Автор: Тихонова Лариса Борисовна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств п. Мегет"
Населённый пункт: г. Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «О сонатной форме в жанре сонатины»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Мегет»
Методическая разработка на тему:
«О сонатной форме в жанре сонатины»
Выполнила:
преподаватель по классу фортепиано
Тихонова Лариса Борисовна
2020 год
ВВЕДЕНИЕ
В своей практике - работе с обучающимися по классу фортепиано – мне часто
приходилось встречаться с тем, что ребята, играя сонатину или даже сонату, не
знают её формы.
В
данной
работе
предложен
вариант
как
объяснить
форму
сонатины
обучающемуся.
Материал
может
быть
дан
за
несколько
уроков,
исходя
от
возраста и уровня понимания обучающегося.
Цель:
разобрать и осмыслить внутреннее строение сонатины;
понять значение и порядок появления тем;
охватить целостность развития каждой части формы, опираясь на
контрастность и тематическое противопоставление.
Задачи :
1. Образовательные:
что называется сонатной формой;
строение
сонатной
формы;
части
сонатной
формы
–
экспозиция,
разработка, реприза
2. Развивающие:
обогатить кругозор учащегося;
совершенствовать исполнительское мастерство, формировать сценическую
культуру
развить внимание, образность мышления, умение анализировать
3. Воспитательные:
повысить интерес к исполнению классической музыки;
воспитать грамотность и аккуратность в работе с нотным текстом;
понимание о стилистике музыки
Методы реализации:
изучение специальной литературы;
поиск информации в сети Интернет;
прослушивание музыкальных произведений, написанных в сонатной форме
Большое место в программе по классу фортепиано занимает жанр сонатины.
К изучению сонатины приступать надо тогда, когда ученик уже почти подготовлен. Это
значит, что ученик уже сыграл массу несложных произведений, где в основном был
представлен
один
музыкальный
образ,
т.е.
произведения
малых
форм.
А
в
музыкальных произведениях крупной формы, к которым относятся соната, симфония,
концерт, появляется несколько музыкальных образов.
Какие у них различия и что объединяет эти формы? Прежде всего, сходство в том, что
это
большие
произведения,
состоящие
из
3-х
или
4-х
крупных
частей,
которые
называют
циклом.
В
цикле
сопоставляются
и
медленные
и
быстрые
части,
но
содержание
их
подчинено
общему
художественному
замыслу,
а
масса
разнохарактерных музыкальных образов многосторонние раскрывает общий замысел
произведения.
Содержание
таких
произведений
связано
с
миром
высоких
человеческих
чувств
и
устремлений,
с
глубокими
душевными
переживаниями,
с
отражением разнообразных сторон народного быта.
Самая важная особенность состоит в том, что одна из частей цикла должна быть
написана в сонатной форме.
Что значит сонатная форма?
Прежде всего слово соната латинское, что означает - звучать.
В начале XVII столетия термин соната был весьма неопределённым. Так называли
любые
инструментальные
пьесы,
а
вокальные
произведения
называли
кантатами.
Соната,
как
жанр,
впервые
формируется
во
второй
половине
XVII
столетия,
в
творчестве таких композиторов как Ф. Э. Бах, Гайдн, Моцарт, русского скрипача -
виртуоза Хандошкина.
В течение немалого времени композиторы искали и находили наиболее выразительные
мелодические контрасты, как между отдельными частями цикла, так и отдельными
музыкальными темами, а также и выразительные тональные соотношения.
Сонатная форма – это определение внутреннего строения одной из частей крупного
циклического инструментального произведения. Весь материал композиции состоит из
контрастного сопоставления различных музыкальных образов.
Эта часть складывается из трёх разделов: экспозиция, разработка, реприза.
Экспозиция - это первоначальный показ музыкальных образов или тем. Чаще всего тем
бывает две, и они контрастны по отношению друг к другу. Например: героическая и
лирическая.
Разработка - второй крупный раздел сонатной формы. Основан на динамическом
развитии предшествующего музыкального содержания. Здесь видоизменяются или
разрабатываются основные темы. Композитор развивает их, варьирует, показывает в
самых различных видах.
Реприза - третий раздел – повторение. Это - возвращение к исходному материалу
экспозиции, но несколько в изменённом виде. Главное здесь в исчезновении контраста
между темами и сглаживании противоречивости тем.
В сонатах чаще всего бывает вступление, предшествующее экспозиции, и кода, т.е.
заключение, следующее после репризы. По своим размерам и музыке вступление и
кода
могут
быть
самыми
различными.
А
в
сонатинах
чаще
всего
они
совсем
отсутствуют, так как сонатина - это, как бы, маленькая соната, и она отличается от
сонаты
большей
простотой
содержания,
лаконичностью
размеров,
отсутствием
драматизма.
В данной разработке я обратила своё внимание на две сонатины для начинающих
пианистов.
Чтобы
разобраться
в
форме
сонатины
начинающему
пианисту,
считаю
очень
подходящей сонатину Т. Салютринской D-dur. (Играю это произведение).
Здесь в наличии имеются все три раздела: экспозиция, разработка и реприза.
Обучающийся в разборе с преподавателем легко их найдёт.
В разделе экспозиции прослушиваются две контрастные темы. Прежде, чем дать им
названия, можно рассмотреть тональный план и, исходя из этого дать названия темам:
первой - главная, второй - побочная, объяснив, что в таких тональностях написаны эти
темы.
