Автор: Туганова Ирина Ивановна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МКОУ "Параткульская ООШ"
Населённый пункт: село Параткуль, Курганская область
Наименование материала: Открытый урок в 5 классе
Тема: Первая помощь пострадавшему при ДТП
Раздел: среднее образование
МКОУ «Параткульская ООШ»
Открытый урок по теме
Первая помощь пострадавшему при ДТП
Подготовила: Туганова Ирина Ивановна
учитель ОБЖ, 1 категории
Тема
Первая помощь пострадавшим при ДТП
Цель урока
выработать необходимые знания для оказания первой доврачебной помощи
при ДТП
Задачи урока
Образовательные:
Сформировать через беседу с общими рекомендациями по оказанию
первой помощи при ДТП;
Обеспечить усвоение основных правил оказания первой доврачебной
помощи пострадавшим.
Развивающие:
сформировать навыки работы с информацией;
учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;
развивать умение работать в группах.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение
слушать и слышать окружающих;
воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности;
формировать ответственное отношение к своему здоровью;
формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.
Планируемые
результаты
1.
Научиться использовать полученные знания в сложившейся экстренной
ситуации.
2.
Овладеть профессиональными компетенциями:
Информационной (обладание информационными ресурсом и
технологиями)
Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми
и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание
добиваться успеха в своей деятельности.)
Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки доврачебной
помощи).
3.
Уметь самостоятельно приобретать новые знания.
Образовательные
ресурсы
Компьютер, проектор, презентация, видеоролики
План урока
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.
3.
Изучение нового материала.
4.
Динамическая пауза на профилактику травматизма “Я здоровье
сберегу – сам себе я помогу
5.
Практическая работа.
6.
Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
7.
Домашняя работа.
8.
Итоги урока. Рефлексия.
Методы обучения
фронтальная работа, групповая работа.
Формы обучения
Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный
методы обучения.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
сформировать знания
учащихся по теме урока,
использовать полученные
знания в конкретных
ситуациях.
Регулятивные: учиться высказывать свое мнение;
планировать шаги действий при попадании в
экстренную ситуацию.
Познавательные: сопоставлять информацию,
представленную в разных видах.
Коммуникативные: сотрудничать с товарищами
при выполнении заданий в группе: устанавливать
и соблюдать очерёдность действий, сравнивать
испытывать
чувства
сострадания и
ответственности
по отношению к
безопасности и
жизни другого
человека.
полученные результаты, выслушивать партнера,
корректно сообщать товарищу об ошибках;
задавать вопросы с целью получения нужной
информации; организовывать взаимопроверку
выполненной работы; высказывать свое мнение
при обсуждении задания.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята и гости. Ребята, я надеюсь, что вы пришли на наш очередной урок с хорошим
настроением. Надеюсь, оно сохранится до конца урока.
II.
Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.
- Давайте посмотрим небольшой видеоролик, и вы определите какая тема урока.
( Смотрят видеоролик)
- Кто же ответит, какая у нас сегодня тема и цель урока?
- Вы правильно догадались, что сегодня мы будем осваивать приемы оказания первой помощи при
ДТП
- А теперь послушайте внимательно ситуацию. Вы стали очевидцем дорожно-транспортного
происшествия. Какой предмет у меня в руках.
( Это автомобильная аптечка).
- А какая связь между автомобильной аптечкой и правилами оказания первой помощи.
Слайд1 Тема, цели и задачи урока.
III. Изучение нового материала.
- Ребята, скажите, что такое ДТП?
- В результате не соблюдения правил дорожного движения происходят дорожно-транспортные
происшествия. В большинстве случаев их виновниками становятся дети (пешеходы,
велосипедисты).
- (Слайд 2) За прошедший 2019 год на территории Курганской области зарегистрировано 1102
дорожно-транспортных происшествия, при которых погибло 161 человек и 1400 получили ранения.
В 2018 году показатели были выше по числу ДТП 1183. Однако погибших насчитывалось 147
человек, а получивших ранение 1455 человек. Среди основных видов дорожно-транспортных
происшествий наиболее распространенными на территории области в течение всего года
оставались столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. В большинстве случаев их
виновниками становятся дети.
-(Слайд 3) Статистика дорожно-транспортных травм свидетельствует, что многие пострадавшие
погибают не только по причине тяжелой травмы, сколько из-за несвоевременного оказания первой
помощи.
- Для чего мы должны быстро и грамотно оказать первую помощь?
- Именно от оказания первой помощи зависят сроки выздоровления, а именно жизнь. И если до
прибытия «скорой помощи» потерпевшему не оказана необходимая помощь, предотвратить
возможные осложнения и даже смерти порой уже невозможно. Но как правильно оказать ему
помощь? Основной принцип не навредить, не нанести пострадавшему новых травм.
«Что необходимо делать, если ты оказался участником или свидетелем ДТП»
- Когда мы становимся свидетелем ДТП, очень часто теряемся. Покидаем место происшествия и не
всегда стараемся помочь пострадавшему оказать первую помощь.
А что для этого надо знать?
(Слайд 4)
- ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи;
- немедленно, если имеются серьезные повреждения вызвать скорую помощь;
- став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо запомнить и тут
же записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя, передать сведения в ГАИ.
(Слайд
5) Помощь надо оказывать сразу же на месте происшествия, быстро и умело, ещё до
прибытия скорой помощи.
