Напоминание

«Когнитивная образовательная технология в историческом образовании»


Автор: Шайдулина Наталья Аркадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Новоникольска
Населённый пункт: с.Новоникольск
Наименование материала: статья
Тема: «Когнитивная образовательная технология в историческом образовании»
Раздел: среднее образование





Назад




«Когнитивная образовательная технология в историческом

образовании»

Кардинальное обновление школьной образовательной системы требует

модернизации преподавания. Новый образовательный стандарт ставит перед

учителем принципиально новые задачи:

1.

Необходимость

формировать

у

школьников

новые

навыки

и

умения в связи с информационной перегрузкой.

2.

Развития у школьников критического и креативного мышления.

3.

Индивидуально ориентированное обучение.

4.

Развития у школьников способности и желания вступать в диалог.

Одним

из

способов

их

решения

может

ст ать когнитивная

образовательная технология, которая заняла достойное место в системе

образования многих стран.

Исследователи обозначили

основную цель когнитивного обучения -

развитие всего комплекса умственных способностей, разработка стратегий,

позволяющих сделать успешным процесс обучения.

Разработка

когнитивной

образовательной

технологии

связана

с

достижениями

в

когнитивной

психологии,

которая

изучает

то,

как

люди

получают

информацию

о

мире,

как

эта

информация

представляется

человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти

знания

влияют

на

наше

внимание

и

поведение

(Р.

Солсо).

По

мнению,

Дж.С. Брунер, «любой

предмет

можно

объяснить

любому

ребенку

в

приемлемой

для

него

форме».

Одним

из

способов

такого

объяснения

становится «когнитивная карта», позволяющая, как доказал Э. Ч. Толмен,

научиться устанавливать смысловые связи - «что ведет к чему».

Французские

исследователи

Э.

Лоарер

и

М.

Юто

определили

когнитивное обучение как искусство планирования прогнозов и развитие

умственных

способностей

обучаемых,

которые

помогут

адаптироваться

учащимся

в

новых

ситуациях,

дадут

возможность

проводить

процесс

обучения с высокой долей заинтересованности.

Следует признать, что педагоги Франции применяют

когнитивное

обучение в работе с детьми-инвалидами и малообразованными, либо для

обучения людей с низким интеллектом.

Напротив,

в

работах

отечественного

психолога

Л.С.

Выготского,

выдвинувшего «культурно-историческую» концепцию, согласно

которой у

ребенка в общении со взрослыми формируется система культурных знаков,

выработанная

в

процессе

общественно-исторического

развития,

область

применения когнитивного обучения значительно расширяется.

Большой

вклад

по

внедрению

когнитивной

технологии

в

образовательный процесс внес Бершадский Михаил Евгеньевич: Учитель,

преподаватель высшей школы и системы повышения квалификации, учёный.

Более 35 лет проработавший

в школе. Его

научные интересы связаны с

поиском методов интеллектуального развития учащихся.

Под когнитивными педагогическими технологиями М. Е. Бершадский

понимает

учебный

процесс

интеллектуального

развития

обучаемых,

основанный на модульном представлении учебной информации.

Технология

М.Е.

Бершадского

хорошо

зарекомендовала

себя

при

изучении естественнонаучных дисциплин, однако, в области преподавания

дисциплин

гуманитарного

цикла

мы

сталкиваемся

лишь

с

применением

отдельных

элементов

когнитивного

обучения,

например,

использование

когнитивных карт (интеллект-карт).

Модель выбора форм и методов обучения

В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ

деятельности

по

достижению

учебно-воспитательных

целей.

При

этом

способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы

учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и

находятся во взаимодействии.

В когнитивной технологии используются следующие четыре метода

обучения:

объяснительно-иллюстративный;

программированный;

эвристический;

проблемный.

1

В

основе

классификации

лежат

четыре

компонента

содержания

обучения:

1) начальные условия, характеризующие исходное состояние знаний,

умений,

представлений

учащегося,

необходимых

для

усвоения

новой

информации;

2) промежуточные цели, которые должны быть достигнуты учащимися

при усвоении новой информации;

3) способы достижения промежуточных целей;

4) конечные цели усвоения (планируемые результаты).

Если

учитель

сообщает

учащемуся

все

компоненты

процесса,

а

деятельность ученика сводится к их выучиванию и воспроизведению, то

получается объяснительно-иллюстративный

метод

обучения.

Если

от

учащегося

скрыты

промежуточные

цели,

и

он

последовательно

изучает

учебный материал, разбитый на отдельные порции, то мы имеем дело с

программированным обучением. Если открыть промежуточные цели, но не

сообщить

ученику

способы

их

достижения,

то

мы

приходим

к

эвристическому методу. При проблемном методе от ученика скрываются и

промежуточные цели, и способы их достижения, но начальные условия, из

которых следуют исходить при решении проблемы, ученику известны.

