Автор: Польская Нина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: станица Суворовская Предгорного района Ставропольского края
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Проектная и исследовательская деятельность
младших школьников во внеурочной деятельности
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как
деятельность, являющееся средством для воспитания и развития личности
ребенка, его познавательных потребностей и развития творческих
способностей.
Учитывая важность внеурочной деятельности, в нашей школе учителями
начальных классов разработаны программы по внеурочной деятельности для 1-
4 классов. Среди них "Учебные проекты". "Я- исследователь". Рассчитана на 1
час в неделю в 3-4 классах.
Цель программы: создание условий для того, чтобы ученики успешно освоили
основы исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности.
Слово проект в с латинского языка переводится как "брошенный вперёд".
Проектирование-процесс разработки и создания проекта. Он должен
завершится практическим результатом - спектакль, картина, книжка-малышка.
При проекте ученик решает проблему взятую из жизни, важной для него.
Исследовательская работа - процесс выработки новых знаний, один из видов
познавательной деятельности. Поиск информации, её обобщение, эксперимент,
анализ полученных результатов, рефлексия. Метод единственный -
исследовательский.
Для ученика проект – это возможность творческой деятельности, которая
направлена на решение для себя или группы детей проблемы.
Для учителя – это дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие
ребенка в ходе работы над проектом, руководить процессом, быть для ученика
советчиком и координатором.
Реализуя проектную деятельность в своей работе, я распределяю задания
между учащимися таким образом, чтобы каждый ученик в течение полугодия
принял участие в выполнении хотя бы одного проекта. Проектные работы
выполняются как индивидуально, так и в парах, группах. В нашем классе
заведены специальные тетради, которые ребята приносят по пятницам, так как
по расписанию в этот день проходит занятие "Я- исследователь" в рамках
внеурочной деятельности. В тетрадях учащиеся записывают тему будущего
проекта, его цели и задачи, оборудование и средства информации, которые им
помогут в сборе материала. Далее ребята с помощью учителя делятся на
рабочие группы, пары или принимают решение работать самостоятельно.
Тематика проектов разнообразна. Это и социального характера «Всё о чипсах»,
«Правда о сладкой газированной воде», « Плюсы и минусы мобильного
телефона», «Жевательная резинка. Жевать или не жевать?». Также связанные с
экологией, природой родного края, с целью воспитания патриотизма и интереса
к истории страны и родного края.
На этих занятиях также происходит защита проектов. Дети выступают перед
классом рассказывают о своих целях и задачах, демонстрируют свою работу.
Путём тайного голосования выбирается лучший проект, победителю - грамота.
Мои ученики принимают участие в научной конференции учащихся школы,
посвящённой Дню Российской науки. В этом году были представлены две
работы: "Плюсы и минусы мобильного телефона" и "Жевательная резинка.
Жевать или не жевать ?" Темы работ выбраны не случайно. Они являются
социально-значимыми, так как предметы исследования являются популярными
в современном мире и наряду с пользой их использования в нашей жизни,
много от них вреда.
Я считаю, что проекты и исследования в начальных классах – это трудно, это
проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-
таки это возможно и необходимо. Проектная и исследовательская деятельность
младших школьников способствует развивает у детей самостоятельность,
умение размышлять, опираясь на факты, делать выводы, умение работать в
группе, сотрудничать, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые
тебя окружают, учиться не только говорить, но и учиться умению слушать,
принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.