Автор: Бабанова Татьяна Алексеевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Арт-техники в психопрофилактике эмоционального выгорания педагогов
Раздел: дошкольное образование
Арт-техники в психопрофилактике эмоционального выгорания педагогов
Бабанова Татьяна Алексеевна
Педагог-психолог МАДОУ
«Детский сад №375» г. Казани
B настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса
профессионального выгорания работников. Профессия педагога одна из таких профессий,
где
на
профессионале
лежит
огромный
груз
ответственности
по
установлению
доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового
общения.
Синдром
профессионального
выгорания,
по
мнению
психологов,
является
неблагоприятной
реакцией
человека,
и
педагога
в
частности,
на
рабочие
стрессы
и
определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством
расстройства и неудачи. Синдром эмоционального выгорания - эмоциональное истощение,
невозможность сострадать.
Г. Фрейденбергер, впервые описавший синдром эмоционального выгорания, считает,
что это - «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они
чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их
эффективность в целях и действиях».
«Выгорание»
-
это
ответная
реакция
на
продолжительные
стрессы
в
сфере
межличностного общения. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная
работа c коллективом и клиентами, организационные и профессиональные стрессы и
многие
другие
факторы
оказывают
влияние
на
развитие
данного
синдрома.
Люди
начинают «перегорать как лампочки».
В процессе профессиональной деятельности педагог общается с дошкольниками,
родителями,
коллегами.
Профессиональное
общение
воспитателя
и
других
педагогов
дошкольных учреждений характеризуется следующими факторами:
· протяженностью во времени (это в первую, очередь касается воспитателей. В последние
годы на две группы работают три воспитателя. В случае болезни, ученического отпуска,
очередного отпуска двум оставшимся воспитателям приходится работать в две смены);
· эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.
По общему признанию отечественных специалистов, педагогическая деятельность -
это
одна
из
наиболее
деформирующих
личность
человека
профессиональная
деятельность.
Сложившийся
комплекс
экономических
проблем,
недостаточная
техническая оснащенность детских садов и др., а также социально-психологических,
связанных
с
падением
престижа
педагогической
профессии,
делают
труд
педагога
(воспитателя)
в
нашей
стране
чрезвычайно
эмоционально
напряженным.
Подобные
профессиональные
деформации
характера
начинают
мешать
педагогу
в
работе,
затрудняют его общение в кругу близких и друзей.
В детских садах с каждым годом увеличивается число детей из неблагополучных
семей, с проблемами в эмоциональном развитии, детей с ОВЗ.
Также мы находим подтверждение тому, что с увеличением педагогического стажа
работы
педагогов
дошкольных
учреждений
снижаются
показатели
психического
и
физического здоровья. Кроме того, была установлена зависимость продолжительности
работы педагога с детьми и появления у него такого вида профессиональной деформации
как
«синдром
эмоционального
сгорания».
36%
педагогов
в
нашем
детском
саду
пенсионного возраста. Из них 16%, кому уже за 60.
Одним
из
основных
факторов,
провоцирующих
профессиональное
выгорание
педагогов, на наш взгляд, является работа в две смены, в течение длительного времени,
месяца и более. Эмоциональное выгорание при такой нагрузке возможно и у молодых
специалистов. Кроме того, интровертированность характера, замкнутость и застенчивость,
не
согласующаяся
с
требованиями
профессии
начинающих
педагогов,
так
же
может
привести к выгоранию.
Эмоциональное выгорание подрывает здоровье и желание работать, и более опасно в
начале своего развития, т.к. «страдающий» от «выгорания» профессионал не осознает его
симптомов. А Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества.
Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной, а поиск
эффективных
мер,
направленных
на
предупреждение
наступления
у
них
синдрома
эмоционального
выгорания
становится
одной
из
актуальнейших
задач
дошкольных
учреждений.
Следствием развития синдрома профессионального выгорания являются различные
нарушения,
затрагивающие
разные
грани
трудового
процесса
-
профессиональную
деятельность,
личность
профессионала,
профессиональное
общение.
В
связи
с
этим,
особую актуальность приобретает вопрос об организации психологической профилактики
синдрома профессионального выгорания. Особенно это важно для молодых сотрудников,
так как большинство из них ощущают нехватку практического опыта работы, от чего
возникает ощущение некомпетентности. В связи с этим, необходима их специальная
подготовка
к
возможной
эмоциональной
перегрузке,
формирование
у
них
соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для минимизации и
преодоления эмоциональных трудностей профессии.
В данной ситуации особенно важным становится осуществление мер, направленных
на предупреждение или устранение эмоциональных перегрузок педагогов.
В нашем дошкольном учреждении для профилактики эмоционального выгорания
используются арт-технологии, которые создают условия для самопознания, саморазвития,
самоутверждения, творческого самовыражения педагога..
Арт-технологии также позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться,
снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются
силы
для
дальнейшего
творческого
подъема.
Главное
—
разрешить
самому
себе
встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и
мире в целом что-то новое и интересное.
На основе анализа научной литературы, раскрывающей возможности профилактики
эмоционального выгорания педагогов представляется возможным предложить следующие
рекомендации:
- развитие творческого потенциала - один из эффективных способов противостоять
развитию синдрома выгорания.
