Авторы: Юлия Сергеевна Проскурякова, Алла Борисовна Суспицына
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: г. Пятигорск Ставропольский край
Наименование материала: cтатья
Тема: «Художественно - эстетическое развития детей дошкольного возраста в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«Художественно - эстетическое развития детей дошкольного
возраста в ДОУ»
Проскурякова Ю.С., воспитатель
МБДОУ детский сад № 29 «Мамонтенок»
Эстетические свойства личности дошкольника не являются
врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в
условиях социального окружения и активного педагогического
руководства. В процессе эстетического развития происходит
постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование
эстетического восприятия, а также представлений, понятий,
суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной
деятельности и творческих способностей.
Задачи художественно-эстетического развития
-Приобретение теоретических знаний:
-Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и
художественных образов.
-Развитие интереса к мировой художественной культуре.
-Формирование потребности в красоте.
-Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
-Формирование практических умений:
-Развитие творческих способностей.
-Формирование положительной мотивации к продуктивному
творчеству.
-Побуждение к самостоятельному экспериментированию с
материалами и инструментами для создания художественных образов.
Для реализации поставленных задач я выполняю следующие
условия:
-построение работы в рамках художественно-эстетической
направленности с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников;
-развитие эстетического восприятия через взаимодействие с
объектами искусства и окружающей действительности;
-формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных
видов искусства;
-ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными
культурными событиями в жизни города/посёлка;
-приобщение к работе родителей;
-включение в программу региональной специфики (народное
декоративно-прикладное искусство);
-создание насыщенной предметно-пространственной среды для
самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в
холле учреждения.
Художественно- эстетическое воспитание действительно занимает
важное место в системе образовательно -воспитательного процесса,
так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств
человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных
потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных
представлений мировоззрения. Все эти качества в
ребенке развиваются под воздействием различных факторов: быт,
семья, межличностные отношения, то есть все, что может быть
прекрасным.
Для художественно-эстетической деятельности детей нам, педагогам,
важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в
проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки и
творчества.
Профессионализм и мастерство педагога во
взаимодействиях с ребенком должно включать в себя: уважение к
личности ребенка, теплоту взаимоотношений, подкрепляя ее
тактильным контактом и доверительностью, поощрение
самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы,
формирование позитивных взаимоотношений, направленных
на художественно-эстетическую деятельности детей.
Проблема художественно-эстетической воспитания детей не
компания одного дня деятельности и одного человека, а
целенаправленная, систематически спланированная работа педагога,
всего коллектива ДОУ и родителей. Новая модель дошкольного
образования ориентируется на результаты, педагогический процесс
данной модели включает целенаправленные, организованные
взаимодействия педагога и ребенка в ДОУ и семьи. Обеспечение
процесса обучения программно-дидактическим материалом, создание
эмоционально-комфортной атмосферы является важным средством
эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги
способны посредством художественно-эстетической
деятельности
воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус,
способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
И если формы организации работы по данному вопросу разнообразны,
то и результаты проявляются в различных видах деятельности. Так
знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в
игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием
музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают
сказки, занимаются собственным сочинительством
Литература:
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985
2. Борев Ю. Б. Эстетика. М.:Русь-Олимп:АСТ: Астрель, 2005.
3. Дошкольная педагогика, Под ред. В, И. Логиновой и П. Г.
Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983
4. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. –
М.: Наука, 1986
5. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т.
Лихачев. –Самара: Бахрах, 1998.
6. Ожерельева О. К. Преемственность в эстетическом
воспитании детей дошкольного возраста. / О. К. Ожерельева //
Начальная школа. 2002. - №6.– с. 58-63.