Напоминание

«Модель взаимодействия специалистов в учебно-воспитательном процессе, способствующая продуктивному сопровождению обучающихся с ТМНР»


Авторы: Павлова Татьяна Егоровна, Острикова Людмила Анатольевна
Должность: учитель-логопед, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Пушкино,Московская область
Наименование материала: доклад
Тема: «Модель взаимодействия специалистов в учебно-воспитательном процессе, способствующая продуктивному сопровождению обучающихся с ТМНР»
Раздел: среднее образование





Назад




Областной семинар-практикум

«Взаимодействие участников образовательного процесса как

основа эффективного психолого-педагогического сопровождения

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) и ТМНР

Доклад

«Модель взаимодействия специалистов в учебно-

воспитательном процессе, способствующая

продуктивному сопровождению обучающихся с ТМНР»

Дата выступления: 27.02.2020 г.

Учитель-логопед: Павлова Т.Е.

Учитель-дефектолог: Острикова Л. А.

Модель взаимодействия специалистов в образовательном процессе,

способствующая продуктивному сопровождению обучающихся с ТМНР.

Предлагаемая нами модель взаимодействия специалистов в образовательном

процессе, способствующая продуктивному сопровождению обучающихся

школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

предполагает профессиональную взаимосвязь всех специалистов и

максимальное вовлечение ребёнка и его семьи в образовательное

пространство с учётом индивидуальных особенностей обучающегося.

Также она предполагает организацию адекватной образовательной среды,

способствующей реализации адаптированной образовательной программы

обучения.

Основами построения такой деятельности стали системность, целостность и

конкретность.

Системный характер предполагает, что все компоненты системы,

подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом.

Целостность выражается в полном представлении всех элементов

интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития

ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Конкретность — сохранение индивидуальности и специфики деятельности

каждого участника коррекционно-педагогического процесса. Исходя из этого,

мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании модели

взаимодействия различных специалистов в процессе коррекционно-

развивающей образовательной деятельности, способствующей

продуктивному обучению детей с ТМНР.

Учителя, воспитатели, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный

педагог и другие специалисты, имеющиеся в школе, работают в тесном

контакте друг с другом и с семьями обучающихся. Мы стремимся к тому,

чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребёнка и единый стиль

работы в целом.

Технология сопровождения позволяет систематизировать, регулировать и

координировать коррекционные, развивающие, воспитательные,

образовательные и оздоровительные стратегии воздействия, синтезировать

отдельные компоненты процесса развития каждого ребёнка.

Модель взаимодействия была разработана при активном участии

специалистов и представляет собой систему, решающую четыре блока задач:

мониторинговые, воспитательные, коррекционно-развивающие и

образовательные.

В мониторинговом блоке одним из ведущих направлений является

организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения

ребёнка. Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-

психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинской сестры и

других специалистов данного учреждения в течение всего учебного периода:

3 этапа мониторинга – входной, рубежный, итоговый, а также промежуточная

деятельность по выявлению детей «группы риска» и осуществлению

комплексного сопровождения этих школьников.

Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту

развития и выстроить индивидуальный маршрут развития каждого

обучающегося. Преимущество системы мониторинга в том, что она

предполагает комплексное изучение ребенка всеми специалистами и

коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде

деятельности, определить предполагаемый результат коррекции.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов

социализации, повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его

семьи.

Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает

оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих

проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий, координацию

их выполнения специалистами.

Организация системы взаимодействия с семьей предполагает использование

широкого круга форм и методов: родительские собрания, проведение

совместных праздников и развлечений, групповое и индивидуальное

консультирование, а также организация обратной связи через сайт школы.

Коррекционно-развивающий блок задач направлен на развитие

компенсаторных механизмов становления психики и деятельности

проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений

в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

Организация работы в этом блоке предполагает тесное сотрудничество всех

специалистов учреждения, направленное на обучение родителей и педагогов

отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим

эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность

в повседневной жизни.

Блок образовательных задач направлен на развитие их познавательной

активности, формирование всех видов (учебной, игровой, трудовой)

деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной

задачей этого блока является обучение счёту, письму и чтению в

практической направленности, которая ведётся с учётом индивидуальных

особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Все эти задачи решаются в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

Направления системы взаимодействия специалистов

Основными направлениями нашей работы являются оказание

специализированной помощи обучающимся с нарушениями развития, а

также поддержка его семьи и сотрудничество с ней.

