Автор: Ерицян Сюзанна Славиковна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: г. Великие Луки
Наименование материала: Чем можно заниматься с ребенка 3-4 лет на самоизоляции
Тема: Чем можно заниматься с ребенка 3-4 лет на самоизоляции
Раздел: дошкольное образование
Чем можно заниматься с ребенка 3-4 лет на самоизоляции
В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра, а любимым вопросом -
"Почему?". Родителям остается только помочь малышу в его развитии. На этом этапе
особенно важно общение ребенка со взрослыми.
Игры, способствующие приобретению практических навыков.
Это игры, основной целью которых является подготовка ребенка к взрослой жизни.
Как
правило,
дети
этого
возраста
и
сами
стремятся
делать
что-либо,
как
взрослые,
подражая
им.
Но
обычно
такие
порывы
ребенка
к
самостоятельности
не
нравятся
взрослым,
которые
вечно
куда-то
торопятся
и
не
могут
ждать.
Постепенно
малыш
начинает понимать, что ему не нужно делать что-то самому, и стремление затихает. Важно
не просто давать ребенку возможность самостоятельного действия, но и обучать его
действовать правильно. И здесь как нельзя лучше подходит такой вид деятельности, как
игра.
Игра "Лепим пирожки"
Это занятие развивает мелкую моторику рук, способность сравнивать размеры, умение
координировать свои движения и рассчитывать прилагаемую силу. Приготовьте фартуки
для себя и ребенка, муку, тесто, начинку для пирожков, 2 чайные ложки, противень.
Припудрите стол и ладони мукой, чтобы тесто не прилипало, а затем предложите
сделать то же ребенку. Затем отделите от теста кусочек, необходимый для изготовления
одного пирожка. После этого аккуратно растяните свой кусочек в лепешку, но так, чтобы
ребенку были хорошо видны ваши движения. У него лепешка может получиться не сразу,
что, возможно, огорчит малыша, поэтому подбодрите его.
Готовые лепешки положите на стол. Дайте малышу чайную ложку и покажите, как
выложить начинку в центр лепешки. После этого научите его защипывать края пирожка и
укладывать готовое изделие швом вниз на смазанный маслом противень.
Когда вы будете подавать пирожки к столу, обязательно подчеркните, что ребенок
сделал их сам. Это станет для него похвалой и своеобразным стимулом.
Игра "У каждой вещи свое место"
Простая, но увлекательная игра, поможет, приучит ребенка к порядку. Начинать следует
с
малого,
например,
с
уборки
нескольких
игрушек.
Постепенно
ребенок
запомнит
расположение всех предметов и будет убирать их на место сам. Когда ребенок не уберет
какую-нибудь игрушку, спрячьте ее. Потом спросите у малыша, где его мишка. Он начнет
его искать и не найдет. Тогда расскажите ребенку небольшую сказку.
"Жили-были на свете плюшевый мишка по имени Август и игрушечный грузовичок
Дыр-Дыр. Самым любимым занятием у них была игра с четырехлетним Андрюшей.
Мальчик вынимал грузовичок из гаража, сделанного из картонной коробки от утюга, а
медвежонка Августа снимал с полки. Целый день Андрюша катал Августа на грузовичке -
они перевозили грузы. Вечером мальчик ставил Дыр-Дыра обратно в гараж, а Августа - на
полку.
Но однажды мальчик подумал, что ни к чему ставить игрушки на место, ведь на
следующий день их опять нужно будет доставать. Вечером Андрюша лег спать, оставив
Августа и Дыр-Дыра прямо на полу.
В комнату зашел папа, чтобы пожелать мальчику спокойной ночи. Так как свет
горевшего ночника был тусклым, папа нечаянно споткнулся о грузовичок, от чего тот
отлетел под кровать. Папа сказал Андрюше, что нельзя так бросать игрушки, они ведь и
обидеться могут, но мальчик только рассмеялся. Потом зашла мама и задела Августа
ногой. Она подняла его и поставила на полку, сказав Андрюше, что нельзя так обращаться
с игрушками. А Андрюша подумал: "Что с ними случится? Завтра возьму их и снова буду
играть".
Утром Андрюшка не смог найти грузовичок, тогда он решил играть только с Августом.
Но игра не ладилась, а под кроватью в темном углу тихо плакал грузовичок Дыр-Дыр. Он
был так далеко, что его никто не мог увидеть в темноте, а ездить без помощи Андрюшки
он не умел.
