Автор: Соловьева Галина Эдуардовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Елизово Камчатский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования на примере образцового хореографического коллектива "Жемчужина" г.Елизово
Раздел: дополнительное образование
Доклад
педагога дополнительного образования
Соловьевой Галины Эдуардовны
В рамках педагогической конференции
«Педагогические чтения, посвященные памяти О.Н.Мамченкова»
18 декабря 2019 г.
Тема: «Опыт работы с одаренными детьми в условиях
дополнительного образования»
Соловьева
Г.Э.-Почетный
работник
общего
образования,
Педагог
высшей категории, руководитель образцового хореографического коллектива
«Жемчужина»
Как
известно,
существует
множество
определений
понятия
«одаренность»,
«одаренный
ребенок».
Суть
этих
терминов
по-разному
раскрывается
в
работах
многих
специалистов
и
исследования
по
теме
одаренности не потеряли своей актуальности.
Изучив разные подходы к раскрытию понятия «одаренный ребенок», я
для себя определила следующие определения, выражающие суть данного
понятия:
«Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики,
которое
определяет
возможность
достижения
человеком
более
высоких
(необычных,
незаурядных)
результатов
в
одном
или
нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми»;
«Одаренный
ребенок
–
это
ребенок,
который
выделяется
яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Далее можно выделить несколько особенностей, которые присущи детям
с яркими проявлениями творческой одаренности:
Ребенок с признаками одаренности обладает сильнейшей внутренней
мотивацией
на
творческую
работу
и
ненасыщаемой
потребностью
в
интересующей его творческой деятельности.
Также
одной
из
о собенно стей
т акого
ребенка
я в л я е т с я
сверхпогружение в интересующую его работу. Ему сложно переключиться на
другое задание, так как он не может оторваться от выполнения предыдущей
задачи.
Деятельность
детей
с
признаками
одаренности
часто
является
сверхнормативной.
Даже
если
ребенок
идеально
выполнил
задачу,
он
продолжает работать над сверхзадачей, которую сам же себе и придумал.
Когда они чувствуют, что не справляются, сильно расстраиваются. В итоге
ребенок может закрыться или отказаться что-либо делать.
Одаренные дети подвержены диссинхронии в развитии разных сфер
психики.
Так,
ребенок
по
творческому
развитию
может
опережать
сверстников
на
2-4
года,
а
по
интеллектуальному
развитию
может
даже
отставать от своего возраста.
Также
одаренные
дети
являются
эмоционально
лабильными,
тревожными, им сложно социализироваться, так как при взаимодействии с
людьми они часто испытывают напряжение и дискомфорт.
Так же можно выделить и возрастную одаренность. Считается, что она
может проявляться как в младших классах и угасать к окончанию школы, так
и наоборот. Есть такие виды одаренности, которые раскрываются в детстве. К
этим талантам можно отнести творческие направления: вокал – юношеское
сопрано, хореография – гимнастические способности и другие.
Научно доказано, что эти виды одаренности достигают своего пика в
детстве
или
юношестве,
а
в
дальнейшем
либо
пропадают,
либо
останавливаются в развитии. Также талант может раскрыться и в более
поздний период. Например, считается, что академические способности в
области психологии часто раскрываются в зрелом возрасте, так как человек
набирается жизненного опыта, становится более мудрым и внимательным,
начинает многое осознавать.
Поэтому в развитии способностей у детей с признаками одаренности
особенно
важен
развивающий
характер
образовательной
среды
и
индивидуальных подход.
В своей работе с одаренными детьми я выделяю основные критерии:
Образовательная
среда
для
таких
детей
должна
быть
насыщена
разнообразными
видами
физических,
творческих,
исследовательских,
проектных и духовно-нравственных видов деятельности;
Многопрофильность
образовательного
пространства,
в
котором
представлены
разные
виды
образовательной
и
внеурочной
деятельности
позволит
детям
«найти
себя»
и
проявить
свой
творческий
потенциал
развития.
