Авторы: Жесткова Елена Витальевна, Крючкова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад г. Николаевска"
Населённый пункт: г. Николаевск Волгоградская область
Наименование материала: экологический проект
Тема: "Семья Дождей"
Раздел: дошкольное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Семья дождей»
Авторы : воспитатели МКДОУ «Детский сад г. Николаевска»
Крючкова Татьяна Сергеевна
Жесткова Елена Витальевна
В основе проекта лежит экологическая сказка
автора-составителя воспитателя О. Падериной
Паспорт проекта:
Актуальность проблемы: Маленькие дети любознательны, активны в самостоятельном
поиске ответов, любят строить догадки, рассуждать и делать предположения. Мы с ними
много раз наблюдали за дождём летом и у детей появились вопросы: почему идёт дождь?
Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Почему на небе после дождя иногда
появляется радуга? В следствии чего и возник данный проект .Тема нашего проекта
достаточно актуальна для данного возраста, так как она подразумевает под собой общение
с природой, познание тайн явлений природы. Познакомить детей с дождём мы решили на
основе экологической сказки, так как сказки наиболее понятны для малышей и на их
основе легче всего и интереснее познакомить детей с окружающим миром. Участие детей
в проекте позволит сформировать реалистические представления о
явлениях природы,
формирования
таких
качеств,
как
любознательность,
умения
наблюдать,
логически
мыслить, воспитывать умение видеть красоту природных явлений .Участие родителей в
проекте
позволит
детям
более
подробно
увидеть
красоту
явлений
природы,
будет
способствовать расширению кругозора детей, позволит сплотить
детей и родителей в
достижении общих целей.
Полное наименование проекта: театрализованное представление «Семья Дождей»
Тип проекта: комплексный
Разработка проекта проходила в несколько этапов:
Подготовительный: знакомство с содержанием экологической сказки «Семья дождей»,
изобразительная деятельность детей младшего возраста, консультирование с родителями
детей старшего возраста по изготовлению костюмов к спектаклю, составление сценария
спектакля.
Основной: обогащение знаний детей и взрослых в ходе работы над содержанием сказки,
изготовление костюмов из бросового материала.
Заключительный: театрализованное
представление
для
детей
подготовительной
группы, их родителям и педагогам .
Ожидаемый результат проекта: Сближение и взаимодействие детей и взрослых друг с
другом.
Цель проекта: экологическое просвещение детей и взрослых, воспитание бережного
отношения к природным ресурсам, в частности, к воде- источнику всего живого.
Задачи:
- совершенствовать: осознанное понимание взаимосвязей в природе .
- формировать представление об особенностях летнего дождя (ливневые,
кратковременные, тёплые, грибные, затяжные)
- развивать: связную речь, обогащать словарный запас (дождевые облака, капли, лужи,
гроза, гром, молния, радуга, мокрый асфальт, моросит, льёт, пузырятся, напоил растения,
испарилась влага, ливень, грибной, прямой, косой, кратковременный.
- воспитывать: интерес к познанию, любознательность, доставить радость детям, чувство
удовлетворения от проделанной работы и полученных знаний.
По составу участников: групповой , где ребёнок – объект
проектирования, взрослые
соучастники
Среднесрочный
Форма защиты: театрализованное представление для детей подготовительной группы,
их родителям и педагогам .
г. Николаевск
2019 г
Ход реализации проекта
1.
Знакомство с экологической сказкой
«Семья Дождей»
Высоко в Небе, на черной Туче жила семья Дождей: папа Ливень, мама Мокрица
моросящая, сынок Грибной дождик и дочка Капля. Жили они дружно. Следили за
чистотой на земле: смывали с дорог пыль, промывали крыши домов; умывали листья
деревьев, травы и цветы; наполняли водой лужи, озерца, реки, чтобы могли помыться
животные. Дождевая вода чистая и мягкая, поэтому любят ее все растения и животные.
Вымоют все и всех Дожди, свесят ножки с тучки и любуются сверху красотой.
— Сколько от меня пользы, — говорит папа Ливень, — как пролью, сразу всю грязь
смываю. Люди говорят, что «льет как из ведра». Это обо мне! Уж мыть, так мыть! Мне
воды не жалко.
— А я потихоньку пыль смываю, — вступает в разговор мама Мокрица моросящая. —
Моросить — это не лить. Как начну множеством мелких капелек по пыли барабанить, так
и пыли конец! Люблю чистоту и порядок, а больше всего — чистый воздух!
