Автор: Кузнецова Екатерина Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Школа "1 имени В.И. Муравленко"
Населённый пункт: г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: программа
Тема: Родительский всеобуч
Раздел: среднее образование
Программа родительского
Социально-психолого – педагогического всеобуча
«Семейная гостиная»
г. Муравленко
2020 года
Пояснительная записка
Основания для разработки программы.
Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро.
Одной
из
причин
кризиса
семьи
и
воспитания
является
утрата
преемственности
с
прошлым,
нарушение
связей
между
поколениями.
Именно
по
причине
утраты
исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции:
передачи
подрастающим
поколениям
духовно-нравственных
и
культурных
традиций,
утратив понимание самого процесса воспитания. Кризисное состояние современной семьи
– и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет
помощи.
Сегодня
родители
и
педагоги
уже
осознают
необходимость
тесного
взаимодействия,
которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания
детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению,
которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея
контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников. В то же время ни для кого
не секрет, что традиционные формы работы с семьей в образовательных учреждениях не
приносят часто зримых и положительных результатов. Необходим поиск новых форм,
разработка и внедрение новых программ взаимодействия образовательного учреждения и
с е м ь и
в
в о п р о с а х
в о с п и т а н и я
д е т е й .
Программа
«Семейная
гостиная»
предназначена
для
использования
в
качестве
новой
формы родительского всеобуча в образовательных учреждениях.
Целью
программы
является
содействие
семейного
воспитания,
помощь
семье
в
осознании и формировании своей системы жизненных ценностей.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:
Задачи:
1. Повышение психологической культуры и компетентности родителей.
2. Просвещение родителей.
3. Помощь родителей в изучении и осознании особенностей своего ребёнка и своей семьи.
4.
Помощь
родителям
в
изучении
и
формировании
навыков
конструктивного
взаимодействия с детьми в различных видах деятельности.
Занятия в «Семейной гостиной» помогут родителям объединиться, осознать взаимную
значимость позитивного опыта организации жизни и воспитания детей в разных семьях.
Кроме того занятия помогут родителям приобрести навыки творческой педагогической
импровизации в общении и совместной деятельности с детьми, во взаимном общении
с е м е й ,
в
о б щ е н и и
с
п е д а г о г а м и
о б р а з о в а т е л ь н о г о
у ч р е ж д е н и я .
Занятия по программе проводятся с группой родителей и предполагают использование
активных
форм
и
методов
включения
слушателей,
в
выполнение
предлагаемых
аналитических и практических заданий. На занятиях семейной гостиной предполагается
и с п о л ь з о в а н и е
о п р о с н и к о в ,
а н к е т ,
п р о в е д е н и е
т р е н и н г о в .
Групповые занятия в «Семейной гостиной» не исключают индивидуального и семейного
консультирования.
Тематическое планирование курса занятий в «Семейной гостиной» (28 часов)
№ п/п
Тема
Количество
часов
1.
Психическое развитие и формирование личности ребенка
4
2.
Незаменимость семьи в воспитании детей
2
3.
Современная семья глазами разных специалистов
2
4.
История семьи. Семейная память.
Преемственность в семье
6
5.
Педагогические традиции семьи
4
6.
Проблема содержания семейного общения
4
7.
Особенности и проблемы этапов взросления
4
8.
Обобщающее итоговое занятие
2
Всего
28
Тема 1. Особенности развития и формирования личности ребенка
Психологический климат семьи как важное условие психо-физического развития
становления ребенка. Методы диагностики психологического климата в семье. Анализ
детских творческих работ как один из методов диагностики особенностей психического
развития и состояния ребенка и особенностей психологического климата в семье.
Т е м а
2 .
Н е з а м е н и м о с т ь
с е м ь и
в
в о с п и т а н и и
р е б е н к а
Семья как социальная, духовная и культурная ценность в жизни общества и отдельного
ч
е
л
о
в
е
к
а
.