(Слайд 6) При оказании первой помощи надо:
1.
Немедленно вызвать врача, скорую помощь, полицию.
2.
Помочь пострадавшему покинуть место происшествия.
3.
Оказать первую помощь до приезда скорой помощи. Обработать повреждённые участки тела и
остановить кровотечение.
- При оказании первой помощи надо действовать быстро, решительно, но обдуманно.
- Статистика показывает, что 50% погибших после аварии могли бы жить, если бы им на месте была
оказана первая помощь.
- А, как правильно вызвать скорую помощь? Кто попробует продемонстрировать.
(Слайд 7)
Итак, вы дозвонились в службу скорой помощи или службу спасения. Теперь необходимо говорить
быстро, но четко.
Вам будут заданы следующие вопросы:
- количество пострадавших и их пол;
- возраст, если не знаете – указывайте приблизительно (ребенок, подросток, взрослый, молодой,
среднего возраста, пожилой);
- что произошло (ДТП и состояние пострадавших в общих чертах, например, без сознания,
кровотечение и т.п.);
- место происшествия;
-
кто
вызывает
скорую
помощь
(оставьте
свой
номер
телефона,
так
как,
возможно,
бригаде
потребуется уточнить ваше местонахождение).
-(Слайд 8) В настоящее время в каждом автомобиле имеется аптечка первой помощи.
- Давайте посмотрим, что имеется в наличии в аптечке.
Перевязочный материал:
Марлевые бинты бывают узкие, средние, широкие. А также имеется бинт стерильный. Как вы
думаете, чем он отличается от других бинтов?
(Стерильный
бинт
непосредственно
на
рану,
нестерильный,
где
нет
контакта
с
раной).
Стерильный бинт обеззаражен от микробов, упакован в герметичную упаковку, обычный бинт
может продаваться без нее.
-
С
2010
года
из
автомобильной
аптечки
убрали
обезболивающие
средства
и
средства
применяемые при острых болях в сердце и оставили только средства для остановки кровотечения
и сердечно - легочной реанимации.
- Сегодня мы с вами поучимся оказывать первую помощь при переломе конечностей.
- Что такое перелом?
(Перелом – полное или частичное повреждение целостности кости.
(Слайд 9) (Различают открытый и закрытый перелом. Открытый перелом – кожа повреждена,
закрытый перелом – кожа не повреждена. Переломы происходят при сильных ушибах и падении.
Врачи утверждают, что чаще всего происходят переломы конечностей – рук и ног)
Симптомы при переломах:
сильная боль,
деформация конечности,
кровоизлияние,
нарушение опороспособности.
(Слайд 10) Любой перелом опасен осложнениями!
- Главная задача – обеспечить неподвижность поврежденной конечности. Благодаря этому
уменьшается боль и не вызывается дополнительное смещение кости.
-Иммобилизация- это метод создания неподвижности с целью обеспечения покоя пораженному
участку тела при повреждениях и заболеваниях, особенно при тяжелых травмах опорно-
двигательного аппарата. Без надежной иммобилизации невозможна транспортировка
пострадавшего. Отсутствие или плохая иммобилизация при переломах конечностей может привести
к вторичному смещению отломков. Иммобилизация осуществляется с помощью специальных шин
или это может быть палка, ветка, лыжи, лыжные палки и др.
(Слайд 11) Первая помощь при переломах:
При закрытом переломе:
обеспечить неподвижность конечности,
обезболить.
(Слайд 12) При открытом переломе:
остановить кровотечение, прижав крупные кровеносные сосуды выше или ниже раны,
обработать края раны йодом, перевязать рану, наложив стерильную повязку,
обезболить,
обездвижить.
Направить в лечебное учреждение!
IV. Динамическая пауза на профилактику травматизма “Я здоровье сберегу – сам себе я
помогу”.
Упражнение АИСТ. У аиста длинные ноги, он стоит на цыпочках. Встаньте, поднимитесь на носки
и опуститесь на пятки. Сделайте несколько раз.
Упражнение ПТИЦЫ. Птицы хлопают крыльями вверх-вниз, назад-вперед, чтобы летать. Стоя
сделайте несколько раз такие же движения руками.
Упражнение ЖИРАФ. Жираф имеет длинную, тонкую шею и может наклонять и вытягивать её,
совершать круговые движения, поворачивать голову вправо и влево, вверх и вниз. Стоя повторите
шеей движения жирафа.
V. Практическая работа.
Для закрепления новой темы посмотрим видеоролик «Оказание первой помощи при переломах».
Наш класс поделен на группы. В каждой группе выберите одного пострадавшего, окажите ему
помощь, используя набор шин, комплект перевязочного материала, инструкцию и памятку. Помните
о правилах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. В конце практической
части результат вашей работы соотнесем с рисунком. Практическая работа в группах.
-Прошу “пострадавших” выйти к доске.
Результат работы каждой группы оценивается всем классом.
VI. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
- Что такое первая помощь?
-Что такое перелом?
- Определите вид перелома?
- Что такое шина?
VII. Домашнее задание.
Выберите одного родителя пострадавшим и окажите ему помощь при закрытом переломе руки или
ноги. Чтобы не забыть правила повторите свои действия несколько раз.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Прием «SMS информирование»
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том,
как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.