Напоминание

"Специфика работы хоровой студии в условиях общеобразовательной школы"


Авторы: Глазунова Наталья Ефимовна, Мартенс Алла Михайловна
Должность: концертмейстер, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска СОШ №42 им. Е.В. Шовского
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: cтатья
Тема: "Специфика работы хоровой студии в условиях общеобразовательной школы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфика работы хоровой студии в условиях

общеобразовательной школы

А.М. Мартенс, Н.Е.Глазунова

МБОУ г. Мурманска СОШ№42

им. Е.В. Шовского

Музыка! Сколько радости и удовольствия дарит она тому, кто умеет слушать и

понимать её, кто сам владеет каким-либо инструментом или поёт. Голос – первый, самый

совершенный инструмент, который был дан человеку при рождении самой природой. А

вот настроить его, чтобы он зазвучал красиво и свободно, дано не каждому. И наша

задача, как педагогов-хормейстеров не только в том, чтобы развить голос ребёнка, но и

научить его петь в ансамбле и хоре, вплетая свой голос в общую гармонию музыкальной

палитры. И, вслушиваясь в красоту звучащих гармоний, ребёнок приобщается к миру

музыки, учится понимать и любить её. «Хоровое пение – это коллективное творчество,

которое приучает участвующих в нем к коллективному чувствованию, к коллективным

действиям. Хоровое пение занимает особое место в процессе музыкально-певческого

воспитания еще и потому, что является живым, творческим процессом воспроизведения

музыкально-художественных образов" [1, 165].

Радует то, что в последнее время всё больше внимания уделяется

дополнительному образованию детей и, в частности, хоровому пению. А ведь когда- то

мы были первыми в нашем городе и открыли хоровую студию «Созвучие» на базе

общеобразовательной школы №42. Студия вошла в состав «Центра гуманитарно-

эстетического образования и творческого развития детей». Но чтобы создать

работоспособный хоровой коллектив, потребовалось немало знаний, фантазии и труда. В

чём особенность работы в общеобразовательной школе? В том, что мы не отбираем

только способных детей с природными данными. К нам приходят все, кто хочет петь - с

минимальным диапазоном, с неустойчивой интонацией, с отсутствием чувства ритма. Но

при правильной организации учебного процесса, продуманной методике преподавания

можно добиться значительных результатов. Мы работаем по адаптированной программе

для музыкальных школ: помимо хора ребята изучают сольфеджио, знакомятся с

фортепиано, поют в вокальных группах. В музыкальные школы детей обычно приводят

родители, заинтересованные в музыкальном образовании ребёнка. Мы же сами

прослушиваем детей из первых классов школы, а потом проводим работу с родителями,

убеждая их в пользе музыкально-эстетического образования. Приходят к нам и более

старшие школьники, увидев своих одноклассников в концерте, и даже приводят своих

друзей из других школ.

Обучение в студии делится на 2 этапа: 1 этап – подготовительный, рассчитанный на 2

года. На этом этапе мы работаем по релятивной системе Золтана Кодая. Существуют две

основные

системы

начального

музыкального

развития:

одна

из

них

-

абсолютная,

действующая

в

конкретной

тональности

и

соблюдающая

все

закономерности

лада.

Другая

-

относительная,

-

это

система

относительной

сольмизации,

основанная

на

выявлении наиболее характерных ладовых интонаций, общих для всех тональностей. А

система

ручных

знаков

Кёрвена

«…даёт

ребёнку

наглядные

представления

о

взаимоотношениях ступеней в ладу. Использование ручных знаков сопровождает весь

процесс развития ладового слуха ребёнка, при этом опыт говорит о том, что чем точнее

ученик показывает высоту звука рукой, тем чище он интонирует» [2, 54]. Кроме того,

релятивная система даёт ребёнку возможность

свободно импровизировать. Уже на

первых двух освоенных ступенях (зо-ви) ребёнок может импровизировать – сочинять

попевки

в

разных

ритмах.

Дети

в

короткие

сроки

начинают

чисто

интонировать

и

овладевают навыками двухголосия. В конце 2-го года обучения постепенно подключается

и абсолютная система, когда ученики знакомятся с названиями нот и начинают петь по

партитуре.

