Напоминание

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности


Автор: Польская Нина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: станица Суворовская Предгорного района Ставропольского края
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная и исследовательская деятельность

младших школьников во внеурочной деятельности

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального

общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как

деятельность, являющееся средством для воспитания и развития личности

ребенка, его познавательных потребностей и развития творческих

способностей.

Учитывая важность внеурочной деятельности, в нашей школе учителями

начальных классов разработаны программы по внеурочной деятельности для 1-

4 классов. Среди них "Учебные проекты". "Я- исследователь". Рассчитана на 1

час в неделю в 3-4 классах.

Цель программы: создание условий для того, чтобы ученики успешно освоили

основы исследовательской деятельности.

Задачи программы:

формировать представление об исследовательском обучении

формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности.

Слово проект в с латинского языка переводится как "брошенный вперёд".

Проектирование-процесс разработки и создания проекта. Он должен

завершится практическим результатом - спектакль, картина, книжка-малышка.

При проекте ученик решает проблему взятую из жизни, важной для него.

Исследовательская работа - процесс выработки новых знаний, один из видов

познавательной деятельности. Поиск информации, её обобщение, эксперимент,

анализ полученных результатов, рефлексия. Метод единственный -

исследовательский.

Для ученика проект – это возможность творческой деятельности, которая

направлена на решение для себя или группы детей проблемы.

Для учителя – это дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие

ребенка в ходе работы над проектом, руководить процессом, быть для ученика

советчиком и координатором.

Реализуя проектную деятельность в своей работе, я распределяю задания

между учащимися таким образом, чтобы каждый ученик в течение полугодия

принял участие в выполнении хотя бы одного проекта. Проектные работы

выполняются как индивидуально, так и в парах, группах. В нашем классе

заведены специальные тетради, которые ребята приносят по пятницам, так как

по расписанию в этот день проходит занятие "Я- исследователь" в рамках

внеурочной деятельности. В тетрадях учащиеся записывают тему будущего

проекта, его цели и задачи, оборудование и средства информации, которые им

помогут в сборе материала. Далее ребята с помощью учителя делятся на

рабочие группы, пары или принимают решение работать самостоятельно.

Тематика проектов разнообразна. Это и социального характера «Всё о чипсах»,

«Правда о сладкой газированной воде», « Плюсы и минусы мобильного

телефона», «Жевательная резинка. Жевать или не жевать?». Также связанные с

экологией, природой родного края, с целью воспитания патриотизма и интереса

к истории страны и родного края.

На этих занятиях также происходит защита проектов. Дети выступают перед

классом рассказывают о своих целях и задачах, демонстрируют свою работу.

Путём тайного голосования выбирается лучший проект, победителю - грамота.

Мои ученики принимают участие в научной конференции учащихся школы,

посвящённой Дню Российской науки. В этом году были представлены две

работы: "Плюсы и минусы мобильного телефона" и "Жевательная резинка.

Жевать или не жевать ?" Темы работ выбраны не случайно. Они являются

социально-значимыми, так как предметы исследования являются популярными

в современном мире и наряду с пользой их использования в нашей жизни,

много от них вреда.

Я считаю, что проекты и исследования в начальных классах – это трудно, это

проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-

таки это возможно и необходимо. Проектная и исследовательская деятельность

младших школьников способствует развивает у детей самостоятельность,

умение размышлять, опираясь на факты, делать выводы, умение работать в

группе, сотрудничать, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые

тебя окружают, учиться не только говорить, но и учиться умению слушать,

принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.



В раздел образования