Напоминание

Формирование УУД на уроках географии на этапе целеполагания


Автор: Бодяева Наталья Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г. Сыктывкар, республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД на уроках географии на этапе целеполагания
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование УУД на уроках географии на этапе целеполагания

Бодяева Н.А., учитель географии

МОУ «ООШ № 34» г. Сыктывкара

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока:

целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Остановимся на первом

этапе урока – целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных

действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? «Целеполагание в

образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и

задач обучения на определенных его этапах; постановка задачи деятельности; соотнесение того, что

уже известно и усвоено, с тем, что еще не известно». Самостоятельное формулирование учебной

задачи

предполагает

установление

связи

между

содержанием

учебного

материала

и

целью

его

предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)

«Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в

условиях реализации новых стандартов предусматриваются качественные изменения этого этапа:

учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс

целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как

лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на

данном

этапе

урока

возникает

внутренняя

мотивация

ученика

на

активную,

деятельностную

позицию,

возникают

побуждения:

узнать,

найти,

доказать».

«Целеполагание

необходимо

для

проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом,

образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей,

мотивами

их

учения,

особенностями

изучаемой

темы,

имеющимися

средствами

обучения,

педагогическими воззрениями учителя». Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый

результат.

Педагогические приемы, позволяющие развивать УУД на этапе целеполагания

Прием

УУД

Типовое

задание

Пример задания

Формирование

цели при

помощи

опорных

глаголов

(предметов,

явлений и т.д.).

Регулятивные:

- целеполагание;

- составление плана

и

последовательности

действий.

Формирование

цели при

помощи

опорных

глаголов

Урок «Соседи Солнца» 5 класс

Используя предложенные глаголы (узнать,

изучить, сравнить, познакомиться,

научиться, сформировать представление,

доказать, найти связь…..) сформулируйте

цель сегодняшнего урока.

Сравнение

явлений,

объектов

Познавательные:

- ориентироваться в

своей системе

знаний и осознавать

необходимость

нового знания.

Регулятивные:

- целеполагаине;

- составление плана

и

последовательности

действий.

Найди общее

Урок «Движения земной коры.

Землетрясения. Вулканизм» 5 класс

В начале урока учащимся предлагается

рассмотреть карту строения земной коры в

атласе, фотографию последствий

землетрясения и макет вулкана.

Вопросы:

1. Что объединяет данные предметы?

2. Какие понятия мы будем использовать

на уроке?

Из

предложенного

списка

объектов по

Личностные:

- действия

смыслообразования.

Познавательные:

Найди лишнее

Урок «Рельеф суши. Равнины» 6 класс

Учащимся предлагается из нескольких

последовательностей географических

объектов выделить лишнее:

определенному

признаку

выделить

лишнее

- ориентироваться в

своей системе

знаний и осознавать

необходимость

нового знания.

Регулятивные:

- целеполагаине;

- составление плана

и

последовательности

действий.

А) Кавказские, Алтай, Северо-Сибирская

Б) Амазонская, Аконкагуа, Косцюшко

Учитель предлагает ответить на

вопросы:

1). По какому признаку вы выбрали именно

эти объекты? (на карте они окрашены в

зеленый цвет, а горы отмечены

коричневым)

2). Зная две главные формы рельефа, одну

из которых мы изучили на прошлом уроке,

сделаем вывод о том, что будем изучать

сегодня

Работа над

понятием

Личностные:

- действия

смыслообразования.

Познавательные:

- ориентироваться в

своей системе

знаний и осознавать

необходимость

нового знания.

Регулятивные:

- целеполагание,

планирование

работы.

Урок «Горные породы и минералы» 6 кл

Учащимся предлагается рассмотреть

образец горной породы «Гранит».

Прочитайте определения понятия «гранит»

и выберите верное:

а). Это широко распространенная в земле

горная порода;

б). Это глубинная кристаллическая порода

серого или розовато-серого цвета;

в). Это глубинная магматическая горная

порода, имеющая зернистое строение;

г). Магматическая горная порода.

Какое из приведенных определений

верное? Какие трудности возникли? Все ли

слова вам понятны? Что нам надо сделать

на уроке, чтобы верно выбрать

определение?

Создание

проблемных

ситуаций

Познавательные:

- постановка и

решение проблемы.

Регулятивные:

- целеполагание,

планирование

работы.

Проблемный

вопрос

Урок «План местности. Масштаб.

Условные знаки» 6 класс

Вы - фермер. Вам предлагают на выбор три

участка для посадки фруктового сада,

изображенный на плане. Вы решили,

прежде всего, ознакомиться с этим

участком по плану и только после этого

принять предложение. Какие знания нам

необходимы, чтобы ответить на этот

вопрос?

(Чтобы ответить на этот вопрос,

необходимо уметь читать план местности,

знать масштаб, условные знаки и т.д.

Соответственно выводится цель урока)

Смысловое

чтение. Работа

с текстом

Личностные:

- самоопределение и

смыслообразование;

- ориентироваться в

своей системе

знаний и осознавать

необходимость

нового знания

Познавательные:

- действия

логические

(интеллектуальные)

Регулятивные:

- целеполагаине;

- составление плана

и

последовательности

действий.

Работа с

текстом

Урок «Вода на Земле» 6 класс.

В начале урока учащимся предлагается

стихотворение И.Якимова:

Чтобы не быть с географией в споре,

Волга впадает в Каспийское море,

Но трудно прожить на земле одиноко,

И воды из Волги текут в Ориноко.

Хоть в это поверить не очень легко,

Но в Волге вода есть реки Лимпопо.

И, путешествуя облаком пара,

Воды из Волги текут в Ниагару.

Волги вода и в Байкале, и в Ниле,

И в Таганьике, и в нашей квартире.

Но, чтобы не быть с географией в споре,

Волга впадает в Каспийское море.

Вопросы:

1). О какой земной оболочке идет речь в

стихотворении?

2). Можно ли, используя текст

стихотворения, назвать части гидросферы?

3). Какой процесс описывается в

стихотворении?

Ответив на эти вопросы, учащиеся

самостоятельно формулируют цель урока

Таким образом, было представлено, как на уроке географии можно формировать такой вид

регулятивных УУД как целеполагание. При подготовке к уроку, отбирая или специально конструируя

задания, учитель должен учитывать не только логику предметного содержания, но и характер того

или иного УУД, который формируется на данном этапе урока.



В раздел образования