Наряду

с

развитием

звуковысотного

слуха

большое

внимание

уделяется

метроритмическому восприятию, тем более что в настоящее время очень много детей

аритмичных, которым с трудом удаётся справиться с ритмическим рисунком мелодии. А

ведь «ритм – это рисунок живого движения во времени и одновременно внутренний пульс

исполнения,

его

сердце,

при

остановке

которого

прекращается

музыкально-

исполнительский процесс» [3, 198]. На начальной ступени обучения мы используем

ритмослоги: четвертная нота – «ТА», восьмые – «ТИ-ТИ», шестнадцатые – «ТИ-РИ-ТИ-

РИ». Практика показала, что эта система даёт хорошие результаты - так ребёнок учится

распознавать короткие и длинные звуки, знакомится с пульсацией основных долей и

темповым разнообразием.

На втором этапе обучения дети переходят в концертный хор. Все, кто работает в школе,

понимают важность такого коллектива – при большом количестве разнообразных

мероприятий концертный хор должен быстро перестраивать репертуар и в любое время

быть готовым к выступлениям. А переход младших учеников в продвинутый коллектив

требует особой работы с новичками. Для достижения единства строя в хоре требуется

интонационная слаженность, единая манера звукообразования. Именно поэтому все

младшие посещают предмет индивидуального хорового вокала, на котором педагог

занимается дыхательными упражнениями, постановкой певческого аппарата,

расширением диапазона. Особое внимание уделяется правильному формированию

гласных. Кроме того, на уроках вокала разучиваются хоровые партии. Это даёт

возможность быстро адаптировать ребёнка к более сложному репертуару концертного

хора. Старшие во всём помогают младшим, следят за дисциплиной и посещением

занятий, тем более что прогульщика легко найти, зная класс, в котором он учится! Такая

система подхода к организации хора имеет большое воспитательное и духовно-

нравственное значение, когда каждый чувствует ответственность за весь коллектив, за

непрерывность учебного процесса и, как результат - качество исполнения. В нашей

студии не существует отдельных занятий для каждой партии хора - хор работает сразу в

полном составе. Дети учатся видеть движение аккордов в партитуре, слышать общее

звучание и себя в аккорде. Это не исключает и тщательной работы с каждой партией для

создания интонационного ансамбля. Перед началом знакомства с новым произведением и

настраиваясь на нужную тональность, мы используем методику Г. Струве - так

называемый «живой нотный стан» - 5 пальцев руки педагога заменяют нотные линейки.

Это сокращает время и даёт возможность быстро и наглядно показывать смену

интервальных и аккордовых последовательностей, отработать сложные мелодические и

гармонические обороты, которые встретятся в новой партитуре.

Обширный репертуар, включающий в себя классические произведения, песни

современных авторов, народные песни требует от хористов чистоты интонации, владения

музыкальными оттенками и штрихами, развитого гармонического слуха, осознанной

выразительности исполнения. Народные песни – основа всей музыкально-песенной

культуры, это источник, из которого за века выросли разнообразные вокальные жанры.

(Слушаем «Эх, уж как пал туман») В репертуаре хора народной песне уделяется большое

внимание, ведь в ней отражается красота русской природы; это знакомство с традициями,

бытом, праздниками русского народа. « Русская песня – величайшее музыкально-

поэтическое создание народного гения. Многообразно и глубоко отражает она жизнь

человека, раскрывая его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в

песенном творчестве отразились со всей полнотой извечные стремления народа к добру и

правде, к свету и счастью» [4, 78]. Работая над народной песней, мы решаем и многие

певческие задачи: изучаем виды многоголосия, учимся петь слоговые распевы,

осваиваем цепное дыхание и пение a capella. Создавая музыкально-художественный

образ, мы вместе с учениками ищем те единственные краски и оттенки звука, способные

передать содержание и эмоциональную наполненность произведения. Определяя

содержание и характер исполняемого произведения, педагог побуждает детей задуматься

о человеческих эмоциях и чувствах, «…формирует у них способность замечать

настроение окружающих людей, их внутреннее состояние. Пользуясь ситуацией,

пробуждает …чувство сострадания, желание прийти на помощь, т.е. воспитывает

чуткость к людям» [5, 165].

Итог

нашей

работы

это

выступления

на

школьных

праздниках,

родительских

собраниях, на концертных площадках города, на конкурсах и фестивалях разного уровня.

