Автор: Тихонова Дарья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 93
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО
С введением федеральных государственных стандартов дошкольного
образования изменился подход к организации и проведению
непосредственно образовательной деятельности с детьми. Произошел отказ
от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие
понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог
решает программные задачи. Переосмыслялась роль педагога, который стал
в большей степени «координатором» или «наставником», чем
непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного
образования по отношению к детям изменилась и приобрела
характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с
педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Написать конспект не так трудно, как трудно воспитателю уйти от учебной
модели построения занятия, точнее даже не самого занятия, а способа его
проведения. Очень часто бывает: на бумаге — конспект идеален, но как
только педагог начинает проводить занятие, вся идеальность пропадает
(педагогу трудно идти за детьми, и в то же время вести детей за собой;
педагогу трудно встать на одну ступень с ребенком — выстроить субъект-
субъектные отношения; педагогу трудно придерживаться деятельностного
принципа в проведении современного занятия; педагогу трудно делать не за
ребенка, а вместе с ребенком).
При организации образовательного процесса педагогу нужно постоянно
помнить о том, что активное использование проектного метода обучения и
воспитания позволяет развивать познавательный интерес у детей,
формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой
познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения.
Педагогу необходимо определить главную цель. А заключается она в том,
будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить
развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время
обучающей непосредственно образовательной деятельности (часто её
называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт:
знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время
развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают
знания. Цель – это образ желаемого результата.
Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.
Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и
создание условий необходимых и достаточных для их достижения
Сформулировав цель непосредственно образовательной деятельности,
педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить
к моменту окончания непосредственно образовательной деятельности, какие
показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем
обоснован выбор именно этих показателей.
Задачи, требования к ним.
Задача непосредственно образовательной деятельности триедина:
Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности,
взгляды и убеждения.
· Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный
интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные
способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие. Реализация
задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу,
дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ)
рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Это в свою очередь способствует формированию универсальных
предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс
должен строиться с учетом основной формы работы с детьми и ведущего
вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Одним из принципов организации педагогического процесса в
образовательной программе является принцип деятельностного подхода,
который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую
информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка
признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а
осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество
воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных
способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное,
наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами
при организации познавательной деятельности в процессе реализации
образовательной программы, является метод наглядного моделирования,
который позволяет обучать детей умению использовать знаково-
символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем).
Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые
невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей
понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности,
умения устанавливать причинно-следственные связи. Одним из итоговых
результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей
целеполагания (способности принимать и сохранять ставить) цели и задачи
деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения
результата. В этом помогает использование в работе с детьми схемы
трудовых процессов, так называемые “пооперационные карты”, позволяющие
ребенку воспринимать любую планируемую деятельность, трудовой процесс
сначала поэтапно; дети учатся строить наглядно-схематическую, а затем и
мысленную модель своей деятельности. Воспитатель, основываясь на
интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые будут,
стимулировать их познавательную деятельность. Надо предоставлять детям
возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным
жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие
ребенка. Тематические игровые центры дадут детям возможность
самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания.
Различные темы, масштабные задания (проекты) должны учитываться с
интересами детей. Предметно пространственную среду группы надо
организовать таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно
широкий выбор центров и материалов.
Советы воспитателям по организации НОД:
Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до
логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ
сами.
Подводите детей к выводам, обобщениям.
Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую
очередь влияют на развитие детей.
Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально
увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей. Чаще обращайтесь к детям
с просьбой — уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще
непонятно), объяснить по-другому