Исходя из уровня когнитивной готовности учащихся, я ориентируюсь

на

объяснительно-иллюстративный

и

эвристический

(предполагающий

развивающее

обучение)

метод.

В

меньшей

степени

(как

отдельные

компоненты

на

уроке)

используется

проблемный

метод.

Эти

методы

позволяют

учесть

особенности

когнитивного

развития,

экономят

время

передачи

информации,

позволяют

обучать

умению

аннотировать,

1



Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. Серия

"Системные основания образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2000. -

С. 68

относительно независимы от качества учебных материалов. На таких уроках

учащиеся больше работают с историческими источниками, дополнительной

литературой, широко используют разнообразные памятки, алгоритмы для

организации

коллективной

формы

работы,

изучения

нового

материала,

решают проблемные задачи, организуют познавательные игры. Учитель из

лектора превращается в консультанта, руководителя, контролёра процесса

получения новых знаний.

Методики

предусматривают

применение

разноуровневых

заданий

с

учетом

когнитивной

готовности

обучающихся,

что

позволяет

решать

не

только образовательные, но и воспитательные задачи. На уроках формируется

комфортная обстановка, которая способствует росту успешности обучения,

помогает учащимся обрести уверенность в своих силах, стимулирует интерес

к предмету.

Так же я выбрала ряд методик, позволяющих реализовать когнитивную

технологию в обучении истории:

работа с текстом учебника, источника;

составление интеллект-карты;

составление карты понятий;

сравнительный анализ текстов;

изображение связей между понятиями с помощью кругов Эйлера.

В приложении представлены полные или фрагментарные разработки

уроков, отражающие личный опыт использования когнитивной технологии в

процессе преподавания истории Древнего мира.

Работа с текстом учебника и источника (см. разработку урока «Поэмы

Гомера «Илиада» и «Одиссея»») позволяет формировать у учащихся навык

работы с историческими источниками, учить отличать фактический материал

от вымысла, приобщать к изучению мировой культуры. Кроме того работа с

текстом источника позволяет организовать работу в группах для решения

разноуровневых

задач

в

соответствие

с

когнитивной

готовностью

обучающихся.

Такой

урок

реализовать

основные

задачи

обучающей

стратегии,

определенной результатами входного мониторинга, в частности – развивать

скорость

и

точность

восприятия

текста,

понимание

содержания

и

эрудированность.

В

связи

с

принятием

нового

историко-культурного

стандарта

и

необходимостью

осуществлять

системно-деятельностный

подход

как

методологической

основы

концепции

государственного

стандарта

общего

образования

второго

поколения

учителям

необходимо

привне сти

разнообразие в каждый урок, чтобы дети могли лучше усвоить учебный

материал,

запомнили

его

надолго,

а

главное,

захотели

узнать

что-то

за

пределами

учебника.

Для

решения

данной

проблемы

идеально

подходят

метод интеллект – карт.

Интеллект-карты

являются

очень

мощным

средством

изучения

особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся.

Они проявляются при рисовании любых интеллект-карт, темы которых могут

быть посвящены простейшим понятиям.

Процессе обучения я использую

интеллект карты, как при изучении нового материала с участием учителя (См.

Приложение

«Технологическая

карта

урока

«Древнее

Двуречье»»),

так

и

составление интеллект-карты самостоятельно учениками при закреплении

изученного материала.

Работа с понятийным аппаратом является важной частью преподавания

общественных

дисциплин.

Безусловно,

этим

важно

заниматься

уже

в

младших классах. В старшей школе увеличивается не только количество

понятий, но меняются сами методы работы с ними. В старшей школе важную

роль, например, будет играть работа с различными словарями, знакомство с

различными дефинициями одного понятия.

При

работе

над

понятиями

у

учащихся

формируются

следующие

умения:

- выделять понятия из письменного текста или устной речи;

- определять понятия;

Передняя

Азия;

Нет гор и

строительног

о камня, но

много глины;

Разливы рек

проходили

бурно и

неожиданно;

письменност

ь-клинопись

Сухой,

жарки

й

климат

;

много

солнца

, нет

лесов;

мягкая,

плодор

одная

земля;

разлив

ы рек.

Африка;

Есть горы

и

строитель

ный

камень;

Нил

разливаетс

я спокойно

с октября

по ноябрь;

письменно

сть -

иероглифы

- квалифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;

- находить общие черты и различия в разных определениях одного и

того же понятия;

- сравнивать различные понятия;

- подбирать к одному понятию одноуровневые термины;

- составлять небольшие тексты с использованием данного понятия;

- рассказывать о той или иной проблеме с использованием понятия.

Например " Единовластие Цезаря ". Для лучшего понимания, почему

Цезарю удалось установить единоличное правление, и объяснить

термин

"Диктатор". В виде интеллект - схемы можно рассмотреть его: характер,

победы, изменение в структуре управления римской республикой и т.п.

