Напоминание

"Почему муха ходит по потолку и не падает?"


Автор: Мороз Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Ухта, Республика Коми
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Почему муха ходит по потолку и не падает?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66 комбинированного вида»

Исследовательская работа на тему:

«Почему муха ходит по потолку и не падает?»

Выполнил: воспитанник

подготовительной группы

Меркурьев Денис

Руководитель работы:

Мороз Марина Ивановна

воспитатель

Ухта, 2018

Актуальность темы

Летом изо дня в день нас окружают полчища назойливых мух, о жизни и

пользе, особенностях строения и уникальных способностях которых мы ничего

не знаем.

Объект исследования: муха.

Предмет исследования: особенности строения мухи, обеспечивающие ей воз-

можность специфического образа жизни.

Цель исследования:

-

Узнать, какие особенности строения мухи позволяют ей ходить по гладким

поверхностям вверх тормашками.

Задачи исследования:

-

Выявить и изучить особенности строения мухи, её повадки;

-

Определить и провести опыты и эксперименты, позволяющие объяснить,

как особенности строения обеспечивают мухе специфический образ жизни.

Мы выдвинули предположения (гипотезы):

1.

Возможно, муха лапками цепляется за выступы на потолке.

2.

Может быть, для хождения по потолку у мухи на лапках есть присоски.

3.

Удержаться на потолке можно было бы при помощи сильного клея.

Возможно, у мухи лапки клейкие.

Методы исследования:

1.

наблюдения;

2.

элементарные опыты и эксперименты;

3.

беседы;

4.

изучение познавательной литературы.

Новизна исследования

Мы изучили взаимосвязи строения лапок мухи с её повадками, смогли, осу-

ществляя поисковую деятельность, при помощи воспитателя получить не только

ответ на наш вопрос, но и узнать интересные факты из жизни мух.

Практическая значимость

Изучив строение мухи и её повадки, мы можем объяснить, сопоставив фак-

ты, поведенческие особенности других насекомых, поделиться знаниями с детьми

своей группы.

Выводы о полученных результатах исследования

В результате познавательной, исследовательской и поисковой деятельности

мы пришли к следующим выводам:

1)для того чтобы удерживаться за неровности поверхности (а именно, по-

толка), у мухи есть коготки, которыми она цепляется за выступы.

2)для

того, чтобы пользоваться присоской, у основания каждого коготка

мухи есть подушечка, покрытая волосками. С одного края подушечки волоски са-

мые обычные, а с другого – снабжены малюсенькими присосками.

3)для

того, чтобы приклеиваться к поверхности у мухи лапки выделяют

клейкое жирное вещество, с помощью которого они приклеиваются на гладкие по-

верхности.

Все гипотезы подтвердились.

Но наш интерес к жизни насекомых, особенностям их строения и многооб-

разию признаков приспособления к среде обитания не угас. Во время прогулки на

детской площадке, долго наблюдали за мухой, которая потирала лапкой о лапку, и

у меня возник новый вопрос: «Почему муха потирает лапкой о лапку?»

Наша исследовательская работа продолжается!

Ход исследования:

I.

Сначала мы решили проверить первое предположение: «Возможно, муха лап-

ками цепляется за выступы на потолке».

Если на потолке есть выступы, значит поверхность потолка шероховатая.

Лист бумаги выглядит таким же гладким, как и потолок при визуальном

осмотре. Поэтому для того чтобы убедиться, что потолок имеет шероховатости,

мы взяли гладкий лист бумаги, и рассмотрели его через лупу и микроскоп.

Мы заметили, что лист бумаги при увеличении похож на холмистую равни-

ну, покрытую ямками, и убедились в том, что даже очень гладкие на вид предме-

ты при ближайшем рассмотрении оказываются шероховатыми.

Вывод: Следовательно, если бы мы были маленькие, то мы бы могли пол-

зать по этому листу, удерживаясь за неровности.

С мамой Денис сходил на скалодром, он захотел почувствовать: каково это

ходить по стенам. Именно так карабкаются животные по сложным поверхностям.

У Дениса дома

живёт кошка Кира, её лапы

оснащены острыми

когтями, которые помогают

ей удерживаться на дереве. Его кошка Кира любезно согласилась продемонстри-

ровать ему свои когти.

И тогда мы подумали: «А что если и у мухи есть коготки на лапках, которые

помогли бы ей удержаться за выступы на потолке?»

В энциклопедии мы с воспитателем прочитали, что у мух, как и у моей

кошки Киры, тоже есть коготки на лапках.

