Автор: Мороз Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Ухта, Республика Коми
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Почему муха ходит по потолку и не падает?"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
Исследовательская работа на тему:
«Почему муха ходит по потолку и не падает?»
Выполнил: воспитанник
подготовительной группы
Меркурьев Денис
Руководитель работы:
Мороз Марина Ивановна
воспитатель
Ухта, 2018
Актуальность темы
Летом изо дня в день нас окружают полчища назойливых мух, о жизни и
пользе, особенностях строения и уникальных способностях которых мы ничего
не знаем.
Объект исследования: муха.
Предмет исследования: особенности строения мухи, обеспечивающие ей воз-
можность специфического образа жизни.
Цель исследования:
-
Узнать, какие особенности строения мухи позволяют ей ходить по гладким
поверхностям вверх тормашками.
Задачи исследования:
-
Выявить и изучить особенности строения мухи, её повадки;
-
Определить и провести опыты и эксперименты, позволяющие объяснить,
как особенности строения обеспечивают мухе специфический образ жизни.
Мы выдвинули предположения (гипотезы):
1.
Возможно, муха лапками цепляется за выступы на потолке.
2.
Может быть, для хождения по потолку у мухи на лапках есть присоски.
3.
Удержаться на потолке можно было бы при помощи сильного клея.
Возможно, у мухи лапки клейкие.
Методы исследования:
1.
наблюдения;
2.
элементарные опыты и эксперименты;
3.
беседы;
4.
изучение познавательной литературы.
Новизна исследования
Мы изучили взаимосвязи строения лапок мухи с её повадками, смогли, осу-
ществляя поисковую деятельность, при помощи воспитателя получить не только
ответ на наш вопрос, но и узнать интересные факты из жизни мух.
Практическая значимость
Изучив строение мухи и её повадки, мы можем объяснить, сопоставив фак-
ты, поведенческие особенности других насекомых, поделиться знаниями с детьми
своей группы.
Выводы о полученных результатах исследования
В результате познавательной, исследовательской и поисковой деятельности
мы пришли к следующим выводам:
1)для того чтобы удерживаться за неровности поверхности (а именно, по-
толка), у мухи есть коготки, которыми она цепляется за выступы.
2)для
того, чтобы пользоваться присоской, у основания каждого коготка
мухи есть подушечка, покрытая волосками. С одного края подушечки волоски са-
мые обычные, а с другого – снабжены малюсенькими присосками.
3)для
того, чтобы приклеиваться к поверхности у мухи лапки выделяют
клейкое жирное вещество, с помощью которого они приклеиваются на гладкие по-
верхности.
Все гипотезы подтвердились.
Но наш интерес к жизни насекомых, особенностям их строения и многооб-
разию признаков приспособления к среде обитания не угас. Во время прогулки на
детской площадке, долго наблюдали за мухой, которая потирала лапкой о лапку, и
у меня возник новый вопрос: «Почему муха потирает лапкой о лапку?»
Наша исследовательская работа продолжается!
Ход исследования:
I.
Сначала мы решили проверить первое предположение: «Возможно, муха лап-
ками цепляется за выступы на потолке».
Если на потолке есть выступы, значит поверхность потолка шероховатая.
Лист бумаги выглядит таким же гладким, как и потолок при визуальном
осмотре. Поэтому для того чтобы убедиться, что потолок имеет шероховатости,
мы взяли гладкий лист бумаги, и рассмотрели его через лупу и микроскоп.
Мы заметили, что лист бумаги при увеличении похож на холмистую равни-
ну, покрытую ямками, и убедились в том, что даже очень гладкие на вид предме-
ты при ближайшем рассмотрении оказываются шероховатыми.
Вывод: Следовательно, если бы мы были маленькие, то мы бы могли пол-
зать по этому листу, удерживаясь за неровности.
С мамой Денис сходил на скалодром, он захотел почувствовать: каково это
ходить по стенам. Именно так карабкаются животные по сложным поверхностям.
У Дениса дома
живёт кошка Кира, её лапы
оснащены острыми
когтями, которые помогают
ей удерживаться на дереве. Его кошка Кира любезно согласилась продемонстри-
ровать ему свои когти.
И тогда мы подумали: «А что если и у мухи есть коготки на лапках, которые
помогли бы ей удержаться за выступы на потолке?»
В энциклопедии мы с воспитателем прочитали, что у мух, как и у моей
кошки Киры, тоже есть коготки на лапках.