Р а з н о о б р а з и е
ф у н к ц и й
с е м ь и
в
ж и з н и
ч е л о в е к а .
Русский философ И.А. Ильин о семье как «первичном лоне человеческой культуры».
Основные потребности ребенка. Основанная на истинной любви семья как идеальная
с р е д а
д л я
у д о в л е т в о р е н и я
д е т с к и х
п о т р е б н о с т е й .
Русская культура о роли семьи в воспитании детей и горькой доли сиротства.
Тема 3. Современная семья глазами разных специалистов
Характерные особенности современной семьи: взгляд социального педагога. Современная
семья в сравнении с патриархальной российской семьей. Вопросы семейной иерархии.
Проблемы исторической и культурной преемственности: традиционное и новое в жизни
современной семьи.
Духовные корни и духовное здоровье современной семьи.
Тема 4. История семьи. Семейная память. Преемственность в семье
Почему важно знать историю своей семьи? Возможность осмысления уроков истории рода
и задач рода, семьи, отдельных членов семьи. Память рода. Проблема нравственной и
духовной преемственности в семье. Ответственность перед родом.
Изучаем историю своей семьи. Семейный архив. Семейные реликвии и домашние
святыни. История семьи в преданиях и воспоминаниях.
Летопись семьи в старинных и современных фотографиях. Семейный фотоальбом.
История страны в истории семьи.
Семейные рассказы о профессиях. Традиции выбора профессии в семье.
Тема 5. Педагогические традиции семьи
Как воспитывали наших бабушек и дедушек. Особенности «мужского» и «женского
воспитания».
Преемственность семейной педагогической традиции. Родители и дети, бабушки и внуки.
Семейные традиции.
Тема 6. Проблема содержания семейного общения
Сердечные чувства и отношения как важный компонент уклада жизни семьи. Роль
семейного общения в жизни ребенка. Принципы общения в семье.
Детские и недетские проблемы.
Общение в жизни семьи.
Мир чтения семьи. История семейной библиотеки.
Музыка в семье. Любимые песни.
Домашний театр: каким он может быть?
Наша семья и мир природы. Домашние питомцы.
Семейные путешествия по родным просторам. Совместная семейная деятельность.
Тема 7.
Особенности и проблемы этапов взросления
Конфликты поколений. Как их избежать.
Взрослые и дети динамика взаимоотношений.
Половое воспитание. Когда начинать?
«Трудные» дети или родители.
Профилактика социальных вредностей.
Приложение к программе
Задания для родителей
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Эта анкета предназначена для изучения потребностей молодых людей в информации по
темам родительской культуры (здоровое и гармоничное вы нашивание и рождение детей,
воспитание и развитие детей).
Провести анкетирование целесообразно в процессе комплектации группы для занятий в
Семейной гостиной или на первом занятии.
«ВАЖНО ЛИ БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ?»
Заполнить анкету нетрудно, нужно просто отметить тот вариант предложенных ответов на
вопрос, который вам подходит. Если подходящего ответа нет, то напишите, пожалуйста,
свой ответ. Будьте внимательны и откровенны при ответах, не пропускайте вопросы, от
вашей добросовестности будут зависеть результаты исследования. Опрос анонимный, его
результаты будут использованы только в обобщенном виде.
1. Получали ли Вы когда-нибудь в жизни систематизированные знания но вопросам
семейного воспитания и родительской культуры? (можно выбрать любое количество
вариантов)
1) Нет, никогда.
2) Эти вопросы затрагивались на уроках этики и психологии семейной жизни в школе.
3) Эти вопросы затрагивались при получении профессионального образования.
4) Эти вопросы рассматривались на специализированных курсах, которые я посещал (а).
2. Из каких источников Вы получаете информацию по вопросам семейного воспитания и
родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).
1) Не интересуюсь такой информацией.
2) Из книг.
3) Из журналов, газет общей тематики.
4) Из журналов, газет, посвященным семье, детям.