Разработка так же непродолжительна, всего одно предложение. В ней показана только
главная тема и очень незатейливо. Она проходит без изменений интонационно, только
в побочной тональности и плавно вливается в побочную тему.
Здесь начинается реприза. Надо обратить внимание обучающегося, что в репризе обе
темы идут в главной тональности. Понимание такой схемы необходимо, чтобы уметь в
следующих сонатинах проявить свои знания.
И,
конечно,
разбор
формы
сонатины
должен
сопровождаться
яркими
словесными
характеристиками музыкальных образов.
Очень
хорошим
примером
для
знакомства
учащегося
с
жанром
сонатины
и
объяснением сонатной формы также относится и сонатина А. Гедике C-dur.
(Играю
этот произведение).
Прослушав сонатину, предлагаю обучающемуся рассказать о настроении, о чувствах,
вызванных этой музыкой, нарисовать в воображении художественный образ. Если
обучающийся
затрудняется
в
этом,
я
предлагаю
ему
представить
детей
в
школе.
Ребёнок начинает фантазировать. Эта сонатина для показа тоже хороша тем, что очень
лаконична, всего в двух предложениях даны две контрастные темы. Вырисовывается
сразу образ мальчиков: смелый, решительный.
И, (в противопоставление первому образу), образ девочек: женственный, нежный.
Представляется какая-то игра-танец, праздник.
Акценты
в
первой
мелодии
и
движение
четвертями
подчёркивают
твёрдую,
мужественную, широкую поступь мальчиков, их озорство в игре. Эту мелодию можно
назвать
темой
мальчиков.
В
ответ
-
тема
девочек:
грациозность,
танцевальность
мелодии придают мягкие интонации, а также многозначительные восьмые паузы, и
опора на сильные и относительно сильные доли.
В этой сонатине есть все три раздела: экспозиция, разработка и реприза.
В экспозиции необходимо обратиться к тональному плану и будет своевременно сказать
о названиях тем. Тема мальчиков написана в главной тональности, поэтому называется
главной,
тема
девочек
написана
в
побочной
тональности,
поэтому
называется
побочной.
В побочной теме, теме девочек, кроме их грациозности, чувствуется и напористость
характеров. Это подчёркивается изложением темы довольно продолжительно в главной
тональности C-dur.
И
только
совсем
в
конце
наступает
переход
в
побочную
тональность G-dur. Скорее всего для того, чтобы сделать переход в разработку. И
сразу же, через гармонический C-dur, перейти в утверждающий, натуральный C-dur,
чтобы показать в яркой кульминации силу и мужество мальчиков.
В репризе снова звучит радостная тема мальчиков и обаятельная тема девочек.
Динамически насыщенная, жизнеутверждающая кода - завершению праздника.
Эта сонатина интересна по своему содержанию, не проста в техническом плане и по
звукоизвлечению.
Выучив
такую
сонатину,
ученик
обогащается
духовно
и
много
приобретает по части пианизма.
Впервые жанр сонаты зародился в XVII веке, а к середине XVIII столетия происходит
окончательное формирование сонаты в творчестве венских композиторов-классиков:
Гайдна,
Моцарта,
Бетховена.
Учащиеся
младших
классов
знакомятся
с
сонатной
формой
на
примере
классических
сонатин
Гедике,
Кулау,
Клементи,
Чимароза,
Штейбельта, которые служат подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта,
Бетховена.
К основным особенностям сонатной формы относятся:
контрастность образов, но единство целого, выраженное тематическим и
тональным развитием;
контрастность динамики;
точность артикуляции;
чёткость ритма
На основе сонатной формы можно воспитать:
умение в быстром темпе переключаться с одного материала на другой;
умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;
пальцевую беглость;
слух (гармонический и тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию
и сопровождение);
музыкальное
мышление,
умение
проследить
развитие
музыкальной
мысли.
Вывод:
При знакомстве с произведениями крупной формы уже на начальном этапе важно
учить ребенка сравнивать, анализировать нотный текст, используя знакомые понятия
лада,
фактуры,
штрихов,
оттенков,
и
использовать
весь
свой
арсенал
умений
и
навыков,
чтобы
наиболее
полно
и
выразительно
передать
в
своем
исполнении
художественный образ и его развитие. И чем увлекательней и интересней будет для
ребенка
мир
образов
в
крупной
форме,
тем
больше
у
него
возникнет
желание
«прочитать»
и
понять
смысл
других
сонатин.
Зажигая
искру
интереса,
мы
подготавливаем
ребенка
к
«прочтению»
классических
сонат
с
их
более
сложным
внутренним содержанием, открывая для него увлекательный мир познания музыки.
«… Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего учителем
музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на
начальных
ступенях
развития
учащегося:
тут
уже
совершенно
неизбежен
комплексный метод преподавания, то есть учитель должен не только довести до
ученика
так
называемое
«содержание»
произведения,
не
только
заразить
его
поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в
целом
и
в
деталях,
гармонии,
мелодии,
полифонии,
фортепианной
фактуры,
короче,
он
должен
быть
одновременно
и
историком
музыки,
и
теоретиком,
учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано».
Г. Нейгауз
Список использованных источников и литературы:
1. Алексеев А. «История фортепианного искусства» ч.1, М., 1962
2. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М., 1986.
3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.
4. Интернет-ресурсы