Автор: Фоменкова Ирина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: «ФОРМИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНОЙ СРЕДЫ НА ПРИНЦИПАХ ПРАКТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА КАК АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНОЙ СРЕДЫ НА ПРИНЦИПАХ ПРАКТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА КАК АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Раздел: среднее образование
«ФОРМИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНОЙ СРЕДЫ НА ПРИНЦИПАХ
ПРАКТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА КАК АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Фоменкова Ирина Анатольевна,
МБОУ «СОШ № 36»,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
с/телефон 8 913 496 28 09
Мы
живем
в
постоянно
изменяющемся
мире,
с
развитием
общества
изменяются
многие
социальные
ценности,
стили
поведения,
способы
взаимодействия
людей.
Поиск
новых
подходов
к
воспитанию
осложняется
неопределенностью
задач,
которые
предстоит
решать
новым
поколениям
в
будущей жизни и профессиональной деятельности. В настоящий момент вся
образовательная система требует
обновления содержания, осуществляется
переход от образовательных моделей «Делай как я» (директивная педагогика),
«Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня»
(развивающее
обучение).
В
своей
педагогической
деятельности
я
ориентируюсь
на
реализацию
принципов
развивающего
образования,
рассматривая ценность этого подхода и с точки зрения воспитания личности.
Как
пишет
В.Т.
Кудрявцев,
«…подлинное
предназначение
развивающего
обучения и воспитания – не натаскивать, не «набивать руку», т.е. не суживать
возможности ребенка под видом их мнимого расширения через «усвоение
нового».
Оно
призвано
принципиально
расширять
эти
возможности
в
направлении
универсальности
как
ключевого
ориентира
человеческого
развития. Общая
цель
развивающего образования - выработка у ребенка
способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы
деятельности в любой из исторически очерченных сфер человеческой культуры
(а также соответствующие им
знания
и умения), свободно полагать свое
ближайшее и более отдаленное будущее и утверждать собственную личность в
других людях во благо им и себе. Развивающее образование должно создать
условия
для
того,
чтобы
психическое
развитие
ребенка
изначально
разворачивалось как процесс саморазвития. [1]
По
определению
А.
Леонтьева
воспитание
есть
управляемая
система
процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной
стороны,
саморазвитие
и
самореализацию
этой
личности,
с
другой,
соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества. Воспитание
школьника - это в значительной мере выращивание у него способности и
потребности к творчеству, в первую очередь к социальному и личностному
творчеству – творчеству самого себя. Только тот человек может полноценно
действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир внести в него что-то
новое,
который
способен
самостоятельно
выйти
за
пределы
усвоенной
им
информации, стандартного набора знаний, навыков и умений, стереотипных
установок, сделать
самостоятельный
выбор, п р и н я т ь самостоятельное
решение.
Главное
как
в
воспитании,
так
и
в
образовании
в
целом
–
это
осознание
ребенком
себя
как
активного,
преобразующего
предметную
и
социальную действительность, ответственного начала, как строителя мира. [2]
Своей
главной
целью,
как
классного
руководителя,
считаю
формирование классного коллектива и развитию всех учащихся. Известно, что
до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. Уметь решать
проблему,
быть
ответственным,
самостоятельным,
уметь
творить
и
сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Ориентирую детей на вечные абсолютные ценности — Человек, Семья,
Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные
аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную
основу воспитания.
Работая с детьми, я учитываю теоретические положения А.С.Макаренко:
• «Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке - это красота. То и другое
определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе»
[3]
•
«Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по
которым располагается завтрашняя радость» [3]
• Нужно «претворять более простые радости в более сложные и человечески
значительные» [3]
•
Нужно
подвести
человека
к
ощущению
«самой
радостной
перспективы:
ценности человеческой личности» [3]
•
«Необходима установка на определённый масштаб личности, полноту её
жизнедеятельности, жизненное удовлетворение и счастье».
В этих положениях кроется философско-этическая концепция, которую
А.С.Макаренко исторически наследовал и творчески развивал. Из неё я взяла
социально-гуманитарные
ценности,
решение
коренных
проблем
развития
человека, его свободы и ответственности, смысла жизни.
