Автор: Татьяна Егоровна Павлова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Пушкино,Московская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Космическое путешествие
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
"Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья"
Конспект группового логопедического занятия
«Космическое путешествие»
Класс:7
Учитель-логопед: Павлова Т.Е.
Ход занятия
I.
Организационный этап
1.Самоопределение к деятельности
Цель: обеспечение рабочего настроения и развитие культуры общения.
Ученики парами заходят в класс.
Логопед: Здравствуйте, Ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Начинаем
наше занятие.
2.Эмоциональный настрой на урок
Игра-пожелание «Удачи тебе!»
Цель: создание комфортной психологической обстановки.
Логопед: Каждый новый день нужно начинать с улыбки и хорошего
настроения. Давайте пожелаем успеха друг другу на занятии.
Поочередно дети касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная
с больших и говорят:
-Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- всем (указательными)
- удачи (средними)
- и (безымянными)
- успеха (мизинцами)
- удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки)
3. Упражнение «Шифровальщики»
Цель: развитие зрительного гнозиса и навыков чтения.
На доске выложены слова с лишними перевернутыми буквами.
Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Нужно прочесть слова. Но все буквы
есть в нашем алфавите. Ненужные буквы надо убрать, и тогда получатся
слова. Они подскажут нам тему занятия.
Логопед показывает образец. Получилось слово - Путешествие.
Дети по очереди выходят к доске, выполняют аналогичное задание,
проговаривают полученные слова: Луна, Марс, космос, Земля.
Логопед обобщает слова и подводит к теме занятия: Правильно. И сегодня
мы с вами отправимся в Космическое путешествие (демонстрация слайда№2)
II.Основной этап
1.Беседа (демонстрация слайда№3)
Цель: формирование и развитие коммуникативной функции на основе
ответов на вопросы по фотографиям.
Логопед: Ребята, а чем мы с вами занимались на прошлом занятии?
Дети: строили из конструктора ракету и планеты.
Логопед: верно. Нам осталось совсем чуть-чуть. Необходимо вставить окна
(иллюминаторы) и мы готовы к полету.
2. Работа с конструктором
Цель: развитие навыка ориентирования в пространстве, распознавания
двух-трехмерных фигур, умения работать в команде.
Логопед дает словесные инструкции детям. Завершается строительство
ракеты.
3.Физкультминутка «Школа юных космонавтов» (демонстрация
слайда№4)
Цель: развитие координации движений, сопряженных с речью.
Логопед совместно с детьми проговаривает и выполняет имитационные
движения.
•
Раз-два, стоит ракета.
•
Три-четыре, скоро взлет.
•
Чтобы долететь до солнца,
•
Космонавтам нужен год.
•
Но дорогой нам не страшно,
•
Каждый ведь из нас атлет.
•
Пролетая над землею,
•
Ей передаем привет!
4. Упражнение «Слушайте внимательно!» (демонстрация слайда№5)
Цель: развитие навыка чтения печатного текста и слухового восприятия.
Внезапно появляется Лунтик и просит ребят взять его с собой. Он сообщает
детям с помощью аудиозаписи, что на Марсе и Луне случилась беда.
Космические пираты похитили в названиях планет по одной букве (Р, Л).
Дети соглашаются, но возникает временная проблема. Тогда Лунтик решает
этот вопрос, показывая детям волшебную звезду, с помощью которой ракета
полетит с огромной скоростью.
5.Упражнение «Часы» (демонстрация слайда № 6)
Цель: формирование элементарных временных представлений.
Логопед обращает внимание на огромный циферблат настенных часов. Дети
сверяют время и устанавливают нужное положение стрелок, чтобы по
возвращении из космоса определить длительность полета.
Логопед: У нас есть специальные часы, для того чтобы узнать, сколько
времени мы были в космосе (дети отмечают время).
6. Игра «Ракета»
Цель: развитие элементарных математических представлений, сенсорного
восприятия.
Логопед: Отправляемся в наше космическое путешествие. Итак, начинаем
обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. Старт! (дети по очереди называют цифры по
убыванию и касаются звезды, которая от соприкосновения меняет свой цвет.)
7. Просмотр видеосюжета «Космос» с использованием прибора «Звездное
небо» (демонстрация слайда№7)
Цель: расширение знаний об окружающем мире, создание успокаивающего
релаксационного светового эффекта.
8. Слушание короткого стихотворения «Марс» (демонстрация слайда№8)
Цель: развитие навыка слушания художественных произведений.
Читает логопед:
Я на огромной зелёной ракете
Мчусь что есть мочи к далёкой планете.
Я космонавт, у меня есть задание:
Букву найти и исполнить желание.
Вот я на Марс, наконец, приземлился,
То есть, хотел я сказать – примарсился!