— А я после вас навожу блеск, — поддакивает сынок Грибной дождик. — Еще раз так
освежаю все вокруг, что от земли под солнцем идет сияние!
— Да и я не остаюсь в стороне, — пропищала дочка Капелька, — повисну на листиках, а
насекомые в меня смотрятся, как в зеркало, умываются, прихорашиваются. Тоже пользу
приношу.
Не забывали Дожди насытить влагой землю, чтобы растения радовали всех своей свежей
зеленью, цветами, плодами. Польют огороды, сады, цветники, леса, поля, луга и радуются,
что все растет и расцветает.
— Смотрите, смотрите, — кричит сынок Грибной дождик, — под моей радугой расцвели
луговые цветы! Это я их полил волшебной водой. Какой прекрасный ковер получился!
— Уф! — никак не может отдышаться папа Ливень. — Пролил землю так, что на целую
неделю всем растениям воды хватит. Устал даже. Зато садоводам и огородникам не надо
будет поливать растения. Вот уж они рады моей помощи!
— А я все сыплю, сыплю мелкими капельками, — вздыхает мама Мокрица моросящая, —
никак землю не промочу. Зато листочкам моей влаги хватает.
— Да и без меня плохо в засуху, — не унимается дочка Капелька. — Люди так меня зовут,
говорят: «Ну, хоть бы капля капнула!» Такую важность я имею!
Но иногда, когда папа Ливень сердился или у него было плохое настроение, он выливал на
землю столько воды, что заливал ею дороги и тротуары, поля и леса. Реки выходили из
берегов, затапливая деревни и села. Люди тогда очень огорчались и просили у Неба, чтобы
дождь прекратился. Растения начинали гибнуть от избытка воды. В такие дни все члены
семьи Дождей ходили на цыпочках, не решаясь заговорить с отцом. И только маленькая
Капелька, которую отец очень любил, не боялась залезть к нему на коленки, крепко
прижаться и попросить спеть колыбельную песенку. В такие минуты папа Ливень
становился добрым и прекращал лить воду на землю. Все с облегчением вздыхали.
Выглядывало Солнце и высушивало лишнюю воду.
Хуже было, когда мама Мокрица моросящая начинала плакать от обиды. Она плакала так
долго и так обильно, что нудный дождик портил всем настроение.
Лето становилось холодным, что очень огорчало людей и все живое. Тогда люди
обращались к Солнцу, звали его, чтобы оно скорее выглянуло из-за туч и обогрело землю.
А маму начинал успокаивать сын Грибной дождик. Он раскидывал по Небу семицветную
радугу и предлагал ей выбрать материал для платья какого-либо цвета. Затем звал к себе
множество птиц, которые вмиг шили для его мамы необыкновенное платье. Мокрица
моросящая сразу же переставала плакать и принималась примерять новое платье.
Так и жили дружно на небе Дожди, трудились, радовались, иногда огорчались. Все как в
каждой семье
1.
Вопросы и задания
— Где жила семья Дождей?
— Перечислите членов семьи Дождей.
— Какую работу выполняли члены семьи?
— Какую пользу семья Дождей приносила людям, растениям, животным?
— Что случалось, когда папа Ливень гневался?
— Как изменялась погода, когда плакала мама Мокрица моросящая?
— Почему от дождя бывают и польза и вред?
— Чем ливень отличается от грибного дождя, от моросящего?
— Что будет, если дождь не прекратится? Что будет, если дождя не будет все лето?
2.
Рисование на тему “Дождь’’, “ Радуга”, “ Зонт” детьми младшего возраста
4. Изготовление родителями детей старшего возраста костюмов к сказке
Театрализация сказки
Костюм Радуги
Изготовлен из разноцветных полиэтиленовых пакетов
Костюм Папы Ливня
Изготовлен из ваты, старой мочалки, полиэтиленовых пакетов.
Костюм Мамы Мокрицы Моросящей
Изготовлен из полиэтиленовых пакетов, целлофана, капроновых и синтетических нитей
Костюм Дочки Капельки
Изготовлен из полиэтиленовых и целлофановых пакетов, бусинок
Костюм Сыночка Грибного дождика
Изготовлен из целлофановых пакетов и бумаги
Костюм Солнышка
Изготовлен из целлофана и поролона
3.
Защита проекта
Показ спектакля «Семья дождей» для детей подготовительной группы , их
родителей и педагогам .