Автор: Шардина Галина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Тополёк" Населённый пункт: г. Большой Камень, Приморский край Наименование материала: конспект занятия Тема: конспект "Подготовка диких животных к зиме" Раздел: дошкольное образование
Занятие –
Подготовка диких животных к зиме.
Цели:
Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о
причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знание признаков живой
и неживой природы. Тренировать в отгадывании загадок, умении не только
правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь. Упражнять в умении
выкладывать изображения животных из геометрических фигур по образцу.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Обогащение словаря:
линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.
Оборудование :
Магнитофон , кассета с классической музыкой, иллюстрации с изображением
зайца, лисы, волка, медведя, белки, осеннего леса, набор геометрических
фигур на каждого ребёнка, образцы животных из геометрических фигур,
видеопроектор, экран.
Ход занятия:
Воспитатель.
Ребята, давайте поиграем в игру «Маленькая птичка», — и
показывает детям, как играть с «птичкой», — указательным пальцем правой
руки.
Надо
внимательно
следить,
куда
полетит
птица,
не
поворачивая
голову,
следить одними глазами. Показываю:
Птичка вправо полетела
(отводит палец вправо, следит за ним глазами).
Птичка влево полетела
(отводит палец влево, следит за ним глазами).
К нам на нос она присела (подводит палец к носу).
Посидела, посидела
И куда-то улетела (отводит палец вперед на вытянутую руку).
А теперь поиграем вместе, стараясь следить за птицей одними глазами, не
поворачивая головы. Кто из нас внимательней? Упражнение повторяется два
раза.
Воспитатель
: Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт,
Большой и желтый,
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? Лесной
Воспитатель:
-Ребята, интересно, что пишут нам из леса ?Давайте прочитаем(Открываем
конверт ,читаем письмо).
Пишут лисы, пишут лоси,
Пишут зайцы, ждём вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Будем с вами мы дружить.
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить!
-Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям?
А теперь вспомним, какая погода осенью в лесу? (Подходит к картине
осеннего леса.)Ответы детей: Холодно, дождь идет.
Воспитатель:
Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще? (Ответы детей.) Какие изменения
происходят осенью в неживой природе? (Ответы детей) Да, осенью солнце
светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. А какие ещё
изменения происходят в живой природе? Кто относится к живой природе?
(Ответы детей.) Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают
насекомые, а звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину
осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу
происходят такие изменения осенью? Потому что осенью становится
холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Ребята, а что
случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.)
Да, все в природе сразу же Замерзло бы, погибло, никто бы не успел
приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью природа
готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья. Интересно, увидим
ли мы зверей в лесу? Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они
готовятся к осени? (Ответы детей.) Тогда отправляемся в путь!
У меня есть волшебная палочка, взмахну ею, закроем глаза, покружимся, а
когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.
Воспитатель
берет «волшебную палочку», взмахивает ею, включает музыку
из «Времен года».
Воспитатель.
Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Послушайте стихи:
Осень.
По утрам морозы,
В рощах — желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат,
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.
А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно
громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А
почему?
Правильно,
звери
могут
испугаться.
Надо
вести
себя
тихо,
не
шуметь
в
лесу.
Смотрите,
звери
даже
оставили
нам
знак
под
елочкой
(показывает знак, обозначающий «не шумите»). Можно напугать лесных
жителей,
если
шуметь,
тогда
мы
никого
не
встретим
Давайте
тихонько
погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим. (Воспитатель и дети подходят к
первой картине-«Загадки»).
-Ребята, отгадайте-ка загадку; о ком она, тот нам и встретится:
Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест, малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь.)
Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает
медведь зимой? (Спит.) Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте
скажем все вместе, что медведь делает зимой.
Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду.
(Дети возражают.) Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь
осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите.
Где медведь спит зимой? (В берлоге.) Ой, трудно понять вас. Ну-ка, скажите
правильно. А вот и правильный ответ(Картинки открывается, показ слайда о
медведе).
Воспитатель:
Следующая загадка:
Быстрый маленький зверёк
По деревьям скок-поскок.
Сама мала, шубка пышна.
В дупле живёт, орешки грызёт.
-Кто это, ребята? (Белка.) Вот сейчас мы и узнаем, кто это (открывает картину
с белками). Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Вот где
живет белка. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью
готовится к зиме. А как она готовится? (Отвечает.) Еще кто скажет?
-Правильно, только скажи красиво, все слова проговаривая... Белка осенью
линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть
вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы
думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было
трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая
шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка?
Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.
(Показ слайда о белке).
-А теперь послушайте загадку:
-Катится под ёлками колобок с иголками.-Кто это? Правильно, ёж. Ёжик тоже
готовится к зиме. А как ёж готовится к зиме?(Правильно, ёжик всю осень
охотился
,выбрал
ямку
под
пеньком,
натаскал
сухих
листьев
.Ёж
как
и
медведи
всю
зиму
проводит
в
спячке).
(Показ
с л а й д о в ) .
Воспитатель:
Следующая загадка:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
-Кто это, ребята? (Заяц.) Посмотрим. И правда заяц. Молодцы! Вот где зайка
спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц тоже
осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы,
как
белка?
(Ответы
детей.)
Нет.
А
почему?
Потому
что
зимой
у
зайца
достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой,
-А как же он все-таки готовится к зиме? Да, заяц осенью линяет. Хорошо.
Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему? Правильно, скажи красиво.
Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой?
(Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно
на
белом
снегу,
чтобы
его
не
заметили
лиса
и
волк.(Просмотр
слайда).
Воспитатель:
А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты.
Ребята
изображают
зайчиков,
лапки
подтянуты
к
груди,
—
они
скачут,
имитируют движения зайцев.
Воспитатель.
Поем вместе:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!
Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд). Загадки
о лисе и волке.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса. Кто же это?
(Лиса.)
Кто в лесу зубами — щёлк,
Это бродит серый... (Волк).
Отгадали? Как же они готовятся к зиме? У этих животных тоже происходит
линька.
Вырастает тёплая шерсть.
-А нужно ли лисе и волку менять цвет шерсти?
-Нет, потому что им не надо прятаться и бояться. Они хищники.
-Вот сколько интересного мы узнали сегодня о животных.
-Какие звери впадают в спячку?
-Зачем белка и заяц меняют цвет шёрстки?
-А кто делает запасы на зиму?
-Мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то
всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на
помощь!
-Ну, вот и пора нам возвращаться! Запомните, кого мы видели. (Воспитатель
обращает внимание детей на картинки.) Закроем глаза и тихонько, не спеша,
покружимся.
Воспитатель
предлагает пройти детям к столу. Выкладывание животных из
геометрических фигур.
В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм
«Листопадничек».