В окна я вижу пустыни и кратеры,
То есть, не в окна, а в иллюминаторы!
9.Упражнение «Исследователи» (демонстрация слайда№9)
Цель: развитие сенсорного восприятия (тактильные материалы для рук),
обогащение словаря.
Логопед предлагает каждому ребенку по очереди «исследовать» поверхность
планеты с закрытыми глазами. Для выполнения данного упражнения
применяются тактильные дорожки для рук.
10.Упражнение «Марсианские следы»
Цель: развитие тактильного восприятия и координации движений
(сенсорная тропа)
Лунтик обращает внимание на следы, ведущие к пещерам. Возможно там
спрятана украденная буква Р.
11.Упражнение «Пещеры»
Цель: развитие навыков идентификации и исследования предметов с
помощью тактильного восприятия (тактильные ячейки).
Дети по образцу выполняют задания. В тактильной ячейке красного цвета
находят букву Р. Логопед на доске вставляет нужную букву. Слово «Марс»
восстановлено.
Далее логопед предлагает ребятам потренировать артикуляционный аппарат,
чтобы при встрече с жителями других планет, им было легче разговаривать.
12. Артикуляционная гимнастика.
Цель: выработка полноценных движений органов артикуляции.
Дети по образцу выполняют несколько артикуляционных упражнений.
13. Речевая игра «Космодром» (демонстрация слайда№10)
Цель: развитие навыка звукоподражания, автоматизации звука (р) в слогах,
словах.
•
Ра-ра-ра- в космос нам лететь пора.
•
Ру-ру-ру -собираем детвору.
•
Ры-ры-ры - в космос мы возьмем шары.
•
Ром-ром-ром - мы бежим на космодром.
Первое задание пиратов выполнено. Буква найдена. Вся команда занимает
свои места. Вновь осуществляется обратный отчет:5,4,3.2,1. Ракета стартует
на Луну. Пока длится полет, все наблюдают за звездным небом.
14.Слушание короткого стихотворения «На Луну!» (демонстрация
слайда№11)
Цель: развитие слуховой памяти и элементарного воображения.
На ракете, ну и ну!
Полетели на Луну.
Невесомость наступает,
Все кружится и летает.
Космос - черное лукошко.
В небе звездочки-горошки.
Приземлимся на Луне,
На обратной стороне.
Там живут лунайчики.
Прыгают как зайчики.
15. Упражнение «Слушайте внимательно»( демонстрация слайда № 12)
Цель: развитие слухового внимания и памяти.
Лунтик включает следующую аудиозапись, где космические пираты требуют,
чтобы их развеселили и поиграли в какую-нибудь игру. Если их требования
будут выполнены, они вернут букву Л.
16. Физкультминутка «Магические кольца»
Цель: развитие общей и мелкой моторики, снятие эмоционального
напряжения.
Вся команда выполняет упражнения. Но этого пиратам недостаточно.
Лунтик предлагает поиграть всем вместе в «Солнечного зайчика»
17.Игра «Солнечный Зайчик» (демонстрация слайда№13)
Цель: развивать зрительное внимание, артикуляторную и мелкую моторику.
Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька, маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза.
А солнышко играет: щечки теплыми лучами нежно согревает.
Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец
другой руки. Прослеживают взглядом все движения пальца. Голова все время
находится в фиксированном положении.
(демонстрация слайда № 14)
Логопед: Ребята, мы с вами нашли две буквы «Л» и букву «Р», поэтому пора
возвращаться домой.
18. Речевая игра «Космодром-2» (демонстрация слайда№15)
Цель: развитие навыка хорового проговаривания, автоматизации звуков (р)
(л) в слогах, словах.
Ло-ло-ло- наше время истекло.
Ро-ро-ро- нужно делать лишь добро.
Лы-лы-лы- марсиане, вы милы.
Ра-ра-ра- улетать домой пора.
Космонавты занимают свои места.
Логопед: А как называется наша планета?
Дети: Земля.
Логопед: Правильно, Земля. Начинаем обратный отсчет! 5, 4, 3, 2, 1. Старт!
III. Подведение итога занятия. (демонстрация слайда №16)
Цель: выявление уровня усвоения учебного материала, проведение анализ и
оценки деятельности обучающихся.
Логопед: Мы прилетели домой на планету Земля.
1.Упражнение «Часы»
Цель: формирование элементарных временных представлений.
Пойдемте к часам и посмотрим, сколько времени мы были в полете?(дети
отвечают с помощью педагога)
2. Краткая беседа по вопросам. (демонстрация слайда№17)
3. Награждение медалями (демонстрация слайда № 18)
Логопед вместе с Лунтиком награждают юных космонавтов и благодарят за
смелость и находчивость.