-
полноценный
отдых,
отпуск,
что
необходимо
для
обеспечения
психического
и
физического благополучия (отдых от работы);
- освоение путей управления стрессом - изменение социального, психологического и
организационного окружения на рабочем месте;
- необходимо построение «мостов» между работой и домом; повышение квалификации;
- создание на рабочем месте благоприятного, социально-психологического климата;
- посещение специальных тренингов, обучение работников приемам релаксации.
-
использование
арт-терапевтических
техник
для
снятия
психоэмоционального
напряжения;
-
поддержание
хорошей
физической
формы
(сбалансированное
питание,
ограничение
употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция веса).
Кроме этого, в целях психопрофилактики эмоционального выгорания, педагогам
следует распределять свои нагрузки, учиться переключаться с одного вида деятельности
на другой.
В
нашем
дошкольном
учреждении
ежемесячно
проводятся
тренинги
с
использованием
арт-технологий.
На
тренингах
были
использованы
т акие
арттерапевтические
упражнения,
как
«Заправка»
(цель:
поиск
внутренних
ресурсов
самосовершенствования и развития, позитивное подкрепление в период упадка сил),
Пластилинотерапия. Арт-упражнение «Заправка»
«Река
жизни» (цель: поиск ресурсов для изменений, саморазвития, личностного
роста, анализ жизненных ценностей и достижений, гармонизация состояния),
«Карта
счастья» (цель: развитие чувственности, осознанности, понимания своего пути), арт-
упражнение «Что я чувствую». и др.
Арт-упражнение. Рисунок «Что я чувствую»
На
тренинговых
занятиях
используются
также
метафорические
карты,
которые предоставляют возможность увидеть наглядную картину любых межличностных
отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней
или
внутренней
реальности. Использование
карт
для
обращения
к
какой-либо
конфликтной
или
психотравмирующей
ситуации
через
метафору,
позволяет
избежать
дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст поиска и моделирования
оптимального решения.
Работа с линией времени, позволяет моделировать и исследовать любые сложные
профессиональные
ситуации
в
прошлом
и
будущем,
находя с
помощью
карт
метафорические образы
решений,
создающих
особую,
в
последующем реальную
к
воплощению в жизни, последовательность действий.
Использование метафорических ассоциативных карт в работе психолога позволяет
организовать ситуацию эффективного взаимодействия, конструктивных, доверительных
отношений с педагогами.
Работа с метафорическими картами
На
тренингах
педагоги
познакомились
с
положениями,
обязательными
для
исполнения.
1. Взрослые — тоже чьи-то дети, но общество и социальные роли так отодвинули
нашего внутреннего ребенка, что он забился в дальний уголок и все ждет, когда же его
пригласят поиграть. Иногда безнадежно.
2. Самое главное, чего хочет этот ребенок и чего не хватает всем нам— это любви. Для
ребенка главным доказательством любви взрослых является то, что они с ним играют. Он
даже быстрее выздоравливает от этого.
3. Любовь выражается в искреннем интересе и радости от общения. Проявляя интерес к
другим людям и миру, мы узнаем, как ведет себя наш внутренний ребенок, т.е. занимаемся
самопознанием. Любой ребенок, как и наш внутренний, гениален.
4. Одна из главных причин заболеваний сердца — нехватка радости в жизни человека,
эмоциональный
дефицит.
Особенно
это
проявляется
в
эмоционально-затратных
профессиях, таких как педагог.
5. В этой жизни травмы получают как взрослые, так и дети. Психологические травмы
постепенно накапливаются и проявляются болезнями. Если мы не можем терапевтировать
друг
друга,
то
следует
хотя
бы
не
травмировать.
Этим
занимается
гуманная,
реконструктивная педагогика, арт-терапия, или излечение искусством.
7. Известно, что главная цель искусства — объединение всех людей через любовь, т.е.
посредством интереса и радости. Если бы искусство не было одной из главнейших
ценностей культуры человечества, оно не сохранилось бы от первобытных до наших вре-
мен.
8. С
помощью
искусства
человек
самовыражается
и
одновременно
узнает
свой
потенциал,
самосовершенствуется,
а
самосовершенствование
напрямую
связано
с
признанием собственной ценности: человек должен себя любить. Ведь для нас основными
вопросами, как и для детей, являются следующие.
- Есть ли я на этом свете, замечают ли меня?
- Я хороший?
- Могу ли я?
9. За всю жизнь человек использует только 4% мозга и всего 1% своей ДНК, остальное
не востребовано. Остается поверить в то, что мы можем многое, и воспользоваться этим.
Если человек забудет слова «не могу», «не знаю», «не умею», многое изменится к
лучшему. На самом деле мы всемогущи.
10. Основная беда заключается в том, что мы сильно напряжены, спешим и боимся. Уже
доказано, что эти три состояния препятствуют обучению. Все информационные каналы
открываются доброжелательной атмосферой и сотрудничеством.
11.
Следует
избегать
любой
критики
и
суждений,
потому
что
они
несовместимы
с
доброжелательностью и доверием, к тому же разрушают психику любого человека.
12.
Можно, не проявляя любви, проявлять расположение и уважение.
13.
Позвольте себе быть собой. Меняйте отношение к себе прямо сейчас.
Используемые
арт-терапевтические
упражнения
помогают
педагогам
нашего
дошкольного
учреждения
преодолевать
возможные
последствия
психологического
напряжения
и
поддерживать
оптимальное
эмоциональное
состояние
в
условиях
профессиональной деятельности.