Автор: Зиманова Анастасия Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Туймазы, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Зиманова А.Ю., учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №7 г. Туймазы
Современные
образовательные
технологии
на
сегодняшний
день
являются
ведущим
способом
нравственного
и
интеллектуального
развития
учащихся.
Основная
идея
современного
процесса
образования
требует
гуманизации. Закон об образовании гласит:
«Обучение
–
целенаправленный
процесс
организации
деятельности
обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией,
приобретению
опыта
деятельности,
развитию
способностей,
приобретению
опыта
применения
знаний
в
повседневной
жизни
и
формированию
у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Средства
обучения
и
воспитания
-
приборы,
оборудование,
включая
спортивное
оборудование
и
инвентарь,
инструменты
(в
том
числе
музыкальные),
учебно-наглядные
пособия,
компьютеры,
информационно-
телекоммуникационные
сети,
аппаратно-программные
и
аудиовизуальные
средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной
деятельности». [1, с. 18]
Главным способом реализации данных задач современного образования
является активное использование различных современных технологий. Каждая
из технологий вносит свой вклад в развитие личности обучающегося.
На
современном
этапе
развития
в
каждой
школе
давно
уже
есть
требуемое
оснащение
в
каждом
кабинете.
Кабинеты
русского
языка
и
литературы
не
исключение.
Проблема
стоит
только
в
том,
как
и
какими
способами можно активировать использование ИКТ на уроках. Бывает, что
среди
учителей
русского
языка
и
литературы
встречается
скептическое
отношение к использованию ИКТ на уроках данного предмета. Так как, по их
личному
мнению,
на
уроках
литературы
нужно
воспитывать
и
развивать
эмоциональную сторону личности ребенка, но никак не систематизировать и
«подогнать под шаблоны» его личность.
На мой взгляд, это огромнейшее
заблуждение.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы ведет к
повышению качества обучения школьников.
Преимущества ИКТ:
позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся;
активизирует внимание учащихся;
повышает творческий потенциал личности;
углубляет степень отработки практических умений и навыков.
Перечислять достоинства данной формы обучения можно очень долго.
Ведь именно внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют
реализовать идею развивающего обучения, повышать темп урока, сокращать
убытки рабочего времени, увеличить объем индивидуальной работы, не только
на
уроке,
но
и
при
подготовке
домашнего
задания,
сделать
урок
более
интересным и увлекательным.
В
презентациях
к
урокам
русского
языка
и
литературы
можно
использовать разные виды и формы наглядности: таблицы, схемы, опорные
конспекты.
Построение схем, таблиц в презентации существенно экономит время,
помогает
красиво
и
лаконично
объяснять
материал,
как
новый,
так
и
повторяющийся. Все зависит от способа подачи презентационного материала.
Основное отличие и важность ИКТ на уроках литературы – возможность
наглядно показать отрывки фильмов по изучаемому произведению, а также
прослушивание музыкальных произведений.
Хотелось
бы
отметить,
что
использование
ИКТ
на
каждом
уроке
не
реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя, живое общение
и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с
имеющимися
методическими
средствами.
Необходимо
использовать
компьютерное оснащение продуктивно, интересно и уместно.
В современный период развития образования каждый педагог должен
работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы реализовать
одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Список литературы
1.
Нечаева
Н.В.,
Яковлева
С.Г.
Обсуждаем
Концепцию
преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации// Методист.
2017. N 2. С. 23.
2.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.:
Сфера, 2016. 192 с.