Широкая профилизация на ранних этапах обучения с целью общего
личностного и познавательного развития одаренного.
Особо актуальная проблема ранней профилизации. По мнению многих
педагогов
и
психологов,
во
время
ранней
профилизации
происходит
отожествление и подмена общего развития.
Часто родители и педагоги замечают у ребенка какую-либо способность
и
начинают
активно
ей
заниматься,
делая
упор
только
на
развитие
одаренности. Вследствие этого происходит ограничение возможностей для
личностного развития обучающегося. Дети, чей талант начал проявляться в
юном возрасте начинают отставать в социальном и личностном развитии от
своих сверстников.
В
связи
с
этим
нельзя
ограничивать
деятельность
школьников
и
дошкольников, развивать их способности в одном направлении.
«Если
мы
ограничиваем
технологию
обучения,
проводим
раннюю
профилизацию,
то
мы
делаем
психолого-педагогическую
депривацию
личностного развития. Развивается только интеллект, или только спортивные
способности. В таких случаях родители забывают о том, что у их ребенка
есть еще телесная сфера сознания, эмоциональная, личностная и духовно-
нравственная.
Я являюсь руководителем Образцового хореографического коллектива
«Жемчужина» 30 лет.
Опираясь на свой опыт работы с детьми, я склоняюсь к мнению, что
каждый ребенок, по-своему одаренный. Просто у одних одаренность, или
определенный талант, более ярко выражен, а у других он скрыт.
Выявление творчески способных детей в моем коллективе проводится
уже в первые недели занятий с учащимися 1-го года обучения.
На
основе
многолетних
наблюдений,
изучения
психологических
особенностей детей, их речи, памяти, логического мышления и общения с
родителями,
могу
с
уверенностью
сказать,
что
у
одаренных
детей
проявляются:
- высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.
Как правило в учреждениях дополнительного образования, и в ЦДТ, в
частности,
отсутствие
стандартов,
отметочной
системы,
особая
форма
определения результативности позволяет создать персональную ситуацию
успеха для каждого.
Хореография – это особый вид деятельности, где каждый учащийся
может проявить свою творческую способность в той или иной деятельности:
кто-то хорошо знаком с компьютерными программами по редактированию
музыкальных фонограмм, кто-то рисует замечательные эскизы костюмов,
кому
–
то
нравится
работать
с
младшими
группами
и
выступать
постановщиками
номеров,
многие
выступают
в
роли
помощников
в
организации и проведении различных мероприятий ЦДТ.
Используя дифференцированный подход, каждый педагог работает над
развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития творческих
способностей
детей
важнейшим
условием
является
подготовка
педагогических кадров.
Я, как педагог дополнительного образования знаю, что нужно быть:
-
непременно
талантливым,
способным
к
экспериментальной
и
творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- владеть современными педагогическими технологиями;
-
быть
психологом,
воспитателем
и
умелым
организатором
учебно-
воспитательного процесса;
- быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
В своей работе по развитию творческих способностей у учащихся я
использую следующие необходимые принципы:
-
регулярное
обогащение
учебной
программы,
т.е.
обновление
и
расширение содержания образования;
- стимулирование познавательных способностей учащихся;
-
дифференцированная
работа,
индивидуальный
подход
и
консультирование учащихся;
- принятие взвешенных психолого-педагогические решений;
- анализ своей учебно-воспитательной деятельности и всего детского
коллектива;
- отбор и подготовка материалов для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей
младшего
возраста:
доверчивое
подчинение
авторитету,
повышенная
восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому
из
того,
с
чем
они
сталкиваются.
У
младших
школьников
каждая
из
перечисленных
способностей
выражена,
главным
образом,
своей
положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие
данного возраста.
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы
«сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить
действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и
тем более предусмотреть их дальнейшее развитие.
Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка,
достаточные
для
начальных
успехов
в
некоторых
занятиях,
вовсе
не
открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в
будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам
не
следует
оставлять
без
внимания,
ведь
они
могут
указывать
на
предпосылки подлинного таланта.
Факты
свидетельствуют,
что
одаренные
дети
уже
на
первых
порах
отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они
нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в
создании
вариативной,
обогащенной
и
индивидуализированной
образовательной
среды.
Поэтому
для
последующей
поддержки
его
природной одаренности подбираются более сложные творческие задания,
участие в фестивалях, конкурсах, первые выходы в сольных номерах. На них
в
программе
закладываются
индивидуальная
и
постановочная
работа.
Педагог очень умело «выделяет» одаренных детей, не задев личностных
стремлений
тех
учащихся,
которые,
может
быть,
еще
очень
слабы
в
творческом плане, но уровень их творческих притязаний очень высок.
Постепенно
каждый
учащийся
может
стать
одаренным,
каждый
развивается в определённом творческом направлении и уже четче видит
перспективу будущей профессии.
В
нашем
центре
существует
многолетняя
практика
широкой
профиализации детей. Она заключается в том, что педагог, при выявлении
творчески одаренного ребенка, проводит работу с родителями по возможному
направлению ребенка в другие творческие коллективы и объединения.
Занимаясь
одновременно
несколькими
видами
искусств
(театром,
вокалом, хореографией), одаренный учащийся, как правило, выделяется сразу
по
всем
направлениям.
Задачей
педагога
на
первом
этапе
становится
поддержка
творческих
стремлений
ребенка,
реализация
его
творческих
амбиций. Выделив из общей среды особо творческих учащихся, педагоги
совме стно
определяют
его
дополнительный
и н д и в и д уа л ь н ы й
образовательный маршрут.
В
конце
каждого
года
обучения
в
коллективе
проходят
творческие
отчеты,
на
которых
учащиеся
показывают
себя,
как
разносторонне
развивающуюся личность.
За
30
летний
опыт
работы
руководителем
о б р а з ц о в о го
хореографического
коллектива
«Жемчужина»,
детей
с
одаренностью
в
хореографии было много, но развить и направить учащегося на достижения
высоких результатов получается не всегда.
На глубокое погружение ребенка в творческую деятельность влияют
различные факторы:
1.
Желание и ситуация в семье (желание родителей чтобы ребенок
занимался определенным видом спорта, а не хореографией);
2.
Опыт педагога;
3.
Ресурсная база учреждения (должна соответствовать современным
требованиям);
4.
Желание ребенка + природные данные.
Все
эти
факторы
в
совокупности
позволяют
добиться
эффекта
и
результата. По уровню усвоения программы, эти дети идут на опережение
при
освоении
материала
в
процессе
работы.
Для
таких
детей
разрабатываются
и
реализуются
индивидуальные
образовательные
маршруты.
Задача маршрута:
1.
Создание
условий
для
углубленного
изучения
определенного
хореографического
материала,
стимулирующей
у
ребенка
положительной
обратной связи;
2.
Формирование потребности в самореализации, а также проявление
потенциальной
адаптации
в
т.ч.
хореографической:
демонстрация
веры
в
успех реализации себя в художественно-эстетической деятельности.
3.
Вовлечение
в
совместную
и
организаторско-творче скую
деятельность родителей ребенка;
4.
Повышение
мотивации
у
ребенка
к
постоянному
увеличению
учебной и творческой нагрузки.
Мотивационный аспект является основным рычагом в работе с детьми.
Повышенная
мотивация
к
работе
у
ребенка
с
хореографической
одаренностью может проявляться следующими признаками:
1.
Переживание
чувства
удовольствия
от
процесса
т а н ц а ,
поразительное
упорство
и
трудолюбие,
проявляется
как
следствие
увлеченности.
2.
Ненасытная
любознательность,
готовность
по
собственной
инициативе выходить за пределы исходных требований.
3.
Неприятие стандартных типичных заданий и готовых схем.
