.

Развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес к изучению русского языка.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять

причины и следствия языковых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные УУД:

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель

учебной деятельности, выдвигать версии.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять

ошибки самостоятельно.

Продолжить формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД:

Продолжить формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Продолжить формирование умения слушать и понимать речь других.

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, в пере.

Личностные результаты:

Создание условий для саморазвития и самообразования на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Продолжить формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формы работы учащихся:

Методы: словесный, наглядный, поисково-исследовательский.

Оборудование: интерактивная панель, раздаточный материал.

Ход урока

Врем

я

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Приёмы, УУД

1

мин.

Организационны

й момент

Активация

учащихся.

Создание

доброжелательной

атмосферы.

Приветствует учащихся,

организует проверку

готовности к уроку и

устранение недостатков.

Организует запись числа,

вида работы(записи на

меловой доске).

Приветствуют

учителя, проверяют

готовность к уроку,

устраняют

недостатки в

подготовке.

Записывают число,

вид работы.

Личностные:

мобилизация внимания,

уважение к

окружающим.

Регулятивные: оценка

качества готовности к

уроку.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество

с учителем и

сверстниками.

2 мин

Мотивация к

учебной

деятельности

Сформировать

внешнюю и

внутреннюю

психологическую

готовность уч-ся к

включению в

учебную

деятельность.

Создать ситуацию

успеха.

Эпиграф к уроку:

Время нам нельзя терять,

Новую тему будем изучать.

Мы сегодня продолжим

открывать новые тайны

русского языка.

Читаем вместе установку

на урок:

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

Каким вы хотите видеть

наш урок?

Я вам желаю быть

Слушают учителя.

Читают эпиграф к

уроку.

Читают хором

установку на урок.

Отвечают на вопрос

(интересным,

Фронтальная работа.

Принцип

психологической

комфортности.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество

с учителем и

сверстниками.

Личностные: создание

ситуации успеха.

внимательными,

активными и

любознательными.

весёлым,

познавательным,

запоминающимся).

Участвуют в беседе.

5

мин.

Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном

действии.

Подготовить

мышление

учащихся.

Организовать

осознание ими

внутренней

потребности к

построению

нового способа

действий.

- К какому разделу

лингвистики мы

приступили?

- Что изучает морфология?

- Какую часть речи мы с

вами изучаем?

- Что обозначает имя

существительное?

- На какие вопросы

отвечает имя

существительное?

- Почему у имён

существительных разные

вопросы?

Возьмите листок с

заданием:

1.Интересный роман.

2. Дружелюбный Роман.

3. Многонаселённый Орёл.

4. Дальнозоркий орёл.

5. Зеленоглазая Вера.

6. Истинная вера.

Слушают учителя.

Отвечают на

вопросы.

Слушают учителя и

выполняют задание.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Проблемная ситуация.

Личностные:

способность к

самооценке и

взаимооценке на основе

критерия успешности

учебной деятельности.

Регулятивные: оценка

правильности

выполнения действия;

планирование своего

действия в соответствии

с поставленной задачей;

высказывание своего

предположения.

Коммуникативные:

умение оформлять свои

мысли в устной форме;

умение слушать и

вступать в диалог.

Познавательные: умение

ориентироваться в

системе знаний.

7. Реденький пушок.

8. Верный Пушок.

9. Умная Любовь.

10. Материнская любовь.

Определите

одушевлённость и

неодушевлённость

существительных в

словосочетаниях.

Взаимопроверка по

эталону.

Оцените по данным

критериям: без ошибок – 5;

1-2 ошибки – 4.

- Почему возникли

трудности в определении

одушевлённости и

неодушевлённости имён

существительных

некоторых?

Взаимопроверка по

эталону.

Взаимооценка.

Поднимают руки, у

кого 5, у кого 4.

Слушают учителя,

анализируют,

отвечают на вопрос.

3

мин.

Выявление места

и причины

затруднения.