В ходе обсуждения сказки ребенок должен прийти к выводу о том, что все нужно
убирать
на
место.
После
этого
предложить
ему
убрать
свои
игрушки.
При
этом
спрашивайте, где какая игрушка должна находиться, где ее "домик".
Игра "Расставляем кастрюли"
При помощи этого простого занятия можно развивать пространственное и логическое
мышление, умение экономить пространство и соотносить предметы по размерам.
Приготовьте для игры две или несколько кастрюль и небольшую картонную коробку, в
которую поместится только одна большая кастрюля. Поставьте перед ребенком коробку и
отдельно кастрюли - начинать следует с двух кастрюль, одна из которых входит в другую.
Скажите ему, что вынули кастрюли из этой коробки, а теперь никак не можете вспомнить,
как же они были сложены.
После того как ребенок решит данную задачу, можно предложить сложить ему три или
четыре кастрюли вместе. Также можно использовать вместо кастрюль коробки разной
величины или набор матрешек.
Игры, развивающие логическое мышление и математические способности
Математика играет немаловажную роль в развитии малыша: она учит его думать,
рассуждать,
анализировать
и
обобщать.
Потенциал
ребенка
дошкольного
возраста
огромен, и его необходимо использовать максимально.
Игра "Сложи узор"
Задание развивает логическое и пространственное мышление ребенка, тренирует
мелкую моторику рук, умение концентрироваться, анализировать и сравнивать. Вам нужно
приобрести
или
сделать
эскизы
узоров
для
кубиков,
трехцветные
кубики
Б.П.
Никитина.Предлагайте
ребенку
задания
по
мере
усложнения.
Если
ребенок
не
смог
справиться с очередным заданием, то следует оставить все до следующего занятия, на
котором начать играть с того места, на котором он остановился.
Начинать осваивать игру можно уже со второго года жизни. Но перед тем, как показать
ее ребенку, сложите сами несколько узоров. Самые простые из них составляются из
четырех
кубиков.
Как
правило,
это
одноцветные
дорожки,
квадратики
и
зигзаги.
Полученный узор необходимо зарисовать в цвете. Готовые эскизы станут для малыша
инструкциями, по которым он сам будет складывать узоры из кубиков. Далее переходите к
составлению более сложных узоров - двухцветных. Они могут состоять из четырех и
более кубиков. Постарайтесь придумать как можно больше вариантов и предлагать их
ребенку по мере усложнения.
Третьим
этапом
станет
составление
трех-
и
четырехцветных
узоров.
Для
этого
используются стороны кубиков, разделенные по диагонали. Время от времени полезно
меняться с ребенком местами, т. е. он составляет узор и по возможности зарисовывает его,
а вы будете складывать кубики по его эскизу. Такие задания тоже очень полезны для его
развития,
поскольку
малыш
должен
будет
следить
за
вашей
работой
и
сравнивать
результат со своим заданием.
Игра "Длинный и короткий"
Это занятие развивает воображение ребенка, умение сравнивать и анализировать,
развивает мелкую моторику рук, закрепляет в сознании малыша понятия "длинный" и
"короткий".
Вам надо будет нарезать длинные и короткие полоски из однотонного картона. Разложите
все полоски на две кучки. В одной будут лежать длинные, а в другой - короткие. Затем
спросите у ребенка, чем различаются полоски в этих кучках. Когда вы получите нужный
ответ, предложите малышу выложить с помощью этих полосок различные картинки.
Можно
рассказать
историю
о
карлике
и
великане,
которую
вы
с
ребенком
будете
изображать полосками.
"На опушке леса жили два друга: карлик и великан. У карлика был маленький домик, а
у великана - большой (вы с ребенком обсуждаете, из каких полосок нужно строить
домики, и затем выкладываете их). Около домика карлика был маленький забор, а около
дома великана - большой. От домика карлика выходила короткая тропинка, а от дома
великана - длинная".
Можно придумать и другие интересные задания. Например, сделать железную дорогу,
использовав для рельсов длинные полоски, а для шал - короткие.
Когда ребенок прочно усвоит понятия "короткий" и "длинный", можно ввести еще одно
- "средний". Так же можно изучить и такие понятия, как "узкий" и "широкий".
Продолжение следует …