Автор: Любовь Николаевна Крымская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №52
Населённый пункт: г Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей"
Раздел: дошкольное образование
Крымская Любовь Николаевна
Воспитатель
ГБДОУ д/с № 52 г. Санкт - Петербург
Консультация для родителей
на тему: «Экологическое воспитание детей»
Уважаемые родители!
Агрессивное влияние экологической среды, потеря семейных традиций, неопределенность
в системе духовных ценностей негативно сказывается, как на физическом, так и на
эмоциональном благополучии дошкольников.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к
природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование
детей - это огромный потенциал их всестороннего развития.
Мы долгое время жили по девизу Мичурина: «Мы не можем ждать милости от природы,
взять их у нее - наша задача». Плоды этого девиза мы пожинаем сейчас, когда находимся на
грани экологической катастрофы. Важно довести до сознания детей следующую простую
мысль: Человек - всего лишь звено в цепочке природы. Он обязан выполнять законы природы,
иначе цепочка порвется.
Родители должны стать активными участниками воспитательно-образовательного
процесса. Тесное сотрудничество педагога, родителя и ребенка обеспечивает личностно-
ориентированное взаимодействие всех участников этого процесса, все вместе, на равных как
партнеры, создавая особую атмосферу, позволяющую ребенку реализовать свою
познавательную активность в процессе общения с природой.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней
каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольном
учреждении.
Актуальность и значимость экологического воспитания детей дошкольного возраста
должна стать жизненно необходимой, приоритетной задачей для всех нас, педагогов и
родителей.
Целью всей нашей работы должно стать формирование осознания экологической ценности
природы и ее единства с человеком, воспитание чувства сопереживания ко всему живому,
которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем - в содействие.
Проблема, которую мы поставили перед нашим педагогическим сообществом
(дети, родители, педагоги), это - осознание ценности растений для людей (здоровье, пища,
красота, жизнь).
Цели:
1.
Закрепить представление о растениях, подвести к пониманию особого отношения людей
к растениям;
2.
Познакомить с интересными представителями мира растений;
Направления работы:
Первое направление - «Растения - целители нашей группы».
Комнатное цветоводство является модным увлечением многих людей. Выбор растений в
продаже очень широк. Многих из вас поражает буйная растительность наших уголков природы.
Вместе с родителями мы знакомим детей с лекарственными растениями. Лекарственные
растения, есть почти у каждого из вас дома и растут в уголке природы у нас в группе. Родители
наши помощники во всем, они помогли нам собрать книгу «Лекарственные растения», из
которой дети узнали, что при заболеваниях горла, при насморке, можно отжать сок из листьев
растения каланхое и этим соком смазать горло или закапать в его нос.
Вместе с родителями дети учатся находить что-то новое, в уже известном. Мы узнаем, что
человек, следуя законом природы, может быть здоровым.
В уголке природы нашей группы большое разнообразие растений. Есть растения -
очистители воздуха. К ним относятся такие комнатные растения, которые есть у многих из вас,
но вы не знаете об их целительной силе. Это: хлорофитум, розмарин, плющ, мирт
обыкновенный, фикус, бегония - вот небольшой список таких растений. Многие из вас даже и
не догадываются, что например:
- хлорофитум уникален своей способностью, очищать воздух от химических загрязнений,
которая у этого растения даже выше, чем у воздухоочистителей. Вот почему рекомендуется
присутствие этого растения на кухне;
-
летучие выделения розмарина обладают антимикробным действием, а также оказывают
лечебное действие при заболеваниях дыхательных путей;
-
пеперомия резедоцветная - небольшой кустарник с блестящими кожистыми листьями.
При продолжительном действии выделений этого растения воздух в квартире очищается
от стрептококков, стафилококков;
-
все виды бегоний хорошо снижают содержание в воздухе спор плесневых грибков и
бактерий4
-
толстянка, каланхое перистое снижают количество вредных микробов, спор грибков
и бактерий в воздухе, но и обладают антивирусной активностью;
Специфика работы в речевой группе, на первом плане решение коррекционных задач.
