Автор: Лунева Оксана Геннадьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.Стрежевой,Томская обл
Наименование материала: статья
Тема: Управление современным дошкольным образовательным учреждением
Раздел: дошкольное образование
Управление современным дошкольным образовательным учреждением
Заведующий МДОУ «ДС №12 «Семицветик»
Лунева Оксана Геннадьевна
В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В
научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность
принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе – и
образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления.
«Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм
и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на
повышение его эффективности».
Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально
различных инструментов управления.
Первое – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на
человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и
контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).
Второе
– культура
управления,
т.е.
вырабатываемые
и
признаваемые
обществом,
организацией,
группой
людей
ценности,
социальные
нормы,
установки,
особенности
поведения.
Третье
–
это
рынок, рыночные отношения, то есть взаимоотношения, основанные на
купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов.
«Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих
функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей
управления».
Принципы управления:
1. Лояльность к работникам.
2. Ответственность как обязательное условие успешного управления.
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
5.
Обязательное
установление
долевого
участия
каждого
работающего
в
общих
результатах.
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.
9. Честность и доверие к людям.
10.
Опора
на
фундаментальные
основы
управления:
качество,
затраты,
сервис,
нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.
11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.
12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая
из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение
(далее – ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива,
виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня
невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ
без целенаправленного и научно-обоснованного управления.
К
современному
дошкольному
учреждению
предъявляются
такие
требования,
что
повышение
уровня
управления
ДОУ
становится
объективной
необходимостью
и
существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро
реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической
ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Известный специалист
в
области
психолого-педагогической
деятельности
Л.В.
Поздняк
отмечает,
что
при
правильном
руководстве
учреждением
управленцу
важно
постоянно
анализировать
современную
обстановку,
это
позволит
ориентировать
педагогов
ДОУ
на
активное
восприятие
достижений
общества
в
области
демократии,
гласности,
развития
самосознания.
Л.М.
Денякина
считает,
что
руководителю
важно
продумывать
стратегию
развития
дошкольного образовательного учреждения, определяя его назначение и место в системе
образования, его основные цели, задачи и функции.
Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в
достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени
и сил.
Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным
законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении,
обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава,
утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными
законными представителями детей).
К свойствам управления можно отнести целеустремленность, открытость, осознанность,
планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.
На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении
дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной
работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к
тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного
организма, главная задача которого – воспитание и обучение граждан нашей страны, как
здоровой,
разносторонне
развитой,
творческой,
способной
к
преобразующей
деятельности, личности.
Основными задачами дошкольного учреждения являются:
–
Охрана,
защита
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей,
формирование основ здорового образа жизни;
– Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;
– Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;
– Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством
РФ,
уставом
учреждения
и
строится
на
сочетании
принципов
единоначалия
и
самоуправления.
Совет
дошкольного
учреждения
осуществляет
свою
деятельность
в
соответствии
с
Законом
об
образовании,
Уставом
дошкольного
учреждения
и
Положением
о
совете
образовательного учреждения.
Основные задачи совета дошкольного учреждения:
– Создание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения
оптимального
сочетания
государственных
и
общественных
начал
в
управлении
дошкольным
учреждением,
приобщения
к
управлению
педагогических
работников,
родителей или их законных представителей.
–
Принятие
участия
в
разработке
и
реализации
внутренних
документов,
регламентирующих
функционирование
дошкольного
учреждения,
органов
самоуправления,
права
и
обязанности
участников
воспитательно-образовательного
процесса.
– Разработка и реализация совместно с руководителем дошкольного учреждения системы
мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного
учреждения.
–
Поддержка
инициатив
участников
воспитательно-образовательного
процесса,
направленных
на
повышение
качества
образования
и
удовлетворение
потребностей
различных социальных групп заинтересованных в этом образовании.
Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного
у ч р е ж д е н и я ,
р о д и т е л я м и
и л и
и х
з а к о н н ы м и
п р е д с т а в и т е л я м и .
Родительский
актив
является
органом
самоуправления
дошкольного
учреждения
и
создается
из
числа
законных
представителей
воспитанников
данного
дошкольного
учреждения.
Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются:
–
Всемерное
укрепление
связи
между
семьей
и
дошкольным
учреждением
в
целях
установления
единства
воспитательного
влияния
на
воспитанников
со
стороны
педагогического коллектива и семьи.
– Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного
учреждения, к организации совместной работы по воспитанию воспитанников.
– Участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.
Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский актив может созвать
общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя
дошкольного учреждения.
Педагогический совет – орган общественного управления дошкольным учреждением.
Педагогический совет дошкольного учреждения действует в соответствии с Законом «Об
образовании».
В компетенцию учреждения образования входят:
– подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации;
–
осуществление
контроля
за
выполнением
педагогическими
работниками
и
обучающимися своих обязанностей;
–
материально-техническое
обеспечение
образовательного
процесса
в
соответствии
с
государственными нормативами;
–
организация
и
совершенствование
методического
обеспечения
образовательного
процесса;
– разработка и организация утверждения учебных планов и учебных (рабочих) программ;
– осуществление текущего контроля за усвоением программы воспитанников учреждения
образования, а также анализа результатов образовательного процесса;
–
осуществление
иной
деятельности,
не
запрещенной
законодательством
и
предусмотренной уставом этого учреждения образования.
Учреждение образования обязано:
–
осуществлять
свою
деятельность
в
соответствии
с
нормами
настоящего
Закона,
нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими отношения в
сфере образования;
– осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных
стандартов, типовых учебных планов и учебных программ;
– содействовать деятельности педагогических и методических объединений;
– содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий для работы
подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения.
Учреждение образования несет ответственность за:
– невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
– несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;
–
действия,
повлекшие
нарушения
норм
по
охране
здоровья
и
безопасности
жизни
обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил
охраны окружающей среды во время воспитательно-образовательного процесса;
– несоблюдение норм санитарного законодательства;
– нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.
2. Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.
3. Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа
всего
коллектива
под
руководством
грамотных
руководителей,
основывающих
свою
деятельность
на
основе
законодательства
РФ,
на
личностном
подходе
к
каждому
участнику воспитательно-образовательного процесса.
4. Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы
работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.
Используемая литература:
1. Пронина А.Н. /Основы курса «Управление современным дошкольным
образовательным учреждением» / А. Н. Пронина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. –
162 с.
2. Белая, К.Ю. /300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. – АСТ, Астрель,
2001. – С. 400.
3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном
образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. – М: Новая школа,1997. – 48 с.
4. Поздняк Л.В. /Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ.
педвузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432
с.
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.