ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Кучина Мария Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Казьмамедьяновская ООШ" Населённый пункт: Воронежская область Наименование материала: статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Раздел: начальное образование
Кучина М. М. , МКОУ «Казьмамедьяновская ООШ»
Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных
школьных программах. Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность
действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов,
теоретических знаний и способов деятельности. Для развития умений исследовательской
деятельности
необходимо
найти
и
реализовать
такие
условия,
которые
отвечают
поставленной цели.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для^
детского
восприятия
уровне,
само
исследование
быть
посильным,
интересным
и
полезным.
Развитие
исследовательских
умений
дает:
возможность
освоения
методов
исследования
и
использование
их
при
изучении
материалов
любых
дисциплин;
возможность
применения
полученных
знаний
и
умений
в
реализации
собственных
интересов,
что
способствует
дальнейшему
самоопределению
учащихся;
возможность
развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в
целом.
Исследовательская
деятельность,
способствует
выработке
следующих
знаний
и
умений: самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
классифицировать,
сравнивать,
анализировать
и
обобщать
ранее
изученные
явления,
закономерности;
проводить
эксперименты,
выдвигать
и
обосновывать
гипотезы;
устанавливать причинно-следственные связи и отношения; рассматривать одни и те же
факты, явления, закономерности под новым углом зрения; находить несколько вариантов
решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный способ; рецензировать и
оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей
(2).
Особенность профессиональной подготовки учителя к организации исследовательской
деятельности
младших
школьников
состоит
в
том,
что
он
не
только
должен
уметь
организовывать исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве
владеть методами научного исследования: (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос;
разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства
научного анализа и т.д.).
Одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся
умения,
позволяющие
им
активно
включаться
в
творческую,
исследовательскую
деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и
умений у младших школьников.
Литература
1.
Пичугин,
С.С.
Учебно-исследовательская
деятельность
младших
школьников на уроках математики [Текст] / С.С. Пичугин //Начальная школа. 2008. №6.
43-47с.
2.
Смолкина,
Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство
реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текст] / Е.В. Смолкина //
Начальная школа. 2007. №2. 28-31 с.