Автор: Овечкина Марина Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ д/с №19
Населённый пункт: г.Омутнинск, Кировская область
Наименование материала: Проект
Тема: «Патриотическое воспитание, как средство физического развития дошкольника»
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Патриотическое воспитание, как средство
физического развития дошкольника»
Содержание
1. Введение.
2. Формирование патриотических чувств через занятия физической
культуры.
3. Методические рекомендации.
4. Приложения
2.1. Конспект занятия
2.2. Фотоотчет о проделанной предварительной работе.
2.3 Сценарий и фотографии праздника.
Вид проекта: познавательно-спортивный проект. Образовательная
область: «Физическая культура» Срок реализации: краткосрочный
(с 01.09. 2019г. по 01.12.2019г.). Участники проекта: дети старшей и
подготовительной к школе группы, воспитатели, инструктор по
физической культуре, музыкальный руководитель, родители.
Количество участников: 4 группы. 1. Введение Данный проект
представляет собой методическую разработку по осуществлению
нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного
возраста средствами физической культуры. Проект содержит
конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений по
нравственно и военно – патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста. Актуальность проекта В последние годы
проблема нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано
обновлением содержания образования и воспитания дошкольного
детства и необходимостью более ранней ориентации гендерного
воспитания и творческого саморазвития личности дошкольника.
Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и
сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто
имеет отношение к детям. Одним из эффективных средств решения
задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего
поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и
спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в
будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей.
Необходимо с раннего детства воспитывать у детей нравственные
качества: патриотизм и гуманизм. Иными словами, нужно
воспитывать будущего гражданина своей страны. Поэтому
регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только
овладеть двигательными навыками, необходимыми для
профессиональной деятельности, развить физические качества, но
и закалить характер, подготовить себя и к защите Родины и
Государства. Формирование патриотических чувств детей
дошкольного возраста осуществляется в процессе использования
различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги,
подвижные игры, эстафеты. Наибольший воспитательный эффект
оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма
работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в
рамках определённой темы, объединить детей разного возраста
общими чувствами и переживаниями. Подготовка и проведение
праздников и развлечений служат нравственному воспитанию
детей: они объединяются общими переживаниями, у них
воспитываются основы коллективизма. Произведения фольклора,
песни и стихи о Родине, о родной природе, спорте, труде
формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и
развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность,
культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают
много нового о своей стране, природе, о людях разных
национальностей, о профессиях в том числе. Это расширяет их
кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует
умственному развитию. Цель: Воспитание достойного гражданина
и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды,
способствующей этому воспитанию. Задачи: -Формирование
представлений о профессии «полицейский» -формирование
духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
родному городу. -развитие интереса к здоровью и спорту;
-расширение представлений о родном государстве и его
защитниках . -знакомство детей с государственной символикой:
гербом, флагом, гимном. -воспитание уважительного отношения к
старшему поколению, ветеранам, сотрудникам силовых ведомств.
-воспитание эстетически нравственных норм поведения и
моральных качеств ребенка. Реализация проекта предусматривает
несколько этапов и проходит по разработанному плану. В ходе
предварительной работы были проведены беседы и консультации с
родителями по вопросам актуальности патриотического воспитания
детей; была организованна экскурсия в музей МВД, где детям
рассказали исторический факты, а так же показали фильм о
тяжелых буднях полицейских , представили музейные экспонаты
.Ребятам представилась возможность пообщаться с сотрудниками
внутренних дел получить ответы на интересующие их вопросы, это
общение оставило неизгладимое впечатление у детей .Такая
преемственность способствует формированию личности,
обладающей качествами достойного гражданина, патриота,
готового всегда стоять на защите своего Государства. Также было
уделено особое внимание важности активного участия родителей в
запланированных мероприятиях. Первым этапом работы является
повышение уровня самообразования педагогов, формирование
понимания актуальности работы по развитию патриотических
начал у подрастающего поколения в современном обществе.
Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что важно
показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен
быть достоверным и доступным для детского восприятия. Вторым
этапом работы является создание предметной развивающей среды
в спортивном зале. Мышление дошкольника наглядно - образное.
Для этого и необходимо пополнять окружающую среду предметами
и пособиями, которые позволят детям более точно представить
себе то, что старается донести до них педагог. Для решения этой
задачи в спортивном зале, помимо стандартного спортивного
инвентаря и оборудования имеется необходимое нестандартное
оборудование, изготовленные своими руками. Данное
оборудование широко используется детьми в военно – спортивных
играх, таких как «Мы бравые солдаты», а так же «Юные помощники
полицейских» и прочие. Сюжетные занятия из серии «Разведчики»,
«Спецназ». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и
доблестным полицейским и вызывают желание подражать им,
быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными,
готовыми всегда прийти на помощь людям и своим товарищам.
Третий этап работы необходим для реализации задач
патриотического воспитания и предусматривает тесное
взаимодействие с семьей. Ведь семья это начальное звено в
воспитании. В каждой семье есть свои традиции и присутствует
преемственность поколений. Наша задача взаимодействовать с
семьей, только с привлечением всех участников образовательного
процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи,
школы, т. д.) мы сможем научить уважать и беречь семейные
традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение и
можем рассчитывать на успешный результат в патриотическом
воспитании в ДОУ. Результат проекта: В нашем детском саду
ведется непрерывная работа в данном направлении
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного
возраста осуществляется в процессе использования различных
вышеперечисленных форм и методов работы. Работа с детьми
физкультурно-оздоровительной направленности ведётся
систематически и последовательно, согласно годовому и
перспективному плану работы на учебный год. В результате этого у
детей заложены и сформированы основные понятия нравственных
ценностей и патриотизма, через занятия физической культуры.
Положительные результаты в формировании личности через
двигательную сферу ребенка, были достигнуты путем решения
поставленных задач. Все специально подобранные и используемые
физические упражнения, соответствовали возрастным и
индивидуальным особенностям детей были направлены на
преодоление трудностей физического характера, тем самым
развивали у детей не только выносливость, терпение, но и
способствовали проявлению смелости, решительности,
уверенности в своих силах , для выполнения физических
упражнений. Все формы проведения занятий, праздников,
развлечений имели большую эмоциональную насыщенность и
обоснованность. Ожидаемые результаты достигнуты. Динамика
спортивно - волевых качеств и понятие патриотизм и
нравственность на достойном уровне. Работа по данному проекту
выполнена в полном объеме, достигнутыми результатами
довольны. Тему данного проекта считаю необходимым развивать в
дальнейшем, потому как тема патриотического воспитания глубока
и объемна, познавательна и интересна.