Напоминание

"Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Тихонова Дарья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 93
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО

С введением федеральных государственных стандартов дошкольного

образования изменился подход к организации и проведению

непосредственно образовательной деятельности с детьми. Произошел отказ

от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие

понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог

решает программные задачи. Переосмыслялась роль педагога, который стал

в большей степени «координатором» или «наставником», чем

непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного

образования по отношению к детям изменилась и приобрела

характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с

педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Написать конспект не так трудно, как трудно воспитателю уйти от учебной

модели построения занятия, точнее даже не самого занятия, а способа его

проведения. Очень часто бывает: на бумаге — конспект идеален, но как

только педагог начинает проводить занятие, вся идеальность пропадает

(педагогу трудно идти за детьми, и в то же время вести детей за собой;

педагогу трудно встать на одну ступень с ребенком — выстроить субъект-

субъектные отношения; педагогу трудно придерживаться деятельностного

принципа в проведении современного занятия; педагогу трудно делать не за

ребенка, а вместе с ребенком).

При организации образовательного процесса педагогу нужно постоянно

помнить о том, что активное использование проектного метода обучения и

воспитания позволяет развивать познавательный интерес у детей,

формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой

познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения.

Педагогу необходимо определить главную цель. А заключается она в том,

будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить

развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время

обучающей непосредственно образовательной деятельности (часто её

называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт:

знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время

развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают

знания. Цель – это образ желаемого результата.

Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.

Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и

создание условий необходимых и достаточных для их достижения

Сформулировав цель непосредственно образовательной деятельности,

педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить

к моменту окончания непосредственно образовательной деятельности, какие

показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем

обоснован выбор именно этих показателей.

Задачи, требования к ним.

Задача непосредственно образовательной деятельности триедина:

Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности,

взгляды и убеждения.

· Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный

интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные

способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие. Реализация

задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу,

дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ)

рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.

Это в свою очередь способствует формированию универсальных

предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс

должен строиться с учетом основной формы работы с детьми и ведущего

вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Одним из принципов организации педагогического процесса в

образовательной программе является принцип деятельностного подхода,

который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую

информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка

признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а

осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество

воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных

способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное,

наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами

при организации познавательной деятельности в процессе реализации

образовательной программы, является метод наглядного моделирования,

который позволяет обучать детей умению использовать знаково-

символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем).

Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые

невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей

понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности,

умения устанавливать причинно-следственные связи. Одним из итоговых

результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей

целеполагания (способности принимать и сохранять ставить) цели и задачи

деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения

результата. В этом помогает использование в работе с детьми схемы

трудовых процессов, так называемые “пооперационные карты”, позволяющие

ребенку воспринимать любую планируемую деятельность, трудовой процесс

сначала поэтапно; дети учатся строить наглядно-схематическую, а затем и

мысленную модель своей деятельности. Воспитатель, основываясь на

интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые будут,

стимулировать их познавательную деятельность. Надо предоставлять детям

возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным

жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие

ребенка. Тематические игровые центры дадут детям возможность

самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания.

Различные темы, масштабные задания (проекты) должны учитываться с

интересами детей. Предметно пространственную среду группы надо

организовать таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно

широкий выбор центров и материалов.

Советы воспитателям по организации НОД:

Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.

Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до

логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ

сами.

Подводите детей к выводам, обобщениям.

Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.

Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.

Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую

очередь влияют на развитие детей.

Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально

увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей. Чаще обращайтесь к детям

с просьбой — уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще

непонятно), объяснить по-другому



В раздел образования