4.
Высокая
требовательность
к
результатам
собственного
труда,
склонность ставить сверх трудные цели и настойчивость.
Для одаренного ребенка характерно новаторство, как выход за пределы
требований выполняемой деятельности. Ребенок стремится сделать все в
индивидуальном
стиле,
его
деятельность
сопровождается
девизом
«ВСЕ
СДЕЛАТЬ
ПО-СВОЕМУ».
Ребенок
с
развитой
хореографической
одаренностью
сразу
схватывает
и
усваивает
информацию
о
танце
и
отдельных движениях. Требует информацию о способах действия и условиях
их
использования.
Откликается
на
метафоры,
как
способ
обработки
информации.
Своеобразный
тип
обучаемости
может
проявляться,
как
в
высокой
скорости
и
легкости
обучения,
так
и
в
замедленном
темпе
обучения.
Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким
уровнем
способности
к
самообучению,
поэтому
они
нуждаются
в
обогащенной и индивидуализированной образовательной среде.
Для
развития
хореографической
одаренности
нельзя
ограничивать
свою работу, лишь составлением программ обучения, необходимо создавать
условия для формирования внутренней мотивации деятельности и системы
ценностей, которые создают основу становления духовности личности, а
также вести профилактику типичных проблем одаренных детей (помогать их
решать).
Речь
идет
об
отчуждении
сверстниками,
проблемах,
связанных
с
самооценкой и иных формах социальной дезадаптации. Оценивание ребенка,
как одаренного, не должно являться самоцелью. Выявление одаренных детей
необходимо
связывать
с
задачами
их
обучения
и
воспитания,
а
также
оказание им психологической помощи и поддержки.
Продуманное
сочетание
индивидуальной
работы
с
коллективной
формой данной деятельности, а также общение в кругу единомышленников и
активная
поддержка
близких,
может
быть
эффективным
компонентом
решения адаптационных проблем.
Анализируя свой педагогический опыт, проделанную работу, ошибки, от
которых не застрахован ни один педагог, успехи и достижения воспитанников
моего хореографического коллектива, я построила для себя оптимальную
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:
1.
Выявление одаренных детей;
2.
Разработка индивидуальной программы;
3.
Диагностика
личностного
и
творческого
развития
воспитанника
(тестирование, наблюдение, практические занятия);
4.
Поддержка родителей и вовлечение их в совместный творческий
процесс;
5.
Демонстрация творческих достижений воспитанников;
6.
Поощрение одаренных детей;
7.
Поддержка высокой самооценки ребенка;
8.
Безусловное понимание и уважение личности ребенка.
За
время
моей
педагогической
деятельности
мной
было
выявлено
порядка 40 одаренных детей.
Из
них,
около
30
обучались
по
индивидуальным
образовательным
маршрутам,
успешно
солировали,
имеют
индивидуальные
достижения,
подтвержденные
дипломами
регионального,
всероссийского
и
международного уровней.
И, конечно, хочется отметить, что 5 моих выпускниц продолжили свою
творческую деятельность на профессиональном уровне, став танцовщиками
и педагогами в области хореографии.
В
заключении
хочется
сказать
следующее:
наши
нынешние
и
потенциальные
учащиеся
живут
в
непростое
время
–
время
перемен,
стремительно
развивающихся
технологий,
политической
нестабильности,
кризиса в обществе. Задача современного педагога, используя все имеющиеся
в
распоряжении
средства,
помочь
формированию
творчески
одаренной,
цельной
и
гармонически
развитой
личности,
способной
самостоятельно
добиваться успеха и поставленных целей, а также быть уверенным в своем
будущем.
Коллектив ЦДТ полноценно поддерживает, обеспечивает и развивает
образовательную,
профессионально-ориентированную,
социокультурную
среду,
которая
в
полной
мере
решает
задачи
воспитания
гармонически
развитой личности и располагает эффективным ресурсом по выявлению и
совершенствованию детской одаренности.