Напоминание

Информационно-коммуникационные технологии, как средство формирования творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства.


Автор: Винтер Лилия Ивановна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3" г.
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Информационно-коммуникационные технологии, как средство формирования творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Раздел: среднее образование





Назад




Информационно-коммуникационные технологии, как средство формирования

творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства.

В основу стандарта второго поколения положен системно-деятельностный

подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих

требованиям информационного общества. В соответствии с Законом «Об образовании» и

требованиям в системе образования возникает острая необходимость в новых подходах к

преподаванию изобразительного искусства в современной школе. Задача современной

школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично

развивающегося современного общества.

Задача

педагога

состоит

в

том,

чтобы

за

годы

обучения

сформировать

информационную компетентность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их

качество,

формировать

умение

находить

требуемые

данные,

проявляя

при

этом

творческую активность.

Перед современным учителем стоит очень важная задача –

подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном

обществе, в мире информационных технологий. По этому стоит задуматься, как сделать

процесс

обучения

более

результативным.

Очевидно,

что

невозможно

решать

данную

проблему устаревшими методами. И ключевую роль в решении этой глобальной задачи

играет компетенция в ИКТ не только обучающегося, но и самого учителя.

В наше время развитие сети Интернет, доступность компьютерной техники

учащимися делает его не только обыденным, привычным, ведь формирование навыков

работы формируется уже в раннем возрасте, но

и в то же время использование его

ресурсов осуществляется часто в очень узких рамках, т. е. в качестве только игрового

ресурса. Задача учителя – направить возможности компьютера на формирование духовных

и

нравственных

качеств

личности.

Исходя

из

этого

предметы

художественно-

эстетического

цикла,

в

том

числе

и

изобразительное

искусство,

имеют

огромный

потенциал. Большие возможности ИКТ технологии имеют в реализации программы

и

развитии

творческой

активности

каждого

учащегося.

Важным

условием

является

потребность

сохранить

у

ребенка

тягу

к

изобразительной

деятельности.

Условием

реализации данных задач является обновление методов, средств и форм в организации

процесса обучения.

Наиболее эффективной технологией в современной школе, на мой взгляд, является

технология проектного обучения. При выполнении проекта учащиеся показывают самый

высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения

заданий

исследовательского

характера.

В

ходе

работы

над

проектом

обучающимся

приходится переработать большое количество информации, в результате чего происходит

не

только

теоретическая

подготовка

по

заданной

проблеме,

но

и

систематизация

полученных знаний, а программа Microsoft Power Point позволяет продемонстрировать

полученный результат и осуществить защиту проекта.

Задача учителя, прежде всего, заключается в том, чтобы с помощью передовых

методик, с использованием ИКТ и грамотно составленных упражнений помочь ребенку

приобрести художественные умения и навыки развить интерес к предмету.

Одним из наиболее простых пакетов, входящих в состав оболочки Windows

является стандартная программа любого компьютера или ноутбука Paint, которая

позволяет организовать работу для учащихся начальных классов в качестве эскиза,

заливки

фона,

использования

распылителя,

кисти,

организации

цветовых

соотношений.

Этой

простая

программа

позволяет

продемонстрировать

последовательность

рисования

пейзажа,

натюрморта

и

портрета.

Для

старших

классов можно использовать в качестве индивидуальной работы на уроке, работу с

помощью

графического

планшета,

устройства

для

ввода

рисунков

от

руки

в

компьютер. Дигитайзер состоит из пера и плоского планшета, эмоционального к

нажатию пера. Графический планшет в отличии от мыши обладает необходимой

точностью и позволяет использовать традиционную технику рисования в то же

время мотивируя учащихся к изучению нового материала и к самостоятельному

творчеству.

В

среднем

звене

наиболее

результативными

являются

программы

MyPaint

и ArtRage,

которые

позволяют

имитировать

работу

различными

художественными материалами.

Современного

ребенка

можно

увлечь

на

уроке

только

современными

техническими

средствами, трудно удержать его внимание обычным рисунком на доске. И тут опять на

помощь

учителю

может

прийти

компьютер,

а

именно

объяснение

нового

материала

посредством презентации, выполненной при помощи Microsoft Power Point. Презентация

помогает объединить огромное количество демонстрационного материала: репродукции с

картин художников, последовательность выполнения работы, типичные ошибки, образцы

работ учащихся.

Информационно-коммуникативные технологии целесообразно применять на разных

этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- при закреплении;

- при повторении;

- при контроле знаний, умений и навыков.

Таким образам, учитель высвобождает большое количество времени, которое бы

он

потратил

на

изготовление

бумажных

наглядных

пособий

и

подбор

репродукций,

тестовый

и

обобщающий

материал.

Для

создания

наглядности

к

уроку

можно

воспользоваться

Документ-камерой.,

которая

позволяет

демонст рировать

последовательность

действий

или

этапы

работы

над

рисунком

с

помощью

мультимедийного проектора на весь класс с последующей записью материала, что дает

возможность не дублировать показ, а воспроизвести его для других классов.

Поставив себе задачу включения в учебный процесс ИКТ технологий, необходимо

накопление

учебных

программ,

которые

можно

применять

на

уроках

искусства.

Это

«Большая

энциклопедия

живописи»,

«Художественная

энциклопедия

зарубежного

классического

искусства»,

«Шедевры

русской

живописи»,

«Русский

музей», «Азбука

искусства» и др.

Достоинством

данных

программ

является

большой

объем

предлагаемой

информации с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания.

Можно

совершать

виртуальные

экскурсии

по

залам

музеев,

по

странам

мира

и

познакомиться с их культурой

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках является

необходимым условием для современного образовательного процесса, одной из новых

форм преподавания, когда главным становится не трансляция готовых знаний, а развитие

творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности.

Компьютер – это, один из самых удобных педагогических инструментов, который намного

облегчает

образовательный

процесс

и

способствующий

достижению

цели

урока,

но,

несмотря на это, в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается

всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и

современные

педагогические

технологии

и

инновации

в

процессе

обучения,

которые

создать

условия

для

проявления

познавательной

активности

учащихся,

повысить

эффективность урока.



В раздел образования