Организовать

анализ учащимися

возникшей

ситуации и на

этой основе

выявить места и

причины

затруднения;

- Распределите слова из

карточки в два столбика:

Кот, Мурзик, сестра,

Мария, Россия, Москва,

столица, государство.

- По какому признаку вы

их распределили?

Слушают учителя.

Выполняют задание в

парах.

Зачитывают слова в

столбиках.

Отвечают на вопрос.

Работа в парах.

Личностные: осознание

своих возможностей.

Познавательные: анализ

объектов с целью

выделения признаков.

Регулятивные: умение

создать ситуацию

осознания

недостаточности

знаний , умений.

регулировать свои

действия.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество

с учителем и

сверстниками.

3

мин.

Построение

проекта выхода из

затруднения.

Постановка целей

учебной

деятельности и на

этой основе выбор

способа и средств

их реализации.

- Итак, какова тема нашего

урока?

- Запишите тему в тетради:

Собственные и

нарицательные имена

существительные.

(запись на меловой доске).

- Давайте определим цели

урока. Подумайте и

продолжите:

Расширим знания о …

Научимся …

Узнаем правило …

(записи на меловой доске).

Формулируют и

записывают тему

урока..

Определение и

формулирование

цели урока.

Фронтальная работа.

Работа в парах.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество

с учителем и

сверстниками.

12

мин.

Реализация

построенного

проекта.

Построение

учащимися нового

способа действий

и формирование

умений его

применять как

при решении

задачи, вызвавшей

затруднение так и

при решении

- Откройте стр. 52

учебника.

- Читаем вслух теорию в

параграфе 91.

- Составим схему (на

меловой доске):

Имя существительное

↓ ↓

Слушают учителя.

Открывают

учебники.

Читают теорию в

параграфе.

Составляют в

тетради схему и

заполняют её в

тетради, используя

Фронтальная работа.

Работа в парах.

Индивидуальная работа.

Познавательные:

извлекать необходимую

информацию из

прочитанного и

задач такого

класса и типа

вообще.

Нариц. Собст.

- Что обозначают

нарицательные сущ.?

Это названия однородных

предметов.

- Что обозначают

собственные сущ.?

Это названия единичных

предметов.

- Допишем это в схему в

скобках.

Учитель дополняет:

Слово «собственный»

происходит от

старославянского слова

«собьство», что означает

«своё», «личное», «себе

принадлежащее».

Русское слово

«нарицательный»

образовалось от

старославянского слова

«нарицати», т.е.

«называть».

- Что могут называть

имена собственные?

Рассмотрите слова и

материал параграфа.

Отвечают на

вопросы.

Слушают учителя.

Работают в парах:

определяют группы

имён собственных по

значению.

прослушанного;

структурировать знания;

анализ объектов с целью

определения признаков.

Регулятивные: умение

регулировать свои

действия.

Коммуникативные:

вступать в диалог, с

достаточной полнотой и

точностью выражать

свои мысли.

Личностные: осознание

своих возможностей.

Предметные: давать

определения новым

понятиям темы; знать

правописание

собственных

существительных.

назовите группы имён

собственных (раздаточный

материал):

1.Борис, Лермонтов,

Шарик, 2.Байкал, Волга,

Урал, Африка; 3. Юпитер,

Земля, Млечный путь; 4.

День знаний, День Победы;

5. Великая Отечественная

война; 6. «Муму»,

«Кавказский пленник»,

«Бородино».

- Как вы думаете, на что

следует обратить внимание

при изучении собственных

существительных?

- Как же они пишутся?

- Проверим правильность

нашего вывода,

обратившись к стр.56

учебника. Прочитаем

вслух.

- Посмотри учебный

видеофильм из библиотеки

МЭШ (продолжительность

3 мин.42 сек)

- Была ли новая,

Дают ответы.

Отвечают на

вопросы.

Читают правило в

учебнике.

Просмотр учебного

видеофильма.

Ответ на вопрос.

незнакомая информация?

5

мин.

Первичное

закрепление с

проговариванием

во внешней речи.