Развитие логического мышления, умение выделять общее и особенное

у

обучающихся

стимулирует

изображение

связей

между

понятиями

с

помощью кругов Эйлера

Суть заданий с использованием приема “Круги Эйлера” заключается в

следующем:

представляют

собой

чертежи

наглядного

изображения

отношений между объемами понятий с помощью кругов.

На своих уроках я использовала этот прием для сравнения двух стран.

например Египет и Двуречье

Географическое положение

Климат Двуречья

Реки

Основные занятия

Религия

Важное место в процессе обучения занимает технология смыслового

чтения,

предполагающая

использование

элементов

когнитивной

герменевтики.

Понимание

представляет

собой

движение

от

социального

предметного

значения

к

личностному

смыслу,

включающему

в

себя

переживание и эмоционально-ценностное отношение к постигаемому.

В

результате: з н а н и е не

«усваивается», о н о «проживается» и

«строится» в

процессе

постижения

и

обретения

его

смысла

для

себя

каждым субъектом обучения. В традиционной методике - рассмотрение

проблемы

понимания

ограничивается рамками

понимания

учеником

объяснения

учителя. На мой взгляд, использование этой технологии дает

значительные результаты при работе обучающихся с источниками.

Алгоритм технологии смыслового чтения.

1-й этап. Работа с текстом до чтения.

Предположение

о

теме

текста

по

заглавию

и

иллюстрациям,

по

выделенным

словам

и

понятиям

(Мотивирование

чтения).

При

работе

с

текстом

параграфа

учебника

или

отдельного

исторического

документа,

источника.

2-й этап. Работа с текстом во время чтения.

Изучающее

медленное

чтение

про

себя

или

вслух

с

коротким

комментированием,

антиципация

(предугадывание

будущего

содержания

текста),

вопро сы

для

ведения

диалога

с

автором

( у ч и т е л е м ,

одноклассниками),

прогнозирование

ответов,

проверка

предположений,

словарная работа с использованием ресурсов.

3-й этап. Работа с текстом после чтения.

Отметь неизвестные слова, выражения, имена, факты, упоминания о

неизвестных событиях и т.п.;

Сформулировать

свои

вопросы

по

тексту,

обращенные

к

учителю,

автору, себе и касающиеся любых сторон текста.

Комментарии к тексту могут быть даны учителем при работе в классе

или самими учениками при подготовке творческого задания самостоятельно.

дать необходимые исторические, биографические сведения об авторе

текста;

определить лексическое значение любых незнакомых слов;

уточнить упомянутым в тексте датам, имена, факты, 3-й этап.

4-й этап. Интерпретация

выяснение и формулировка главной мысли;

определение отношения автора к описываемым событиям;

формулировка собственного отношения к описываемому.

5-й этап. Методологический

Какие выводы можно сделать из этого документа?

Технология

смыслового

чтения

с

элементами

когнитивной

герменевтики может быть использована как на уроке, так и при выполнении

творческих заданий. Следует признать, что более эффективной она может

быть

использована

при

работе

со

старшими

классами.

Однако

в

адаптированной форме ее применение допустимо и в средней ступени.

Таким

образом,

выбор

форм

и

методов

обучения

был

обусловлен

результатами входного мониторинга с учетом когнитивных возможностей

обучающихся. Преподавательская стратегия ориентирована на использование

объяснительно-иллюстративного и эвристического метода.

Преимущество отдавалось таким формам как

работа с текстом учебника, источника;

составление интеллект-карты;

составление карты понятий;

изображение связей между понятиями с помощью кругов Эйлера;

технология

смыслового

чтения

с

элементами

когнитивной

герменевтики.

Учитывая различные уровни когнитивной готовности обучающихся,

активно

использовалась

работа

в

группах

(по

уровню

готовности)

над

разноуровневыми заданиями, и выполнение индивидуальных заданий.

Применение

когнитивной

образовательной

технологии

дало

неоднозначные результаты в разных классах: заметно повысился уровень

когнитивной

готовности

у

слабых

учеников.

Остальные

группы

такой

положительной динамики не дали.

Проведенная

работа

ограничена

по

времени

и

не

может

считаться

полноценным экспериментом, тем не менее, она позволяет сделать некоторые

предположения.

Вероятно,

на

«короткой

дистанции»

использование

когнитивной

технологии

дает

более

быстрые

результаты

относительно

обучающихся

с

низким

уровнем

когнитивной

готовности.

Для

более

объективных выводов необходимо продолжение эксперимента.

Для коррекции выводов необходимо также учитывать субъективный

фактор: слабые ученики требуют больших усилий и внимания учителя.

На

мой

взгляд,

перспективным

выходом

из

ситуации

может

быть

индивидуальный

подход

к

обучению,

акцент

на

творческие

задания

для

сильных учеников.



В раздел образования