Напоминание

Управление современным дошкольным образовательным учреждением


Автор: Лунева Оксана Геннадьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.Стрежевой,Томская обл
Наименование материала: статья
Тема: Управление современным дошкольным образовательным учреждением
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление современным дошкольным образовательным учреждением

Заведующий МДОУ «ДС №12 «Семицветик»

Лунева Оксана Геннадьевна

В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В

научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность

принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе – и

образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления.

«Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм

и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на

повышение его эффективности».

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально

различных инструментов управления.

Первое – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на

человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и

контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

Второе

– культура

управления,

т.е.

вырабатываемые

и

признаваемые

обществом,

организацией,

группой

людей

ценности,

социальные

нормы,

установки,

особенности

поведения.

Третье

это

рынок, рыночные отношения, то есть взаимоотношения, основанные на

купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов.

«Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих

функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей

управления».

Принципы управления:

1. Лояльность к работникам.

2. Ответственность как обязательное условие успешного управления.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5.

Обязательное

установление

долевого

участия

каждого

работающего

в

общих

результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.

9. Честность и доверие к людям.

10.

Опора

на

фундаментальные

основы

управления:

качество,

затраты,

сервис,

нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.

11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая

из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение

(далее – ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива,

виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня

невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ

без целенаправленного и научно-обоснованного управления.

К

современному

дошкольному

учреждению

предъявляются

такие

требования,

что

повышение

уровня

управления

ДОУ

становится

объективной

необходимостью

и

существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро

реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической

ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Известный специалист

в

области

психолого-педагогической

деятельности

Л.В.

Поздняк

отмечает,

что

при

правильном

руководстве

учреждением

управленцу

важно

постоянно

анализировать

современную

обстановку,

это

позволит

ориентировать

педагогов

ДОУ

на

активное

восприятие

достижений

общества

в

области

демократии,

гласности,

развития

самосознания.

Л.М.

Денякина

считает,

что

руководителю

важно

продумывать

стратегию

развития

дошкольного образовательного учреждения, определяя его назначение и место в системе

образования, его основные цели, задачи и функции.

Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в

достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени

и сил.

Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным

законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении,

обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава,

утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными

законными представителями детей).

К свойствам управления можно отнести целеустремленность, открытость, осознанность,

планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении

дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной

работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к

тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного

организма, главная задача которого – воспитание и обучение граждан нашей страны, как

здоровой,

разносторонне

развитой,

творческой,

способной

к

преобразующей

деятельности, личности.

Основными задачами дошкольного учреждения являются:

Охрана,

защита

и

укрепление

физического

и

психического

здоровья

детей,

формирование основ здорового образа жизни;

– Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;

– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;

– Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;

– Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;

– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством

РФ,

уставом

учреждения

и

строится

на

сочетании

принципов

единоначалия

и

самоуправления.

Совет

дошкольного

учреждения

осуществляет

свою

деятельность

в

соответствии

с

Законом

об

образовании,

Уставом

дошкольного

учреждения

и

Положением

о

совете

образовательного учреждения.

Основные задачи совета дошкольного учреждения:

– Создание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения

оптимального

сочетания

государственных

и

общественных

начал

в

управлении

дошкольным

учреждением,

приобщения

к

управлению

педагогических

работников,

родителей или их законных представителей.

Принятие

участия

в

разработке

и

реализации

внутренних

документов,

регламентирующих

функционирование

дошкольного

учреждения,

органов

самоуправления,

права

и

обязанности

участников

воспитательно-образовательного

процесса.

– Разработка и реализация совместно с руководителем дошкольного учреждения системы

мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного

учреждения.

Поддержка

инициатив

участников

воспитательно-образовательного

процесса,

направленных

на

повышение

качества

образования

и

удовлетворение

потребностей

различных социальных групп заинтересованных в этом образовании.

Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного

у ч р е ж д е н и я ,

р о д и т е л я м и

и л и

и х

з а к о н н ы м и

п р е д с т а в и т е л я м и .

Родительский

актив

является

органом

самоуправления

дошкольного

учреждения

и

создается

из

числа

законных

представителей

воспитанников

данного

дошкольного

учреждения.

Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются:

Всемерное

укрепление

связи

между

семьей

и

дошкольным

учреждением

в

целях

установления

единства

воспитательного

влияния

на

воспитанников

со

стороны

педагогического коллектива и семьи.

– Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного

учреждения, к организации совместной работы по воспитанию воспитанников.

– Участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.

Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский актив может созвать

общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя

дошкольного учреждения.

Педагогический совет – орган общественного управления дошкольным учреждением.

Педагогический совет дошкольного учреждения действует в соответствии с Законом «Об

образовании».

В компетенцию учреждения образования входят:

– подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации;

осуществление

контроля

за

выполнением

педагогическими

работниками

и

обучающимися своих обязанностей;

материально-техническое

обеспечение

образовательного

процесса

в

соответствии

с

государственными нормативами;

организация

и

совершенствование

методического

обеспечения

образовательного

процесса;

– разработка и организация утверждения учебных планов и учебных (рабочих) программ;

– осуществление текущего контроля за усвоением программы воспитанников учреждения

образования, а также анализа результатов образовательного процесса;

осуществление

иной

деятельности,

не

запрещенной

законодательством

и

предусмотренной уставом этого учреждения образования.

Учреждение образования обязано:

осуществлять

свою

деятельность

в

соответствии

с

нормами

настоящего

Закона,

нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими отношения в

сфере образования;

– осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных

стандартов, типовых учебных планов и учебных программ;

– содействовать деятельности педагогических и методических объединений;

– содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий для работы

подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения.

Учреждение образования несет ответственность за:

– невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

– несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;

действия,

повлекшие

нарушения

норм

по

охране

здоровья

и

безопасности

жизни

обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил

охраны окружающей среды во время воспитательно-образовательного процесса;

– несоблюдение норм санитарного законодательства;

– нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.

2. Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.

3. Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа

всего

коллектива

под

руководством

грамотных

руководителей,

основывающих

свою

деятельность

на

основе

законодательства

РФ,

на

личностном

подходе

к

каждому

участнику воспитательно-образовательного процесса.

4. Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы

работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.

Используемая литература:

1. Пронина А.Н. /Основы курса «Управление современным дошкольным

образовательным учреждением» / А. Н. Пронина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. –

162 с.

2. Белая, К.Ю. /300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. – АСТ, Астрель,

2001. – С. 400.

3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном

образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. – М: Новая школа,1997. – 48 с.

4. Поздняк Л.В. /Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ.

педвузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432

с.

5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.



В раздел образования