Усвоение

учащимися нового

способа действия

при решении

типовых задач.

- Выполните

самостоятельно на стр. 56

учебника упр. 500 (без

использования доски).

- Проверим (один ученик с

места читает).

- Поднимите руки, кто

получил 5, кто получил 4.

Выполняют упр. 500.

Взаимопроверка.

Оценивают работу.

Поднимают руки.

Индивидуальная работа.

Взаимопроверка.

Регулятивные:

устанавливать

последовательность

действий по

выполнению задания;

контроль, оценка,

коррекция.

Коммуникативные:

слушать и слышать

учителя и собеседника.

Познавательные:

применять полученные

знания при решении

практической задачи.

Личностные:

познавательный интерес

к теме.

4

мин.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону.

Интериоризация

нового способа

действия и

исполнительская

рефлексия

(коллективная и

индивидуальная)

достижения цели

пробного

учебного

действия,

применение

Тест на проверку

материала, изученного на

уроке (на сохранённом

слайде интерактивной

панели в режиме «Доска»).

1. Имена существительные

собственные обозначают:

А) однородные предметы;

Б) единичные предметы.

2. Нарицательные

Решают тест.

Индивидуальная

самостоятельная работа.

Самопроверка.

Самооценка.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже

усвоено и что ещё

подлежит усвоению;

осознание качества и

уровня усвоения.

Личностные:

нового знания в

типовых заданиях.

существительные

пишутся:

А) с большой буквы;

Б) с маленькой буквы.

3. В какой строке все слова

написаны верно?

А) дом, мама, миша;

Б) кузнец, комар, Комаров.

4. В какой строке

допущена ошибка?

А) кузнец, журнал За

рулём, кузов;

Б) Репин, программа

«Спокойной ночи,

малыши», Волга.

Самопроверка по эталону.

Оценивание по критериям.

Проверяют и

оценивают.

самоопределение.

Коммуникативные:

управление поведением.

5

мин.

Включение

нового знания в

систему знаний и

повторение.

Обобщение и

повторение (без

использования

доски).

- Как звучала тема нашего

урока?

- Что нового узнали на

уроке?

- Чему научились на

уроке?

- Как отличить

собственные имена

существительные от

нарицательных?

Ответы на вопросы.

Ещё раз

проговаривают

положения темы и

правило.

Фронтальная работа.

Коммуникативные:

умение слушать и

вступать в диалог.

Личностные:

самоопределение.

Познавательные:

умение ориентироваться

в своей системе знаний.

- Как пишутся имена

существительные

собственные?

- Мы достигли

поставленных в начале

урока целей?

5

мин.

Рефлексия и

информация о

домашнем

задании.

Организация

обсуждения и

запись домашнего

задания (на

меловой доске).

Рефлексивный

анализ учебной

деятельности с

точки зрения

выполнения

требований

учителя.

Определение и

фиксация

неразрешённых

затруднений как

направления

будущей учебной

деятельности.

Оценка

собственной

деятельности на

уроке.

- Вот и кончился урок,

подвести пора итог.

- Запишите домашнее

задание: выучить теорию

(параграф 91); упр. 495.

- Прочитайте задание. Что

нужно сделать в

упражнении? Какие

вопросы?

- Что понравилось на

уроке?

- Что было сложным,

непонятным?

- На что надо обратить

внимание при домашней

подготовке? На

следующем уроке?

- Оцените свою работу по

Записывают

домашнее задание.

Слушают

инструктаж.

Задают вопросы.

Ответы на вопросы.

Самооценка.

Фронтальная работа.

Самооценка.

Регулятивные: умение

соотнести результат

своей деятельности с

целью и оценить его.

Коммуникативные:

вступать в диалог, с

достаточной полнотой и

точностью выражать

свои мысли.

Личностные: осознавать

успешность своей

деятельности.

пятибалльной шкале.

- Кто работал на 5? На 4?

Поднимите руки.

Поднимают руки.



В раздел образования