Напоминание

«ФОРМИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНОЙ СРЕДЫ НА ПРИНЦИПАХ ПРАКТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА КАК АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»


Автор: Фоменкова Ирина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: «ФОРМИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНОЙ СРЕДЫ НА ПРИНЦИПАХ ПРАКТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА КАК АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНОЙ СРЕДЫ НА ПРИНЦИПАХ ПРАКТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА КАК АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Раздел: среднее образование





Назад




«ФОРМИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНОЙ СРЕДЫ НА ПРИНЦИПАХ

ПРАКТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА КАК АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Фоменкова Ирина Анатольевна,

МБОУ «СОШ № 36»,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория

с/телефон 8 913 496 28 09

Мы

живем

в

постоянно

изменяющемся

мире,

с

развитием

общества

изменяются

многие

социальные

ценности,

стили

поведения,

способы

взаимодействия

людей.

Поиск

новых

подходов

к

воспитанию

осложняется

неопределенностью

задач,

которые

предстоит

решать

новым

поколениям

в

будущей жизни и профессиональной деятельности. В настоящий момент вся

образовательная система требует

обновления содержания, осуществляется

переход от образовательных моделей «Делай как я» (директивная педагогика),

«Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня»

(развивающее

обучение).

В

своей

педагогической

деятельности

я

ориентируюсь

на

реализацию

принципов

развивающего

образования,

рассматривая ценность этого подхода и с точки зрения воспитания личности.

Как

пишет

В.Т.

Кудрявцев,

«…подлинное

предназначение

развивающего

обучения и воспитания – не натаскивать, не «набивать руку», т.е. не суживать

возможности ребенка под видом их мнимого расширения через «усвоение

нового».

Оно

призвано

принципиально

расширять

эти

возможности

в

направлении

универсальности

как

ключевого

ориентира

человеческого

развития. Общая

цель

развивающего образования - выработка у ребенка

способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы

деятельности в любой из исторически очерченных сфер человеческой культуры

(а также соответствующие им

знания

и умения), свободно полагать свое

ближайшее и более отдаленное будущее и утверждать собственную личность в

других людях во благо им и себе. Развивающее образование должно создать

условия

для

того,

чтобы

психическое

развитие

ребенка

изначально

разворачивалось как процесс саморазвития. [1]

По

определению

А.

Леонтьева

воспитание

есть

управляемая

система

процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной

стороны,

саморазвитие

и

самореализацию

этой

личности,

с

другой,

соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества. Воспитание

школьника - это в значительной мере выращивание у него способности и

потребности к творчеству, в первую очередь к социальному и личностному

творчеству – творчеству самого себя. Только тот человек может полноценно

действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир внести в него что-то

новое,

который

способен

самостоятельно

выйти

за

пределы

усвоенной

им

информации, стандартного набора знаний, навыков и умений, стереотипных

установок, сделать

самостоятельный

выбор, п р и н я т ь самостоятельное

решение.

Главное

как

в

воспитании,

так

и

в

образовании

в

целом

это

осознание

ребенком

себя

как

активного,

преобразующего

предметную

и

социальную действительность, ответственного начала, как строителя мира. [2]

Своей

главной

целью,

как

классного

руководителя,

считаю

формирование классного коллектива и развитию всех учащихся. Известно, что

до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. Уметь решать

проблему,

быть

ответственным,

самостоятельным,

уметь

творить

и

сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

Ориентирую детей на вечные абсолютные ценности — Человек, Семья,

Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные

аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную

основу воспитания.

Работая с детьми, я учитываю теоретические положения А.С.Макаренко:

• «Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке - это красота. То и другое

определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе»

[3]

«Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по

которым располагается завтрашняя радость» [3]

• Нужно «претворять более простые радости в более сложные и человечески

значительные» [3]

Нужно

подвести

человека

к

ощущению

«самой

радостной

перспективы:

ценности человеческой личности» [3]

«Необходима установка на определённый масштаб личности, полноту её

жизнедеятельности, жизненное удовлетворение и счастье».

