Авторы: Калоева Надежда Ивановна, Колкова Раиса Ивановна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23
Населённый пункт: Ставропольский край, город Ессентуки
Наименование материала: проект
Тема: "Снег,снежок"
Раздел: дошкольное образование
«СНЕГ,
СНЕЖОК»
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 23 «Аленушка»
357600, г. Ессентуки, переулок Садовый 8-а
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
СОСТАВИЛИ:
КАЛОЕВА Н.И.
СЕМЕНОВИЧ А.Э.
КОЛКОВА Р.И.
Январь 2020г.
В период дошкольного детства формируются способности к
начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а
в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности
с познаваемыми предметами, объектами.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности
создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает
посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод,
умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том
или ином физическом законе, явлении.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к
исследованию природы, развивает мыслительные операции
(анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует
познавательную активность и любознательность ребенка,
активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с
природными явлениями, с основами математических знаний, с
этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни
формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-
образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно
проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно
- научного явления и обобщить полученные действенным путем
результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы
о ценностной значимости физических явлений для человека и
самого себя.
Опыты со снегом.
1.Что такое снег?
Занести снег в комнату и дождаться когда он растает.
Вывод: снег – это замерзшая вода.
2.Сходства и различия льда и снега.
Сходства
: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду.
Различия:
снег рыхлый, сыпется, лед твердый; снег падает
из тучи, лед образуется при замерзании водоемов.
Вывод: вода может иметь различный вид
3.Почему снег сильно скрипит, в мороз?
Снег состоит из снежинок с лучиками, при обламывании
происходит скрип. Вывод: в мороз звуки слышны лучше.
4. Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?
Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и
принимает его форму. Лед твердый, поэтому на нем следы
не остаются.
Вывод: на льду след остаться не может.
5. Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег
холодный?
Поместим три баночки с водой в большой сугроб: одну в
нижнюю его часть, вторую в середину, и третью в верхнюю
часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем
баночки. В верхней баночке – лед, в средней – наполовину
лед и вода, в нижней – вода не замерзла.
Вывод:
под снегом тепло, снег играет роль шубы.
6. Что такое снег, как он получается?
Существует круговорот воды в природе. Вода испаряется,
скапливается в облака, облака все время двигаются, а
когда воды в облаках становится очень много, она
выливается дождем (там, где тепло) или выпадает снегом
(там, где зима).
Вывод:
вода – замерзший дождь, образуется в облаках при
испарении воды из водоемов. Этот процесс называется
круговорот воды в природе.
Игры и упражнения к проекту
Подвижная игра « Найди пару»
Цель: Учить быстро бегать, не мешая друг другу; находить
одинаковые пары снежинок
Ход игры: Воспитатель раздаёт картинки с парными снежинками по
количеству играющих. По сигналу воспитателя дети бегают, при
звуке бубна находят себе пару по форме снежинки и берутся за
руки.
Подвижная игра « Снежинки и ветер»
Цель: Развитие двигательных навыков
Ход игры: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу
воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь
снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке,
расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель
говорит « Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» - дети
сбегаются в кружок и берутся за руки.
Дыхательное упражнение « Снежинки»
Цель: Учить правильному дыханию
Ход упражнения: Воспитатель даёт детям кусочки ваты и говорит: «
Это у нас снежинка. Посмотрите, как она летает (кладёт ватку на
ладонь, а затем сдувает её с руки). Попробуйте и вы также подуть на
снежинку».
Выдох только через рот, выдох должен быть плавным, длительным;
вдох спокойным, через нос.
Речевое упражнение для коррекции зрения « Снежинка»
Мы снежинку увидали,
Со снежинкой играли ( Дети берут снежинку в рук, вытянуть её
вперёд, сфокусировать на ней свой взгляд).
Снежинки вправо полетели.
Дети вправо посмотрели ( выполняют по тексту).
Вот снежинки полетели.
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Вперёд, назад, кругом и вниз
И на землю улеглись ( дети закрывают глаза).
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного,
заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от
непосредственного наблюдения стороны объекта или явления
действительности; развиваются способности ребенка к определению
проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается
субъективно-новый продукт.
