Напоминание

конспект "Подготовка диких животных к зиме"


Автор: Шардина Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Тополёк"
Населённый пункт: г. Большой Камень, Приморский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: конспект "Подготовка диких животных к зиме"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие – Подготовка диких животных к зиме.
Цели:
Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знание признаков живой и неживой природы. Тренировать в отгадывании загадок, умении не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь. Упражнять в умении выкладывать изображения животных из геометрических фигур по образцу. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.
Оборудование
: Магнитофон , кассета с классической музыкой, иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, осеннего леса, набор геометрических фигур на каждого ребёнка, образцы животных из геометрических фигур, видеопроектор, экран.
Ход занятия:

Воспитатель.
Ребята, давайте поиграем в игру «Маленькая птичка», — и показывает детям, как играть с «птичкой», — указательным пальцем правой руки. Надо внимательно следить, куда полетит птица, не поворачивая голову, следить одними глазами. Показываю: Птичка вправо полетела (отводит палец вправо, следит за ним глазами). Птичка влево полетела (отводит палец влево, следит за ним глазами). К нам на нос она присела (подводит палец к носу). Посидела, посидела И куда-то улетела (отводит палец вперед на вытянутую руку). А теперь поиграем вместе, стараясь следить за птицей одними глазами, не поворачивая головы. Кто из нас внимательней? Упражнение повторяется два раза.
Воспитатель

:
Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо! Вот конверт, Большой и желтый, Как же нас, конверт, Нашел ты?
Как попал ты в группу нашу? Разберемся, ой, постой! На конверте адрес наш ведь, А обратный чей? Лесной
Воспитатель:
-Ребята, интересно, что пишут нам из леса ?Давайте прочитаем(Открываем конверт ,читаем письмо). Пишут лисы, пишут лоси, Пишут зайцы, ждём вас в гости! Приходите в лес осенний, Будем с вами мы дружить. Поиграем и поскачем, Веселей мы будем жить! -Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? А теперь вспомним, какая погода осенью в лесу? (Подходит к картине осеннего леса.)Ответы детей: Холодно, дождь идет.
Воспитатель:
Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще? (Ответы детей.) Какие изменения происходят осенью в неживой природе? (Ответы детей) Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. А какие ещё изменения происходят в живой природе? Кто относится к живой природе? (Ответы детей.) Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, а звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью? Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же Замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья. Интересно, увидим ли мы зверей в лесу? Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к осени? (Ответы детей.) Тогда отправляемся в путь! У меня есть волшебная палочка, взмахну ею, закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.
Воспитатель
берет «волшебную палочку», взмахивает ею, включает музыку из «Времен года».
Воспитатель.
Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Послушайте стихи: Осень.
По утрам морозы, В рощах — желтый листопад, Листья около березы Золотым ковром лежат, В лужах лед прозрачно-синий, На листочках белый иней. А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Смотрите, звери даже оставили нам знак под елочкой (показывает знак, обозначающий «не шумите»). Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим. (Воспитатель и дети подходят к первой картине-«Загадки»). -Ребята, отгадайте-ка загадку; о ком она, тот нам и встретится: Кто в лесу глухом живёт Неуклюжий, косолапый? Летом ест, малину, мёд, А зимой сосёт он лапу. (Медведь.) Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.) Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (В берлоге.) Ой, трудно понять вас. Ну-ка, скажите правильно. А вот и правильный ответ(Картинки открывается, показ слайда о медведе).
Воспитатель:
Следующая загадка: Быстрый маленький зверёк По деревьям скок-поскок. Сама мала, шубка пышна. В дупле живёт, орешки грызёт. -Кто это, ребята? (Белка.) Вот сейчас мы и узнаем, кто это (открывает картину с белками). Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Вот где живет белка. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме. А как она готовится? (Отвечает.) Еще кто скажет?
-Правильно, только скажи красиво, все слова проговаривая... Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. (Показ слайда о белке). -А теперь послушайте загадку: -Катится под ёлками колобок с иголками.-Кто это? Правильно, ёж. Ёжик тоже готовится к зиме. А как ёж готовится к зиме?(Правильно, ёжик всю осень охотился ,выбрал ямку под пеньком, натаскал сухих листьев .Ёж как и медведи всю зиму проводит в спячке). (Показ с л а й д о в ) .
Воспитатель:
Следующая загадка: Что за зверь лесной Встал, как столбик, Под сосной. И стоит среди травы, Уши больше головы? -Кто это, ребята? (Заяц.) Посмотрим. И правда заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы, как белка? (Ответы детей.) Нет. А почему? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой, -А как же он все-таки готовится к зиме? Да, заяц осенью линяет. Хорошо. Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему? Правильно, скажи красиво. Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк.(Просмотр слайда).
Воспитатель:
А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев.
Воспитатель.
Поем вместе: Зайка беленький сидит И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал — Зайка — прыг — и убежал! Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд). Загадки о лисе и волке. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу краса. Кто же это? (Лиса.) Кто в лесу зубами — щёлк, Это бродит серый... (Волк). Отгадали? Как же они готовятся к зиме? У этих животных тоже происходит линька. Вырастает тёплая шерсть. -А нужно ли лисе и волку менять цвет шерсти? -Нет, потому что им не надо прятаться и бояться. Они хищники. -Вот сколько интересного мы узнали сегодня о животных. -Какие звери впадают в спячку? -Зачем белка и заяц меняют цвет шёрстки? -А кто делает запасы на зиму? -Мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на помощь! -Ну, вот и пора нам возвращаться! Запомните, кого мы видели. (Воспитатель обращает внимание детей на картинки.) Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся.
Воспитатель
предлагает пройти детям к столу. Выкладывание животных из геометрических фигур. В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм «Листопадничек».


В раздел образования