5) Из телевизионных, радиопередач.
6) Из разговоров с родителями, родственниками.
7) Из разговоров с друзьями, знакомыми.
8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями с
родителями.
9) Из бесед со специалистами: педагогами, врачами.
3. Хотели бы Вы получать знания но вопросам семейного воспитания и родительской
культуры?
1) Нет, мне эти знания не нужны.
2) Нет, у меня достаточно знаний.
3) Да, я хотел (а) бы получать такие знания, если это не потребовало бы от меня больших
временных и финансовых затрат
4) Да, я хотел (а) бы получать эти знания, и готов (а) тратить на это опре деленные
средства (например, на приобретение литературы) и время (на пример, на посещение
специальных курсов).
4. Каким образом, на Ваш взгляд, правильнее воспитывать ребенка до школы? (отметьте
только один вариант ответа).
1) Отдать ребенка как можно раньше в ясли, детский сад, где с ним будут заниматься
воспитатели.
2) Растить ребенка дома, воспитывать и обучать до школы должны родители.
3) Растить и обучать ребенка дома, но при этом водить его в развивающие школы для
маленьких детей.
4) Ваш вариант: ______________________________________________
5. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам материнства
(беременность, подготовка к родам, уход за маленькими детьми, здоровье матери и
ребенка и т.д.)?
1) Нет.
2) Да, прочитал (а) 1-2 книги.
3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.
4) Да, прочитал (а) больше 5 книг.
6. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную пробле мам воспитания детей?
1) Нет.
2) Да, прочитал (а) 1-2 книги.
3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.
4) Да, прочитал (а) больше 5 книг
7. Из каких источников Вы хотели бы получать информацию по вопросам родительской
культуры? (можно отметить 2-3 варианта).
1) Не интересуюсь такой информацией.
2) Из книг.
3) Из журналов, газет общей тематики.
4) Из журналов, газет, посвященным семье, детям.
5) Из телевизионных и радиопередач.
6) Из разговоров с родителями, родственниками.
7) Из разговоров с друзьями, знакомыми.
8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями с
родителями.
9) Из бесед со специалистами: педагогами, врачами.
8. Оцените, пожалуйста, Вашу информированность по перечисленным вопросам по 5-и
балльной шкале (1- самый низкий балл, практически полное отсутствие информации, 5 -
самый высокий балл, информации абсолютно достаточно).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
По усмотрению ведущего «Семейной гостиной», на занятиях по отдельным темам можно
использовать блоки вопросов анкеты. А можно дать родителям домашнее задание (в самом
начале, или в итоге курса): с помощью вопросов анкеты составить описание традиций
рода и семьи в отдельной большой тетради или альбоме.
«ВАША СЕМЬЯ И ЕЕ ТРАДИЦИИ»
Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты.
Отвечая на них, Вы сможете осмыслить традиции Вашей семьи и подготовиться к участию
в дискуссиях на занятиях «Семейной гостиной».
I. Генеалогия
1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то
почему?
2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?
3. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?
5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?
II. Семейные рассказы
1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные,
любопытные) вам известны? Расскажите некоторые из них.
2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарной, интересной личностью?
Почему? Что Вы знаете об этом человеке?
3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?
4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем
больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие
родственники?
5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о
которых рассказываю детям; вспоминают, когда родственники собираются вместе?
6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?
7. Есть ли семейные рассказы о детях, о вашем детстве (со слов старших)?
8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?
9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются
истории?
III. Наследственность и связи родственников
1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?
2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы,
профессиональные склонности?
3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?
4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?
5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?
6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках? Как
обычно поминают умерших в Вашей семье?
IV. История взаимоотношений
1. Можно ли назвать Вашу семью дружной?
2. Бывали ли в роду (семье) серьезные конфликты? Если можно охарактеризуйте их.
3. Бывали ли ситуации непонимания, ссор, размолвок между детьми и родителями?
