Напоминание

Космическое путешествие


Автор: Татьяна Егоровна Павлова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Пушкино,Московская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Космическое путешествие
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

"Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья"

Конспект группового логопедического занятия

«Космическое путешествие»

Класс:7

Учитель-логопед: Павлова Т.Е.

Ход занятия

I.

Организационный этап

1.Самоопределение к деятельности

Цель: обеспечение рабочего настроения и развитие культуры общения.

Ученики парами заходят в класс.

Логопед: Здравствуйте, Ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Начинаем

наше занятие.

2.Эмоциональный настрой на урок

Игра-пожелание «Удачи тебе!»

Цель: создание комфортной психологической обстановки.

Логопед: Каждый новый день нужно начинать с улыбки и хорошего

настроения. Давайте пожелаем успеха друг другу на занятии.

Поочередно дети касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная

с больших и говорят:

-Желаю (соприкасаются большими пальцами)

- всем (указательными)

- удачи (средними)

- и (безымянными)

- успеха (мизинцами)

- удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки)

3. Упражнение «Шифровальщики»

Цель: развитие зрительного гнозиса и навыков чтения.

На доске выложены слова с лишними перевернутыми буквами.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Нужно прочесть слова. Но все буквы

есть в нашем алфавите. Ненужные буквы надо убрать, и тогда получатся

слова. Они подскажут нам тему занятия.

Логопед показывает образец. Получилось слово - Путешествие.

Дети по очереди выходят к доске, выполняют аналогичное задание,

проговаривают полученные слова: Луна, Марс, космос, Земля.

Логопед обобщает слова и подводит к теме занятия: Правильно. И сегодня

мы с вами отправимся в Космическое путешествие (демонстрация слайда№2)

II.Основной этап

1.Беседа (демонстрация слайда№3)

Цель: формирование и развитие коммуникативной функции на основе

ответов на вопросы по фотографиям.

Логопед: Ребята, а чем мы с вами занимались на прошлом занятии?

Дети: строили из конструктора ракету и планеты.

Логопед: верно. Нам осталось совсем чуть-чуть. Необходимо вставить окна

(иллюминаторы) и мы готовы к полету.

2. Работа с конструктором

Цель: развитие навыка ориентирования в пространстве, распознавания

двух-трехмерных фигур, умения работать в команде.

Логопед дает словесные инструкции детям. Завершается строительство

ракеты.

3.Физкультминутка «Школа юных космонавтов» (демонстрация

слайда№4)

Цель: развитие координации движений, сопряженных с речью.

Логопед совместно с детьми проговаривает и выполняет имитационные

движения.

Раз-два, стоит ракета.

Три-четыре, скоро взлет.

Чтобы долететь до солнца,

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет.

Пролетая над землею,

Ей передаем привет!

4. Упражнение «Слушайте внимательно!» (демонстрация слайда№5)

Цель: развитие навыка чтения печатного текста и слухового восприятия.

Внезапно появляется Лунтик и просит ребят взять его с собой. Он сообщает

детям с помощью аудиозаписи, что на Марсе и Луне случилась беда.

Космические пираты похитили в названиях планет по одной букве (Р, Л).

Дети соглашаются, но возникает временная проблема. Тогда Лунтик решает

этот вопрос, показывая детям волшебную звезду, с помощью которой ракета

полетит с огромной скоростью.

5.Упражнение «Часы» (демонстрация слайда № 6)

Цель: формирование элементарных временных представлений.

Логопед обращает внимание на огромный циферблат настенных часов. Дети

сверяют время и устанавливают нужное положение стрелок, чтобы по

возвращении из космоса определить длительность полета.

Логопед: У нас есть специальные часы, для того чтобы узнать, сколько

времени мы были в космосе (дети отмечают время).

6. Игра «Ракета»

Цель: развитие элементарных математических представлений, сенсорного

восприятия.

Логопед: Отправляемся в наше космическое путешествие. Итак, начинаем

обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. Старт! (дети по очереди называют цифры по

убыванию и касаются звезды, которая от соприкосновения меняет свой цвет.)

7. Просмотр видеосюжета «Космос» с использованием прибора «Звездное

небо» (демонстрация слайда№7)

Цель: расширение знаний об окружающем мире, создание успокаивающего

релаксационного светового эффекта.

8. Слушание короткого стихотворения «Марс» (демонстрация слайда№8)

Цель: развитие навыка слушания художественных произведений.

Читает логопед:

Я на огромной зелёной ракете

Мчусь что есть мочи к далёкой планете.

Я космонавт, у меня есть задание:

Букву найти и исполнить желание.