Вывод: Таким образом, для того, чтобы удержаться за неровности поверх-

ности (а именно, потолка), у мухи есть коготки, которыми она цепляется за вы-

ступы.

II.

Затем мы решили проверить ещё одно предположение: «Может быть, на

лапках мухи есть присоски».

Дома Денис нашёл «пульки» от своего старого пистолета, которые снабже-

ны присосками, и стал их приклеить к разным поверхностям. «Пульки» прекрас-

но прикреплялись к любой поверхности. Если бы у мухи были такие присоски,

она тоже могла бы приклеиваться к любой поверхности.

«В чём же причина такой липучести?» – подумал Денис.

Прочи-

тав

энцик-

лопе-

дию,

мы

узнали, что всё дело в давлении воздуха. Когда мы прижимаем присоску к поверх-

ности, мы выдавливаем из неё воздух, а когда отпускаем, то присоска стремится

вернуться в прежнее состояние.

Для того чтобы убедиться в прочитанном, мы решили провести небольшой

эксперимент.

Эксперимент

Взяли обычную пластиковую бутылку, немного сдавили её по бокам, чтобы вы-

шло немного воздуха.

Плотно закрыли горлышко бутылки ладонью, чтобы не осталось ни одной

щёлочки, и воздух в неё снова не набрался. А после этого я опустил руку и вот,

бутылка висит и не падает. Она крепко присосалась к руке.

Из материалов интернета мы узнали, что и у мухи на лапках есть присоски,

которые называются «нашлёпками». Они располагаются на волосках, располо-

женных на подушечках коготков лапки. Эти нашлёпки и являются микроскопиче-

скими присосками, они очень-очень маленькие.

III.Ну, и наконец, мы решили проверить третье предположение: «На потолке

можно было бы удержаться при помощи сильного клея. Возможно, у мухи

лапки клейкие».

Я задала Денису задачку: «Если твоё предположение верное, и у мухи лап-

ки клейкие, мухе надо не просто удержаться на поверхности – приклеиться, но и

ходить по ней. Значит надо, и приклеиваться, и отклеиваться. Как же тут быть?».

Тогда мы реши-

ли взять наклейку и приле-

пить её на стол. Я попробовал её отлепить всю сразу, но мне это не удалось. И то-

гда воспитатель предложила мне начать отклеивать наклейку, потянув за один ко-

нец. И, правда, так оказалось гораздо легче.

Как объяснила мне воспитатель, мы всю свою силу расходуем не на отклеи-

вание всей поверхности наклейки, а прикладываем её только к кусочку, поэтому

она и поддаётся.

Вывод: Следовательно, муха отклеивает не всю лапку сразу, а постепенно,

с края. В интернете я нашел подтверждение своему предположению: подушечка

лапки мухи отклеивается не сразу целиком, а маленькими участками.

Прочитав

энциклопедию,

мы

узнали,

что лапки мухи выделяют клейкое

жирное вещество, с помощью которого они и приклеиваются на гладкие поверх-

ности.

Значит, действительно, лапки мухи - клейкие.

А

ещё мы узнали один очень интересный факт, который нас заинтересовал о

том, как мухи садятся на потолок:

1. муха подлетает к потолку спиной;

2. затем поднимает переднюю пару лапок выше головы;

3. резко упирается ими;

4. и, делая кувырок через голову по направлению движения, цепляется за

поверхность остальными четырьмя лапками.

Заключение

Все знают, что есть мухи, а об их жизни и об их пользе, особенностях строе-

ния, физиологических процессах, позволяющих ей ходить по гладким поверхно-

стям вверх тормашками, ничего не знают. Поэтому мы решили рассказать о мухах

всем ребятам группы. Наше выступление очень заинтересовало ребят. Мы вместе

решили продолжить наблюдения за мухами будущим летом.

Список использованной литературы:

1.

Брем А. Жизнь животных. М. «Эксмо», 2003.- 728 с.

2.

Даль В. Толковый словарь русского языка. «Издательство АСТ»,2005 г.,

с.348;

3.

Дмитриев Ю, Пожарицкая Н. /Книга природы: Рассказы - М.: Дет. лит.,

1990г., с.399, С.343;

4.

Ляхов П. Р, Любарский Г.Ю Я познаю мир: Насекомые: Детская энциклопе-

дия/ М. «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002г

5.

Соколов В. Е. Жизнь животных. В 7-ми томах/ 2-е изд., перераб.- М.:Про-

свещение,1984.–463с.



В раздел образования