Напоминание

«О сонатной форме в жанре сонатины»


Автор: Тихонова Лариса Борисовна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств п. Мегет"
Населённый пункт: г. Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «О сонатной форме в жанре сонатины»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Мегет»

Методическая разработка на тему:

«О сонатной форме в жанре сонатины»

Выполнила:

преподаватель по классу фортепиано

Тихонова Лариса Борисовна

2020 год

ВВЕДЕНИЕ

В своей практике - работе с обучающимися по классу фортепиано – мне часто

приходилось встречаться с тем, что ребята, играя сонатину или даже сонату, не

знают её формы.

В

данной

работе

предложен

вариант

как

объяснить

форму

сонатины

обучающемуся.

Материал

может

быть

дан

за

несколько

уроков,

исходя

от

возраста и уровня понимания обучающегося.

Цель:

разобрать и осмыслить внутреннее строение сонатины;

понять значение и порядок появления тем;

охватить целостность развития каждой части формы, опираясь на

контрастность и тематическое противопоставление.

Задачи :

1. Образовательные:

что называется сонатной формой;

строение

сонатной

формы;

части

сонатной

формы

экспозиция,

разработка, реприза

2. Развивающие:

обогатить кругозор учащегося;

совершенствовать исполнительское мастерство, формировать сценическую

культуру

развить внимание, образность мышления, умение анализировать

3. Воспитательные:

повысить интерес к исполнению классической музыки;

воспитать грамотность и аккуратность в работе с нотным текстом;

понимание о стилистике музыки

Методы реализации:

изучение специальной литературы;

поиск информации в сети Интернет;

прослушивание музыкальных произведений, написанных в сонатной форме

Большое место в программе по классу фортепиано занимает жанр сонатины.

К изучению сонатины приступать надо тогда, когда ученик уже почти подготовлен. Это

значит, что ученик уже сыграл массу несложных произведений, где в основном был

представлен

один

музыкальный

образ,

т.е.

произведения

малых

форм.

А

в

музыкальных произведениях крупной формы, к которым относятся соната, симфония,

концерт, появляется несколько музыкальных образов.

Какие у них различия и что объединяет эти формы? Прежде всего, сходство в том, что

это

большие

произведения,

состоящие

из

3-х

или

4-х

крупных

частей,

которые

называют

циклом.

В

цикле

сопоставляются

и

медленные

и

быстрые

части,

но

содержание

их

подчинено

общему

художественному

замыслу,

а

масса

разнохарактерных музыкальных образов многосторонние раскрывает общий замысел

произведения.

Содержание

таких

произведений

связано

с

миром

высоких

человеческих

чувств

и

устремлений,

с

глубокими

душевными

переживаниями,

с

отражением разнообразных сторон народного быта.

Самая важная особенность состоит в том, что одна из частей цикла должна быть

написана в сонатной форме.

Что значит сонатная форма?

Прежде всего слово соната латинское, что означает - звучать.

В начале XVII столетия термин соната был весьма неопределённым. Так называли

любые

инструментальные

пьесы,

а

вокальные

произведения

называли

кантатами.

Соната,

как

жанр,

впервые

формируется

во

второй

половине

XVII

столетия,

в

творчестве таких композиторов как Ф. Э. Бах, Гайдн, Моцарт, русского скрипача -

виртуоза Хандошкина.

В течение немалого времени композиторы искали и находили наиболее выразительные

мелодические контрасты, как между отдельными частями цикла, так и отдельными

музыкальными темами, а также и выразительные тональные соотношения.

Сонатная форма – это определение внутреннего строения одной из частей крупного

циклического инструментального произведения. Весь материал композиции состоит из

контрастного сопоставления различных музыкальных образов.

Эта часть складывается из трёх разделов: экспозиция, разработка, реприза.

Экспозиция - это первоначальный показ музыкальных образов или тем. Чаще всего тем

бывает две, и они контрастны по отношению друг к другу. Например: героическая и

лирическая.

Разработка - второй крупный раздел сонатной формы. Основан на динамическом

развитии предшествующего музыкального содержания. Здесь видоизменяются или

разрабатываются основные темы. Композитор развивает их, варьирует, показывает в

самых различных видах.

Реприза - третий раздел – повторение. Это - возвращение к исходному материалу

экспозиции, но несколько в изменённом виде. Главное здесь в исчезновении контраста

между темами и сглаживании противоречивости тем.

В сонатах чаще всего бывает вступление, предшествующее экспозиции, и кода, т.е.

заключение, следующее после репризы. По своим размерам и музыке вступление и

кода

могут

быть

самыми

различными.

А

в

сонатинах

чаще

всего

они

совсем

отсутствуют, так как сонатина - это, как бы, маленькая соната, и она отличается от

сонаты

большей

простотой

содержания,

лаконичностью

размеров,

отсутствием

драматизма.

В данной разработке я обратила своё внимание на две сонатины для начинающих

пианистов.

Чтобы

разобраться

в

форме

сонатины

начинающему

пианисту,

считаю

очень

подходящей сонатину Т. Салютринской D-dur. (Играю это произведение).

Здесь в наличии имеются все три раздела: экспозиция, разработка и реприза.

Обучающийся в разборе с преподавателем легко их найдёт.

В разделе экспозиции прослушиваются две контрастные темы. Прежде, чем дать им

названия, можно рассмотреть тональный план и, исходя из этого дать названия темам:

первой - главная, второй - побочная, объяснив, что в таких тональностях написаны эти

темы.