1.

Специализированная совместная педагогическая помощь ребёнку с

тяжёлыми и множественными нарушениями развития направлена на

достижение им максимально возможного уровня развития, расширение

спектра его собственных умений и повышение возможностей участия в

социальной жизни (что достигается как за счёт увеличения его

способностей, так и за счёт создания специальных условий).

Потенциальный уровень развития у разных детей может существенно

различаться, равно как и профиль развития различных функций. Так, у

одного ребёнка наряду с практически полной потерей способности к

самостоятельному передвижению или нарушениями сенсорных

функций может отмечаться сравнительно высокая способность к

произвольной регуляции внимания, в то время, как у другого ребёнка

относительно сохранные двигательные возможности могут сочетаться с

затруднениями привлечения внимания к различным дистантным

стимулам.

Основной вектор совместной педагогической работы с данной категорией

детей связан с увеличением их конструктивной самостоятельной

активности, что подразумевает повышение уровня взаимодействия с

миром. Важно, чтобы ребёнок воспринимал различные воздействия со

стороны социальной и физической среды и согласовывал своё поведение с

внешними воздействиями (например, с эмоциональными реакциями,

действиями других людей, сенсорными стимулами и т.д.).

Стимуляция и поддержка собственной активности ребёнка, проведение

обучения в рамках повторяющихся ситуаций, во время которых

происходит отработка различных форм целенаправленного поведения, не

только позволяет формировать конкретные навыки у детей, но также

способствует тому, что в своей повседневной жизни дети осваивают новые

целенаправленные действия, которым их специальным образом не учили.

Следовательно, повышение общего уровня активности и произвольности

поведения на занятиях приводит к расширению репертуара поведения

ребёнка в целом.

Приоритетными аспектами работы являются обогащение опыта участия

ребёнка в различных социальных ситуациях и расширение возможностей

коммуникации, освоение им простых видов деятельности (при этом

важное место уделяется формированию навыков самообслуживания),

расширение репертуара двигательных возможностей (от освоения новых

поз до освоения способности к самостоятельному передвижению).

2.

Взаимодействие специалистов и сотрудничество с семьёй ребёнка

направлены на установление партнёрских отношений с его близкими,

оказание помощи в преодолении травматического компонента

родительства и последствий маргинализации, содействие росту

родительской компетентности и нормализации жизни семьи,

профилактику социального сиротства.

Большую часть времени дети с тяжёлыми и множественными

нарушениями в развитии проводят дома. Самыми значимыми

отношениями в их жизни являются отношения с близкими. Поэтому

очень важно то, насколько семья вовлечена в процесс обучения

ребёнка, насколько точно она понимает его состояние, адекватно и

реалистично оценивает его возможности, владеет специальными

методами воспитания и обучения, организации жизненной среды,

позиционирования и т.д. Также надо отметить, что у детей с

выраженными нарушениями развития собственная активность крайне

ограничена и само обучение идёт медленными темпами, возможны

периоды регресса. В связи с вышесказанным, сотрудничество между

специалистами и семьями является необходимым условием работы.

Таким образом, главными особенностями данной модели помощи

являются:

1.

Включение в образовательное пространство детей с тяжёлыми и

множественными нарушениями развития;

2.

Построение адаптированных образовательных программ развития

детей с учётом их индивидуальных особенностей, что предполагает

знакомство с разнообразными аспектами жизни ребёнка;

3.

Оказание совместной педагогической помощи в активном

сотрудничестве с семьями.

Характеристика класса обучающихся с ТМНР

У обучающихся отмечается своеобразие социально – эмоционального

развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для

взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют

инициативы в общении, не применяют полученные знания в повседневной

жизни.

Эмоции развиты слабо, недостаточно дифференцированы, часто

маловыразительны, однообразны. У большинства детей наблюдаются

немотивированные колебания настроения, присутствует возбудимость и

агрессивность, нарушения самооценки.

За внешними эмоциональными проявлениями обучающиеся не умеют

угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно

реагировать на них. Необходимы значительные усилия для того, чтобы дети

научились осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать

эмоции других сверстников и взрослых, а в дальнейшем – адекватно

регулировать своё поведение.