Это необходимо для дальнейшего развития коллектива, поддержания его творческого

потенциала.

Выступления

на

сцене

требуют

большой

собранности,

концентрации

внимания и волевых усилий. Зато каждое удачное выступление вдохновляет хористов,

укрепляет их веру в собственные силы. «Именно в моменты переживания радости от

успешной

концертной

деятельности

в

сознание

ребенка

проникают

идеи

добра,

ощущение своей общественной значимости, ибо процессы воспитания в данном случае

опираются

на

эмоциональное

восприятие

ребенка,

что

соответствует

особенностям

развития его психики» [5, 181]. Мы – постоянные участники и лауреаты регионального

конкурса

хоровых

коллективов

ДМШ

и

ДШИ

«

Молодые

голоса»,

участвуем

во

Всероссийских и Международных заочных конкурсах. Представляем вашему вниманию

фрагмент выступления на конкурсе в Колледже искусств. («Доброе утро»)

Наиболее

подготовленные

хористы

занимаются

ещё

и

в

вокальной

группе.

Этот

небольшой

мобильный коллектив незаменим в поездках, т.к. иногда бывает сложно вывезти большое

количество детей. Вокальные группы тоже участвуют в конкурсах. Вот наша самая первая

вокальная группа с песней «Мосты Ленинграда» О. Хромушина. В 2016 году мы приняли

участие

во

Всероссийском

фестивале

«Поют

дети

России».

По

итогам

окружного

конкурса мы стали лауреатами I степени, и нас пригласили на финал, который проходил

в «Артеке». Это было незабываемое событие – учёба, экскурсии, репетиции, выступление

со своей программой на конкурсе, и как итог – концерт сводного детского хора в тысячу

голосов!

Артек

сплотил

наших

девчонок,

подарил

такие

яркие

впечатления

и

переживания,

что

артековские

традиции

живы

в

коллективе

и

сегодня.

Послушайте

фрагмент произведения Рахманинова «Сирень» из нашей конкурсной программы.

Хоровая студия в общеобразовательной школе является эффективной формой

образования и музыкально-эстетического развития детей. Доступность и бесплатность

обучения в студии гарантирует каждому ребёнку индивидуальный подход и максимальное

развитие его творческих способностей. Ценно и то, что в неблагоприятных

климатических условиях Заполярья, в полярную ночь детям не нужно ехать на другой

конец города на занятия в музыкальные школы и дома творчества, - весь день они

находятся в одном помещении под присмотром педагогов. Тесная взаимосвязь

хормейстеров с учителями общей школы позволяет лучше узнать характер ребёнка, его

положительные и отрицательные стороны, скорректировать методы педагогического

воздействия. Совместно решаются воспитательные задачи формирования личности

школьника и его общего развития. Замечено, что дети, поющие в хоре, принимают

наиболее активное участие в общественной жизни класса и школы, проявляют свои

лучшие духовно-нравственные качества, ведь хоровое исполнительство, помимо своей

основной функции – развития вокально-хоровых навыков, способствует активизации

интеллектуальной, эмоциональной, мировоззренческой сферы подрастающего поколения.

После окончания студии лучшие наши хористы поступают в музыкальный колледж и

далее – получают высшее музыкальное образование. Но главное - школа запомнится

нашим выпускникам не только тем, что подарила им знания – школа приобщила к

совместному творчеству, научила дружить и чувствовать свою сопричастность в общем

стремлении достижения цели, обогатила их внутренний мир прикосновением к

прекрасному искусству!

Список используемой литературы:

1.

Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное

воспитание в школе / Сост. Апраксина О.А. – М., 1975 – Вып.10. – 165 с.

2.

Ригина Г. С. Развитие у первоклассников ладовых звуковысотных представлений

//Вопросы методики музыкального воспитания детей / М., Изд-во Музыка, 1975. –

54 стр.

3.

Пазовский А. М. Записки дирижёра. - М., Изд-во «Советский композитор», 1968. –

198 стр.

4.

Попов В. С. Русская народная песня в самодеятельном хоре // Работа в хоре / Сост.

Тевлина Б.Г. – М., Профиздат, 1977. – 78 стр.

5.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению - М., Изд-во

Прометей, 1992. – 165, 181 стр.



В раздел образования