Экспериментирование как специально-организованная
деятельность способствует становлению целостной картины мира
ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им
окружающего мира. Для обозначения подобной формы деятельности
применительно к детям используется понятие «детское
экспериментирование». Такое экспериментирование является
ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении приобретение
знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на
живом интересе, любознательности ребенка и проводится в
увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения
правил и законов в формализованном виде.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с
конкретными исследовательскими методами, с различными
способами измерений, с правилами техники безопасности при
проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а
затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений,
полученных в специально организованных видах деятельности, и
создают новый продукт.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями
неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает
особое место в системе разнообразных знаний об окружающем,
поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует,
оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие
ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного
физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него
новых практических и умственных действий.
Дидактические и
настольные игры
«Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки»
«Зима – хорошо, зима – плохо»
Наблюдения и
опыты
За состоянием погоды, наблюдение за снегом (сыпучий,
мягкий, липкий). Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за
явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег,
гололед, метель).
Просмотр презентации «Детям о снеге»
Развитие речи
Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей.
Составление описательных рассказов по картинам.
Заучивание стихотворений о зиме, снеге. Использование
пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
Чтение
художественной
литературы
Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…»,
«Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка» (р.н.с.),
«Морозко» (р.н.с.)
Поэзия: А.Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот,
север, тучи нагоняя…»; К.Бальмонт «Снежинка»; А. Фет
«Мама! Глянь-ка из окошка…»;
Проза: В.Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как
читает?»; Г.Скребицкий «Зима»; Л.Воронкова «Снег идет»,
В.Одоевский «Мороз Иванович».
Беседы
«Если хочешь быть здоров…»,
«Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на
крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя
брать снег в рот, т.к. может заболеть горло).
Театрализованная
деятельность
драматизация сказки «Заячья избушка»;
Слушание песни «Метелица»
Подвижные игры
и игровые
упражнения
Подвижные игры «Мороз - красный нос»,
«Снежинки и ветер», «Снежки»
Игровые упражнения «Снежинки кружатся»,
«Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Дыхательная гимнастика «Снежинки летят»
Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание на санках.
Развивающая
среда
Сюжетные картины на зимнюю тематику.
Альбом для рассматривания «Времена года»
Продуктивная
деятельность
Работы по рисованию на темы «Деревья в снегу»,
«Снежный лес», «Снежинки»
Постройки из снега «Горка», «Тоннель».
Лепка из пластилина на тему « Снегурочка»
Вырезывание снежинок из бумаги
Труд
Очистка дорожек, скамеек от снега.
Работа с
родителями
Выставка детских рисунков на тему «Зимушка - зима».
Консультации: «Как сделать прогулку зимой интересной».
Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза».
Папка – ширма «Детям о снеге».
Лексическая тема «Зимние забавы детей»
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей
исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние
ребенка, он настроен на познание мира.
Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в
неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и
сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей
новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие
малышей, являются для них источником любопытства и первой
ступенькой познания мира.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть
решительным, побеждать страх и неуверенность в себе.
Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок
осваивает названия предметов, их свойства и качества,
пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок
воспринимает мир с его сложностями, формируется представление
об окружающем мире. Закладывается фундамент общего
умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается
познание. Все другие формы познания запоминание, воображение,
мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются
результатом их переработки.
Тип проекта:
краткосрочный (13.01 – 24.01 2020г.),
познавательно-исследовательский.
Цель проекта:
Развитие творческой и познавательной
активности дошкольников в процессе исследовательской
деятельности.
Предмет исследования: снег.
Задачи проекта:
1. Развивать познавательные и творческие способности в
процессе совместной исследовательской деятельности.
Узнать, что такое снег и как он образуется.
Узнать, почему скрипит снег.
Изучить свойства снега.
Рассмотреть формы снежинок.
Определить чистоту снега.
Узнать, почему же нельзя есть снег.
2.Обогащать словарный запас детей.
3.
Учить детей приобретать новую информацию через
экспериментирование.
Формировать умения детей делать выводы и
умозаключения, а потом на основе накопленного опыта,
реализовать их в самостоятельной творческой
деятельности.
4.
Развивать познавательные процессы (память, внимание,
воображения).
5. Развивать умение отражать в творческой деятельности свои
наблюдения, знания.
6. Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации
творческих замыслов.
7. Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства
коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
8. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе
всей реализации проекта.
Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление
узнавать что-то новое.
Воспитывать гуманное, бережное отношение к
окружающему миру.
Образовательная область: Познание
В реализации проекта принимают участие дети старшей группы