Разработка так же непродолжительна, всего одно предложение. В ней показана только

главная тема и очень незатейливо. Она проходит без изменений интонационно, только

в побочной тональности и плавно вливается в побочную тему.

Здесь начинается реприза. Надо обратить внимание обучающегося, что в репризе обе

темы идут в главной тональности. Понимание такой схемы необходимо, чтобы уметь в

следующих сонатинах проявить свои знания.

И,

конечно,

разбор

формы

сонатины

должен

сопровождаться

яркими

словесными

характеристиками музыкальных образов.

Очень

хорошим

примером

для

знакомства

учащегося

с

жанром

сонатины

и

объяснением сонатной формы также относится и сонатина А. Гедике C-dur.

(Играю

этот произведение).

Прослушав сонатину, предлагаю обучающемуся рассказать о настроении, о чувствах,

вызванных этой музыкой, нарисовать в воображении художественный образ. Если

обучающийся

затрудняется

в

этом,

я

предлагаю

ему

представить

детей

в

школе.

Ребёнок начинает фантазировать. Эта сонатина для показа тоже хороша тем, что очень

лаконична, всего в двух предложениях даны две контрастные темы. Вырисовывается

сразу образ мальчиков: смелый, решительный.

И, (в противопоставление первому образу), образ девочек: женственный, нежный.

Представляется какая-то игра-танец, праздник.

Акценты

в

первой

мелодии

и

движение

четвертями

подчёркивают

твёрдую,

мужественную, широкую поступь мальчиков, их озорство в игре. Эту мелодию можно

назвать

темой

мальчиков.

В

ответ

-

тема

девочек:

грациозность,

танцевальность

мелодии придают мягкие интонации, а также многозначительные восьмые паузы, и

опора на сильные и относительно сильные доли.

В этой сонатине есть все три раздела: экспозиция, разработка и реприза.

В экспозиции необходимо обратиться к тональному плану и будет своевременно сказать

о названиях тем. Тема мальчиков написана в главной тональности, поэтому называется

главной,

тема

девочек

написана

в

побочной

тональности,

поэтому

называется

побочной.

В побочной теме, теме девочек, кроме их грациозности, чувствуется и напористость

характеров. Это подчёркивается изложением темы довольно продолжительно в главной

тональности C-dur.

И

только

совсем

в

конце

наступает

переход

в

побочную

тональность G-dur. Скорее всего для того, чтобы сделать переход в разработку. И

сразу же, через гармонический C-dur, перейти в утверждающий, натуральный C-dur,

чтобы показать в яркой кульминации силу и мужество мальчиков.

В репризе снова звучит радостная тема мальчиков и обаятельная тема девочек.

Динамически насыщенная, жизнеутверждающая кода - завершению праздника.

Эта сонатина интересна по своему содержанию, не проста в техническом плане и по

звукоизвлечению.

Выучив

такую

сонатину,

ученик

обогащается

духовно

и

много

приобретает по части пианизма.

Впервые жанр сонаты зародился в XVII веке, а к середине XVIII столетия происходит

окончательное формирование сонаты в творчестве венских композиторов-классиков:

Гайдна,

Моцарта,

Бетховена.

Учащиеся

младших

классов

знакомятся

с

сонатной

формой

на

примере

классических

сонатин

Гедике,

Кулау,

Клементи,

Чимароза,

Штейбельта, которые служат подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта,

Бетховена.

К основным особенностям сонатной формы относятся:

контрастность образов, но единство целого, выраженное тематическим и

тональным развитием;

контрастность динамики;

точность артикуляции;

чёткость ритма

На основе сонатной формы можно воспитать:

умение в быстром темпе переключаться с одного материала на другой;

умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;

пальцевую беглость;

слух (гармонический и тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию

и сопровождение);

музыкальное

мышление,

умение

проследить

развитие

музыкальной

мысли.

Вывод:

При знакомстве с произведениями крупной формы уже на начальном этапе важно

учить ребенка сравнивать, анализировать нотный текст, используя знакомые понятия

лада,

фактуры,

штрихов,

оттенков,

и

использовать

весь

свой

арсенал

умений

и

навыков,

чтобы

наиболее

полно

и

выразительно

передать

в

своем

исполнении

художественный образ и его развитие. И чем увлекательней и интересней будет для

ребенка

мир

образов

в

крупной

форме,

тем

больше

у

него

возникнет

желание

«прочитать»

и

понять

смысл

других

сонатин.

Зажигая

искру

интереса,

мы

подготавливаем

ребенка

к

«прочтению»

классических

сонат

с

их

более

сложным

внутренним содержанием, открывая для него увлекательный мир познания музыки.

«… Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего учителем

музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на

начальных

ступенях

развития

учащегося:

тут

уже

совершенно

неизбежен

комплексный метод преподавания, то есть учитель должен не только довести до

ученика

так

называемое

«содержание»

произведения,

не

только

заразить

его

поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в

целом

и

в

деталях,

гармонии,

мелодии,

полифонии,

фортепианной

фактуры,

короче,

он

должен

быть

одновременно

и

историком

музыки,

и

теоретиком,

учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано».

Г. Нейгауз

Список использованных источников и литературы:

1. Алексеев А. «История фортепианного искусства» ч.1, М., 1962

2. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М., 1986.

3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.

4. Интернет-ресурсы



В раздел образования