4. Есть ли мачехи, отчимы, сводные братья и сестры; как складываются с ними
отношения?
5. Каковы Ваши отношения с сестрами братьями? Каковы такие отношения в других
поколениях семьи?
6. Есть ли родственники, с которыми нельзя (или невозможно) ссориться?
7. Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или
навсегда в силу внешних (исторических) причин?
8. Были ли случаи знаменательных, в том числе неожиданных, встреч родственников?
9. Приходилось ли принимать в семью нового человека?
V. События жизни семьи
1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие
родственники?
2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и
дедушки, родителей?
3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?
4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?
5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанные с
именами других членов семьи?
6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка, (детей)?
VI. Семейные реликвии
1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?
2. Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий
Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?
3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?
4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?
5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд,
ценность?
6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?
8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?
9. Есть ли в семейном архиве мемуары, дневники членов семьи?
VII. Дом
1. Какое место Вы считаете Родиной?
2. Что для Вас «родной дом»?
3. Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?
4. Любите ли Вы (Ваши дети) возвращаться домой из поездок, путешествий?
5. Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас (Ваших детей) самое любимое и
почему?
6. Где и когда семья собирается вместе?
7. Где и когда собираются вместе родственники?
VIII. Праздники
1. Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые, почему?
2. Как отмечаете дни рождения? Есть ли отличия в праздновании дней рождения ребенка и
взрослого члена семьи?
3. Отмечаете ли именины, дни Ангела членов семьи?
4. Отмечаете ли другие религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху? Всегда ли
так было в семье?
5. Как отмечается в семье Новый год? Есть ли традиции, связанные с подготовкой к
празднику и самим празднованием?
6. Отмечаете ли государственные праздники?
7. Какие события в жизни родственников становятся праздниками семьи?
8. Отмечаются ли годовщины свадеб?
9. Отмечаются ли профессиональные праздники?
10. Расскажите о праздновании юбилеев?
11. Какие формы поздравлений приняты в Вашей семье?
12. Есть ли (сохраняются ли) домашние поздравительные стихи или другие тексты
(пожелания и т.п.)?
13. Кто в доме обычно руководит праздничным обедом, застольем?
IX. Повседневное общение
1. Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?
2. Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты?
3. Какие формы напутствий в дорогу, при любом расставании приняты в вашей семье?
4. Есть ли семейные привычки? Есть ли правила «домашнего происхождения»?
5. Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена?
6. Какими формами обращений, образованных от слов «бабушка», «дедушка», «мама»,
«папа», Вы пользуетесь в семье?
7. Как принято обращаться к тетям и дядям в Вашей семье? К братьям и сестрам бабушек
и дедушек? Ко всем ли одинаково?
8. Как в Вашей семье давались клички домашним животным?
9. Нет ли семейных названий для отдельных помещений, предметов?
10. Есть ли шутки, дразнилки, принятые в Вашей семье? Как они появились?
11. Есть ли в Вашей семье привычка как-то по-особому называть, характеризовать
предметы, явления, людей? Приведите примеры таких характеристик и названий.
12. Используются ли в Вашей семье особые слова или формы упреков в случае размолвки;
слова для примирения?
X. Ребенок в семье
1. Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь? Что Вам пели и
рассказывали в детстве? Чем заменяли пение и рассказывание?
2. Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняют для детей в Вашей семье? Если можно
– расскажите.
3. Есть ли сказки и сказки-игры, придумываемые, когда ребенок не хочет ложиться спать,
мыться, есть, не слушается и т.п.?
4. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослушны, плохо себя ведут или плохо
учатся?
5. Есть ли особые (словесные и другие) семейные формы поощрений? Кого обычно
приводят детям в пример?
6. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время…» (у разных членов семьи)?
7. Что Вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример поведения?
8. Какие высказывания («жизненная мудрость») старших памятны Вам с детства?
9. Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?
10. Что считается в Вашей семье признаком взрослости?
11. Ваш «образ семьи» в любом исполнен.