Напоминание

"Использование ИКТ на уроках в начальной школе"


Автор: Алексей Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 с. Казаки
Населённый пункт: с. Казаки Елецкого района
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ СОШ №2 с. Казаки

Елецкого муниципального района Липецкой области

Мастер – класс

Использование ИКТ

на уроках

в начальной школе.

Учитель начальных классов

высшей категории

Алексей И.М.

Необходимость применения информационных технологий в школьном

образовании сегодня очевидна, поэтому я активно использую компьютерные

технологии.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных

технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель,

если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить

новые жизненно необходимые навыки.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а

необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим

и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота,

маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания

фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства

интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у

учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес,

желание узнать и увидеть больше.

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в

свою практику осуществляю по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

Возможности ИКТ:

-создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий,

таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

-создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

-создание текстовых работ;

-обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников

повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную

активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного

желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными являются:

-технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве

пользования стандартного программного обеспечения;

-методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших

школьников;

-технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования

информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в

начальной школе.

По-моему мнению, основная цель применения ИКТ состоит в повышении

качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий мне удается решать следующие

задачи:

· усиление интенсивности урока;

· повышение мотивации учащихся;

· мониторинг их достижений.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ технологии можно использовать на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая

проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы,

рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки,

чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо

продумать последовательность технологических операций, формы и способы

подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной

поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного

цикла.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от

которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс

заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого

выражения не стареет.

Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации,

данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик,

в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает

внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с

классом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного

материала к урокам в начальной школе можно назвать создание

мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как

"представление".

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и

запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30%

увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким

образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с

помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе

достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, я

должна помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на

уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно

показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить

презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что

использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой

степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной

успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже

невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием

ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей

становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных

результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных

классов.



В раздел образования