Автор: Бодяева Наталья Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г. Сыктывкар, республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД на уроках географии на этапе целеполагания
Раздел: среднее образование
Формирование УУД на уроках географии на этапе целеполагания
Бодяева Н.А., учитель географии
МОУ «ООШ № 34» г. Сыктывкара
Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока:
целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Остановимся на первом
этапе урока – целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных
действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? «Целеполагание в
образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и
задач обучения на определенных его этапах; постановка задачи деятельности; соотнесение того, что
уже известно и усвоено, с тем, что еще не известно». Самостоятельное формулирование учебной
задачи
предполагает
установление
связи
между
содержанием
учебного
материала
и
целью
его
предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)
«Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в
условиях реализации новых стандартов предусматриваются качественные изменения этого этапа:
учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс
целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как
лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на
данном
этапе
урока
возникает
внутренняя
мотивация
ученика
на
активную,
деятельностную
позицию,
возникают
побуждения:
узнать,
найти,
доказать».
«Целеполагание
необходимо
для
проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом,
образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей,
мотивами
их
учения,
особенностями
изучаемой
темы,
имеющимися
средствами
обучения,
педагогическими воззрениями учителя». Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый
результат.
Педагогические приемы, позволяющие развивать УУД на этапе целеполагания
Прием
УУД
Типовое
задание
Пример задания
Формирование
цели при
помощи
опорных
глаголов
(предметов,
явлений и т.д.).
Регулятивные:
- целеполагание;
- составление плана
и
последовательности
действий.
Формирование
цели при
помощи
опорных
глаголов
Урок «Соседи Солнца» 5 класс
Используя предложенные глаголы (узнать,
изучить, сравнить, познакомиться,
научиться, сформировать представление,
доказать, найти связь…..) сформулируйте
цель сегодняшнего урока.
Сравнение
явлений,
объектов
Познавательные:
- ориентироваться в
своей системе
знаний и осознавать
необходимость
нового знания.
Регулятивные:
- целеполагаине;
- составление плана
и
последовательности
действий.
Найди общее
Урок «Движения земной коры.
Землетрясения. Вулканизм» 5 класс
В начале урока учащимся предлагается
рассмотреть карту строения земной коры в
атласе, фотографию последствий
землетрясения и макет вулкана.
Вопросы:
1. Что объединяет данные предметы?
2. Какие понятия мы будем использовать
на уроке?
Из
предложенного
списка
объектов по
Личностные:
- действия
смыслообразования.
Познавательные:
Найди лишнее
Урок «Рельеф суши. Равнины» 6 класс
Учащимся предлагается из нескольких
последовательностей географических
объектов выделить лишнее:
определенному
признаку
выделить
лишнее
- ориентироваться в
своей системе
знаний и осознавать
необходимость
нового знания.
Регулятивные:
- целеполагаине;
- составление плана
и
последовательности
действий.
А) Кавказские, Алтай, Северо-Сибирская
Б) Амазонская, Аконкагуа, Косцюшко
Учитель предлагает ответить на
вопросы:
1). По какому признаку вы выбрали именно
эти объекты? (на карте они окрашены в
зеленый цвет, а горы отмечены
коричневым)
2). Зная две главные формы рельефа, одну
из которых мы изучили на прошлом уроке,
сделаем вывод о том, что будем изучать
сегодня
Работа над
понятием
Личностные:
- действия
смыслообразования.
Познавательные:
- ориентироваться в
своей системе
знаний и осознавать
необходимость
нового знания.
Регулятивные:
- целеполагание,
планирование
работы.
Урок «Горные породы и минералы» 6 кл
Учащимся предлагается рассмотреть
образец горной породы «Гранит».
Прочитайте определения понятия «гранит»
и выберите верное:
а). Это широко распространенная в земле
горная порода;
б). Это глубинная кристаллическая порода
серого или розовато-серого цвета;
в). Это глубинная магматическая горная
порода, имеющая зернистое строение;
г). Магматическая горная порода.
Какое из приведенных определений
верное? Какие трудности возникли? Все ли
слова вам понятны? Что нам надо сделать
на уроке, чтобы верно выбрать
определение?
Создание
проблемных
ситуаций
Познавательные:
- постановка и
решение проблемы.
Регулятивные:
- целеполагание,
планирование
работы.
Проблемный
вопрос
Урок «План местности. Масштаб.
Условные знаки» 6 класс
Вы - фермер. Вам предлагают на выбор три
участка для посадки фруктового сада,
изображенный на плане. Вы решили,
прежде всего, ознакомиться с этим
участком по плану и только после этого
принять предложение. Какие знания нам
необходимы, чтобы ответить на этот
вопрос?
(Чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо уметь читать план местности,
знать масштаб, условные знаки и т.д.
Соответственно выводится цель урока)
Смысловое
чтение. Работа
с текстом
Личностные:
- самоопределение и
смыслообразование;
- ориентироваться в
своей системе
знаний и осознавать
необходимость
нового знания
Познавательные:
- действия
логические
(интеллектуальные)
Регулятивные:
- целеполагаине;
- составление плана
и
последовательности
действий.
Работа с
текстом
Урок «Вода на Земле» 6 класс.
В начале урока учащимся предлагается
стихотворение И.Якимова:
Чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море,
Но трудно прожить на земле одиноко,
И воды из Волги текут в Ориноко.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но в Волге вода есть реки Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Таганьике, и в нашей квартире.
Но, чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.
Вопросы:
1). О какой земной оболочке идет речь в
стихотворении?
2). Можно ли, используя текст
стихотворения, назвать части гидросферы?
3). Какой процесс описывается в
стихотворении?
Ответив на эти вопросы, учащиеся
самостоятельно формулируют цель урока
Таким образом, было представлено, как на уроке географии можно формировать такой вид
регулятивных УУД как целеполагание. При подготовке к уроку, отбирая или специально конструируя
задания, учитель должен учитывать не только логику предметного содержания, но и характер того
или иного УУД, который формируется на данном этапе урока.