На

основании

данной

характеристики

детей

можно

сделать

вывод

о

необходимости

создания

системы

коррекционно-развивающего

сопровождения всего образовательного процесса.

Принципы и особенности обучения детей с тяжёлыми и

множественными нарушениями развития

В предлагаемой нами модели взаимодействия специалистов в учебном

образовательном процессе и оказания помощи детям с тяжёлыми и

множественными нарушениями развития выделяются следующие значимые

особенности и принципы построения развивающей среды:

1.

Обучение детей реализуется в совместной деятельности и

общении с взрослыми.

2.

Предлагаемые деятельности и навыки обязательно являются

связанными с повседневной жизнью детей и закрепляются в

процессе освоения ребёнком разнообразных социальных

ситуаций.

3.

Формирование новых видов активности ведётся с опорой на

существующие интересы ребёнка.

4.

Значительное внимание уделяется повышению общего уровня

активности ребёнка.

5.

По форме и содержанию занятия носят регулярный,

повторяющийся и устойчивый характер.

6.

В процессе обучения используются разнообразные внешние

опоры.

7.

Условием работы является создание доступной для детей среды.

8.

Форма и содержание занятий выбираются с учётом возрастных

особенностей детей.

9.

Деятельность специалистов осуществляется в сотрудничестве с

семьёй.

10. Используется командная форма работы.

Области обучения

Наиболее значимыми областями обучения и развития детей с тяжёлыми и

множественными нарушениями развития являются:

1.

Познавательная сфера;

2.

эмоционально – волевая сфера;

3.

сенсомоторная сфера;

4.

области коммуникации, саморегуляции и социальных навыков;

5.

формирование предметно – практической деятельности;

6.

обучение социально – бытовым навыкам и навыкам самообслуживания.

Стоит отметить, что предлагаемое разделение является в некоторых случаях

весьма условным и призвано скорее обозначить области нашего внимания,

чем строго разграничить и классифицировать систему задач.

К тому же следует учитывать, что ряд задач решается как путём прямой

тренировки тех или иных навыков, так и созданием специального

пространства, в котором у ребёнка есть возможность получить новый опыт и

приобрести те или иные возможности.

Сотрудничество специалистов и семьи.

Работа с родителями

В целях максимального развития возможностей ребёнка, а также помощи и

поддержки семьи в формировании родительской компетентности

выстраивается сотрудничество между специалистами и семьёй.

В течении учебного года проводится как минимум две – три встречи с

родителями для планирования задач и оценки результатов обучения.

На этих встречах, по возможности, присутствуют все специалисты, которые

работают с ребёнком. Семья предоставляет важную информацию о

возможностях, успехах и трудностях, возникающих у ребёнка и его близких в

домашней ситуации.

Также параллельно ведётся и просветительская работа (информирование об

особенностях ребёнка в контексте обучения значимым умениям, конкретное

описание этапов достижения тех или иных целей и т.д.) Проводятся

родительские собрания, беседы, анкетирование и тестирование, консультации

– практикумы.

Учебная деятельность

В практике нашей работы особенно популярны совместные занятия с

учителем – логопедом или другими специалистами смежных дисциплин. А

также взаимное посещение уроков для приобретения опыта и оценки работы.

Благодаря сотрудничеству специалистов и семьи есть возможность

передавать близким ребёнка информацию о том, что он научился делать на

занятиях, а также обсуждать с родителями и специалистами смежных

дисциплин условия поддержания этих достижений в повседневной жизни.

Эффективной формой работы стали открытые занятия с приглашением

родителей. Это позволяет родителям увидеть, каких результатов достигли

дети в результате совместной деятельности, способствует развитию

мотивации к активному участию в жизни ребёнка.

Внеклассовые мероприятия, праздники

В организации и проведении мероприятий и праздников принимают

активное участие все специалисты, а также семьи детей: оказывают помощь в

подготовке номеров, изготовлении костюмов и атрибутов.

Учитель – логопед помогает выучить стихотворение, совместно с учителем

ЛФК и воспитателем отрабатываем движения. Учитель музыки обеспечивает

музыкальное сопровождение, проводит работу по развитию чувства ритма.

Родители являются не только зрителями, но и активными участниками

каждого мероприятия.