В этих положениях кроется философско-этическая концепция, которую

А.С.Макаренко исторически наследовал и творчески развивал. Из неё я взяла

социально-гуманитарные

ценности,

решение

коренных

проблем

развития

человека, его свободы и ответственности, смысла жизни.

На уровне технологии в качестве единицы воспитательного процесса

А.С.Макаренко выделяет «педагогическую операцию». «Моя работа состоит из

непрерывного

ряда

операций,

более

или

менее

длительных,

иногда

растягивающихся

на

многие

годы

и

при

этом

всегда

имеющих

характер

коллизий, в которых интересы коллектива и отдельных лиц запутаны в сложные

узлы». [3]

У

А.С. Макаренко я взяла «пооперационный подход», получивший

признание в дидактике, воплощённый

в виде «педагогических ситуаций»,

«событийного подхода к воспитанию».

Педагогический

потенциал

событийного

подхода

основывается

на

понимании эффекта воздействия события на личность. Все, что обрело для

личности

значение,

имеет

смысл,

не

оставило

равнодушным,

становится

событием.

Событие

-

совместное

переживание

факта

или

явления,

создающего

напряжение и яркий эмоциональный выход. События - наиболее значимые

дела, в которых принимает участие все учащиеся класса и их родители.

Поэтому

весь

воспитательный

процесс

направлен

на

максимальное

раскрытие личностного потенциала ученика, мотивацию к самореализации и к

личностным

достижениям.

К

«сильным»

сторонам

в

организации

воспитательного

процесса

в

классе

следует

отнести

использование

коллективных творческих дел.

Связующим

звеном

являются

традиционные

дела,

так

сказать

календарные: День знаний, День матери, Новогодний калейдоскоп, 23 февраля,

8 Марта, 9 мая, праздник первого и последнего звонка и т.д.

Наряду

с

ними

складываются

и

классные

традиции,

так: в

1

классе

внимание

уделяю

Праздникам

Знаний:

«Посвящение

в

первоклассники»,

«Праздник

числа»,

«Прощание

с

азбукой»;

во

2

классе

провожу

«День

именинников»,

«Как

тебя

зовут?»,

«История

моего

имени»;

в

3

классе

организую праздники-концерты, открытые уроки для родителей; в 4 классе

упор делаю на осмысление своих поступков, «Фестиваль знаний».

Бывало, мы в течение всего учебного года раз в две недели посещали

городскую библиотеку, где для нас проводили тематические мероприятия, к

которым дети готовились, читали определенные рассказы, стихи.

Когда

спортсмены

мои

выступали

на

соревнованиях,

я

с

другими

ребятами ехала поддержать их.

Уделяю

внимание

участию

детей

в

управлении

к л а с с ом

(самоуправление),

совместное

формулирование

и

принятие

правил

жизни

класса,

формулирование

прав

и

обязанностей

каждого

члена

классного

коллектива.

В

своем

классе

стараюсь

сделать

так,

чтобы

каждый

ребёнок

в

сообществе

одноклассников

мог

гордиться

собственными

успехами

в

тех

областях, в тех культурных практиках, которые для него значимы.

Придерживаюсь принципов в организации коллективно творческих дел

(событий):

принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

добровольность участия, свободный вход и выход;

свобода и равенство участников, определяющих свою позицию; (дорогого

стоит, когда пассивная личность, ранее только созерцавшая,

начинает

предлагать

свою

помощь,

активно

включаться

в

дела

классного

коллектива;

обязательное подведение итогов всех дел, мероприятий;

привлечение

детей

к

планированию

коллективной

внеучебной

деятельности;

наличие гласности в жизни классного коллектива.

Применение

на

практике

КТД

и

коллективной

организаторской

деятельности

помогает

поддерживать

интерес

ребёнка

к

различным

видам

внеурочной деятельности, познавательную и социальную активность детей.

К. А. Гельвеций

«Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования

более

крепких

и

сильных

тел,

более

просвещённых

умов

и

более

добродетельных душ».

Список литературы

1.

Кудрявце В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-

исторический подход. – Дубна, 1997., с. 85.

2.

Леонтьев А.А. Принципы воспитания в образовательной системе «Школа

2100»/Развитие личности. – 1999, - № 1., с. 41 – 42

3.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах, 1986.



В раздел образования