Напоминание

Разные методы оценивания образовательных результатов обучающихся начальной школы


Автор: Макшакова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Разные методы оценивания образовательных результатов обучающихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Макшакова Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 8

Разные методы оценивания образовательных результатов обучающихся

начальной школы

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за

последнее десятилетие - перенос акцента с предметных знаний, умений и

навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных

действий влекут за собой и изменение системы оценивания.

Каждый этап образования должен решать собственные ключевые задачи,

которые будут определять выполнение образовательных целей на последующих

этапах.

Ключевой задачей начального этапа школьного образования является –

формирование

контрольно-оценочной

самостоятельности

младших

школьников.

Основная

цель

1-го

класса

в

части

формирования

контрольно-

оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия

с

заданным

образцом. Дети

должны

научиться

обнаруживать

совпадение,

сходство,

различие.

Научиться

договариваться

о

выборе

образца

для

сопоставления.

Постепенно

переходить

от

очень

детального

поэлементного

сопоставления

к

менее

детальному.

Центральное

место

в

деятельности

учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.

Работая

в

рамках

безотметочного

обучения

педагоги

начального

образования используют различные педагогические приёмы, которые помогают

учителю

формировать

учебные

действия

контроля

и

оценки

у

младших

школьников в начальной школе: волшебные линеечки, знаковую символику,

оценочную лесенку, задания-ловушки, светофор, веер успеха и т.д. В оценочной

деятельности закладывается ретроспективная

оценка,

в

к о т о р о й

с амооценка

ученика всегда

предшествует

учительской

оценке.

Несовпадение

детской

и

учительской

оценки

становится

предметом

обсуждения. Именно с первого класса важно научить ребёнка оценивать свою

деятельность, сравнивать себя с собой.

В

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

образования

во

многих

школах

адаптируется

система

оценивания

образовательных

результатов

авторов

А.Б.Воронцова

и

Д.Д.Данилова,

ориентированная

на

выявление

и

оценку

образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки

выпускников на ступени начального общего образования.

Изучив

технологию

оценивания

образовательных

результатов

Д.Д.Данилова, начиная со второго полугодия 1 класса, можно начать обучение

«Алгоритму самооценки».

По

нему ученик

сам оценивает свой результат

выполнения задания и, если требуется, определяет отметку, когда показывает

выполненное

задание. Учитель

имеет

право скорректировать

оценки

и

отметки, если докажет, что ученик завысил или занизил их. По «Алгоритму

самооценки» можно работать как после выполнения письменных работ, так и

устной. Для обучающихся 1 классов «Алгоритм самооценки» состоит из 4

вопросов:

1.

Какова была цель задания (задачи)?

2.

Удалось получить результат (решение, ответ)?

3.

Выполнено верно или с ошибкой?

4.

Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Со 2 класса добавляются новые вопросы:

5.

Как мы различаем оценки и отметки?

6.

Какую себе поставишь отметку? и т.д.

С 3 класса :

Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут

учебного времени на большинстве уроков.

Со второго класса,

с

помощью подобных заданий

,

начинается работа над

формированием

другого

вида

контроля

рефлексивного, направленного на

анализ основания собственно способа действия, так же начинается работа над

прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа:

«Справлюсь ли я с решением?»

Для

оценки

результатов

учебной

деятельности

применяется

принцип

критериального

оценивания.

Внятное

самооценивание

на

критериальной

основе даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас

нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше

усвоить

предмет?

Эта

техника

позволяет

учителю

отследить

даже

самое

незначительное

продвижение

обучающегося,

чего

традиционная

система

оценивания не может.

Таким образом, критериальное оценивание решает следующие задачи:

- делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для

учителя;

- позволяет ученику точно оценить границы своего знания;

- обеспечивает как ученику, так и учителю, объективную и поддерживающую

обратную связь.

При оценке командной работы, группового выступления, инсценировки,

презентации проекта проводится взаимооценивание. Оно опирается на те же

самые критерии (заранее установленных учениками и учителем), по которым

ученики могут оценить собственные работы. Взаимооценивание для учеников

является способом оказывать поддержку и помощь друг другу и получать друг

от

друга

нужную

и

объективную

информацию

о

своих

достижениях

и

проблемах. К положительным эффектам применения взаимооценивания можно

отнести:

- расширение представления учеников о своих достижениях;

- формирование способности к диалогу и коммуникации;

-

тренировку

умения

высказывать

аргументированное

и

обоснованное

суждение;

- рост учебной самостоятельности и овладение умением планировать действия

по улучшению своей работы;

- укрепление позитивного климата и доверия в коллективе класса.