Проектная деятельность

Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором

принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие

члены семьи.

Совместный проект обязательно должен быть доведён до конца (игра, книжка

– малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.)

Классные часы

Классные часы проводятся по плану, согласованному и заранее

продуманному с другими специалистами.

Экскурсии и дни здоровья

Также результат совместной деятельности специалистов и родителей, где все

являются активными участниками образовательного процесса. Педагоги и

родители оказывают помощь в организации и проведении мероприятий.

Определение результативности обучения

Прежде чем привести описание итогов нашей работы на протяжении

нескольких последних лет, мы должны будет сделать ряд существенных

замечаний, которые позволят лучше понять специфику оценки результатов

работы с этой группой детей:

- динамику развития функций и овладения навыками оказывается в

большинстве случаев достаточно сложно отслеживать с помощью тех

критериев, которые предлагаются в большинстве стандартных методов

оценки. Однако относительно изначального состояния детей и учитывая те

последствия, которые имеют изменения в состоянии ребёнка для всей семьи,

эти изменения являются значительными и носят качественный характер;

- функциональные состояния обучающихся могут варьироваться в течение

даже одного дня. Таким образом, бывает трудно судить, являются ли

выявленные изменения в возможностях ребёнка отражение успеха/неуспеха

коррекционно – развивающей работы либо простыми колебаниями

состояний. В связи с этим в оценке развития и обучения необходимо

опираться на длительные временные периоды, что позволяет делать более

точные выводы о происходящих изменениях;

- у большинства детей отмечаются трудности произвольной регуляции

поведения в целом, поэтому в определённых ситуациях ребёнок

демонстрирует большие возможности, чем при выполнении тех или иных

действий по инструкции (то есть в тех случаях, когда требуется наиболее

высокий уровень произвольности).

Для отслеживания динамики обучения и развития обучающихся мы

используем качественные системы описания состояния и уровня развития

ребёнка, позволяющие создать «портрет» ребёнка, охватить основные

изменения и, в определённой мере, отразить отношение семьи и

специалистов к этим изменениям, чего часто не позволяют сделать

количественные методы.

Данные системы предполагают анализ состояния ребёнка по областям

функционирования (таким как двигательные функции и мобильность,

межличностное взаимодействие и отношение, бытовые навыки и

самообслуживание, познавательное развитие и др.).

Большинство навыков, которым удалось обучить детей, а, следовательно, и

пришедшие с ними возможности требуют регулярной поддержки. Без

систематических, целенаправленных усилий со стороны взрослых

(специалистов и членов семьи), стимулирующих собственную активность

ребёнка, степень самостоятельности и возможности этой группы детей

существенно сужаются, возвращаются в лучшем случае к первоначальному,

крайне ограниченному набору стереотипных действий, а то и вовсе к их

отсутствию.

Однако, в случае систематического обучения, нацеленного на развитие

ребёнка, снижается тяжесть вторичных нарушений, поддерживается

физическая и психическая активность ребёнка.

В результате совместной работы специалистов наибольшего продвижения

удалось достичь в области освоения бытовых навыков и навыков

самообслуживания.

В плане развития деятельности результаты на данный момент носят менее

устойчивый характер. Даже на уровне реализации отдельных операций всем

детям требуется существенная организующая и/или физическая помощь

взрослого.

Многие из обучающихся стали значительно лучше ориентироваться в

функциональном назначении различных бытовых предметов и их частей:

самостоятельно прикладывают нож к хлебу, наливают жидкость в чашку,

нажимать на кнопки и клавиши и т.д.

Мы полагаем, что подобное обучение создаст предпосылки для изменения в

будущем и роли ребёнка в его повседневной жизни дома. Положение

пассивного, зависимого человека, в отношении которого необходим

постоянный уход, уступит место иной роли – человека, способного

принимать участие в различных повседневных активностях и даже проявлять,

посильным для себя образом, заботу о других.

Простым примером могут служить ситуации, в которых такой человек будет

мыть овощи и накрывать на стол, пока другой член семьи готовит суп, или

относить свои вещи в стиральную машину, вытирать пыль вместе со всеми во

время уборки, нести сумки из магазина.

Мы надеемся, что в будущем социальная роль человека с инвалидностью

изменится не только в домашней ситуации, но и в социуме в целом.



В раздел образования