Автор: Алексей Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 с. Казаки
Населённый пункт: с. Казаки Елецкого района
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
МБОУ СОШ №2 с. Казаки
Елецкого муниципального района Липецкой области
Мастер – класс
Использование ИКТ
на уроках
в начальной школе.
Учитель начальных классов
высшей категории
Алексей И.М.
Необходимость применения информационных технологий в школьном
образовании сегодня очевидна, поэтому я активно использую компьютерные
технологии.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных
технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель,
если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить
новые жизненно необходимые навыки.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а
необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим
и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота,
маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания
фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства
интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у
учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес,
желание узнать и увидеть больше.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в
свою практику осуществляю по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
Возможности ИКТ:
-создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий,
таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
-создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
-создание текстовых работ;
-обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников
повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную
активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного
желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
-технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве
пользования стандартного программного обеспечения;
-методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших
школьников;
-технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования
информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в
начальной школе.
По-моему мнению, основная цель применения ИКТ состоит в повышении
качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий мне удается решать следующие
задачи:
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии можно использовать на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая
проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы,
рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки,
чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо
продумать последовательность технологических операций, формы и способы
подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной
поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного
цикла.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от
которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс
заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого
выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации,
данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик,
в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает
внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с
классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного
материала к урокам в начальной школе можно назвать создание
мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как
"представление".
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и
запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30%
увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким
образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с
помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе
достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, я
должна помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на
уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно
показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить
презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что
использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой
степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной
успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже
невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием
ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей
становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных
результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных
классов.