Ещё

одна

оценочная

методика,

применяемая

на

практике

учителями

разных

классов,

-

это карта понятий. Основная цель применения данной

методики - определить насколько хорошо ученики видят общую картинку всего

курса или отдельной темы. Карта состоит из названий понятий, помещённых в

рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в

направлении от общего к частному.

Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, так и

командной или групповой работы детей.

Составление карты понятий – это диагностическая процедура как для ребёнка,

так

и

для

учителя.

Диагностичность

для

ученика

заключается

в

том,

что,

выстроив карту, учащийся наглядно видит, как сложились отдельные элементы

знания и связи между ними, как он усвоил логику предмета, как связал новое

знание

со

своим

житейским

представлением.

Это

же

делает

карту

эффективным диагностическим инструментом для учителя.

Карта

понятий

наглядно

и

фактически

демонстрирует

учителю,

как

сложилось

научное

знание

в

сознании

ребёнка.

Карту

понятий

можно

проанализировать, по ней можно понять, что услышал и чего не услышал

ученик, что он понял полностью, а что частично, чего не понял вообще, а что

усвоил

изолированно

или

в

связи

с

другими

научными

категориями,

не

соответствующими логике данной темы. И если педагог научается работать с

картой понятий, то у него появляется бесценная информация, позволяющая

корректировать и развивать представления конкретного ребёнка в связи с его

индивидуальными

трудностями,

знаниями,

опытом

и

особенностями

мыслительных действий.

Знакомить учеников с работой подобного рода следует как можно раньше.

В 4 классе учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем

уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки. На этом этапе школьники

начинают

работу

по

созданию

«карты

знаний»

и

использованию

ее

для

отслеживания траектории движения класса в учебном материале с фиксацией

на ней индивидуальных достижений и трудностей по ходу учебного года. На

ведущее

место

в

обучении

(учении)

выходит

рефлексивный

контроль

и

рефлексивно-прогностическая оценка.

Где же фиксировать образовательные

результаты обучающихся?

Оценки (в т. ч. в форме отметок) необходимо фиксировать и накапливать в

таблицах образовательных результатов, которые

можно размещать в рабочем

журнале учителя или в дневнике школьника, и в портфеле достижений.

Таблицы предметных результатов

Таблицы метапредметных результатов

Таблицы личностных неперсонифицированных результатов

Размещение таблиц:

В «Рабочем журнале учителя»

В «Дневнике школьника»ты

?

Портфель достижений включён как обязательный компонент определения

итоговой оценки. Он состоит из следующих разделов:

Раздел I « Кто я и чего хочу» содержит личностную рефлексию ученика,

в т. ч. и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных

результатов.

Раздел II «Чему я научился на ВСЕХ предметах» отражает личностные

и

метапредметные

результаты-

универсальные

учебные

действия:

регулятивные, познавательные, коммуникативные( работа с информацией,

общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков).

Раздел III

«Чему

я

научился

на РАЗНЫХ

предметах» представляет

предметные результаты ученика.

Раздел IV «Достижения вне учёбы» - этот раздел прежде всего отражает

личностные результаты ученика.

Раздел V

«Правила

ведения

Портфеля

достижений

и

оценки

его

материалов»

Итоговая

оценка

за

ступень

начальной

школы

-

это

словесная

характеристика

достижений

ученика,

которая

создаётся

на

основании

трёх

показателей:

1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений»

- совокупность всех образовательных результатов);

2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и

математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);

3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й

класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы

(уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными

знаниям.

Решение ключевой задачи начального этапа обучения, использование

различных методик оценивания образовательных результатов обучающихся,

позволяют достичь основной цели школьного образования-формирование

самостоятельных,

инициативных

и

ответственных

молодых

людей,

способных

в

новых

социально-экономических

условиях

быстро

и

эффективно найти свое место в обществе.



В раздел образования