Вот я на Марс, наконец, приземлился,

То есть, хотел я сказать – примарсился!

В окна я вижу пустыни и кратеры,

То есть, не в окна, а в иллюминаторы!

9.Упражнение «Исследователи» (демонстрация слайда№9)

Цель: развитие сенсорного восприятия (тактильные материалы для рук),

обогащение словаря.

Логопед предлагает каждому ребенку по очереди «исследовать» поверхность

планеты с закрытыми глазами. Для выполнения данного упражнения

применяются тактильные дорожки для рук.

10.Упражнение «Марсианские следы»

Цель: развитие тактильного восприятия и координации движений

(сенсорная тропа)

Лунтик обращает внимание на следы, ведущие к пещерам. Возможно там

спрятана украденная буква Р.

11.Упражнение «Пещеры»

Цель: развитие навыков идентификации и исследования предметов с

помощью тактильного восприятия (тактильные ячейки).

Дети по образцу выполняют задания. В тактильной ячейке красного цвета

находят букву Р. Логопед на доске вставляет нужную букву. Слово «Марс»

восстановлено.

Далее логопед предлагает ребятам потренировать артикуляционный аппарат,

чтобы при встрече с жителями других планет, им было легче разговаривать.

12. Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработка полноценных движений органов артикуляции.

Дети по образцу выполняют несколько артикуляционных упражнений.

13. Речевая игра «Космодром» (демонстрация слайда№10)

Цель: развитие навыка звукоподражания, автоматизации звука (р) в слогах,

словах.

Ра-ра-ра- в космос нам лететь пора.

Ру-ру-ру -собираем детвору.

Ры-ры-ры - в космос мы возьмем шары.

Ром-ром-ром - мы бежим на космодром.

Первое задание пиратов выполнено. Буква найдена. Вся команда занимает

свои места. Вновь осуществляется обратный отчет:5,4,3.2,1. Ракета стартует

на Луну. Пока длится полет, все наблюдают за звездным небом.

14.Слушание короткого стихотворения «На Луну!» (демонстрация

слайда№11)

Цель: развитие слуховой памяти и элементарного воображения.

На ракете, ну и ну!

Полетели на Луну.

Невесомость наступает,

Все кружится и летает.

Космос - черное лукошко.

В небе звездочки-горошки.

Приземлимся на Луне,

На обратной стороне.

Там живут лунайчики.

Прыгают как зайчики.

15. Упражнение «Слушайте внимательно»( демонстрация слайда № 12)

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Лунтик включает следующую аудиозапись, где космические пираты требуют,

чтобы их развеселили и поиграли в какую-нибудь игру. Если их требования

будут выполнены, они вернут букву Л.

16. Физкультминутка «Магические кольца»

Цель: развитие общей и мелкой моторики, снятие эмоционального

напряжения.

Вся команда выполняет упражнения. Но этого пиратам недостаточно.

Лунтик предлагает поиграть всем вместе в «Солнечного зайчика»

17.Игра «Солнечный Зайчик» (демонстрация слайда№13)

Цель: развивать зрительное внимание, артикуляторную и мелкую моторику.

Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька, маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза.

А солнышко играет: щечки теплыми лучами нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец

другой руки. Прослеживают взглядом все движения пальца. Голова все время

находится в фиксированном положении.

(демонстрация слайда № 14)

Логопед: Ребята, мы с вами нашли две буквы «Л» и букву «Р», поэтому пора

возвращаться домой.

18. Речевая игра «Космодром-2» (демонстрация слайда№15)

Цель: развитие навыка хорового проговаривания, автоматизации звуков (р)

(л) в слогах, словах.

Ло-ло-ло- наше время истекло.

Ро-ро-ро- нужно делать лишь добро.

Лы-лы-лы- марсиане, вы милы.

Ра-ра-ра- улетать домой пора.

Космонавты занимают свои места.

Логопед: А как называется наша планета?

Дети: Земля.

Логопед: Правильно, Земля. Начинаем обратный отсчет! 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

III. Подведение итога занятия. (демонстрация слайда №16)

Цель: выявление уровня усвоения учебного материала, проведение анализ и

оценки деятельности обучающихся.

Логопед: Мы прилетели домой на планету Земля.

1.Упражнение «Часы»

Цель: формирование элементарных временных представлений.

Пойдемте к часам и посмотрим, сколько времени мы были в полете?(дети

отвечают с помощью педагога)

2. Краткая беседа по вопросам. (демонстрация слайда№17)

3. Награждение медалями (демонстрация слайда № 18)

Логопед вместе с Лунтиком награждают юных космонавтов и благодарят за

смелость и находчивость.



В раздел образования