Вывод: Таким образом, для того, чтобы удержаться за неровности поверх-
ности (а именно, потолка), у мухи есть коготки, которыми она цепляется за вы-
ступы.
II.
Затем мы решили проверить ещё одно предположение: «Может быть, на
лапках мухи есть присоски».
Дома Денис нашёл «пульки» от своего старого пистолета, которые снабже-
ны присосками, и стал их приклеить к разным поверхностям. «Пульки» прекрас-
но прикреплялись к любой поверхности. Если бы у мухи были такие присоски,
она тоже могла бы приклеиваться к любой поверхности.
«В чём же причина такой липучести?» – подумал Денис.
Прочи-
тав
энцик-
лопе-
дию,
мы
узнали, что всё дело в давлении воздуха. Когда мы прижимаем присоску к поверх-
ности, мы выдавливаем из неё воздух, а когда отпускаем, то присоска стремится
вернуться в прежнее состояние.
Для того чтобы убедиться в прочитанном, мы решили провести небольшой
эксперимент.
Эксперимент
Взяли обычную пластиковую бутылку, немного сдавили её по бокам, чтобы вы-
шло немного воздуха.
Плотно закрыли горлышко бутылки ладонью, чтобы не осталось ни одной
щёлочки, и воздух в неё снова не набрался. А после этого я опустил руку и вот,
бутылка висит и не падает. Она крепко присосалась к руке.
Из материалов интернета мы узнали, что и у мухи на лапках есть присоски,
которые называются «нашлёпками». Они располагаются на волосках, располо-
женных на подушечках коготков лапки. Эти нашлёпки и являются микроскопиче-
скими присосками, они очень-очень маленькие.
III.Ну, и наконец, мы решили проверить третье предположение: «На потолке
можно было бы удержаться при помощи сильного клея. Возможно, у мухи
лапки клейкие».
Я задала Денису задачку: «Если твоё предположение верное, и у мухи лап-
ки клейкие, мухе надо не просто удержаться на поверхности – приклеиться, но и
ходить по ней. Значит надо, и приклеиваться, и отклеиваться. Как же тут быть?».
Тогда мы реши-
ли взять наклейку и приле-
пить её на стол. Я попробовал её отлепить всю сразу, но мне это не удалось. И то-
гда воспитатель предложила мне начать отклеивать наклейку, потянув за один ко-
нец. И, правда, так оказалось гораздо легче.
Как объяснила мне воспитатель, мы всю свою силу расходуем не на отклеи-
вание всей поверхности наклейки, а прикладываем её только к кусочку, поэтому
она и поддаётся.
Вывод: Следовательно, муха отклеивает не всю лапку сразу, а постепенно,
с края. В интернете я нашел подтверждение своему предположению: подушечка
лапки мухи отклеивается не сразу целиком, а маленькими участками.
Прочитав
энциклопедию,
мы
узнали,
что лапки мухи выделяют клейкое
жирное вещество, с помощью которого они и приклеиваются на гладкие поверх-
ности.
Значит, действительно, лапки мухи - клейкие.
А
ещё мы узнали один очень интересный факт, который нас заинтересовал о
том, как мухи садятся на потолок:
1. муха подлетает к потолку спиной;
2. затем поднимает переднюю пару лапок выше головы;
3. резко упирается ими;
4. и, делая кувырок через голову по направлению движения, цепляется за
поверхность остальными четырьмя лапками.
Заключение
Все знают, что есть мухи, а об их жизни и об их пользе, особенностях строе-
ния, физиологических процессах, позволяющих ей ходить по гладким поверхно-
стям вверх тормашками, ничего не знают. Поэтому мы решили рассказать о мухах
всем ребятам группы. Наше выступление очень заинтересовало ребят. Мы вместе
решили продолжить наблюдения за мухами будущим летом.
Список использованной литературы:
1.
Брем А. Жизнь животных. М. «Эксмо», 2003.- 728 с.
2.
Даль В. Толковый словарь русского языка. «Издательство АСТ»,2005 г.,
с.348;
3.
Дмитриев Ю, Пожарицкая Н. /Книга природы: Рассказы - М.: Дет. лит.,
1990г., с.399, С.343;
4.
Ляхов П. Р, Любарский Г.Ю Я познаю мир: Насекомые: Детская энциклопе-
дия/ М. «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002г
5.
Соколов В. Е. Жизнь животных. В 7-ми томах/ 2-е изд., перераб.- М.:Про-
свещение,1984.–463с.