Автор: Новосад Ольга Юрьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: город Зея, Амурская область
Наименование материала: Собственный педагогический опыт
Тема: "Использование современных программ и технологий на уроках компьютерной графики в детской школе искусств"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Зеи»
Доклад по теме:
«Использование современных программ и технологий на уроках
компьютерной графики в детской школе искусств»
Новосад Ольга Юрьевна
преподаватель художественных дисциплин
2020 год
Цель: рассмотреть графический планшет как средство эффективности
обучения на уроках компьютерной графики.
Задачи:
рассмотреть инновации образовательного процесса;
провести сравнение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)
и графического планшета;
определить
положительные
аспекты
использования
графического
планшета на уроках.
Одной из задач современной системы образования является внедрение в
образовательный
процесс
инновационных
технологий
и
методов
обучения.
Педагог
современной
школы
обязан
владеть
новыми
информационными
технологиями
и
успешно
ориентироваться
в
инновациях
образовательного
процесса. Применительно к дополнительному образованию инновация означает
введение
информатизации
в
процесс
организации
совместной
деятельности
учителя и обучающегося.
Мощный поток новой информации, непрерывно поступающей с экранов
телевизора, социальный сетей, оказывает большое влияние на ребёнка и его
восприятие окружающего мира. В школьном возрасте дети должны получить
возможность
раскрыть
свои
способности
и
подготовиться
к
жизни
в
этом
высокотехнологичном конкурентном мире.
В 2013 году на отделении изобразительного искусства ДШИ была введена
предпрофессиональная программа «Живопись», которая включила в себя новый
предмет – «Компьютерная графика и дизайн».
Этот предмет соединяет в себе эстетику рисунка, живописи и композиции
с высоким уровнем технических возможностей. При обучении важно поставить
акцент на синтезе и взаимообогащении искусства и компьютерных технологий.
Хочется отметить, что современной творческой молодёжи значительно легче
найти работу, если, наряду с профессиональными знаниями рисунка, живописи
и
композиции,
они
в
совершенстве
будут
владеть
графическими
компьютерными программами.
В связи с введением нового предмета возникла острая необходимость в
специальном компьютерном оборудовании. Руководство школы обратилось к
директору Зейской ГЭС об оказании материально-технической помощи.
В
2014
году
в
ДШИ
был
открыт
класс
«Компьютерной
графики
и
дизайна». В 2018 году приобретены графические планшеты.
В
общеобразовательных
школах
информационно-коммуникативные
технологии
рассматриваются
как
средства
обработки
информации
и
демонстрации
дидактических
материалов.
При
этом
ребёнок-школьник
является сторонним наблюдателем процесса подачи информации. Он выступает
только как пользователь.
На уроках компьютерной графики с помощью графического планшета
ребёнок перестаёт быть лишь наблюдателем. Беря в руки стилус, он сразу
превращается в активного участника процесса.
Для будущих фотографов, проектировщиков, дизайнеров и художников
графический
планшет
станет
незаменимой
вещью.
Во-первых,
он
может
поддерживать работу во многих
графических приложениях, во-вторых, он
удобен при ретушировании и обработке фотографий, при Web-дизайне, при
рисовании на фотографиях. С его помощью можно рисовать схемы, эскизы,
графики, делать рукописные пометки в презентациях и документах.
Являясь
средством
ввода
информации,
он
мало
чем
отличается
от
обычных ручки и листа бумаги, с разницей в том, что изображаемое появляется
не непосредственно из-под грифеля карандаша, а на экране компьютера. Это,
кстати, помимо развития умения ориентироваться на листе бумаги, развивает и
пространственное восприятие.
Используя
графический
планшет
можно
показать
последовательность
создания
изображения,
его
композиционное
расположение
в
листе
и
дальнейшее
использование
в
оформлении
приглашений,
поздравлений
и
многого
другого,
а
также
индивидуально
отработать
технические
навыки
рисования.
Создавая
рисунки
на
экране
компьютера,
дети,
не
опасаясь
сделать
ошибку, как правило, всегда испытывают позитивный настрой и активный
интерес
к
работе.
Благодаря
возможности
отменить
несколько
неверных
действий, они застрахованы от неудачи.
Работа
с
графическим
планшетом
обеспечивает
развитие
мелкой
моторики рук, так как навигация пером удобна, точна и эргономична – мышцы
кисти и руки всегда расслаблены, пальцы и ладонь в движении. Преимущество
графических
планшетов
заключается
в
использовании
самого
простого
и
понятного для любого человека способа ввода информации – пера (стилуса). От
силы
нажатия
пером
на
планшет
увеличивается
или
уменьшается
интенсивность линий.
На
компьютерах
в
классе
установлена
операционная
система Ubuntu,
созданная на основе ОС Linux. Эта система абсолютна бесплатна и разработана
специально для людей творческих профессий (в ней нет «лишних» приложений,
отвлекающих внимание от процесса обучения).
Обучение
ведётся
в
программе MyPaint
(не
путать
с
«Paint»
в
ОС
Windows). Во-первых, эта программа хороша тем, что она имеет несколько
наборов кистей, имитирующих самые различные материалы: карандаши, кисти,
ластики, губки, «размазывающие пальцы» и прочие. Между наборами можно
свободно переключаться.
Во-вторых,
запуская
программу,
ребёнок
открывает
перед
собой
безразмерный
холст,
цвет
которого
он
может
менять
в
зависимости
от
художественного
замысла.
А
границы
готового
изображения
он
также
устанавливает самостоятельно.
В-третьих,
рабочее
пространство
вокруг
холста
каждый
ребёнок
организует по-своему.
В-четвёртых,
многослойные
файлы MyPaint
можно
открыть
в
других
графических редакторах, внести какие угодно изменения, а затем сохранить
обратно.
По мере формирования навыков работы с графическим планшетом растёт
и уровень мастерства юных художников. Для некоторых заданий в качестве
примера я показываю свои работы.
Благодаря насыщенному содержанию курса обучения юные художники
учатся
разрабатывать
поздравительные
открытки,
создают
мини-пейзажи,
выполняют всевозможные творческие задания, а также участвуют в конкурсах
различного уровня.
Итак, использование графического планшета при работе с учащимися
создаёт условия для разностороннего развития детей, вовлекая их в творческий
процесс
как
активных
участников.
Применение
графического
планшета
на
занятиях повышает мотивацию к обучению, пробуждает интерес к занятиям,
что способствует развитию творческой активности ребёнка.
Информатизация процесса обучения привлекательна для преподавателя
тем,
что
позволяет
повысить
производительность
его
труда,
оптимизирует
процессы понимания и запоминания учебного материала, повышает общую
информационную культуру. Уроки становятся более яркими и эмоциональными,
а работы детей – индивидуальными.
Таким
образом,
использование
информационных
технологий
создаёт
детям не только условия для саморазвития, но и является мощным средством
повышения эффективности обучения.