На уровне технологии в качестве единицы воспитательного процесса
А.С.Макаренко выделяет «педагогическую операцию». «Моя работа состоит из
непрерывного
ряда
операций,
более
или
менее
длительных,
иногда
растягивающихся
на
многие
годы
и
при
этом
всегда
имеющих
характер
коллизий, в которых интересы коллектива и отдельных лиц запутаны в сложные
узлы». [3]
У
А.С. Макаренко я взяла «пооперационный подход», получивший
признание в дидактике, воплощённый
в виде «педагогических ситуаций»,
«событийного подхода к воспитанию».
Педагогический
потенциал
событийного
подхода
основывается
на
понимании эффекта воздействия события на личность. Все, что обрело для
личности
значение,
имеет
смысл,
не
оставило
равнодушным,
становится
событием.
Событие
-
совместное
переживание
факта
или
явления,
создающего
напряжение и яркий эмоциональный выход. События - наиболее значимые
дела, в которых принимает участие все учащиеся класса и их родители.
Поэтому
весь
воспитательный
процесс
направлен
на
максимальное
раскрытие личностного потенциала ученика, мотивацию к самореализации и к
личностным
достижениям.
К
«сильным»
сторонам
в
организации
воспитательного
процесса
в
классе
следует
отнести
использование
коллективных творческих дел.
Связующим
звеном
являются
традиционные
дела,
так
сказать
календарные: День знаний, День матери, Новогодний калейдоскоп, 23 февраля,
8 Марта, 9 мая, праздник первого и последнего звонка и т.д.
Наряду
с
ними
складываются
и
классные
традиции,
так: в
1
классе
внимание
уделяю
Праздникам
Знаний:
«Посвящение
в
первоклассники»,
«Праздник
числа»,
«Прощание
с
азбукой»;
во
2
классе
провожу
«День
именинников»,
«Как
тебя
зовут?»,
«История
моего
имени»;
в
3
классе
–
организую праздники-концерты, открытые уроки для родителей; в 4 классе
упор делаю на осмысление своих поступков, «Фестиваль знаний».
Бывало, мы в течение всего учебного года раз в две недели посещали
городскую библиотеку, где для нас проводили тематические мероприятия, к
которым дети готовились, читали определенные рассказы, стихи.
Когда
спортсмены
мои
выступали
на
соревнованиях,
я
с
другими
ребятами ехала поддержать их.
Уделяю
внимание
участию
детей
в
управлении
к л а с с ом
(самоуправление),
совместное
формулирование
и
принятие
правил
жизни
класса,
формулирование
прав
и
обязанностей
каждого
члена
классного
коллектива.
В
своем
классе
стараюсь
сделать
так,
чтобы
каждый
ребёнок
в
сообществе
одноклассников
мог
гордиться
собственными
успехами
в
тех
областях, в тех культурных практиках, которые для него значимы.
Придерживаюсь принципов в организации коллективно творческих дел
(событий):
принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
добровольность участия, свободный вход и выход;
свобода и равенство участников, определяющих свою позицию; (дорогого
стоит, когда пассивная личность, ранее только созерцавшая,
начинает
предлагать
свою
помощь,
активно
включаться
в
дела
классного
коллектива;
обязательное подведение итогов всех дел, мероприятий;
привлечение
детей
к
планированию
коллективной
внеучебной
деятельности;
наличие гласности в жизни классного коллектива.
Применение
на
практике
КТД
и
коллективной
организаторской
деятельности
помогает
поддерживать
интерес
ребёнка
к
различным
видам
внеурочной деятельности, познавательную и социальную активность детей.
К. А. Гельвеций
«Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования
более
крепких
и
сильных
тел,
более
просвещённых
умов
и
более
добродетельных душ».
Список литературы
1.
Кудрявце В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-
исторический подход. – Дубна, 1997., с. 85.
2.
Леонтьев А.А. Принципы воспитания в образовательной системе «Школа
2100»/Развитие личности. – 1999, - № 1., с. 41 – 42
3.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах, 1986.