Автор: Винтер Лилия Ивановна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3" г.
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Информационно-коммуникационные технологии, как средство формирования творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Раздел: среднее образование
Информационно-коммуникационные технологии, как средство формирования
творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства.
В основу стандарта второго поколения положен системно-деятельностный
подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества. В соответствии с Законом «Об образовании» и
требованиям в системе образования возникает острая необходимость в новых подходах к
преподаванию изобразительного искусства в современной школе. Задача современной
школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично
развивающегося современного общества.
Задача
педагога
состоит
в
том,
чтобы
за
годы
обучения
сформировать
информационную компетентность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их
качество,
формировать
умение
находить
требуемые
данные,
проявляя
при
этом
творческую активность.
Перед современным учителем стоит очень важная задача –
подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном
обществе, в мире информационных технологий. По этому стоит задуматься, как сделать
процесс
обучения
более
результативным.
Очевидно,
что
невозможно
решать
данную
проблему устаревшими методами. И ключевую роль в решении этой глобальной задачи
играет компетенция в ИКТ не только обучающегося, но и самого учителя.
В наше время развитие сети Интернет, доступность компьютерной техники
учащимися делает его не только обыденным, привычным, ведь формирование навыков
работы формируется уже в раннем возрасте, но
и в то же время использование его
ресурсов осуществляется часто в очень узких рамках, т. е. в качестве только игрового
ресурса. Задача учителя – направить возможности компьютера на формирование духовных
и
нравственных
качеств
личности.
Исходя
из
этого
предметы
художественно-
эстетического
цикла,
в
том
числе
и
изобразительное
искусство,
имеют
огромный
потенциал. Большие возможности ИКТ технологии имеют в реализации программы
и
развитии
творческой
активности
каждого
учащегося.
Важным
условием
является
потребность
сохранить
у
ребенка
тягу
к
изобразительной
деятельности.
Условием
реализации данных задач является обновление методов, средств и форм в организации
процесса обучения.
Наиболее эффективной технологией в современной школе, на мой взгляд, является
технология проектного обучения. При выполнении проекта учащиеся показывают самый
высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения
заданий
исследовательского
характера.
В
ходе
работы
над
проектом
обучающимся
приходится переработать большое количество информации, в результате чего происходит
не
только
теоретическая
подготовка
по
заданной
проблеме,
но
и
систематизация
полученных знаний, а программа Microsoft Power Point позволяет продемонстрировать
полученный результат и осуществить защиту проекта.
Задача учителя, прежде всего, заключается в том, чтобы с помощью передовых
методик, с использованием ИКТ и грамотно составленных упражнений помочь ребенку
приобрести художественные умения и навыки развить интерес к предмету.
Одним из наиболее простых пакетов, входящих в состав оболочки Windows
является стандартная программа любого компьютера или ноутбука Paint, которая
позволяет организовать работу для учащихся начальных классов в качестве эскиза,
заливки
фона,
использования
распылителя,
кисти,
организации
цветовых
соотношений.
Этой
простая
программа
позволяет
продемонстрировать
последовательность
рисования
пейзажа,
натюрморта
и
портрета.
Для
старших
классов можно использовать в качестве индивидуальной работы на уроке, работу с
помощью
графического
планшета,
устройства
для
ввода
рисунков
от
руки
в
компьютер. Дигитайзер состоит из пера и плоского планшета, эмоционального к
нажатию пера. Графический планшет в отличии от мыши обладает необходимой
точностью и позволяет использовать традиционную технику рисования в то же
время мотивируя учащихся к изучению нового материала и к самостоятельному
творчеству.
В
среднем
звене
наиболее
результативными
являются
программы
MyPaint
и ArtRage,
которые
позволяют
имитировать
работу
различными
художественными материалами.
Современного
ребенка
можно
увлечь
на
уроке
только
современными
техническими
средствами, трудно удержать его внимание обычным рисунком на доске. И тут опять на
помощь
учителю
может
прийти
компьютер,
а
именно
объяснение
нового
материала
посредством презентации, выполненной при помощи Microsoft Power Point. Презентация
помогает объединить огромное количество демонстрационного материала: репродукции с
картин художников, последовательность выполнения работы, типичные ошибки, образцы
работ учащихся.
Информационно-коммуникативные технологии целесообразно применять на разных
этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- при закреплении;
- при повторении;
- при контроле знаний, умений и навыков.
Таким образам, учитель высвобождает большое количество времени, которое бы
он
потратил
на
изготовление
бумажных
наглядных
пособий
и
подбор
репродукций,
тестовый
и
обобщающий
материал.
Для
создания
наглядности
к
уроку
можно
воспользоваться
Документ-камерой.,
которая
позволяет
демонст рировать
последовательность
действий
или
этапы
работы
над
рисунком
с
помощью
мультимедийного проектора на весь класс с последующей записью материала, что дает
возможность не дублировать показ, а воспроизвести его для других классов.
Поставив себе задачу включения в учебный процесс ИКТ технологий, необходимо
накопление
учебных
программ,
которые
можно
применять
на
уроках
искусства.
Это
«Большая
энциклопедия
живописи»,
«Художественная
энциклопедия
зарубежного
классического
искусства»,
«Шедевры
русской
живописи»,
«Русский
музей», «Азбука
искусства» и др.
Достоинством
данных
программ
является
большой
объем
предлагаемой
информации с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания.
Можно
совершать
виртуальные
экскурсии
по
залам
музеев,
по
странам
мира
и
познакомиться с их культурой
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках является
необходимым условием для современного образовательного процесса, одной из новых
форм преподавания, когда главным становится не трансляция готовых знаний, а развитие
творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности.
Компьютер – это, один из самых удобных педагогических инструментов, который намного
облегчает
образовательный
процесс
и
способствующий
достижению
цели
урока,
но,
несмотря на это, в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается
всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и
современные
педагогические
технологии
и
инновации
в
процессе
обучения,
которые
создать
условия
для
проявления
познавательной
активности
учащихся,
повысить
эффективность урока.