Совместное творчество детей и родителей по составлению рассказов, историй о растениях-
целителях - хорошая работа по коррекции речевых нарушений.
Хорошо когда мама рядом, поможет, подскажет, а звуки исправим сообща.
Многие из вас и не представляют, что среди комнатных растений, которые мы все с вами
так любим, есть растения, которые представляют опасность для детей. Это красивые растения,
пышно цветущие, с красивой зеленой кроной. Например, это:
-
растения из семейства молочаевых - молочай, кротон. Смолы этих растений
содержат ядовитые вещества, такие как эуфорбин. Отравления протекают в очень
тяжелой форме. Стоит лишь слегка коснуться растения, как сок тут же попадает на кожу
ли слизистую оболочку и оставляет на них след;
-
опасны паслен, аспарагус, эти растения образуют после цветения красивые яркие
ягоды. Попробуешь такую ягодку, в результате - тошнота, рвота, болевые ощущения,
затем сонливость и расширенные зрачки. Т.е. сильнейшее отравление;
Нам взрослым, надо быть очень внимательными в подборе растений как для дома, так и
для уголка природы в группе, особенно если есть дети-аллергики. Прикосновение к
примуле
китайской
вызывает у детей раздражение кожи, у аллергиков оно перерастает в воспаление,
зачастую, сопровождающееся повышением температуры. Также для аллергиков вредны
комнатные растения с опущенными листьями, так как они являются сборщиками пыли.
Таким образом, столь популярную узамбарскую фиалку (сенполию)
не рекомендуется
держать в помещении, где находятся дети склонные к аллергии на пыль.
Благодаря родителям дети побывали в Ботаническом саду, где через цикл лекций
познакомились с разнообразием растительного мира, который стоит на службе человека.
Второе направление - «Лесные растения целители».
-
Мы предлагаем родителям вместе с детьми собрать гербарий лесных растений -
целителей. Деятельный подход, лежащий в основе такой работы, предполагает
полноправное сотрудничество родителя и ребенка. Содержательная сторона такой
совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие
детей.
Для знакомства детей с лексическими темами «Овощи», «Травы», «Цветы», «Фрукты»,
«Ягоды» мы разрабатываем
Третье направление нашей работы - «Зеленая аптека на огороде».
Родители вместе с детьми сочиняют различные истории о растениях, которые
встречаются на их садовых участках, собирают гербарии, приносят фотогазеты к
другой интересный материал.
Осенью, с родителями и детьми, мы обговариваем какие лекарственные растения, они хотели
бы посадить на садовом участке или на балконе, используя их в последующем для
оздоровления. Так высаживая календулу или ромашку можно их использовать при
заболеваниях верхних дыхательных путей. В феврале-марте месяце в группе, мы высаживаем
семена лекарственных растений, которые выбрали вместе с родителями и в мае месяце каждая
семья получает свой набор лекарственных растений в виде выращенной рассады.
Мы очень хотим, чтобы наше дошкольное учреждение год от года становилось все краше, но
без вашей помощи это невозможно. Только в результате совместных усилий, согласованных
действий педагогов и родителей можно предвидеть ожидаемые результаты:
-
это формирование у детей правильного мировоззрения и понимание окружающего
мира;
-
это понимание важности растений для жизни человека;
-
это получение положительного эмоционального отклика от общения с растениями;
-
это повышение самооценки детей, гордости за свой труд (выращенное растение);
В заключении я хочу сказать, от того, как детский сад и семья совместными усилиями будут
прививать детям любовь к природе, развивать нравственно и эстетически, формировать у них
навыки и умения, познавательные интересы, зависит их успешное обучение в школе и
дальнейшей жизни и обеспечит гармоническое развитие личности.