Автор: Горбовская Наталия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ црр -детский сад №6 Светлячок
Населённый пункт: г Краснознаменск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Театр - волшебная страна
Раздел: дошкольное образование
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует, душа…»
Актуальность
Интересным,
увлекательным
и
актуальным
направлением
в
дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый
распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку,
глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что
связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
В условиях
реализации
ФГОС ДО один из основных принципов
дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы
в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего
в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой
активности,
обеспечивающей
художественно-эстетическое
развитие ребёнка».
Знакомство
с
театром
происходит
в
атмосфере
волшебства,
праздничности,
приподнятого
настроения,
поэтому
заинтересовать
детей
театром
не
сложно. Всякую
свою
выдумку,
впечатление
из
окружающей
жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ,
он
играет
любые
роли,
стараясь
подражать
тому,
что
видел,
и
что
его
заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
В работе с детьми по организации театрализованной деятельности в
группе
опираемся
на
работы
современных
педагогов:
М.Д.
Маханева
«Театрализованные
занятия
в
детском
саду »,
Л.В.
А рт е мова
«Театрализованные игры дошкольников», Т.Н. Доронова «Играем в театр», в
которых
рассмотрены
особенности
организации
театрализованной
деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи
работы
в
разных
возрастных
группах,
выделены
основные
принципы
1
организации театрализованной деятельности, предложена методика работы,
выявлены особенности проведения театрализованных занятий.
Театрализованная
деятельность
в
детском
саду
–
это
прекрасная
возможность
раскрытия
творческого
потенциала
ребенка,
воспитание
творческой направленности личности.
Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует
развитию
у
ребенка
общечеловеческой
способности
к
межличностному
взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в
обществе,
почувствовать
себя
успешным,
т.е
способствует
развитию
интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.
Через театрализацию дети познают мир не только умом, но и сердцем,
выражает
свое
собственное
отношение
к
добру
и
злу;
познает
радость,
связанную
с
преодолением
трудностей
общения,
помогает
преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, работа с детьми должна быть построена на развитие их
творческого потенциала.
Поэтому,
основным
направлением
в
работе
с
детьми
младшего
возраста знакомство с разными
видами
театра, как способа развития
творческих индивидуальных способностей детей.
ГИПОТЕЗА:
Театрализованная
деятельность
является
средством
самовыражения и самореализации ребенка.
ЦЕЛЬ: Формирование представления у младших дошкольников о разных
видах театра.
Образовательные:
-
Сформировать
представления
детей
о
различных
видах
театра
и
театральных жанрах: настольный (куклы из бумажных конусов, цилиндров,
коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.); би-ба-бо, пальчиковый
театр, театр ложек, конусный; плоскостной (на фланелеграфе, теневой театр,
магнитный) , на палочках, деревянный, театр мягкой игрушки).
2
-
Создать
условия
для
развития
творческой
активности
детей
в
театрализованной деятельности;
- Учить детей различным средствам импровизации;
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов
деятельности;
- Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной
театрализованной деятельности;
-
Развивать
речь,
зрительное
и
слуховое
внимание,
п а м я т ь ,
наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление.
Участники проекта: родители, дети, воспитатели.
Тип проекта: информационно - творческий
Продолжительность: средней
продолжительности,
групповой (01 декабря
2018 – 28 апреля 2019 года)
Ожидаемые результаты:
Посредством театрализации у детей:
- развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать
характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты
становятся более разнообразными;
- дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а
также как часть сюжетно-ролевых игр;
-
разовьются
интересы
и
способности,
у
застенчивых
детей
появится
уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
- совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас
детей;
вырабатывается
правильный
темп
речи,
интонационная
выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи,
улучшается грамматический строй речи.
Формы работы:
- организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
- организация совместных с родителями мероприятий;
- организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
3
Формы работы с родителями:
- Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-
развивающей среды.
- Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
Реализация проекта
№
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1.
Подбор
и
изготовление
различных
видов
театра
для
детей
младшего
дошкольного
возраста
Декабрь
Воспитатели
группы
2.
Подготовить
материал
для
консультации с родителями по
театрализованной
деятельности.
Декабрь - январь
Воспитатели
группы.
3.
Сбор материала, знакомство с
методической
литературой
«Виды театра».
Декабрь - январь
Воспитатели
группы
Организация
предметно
–
развивающей среды
4.
С о с т а в л е н и е
к а р т о т е к и
театрализованных игр
для
развития
э м о ц и о н а л ь н о й
сферы
с
участием
педагога-
психолога
Декабрь - январь
Воспитатели
группы,
педагог-
психолог
6.
Подборка
литературных
п р о и з в е д е н и й
д л я
театрализации, в соответствии
с возрастом детей.
Январь
Воспитатели
группы
7.
Оформление
и
оснащение
театрализованного
уголка
в
группе «Виды театра»
Февраль
Воспитатели,
родители
8.
Участие
в
конкурсе
МБДОУ Февраль
Воспитатели
4
« О с н а щ е н и е
у г о л к о в
театрализованной
деятельности»
9.
М у з ы к а л ь н о
–
театрализованный
представление «Непослушные
цыплята»
Март
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
10.
Проведение
мастер
–
класса
«Изготовление
декораций
из
бума ги
д л я
н а с т о л ь н о г о
театра»
для
педагогов
на
расширенном
заседании
ГМО
«Воспитатель»
Апрель
Воспитатель
Горбовская Н.А.
11.
Папки
–
передвижки
для
родителей:
«Домашний театр»;
« К а к
в о с п и т а т ь
ю н о г о
театрала»;
«Играйте в театр с детьми».
Март
Воспитатели
12.
У ч а с т и е
д е т е й
в
театрализованных
п р е д с т а в л е н и я х
в
Д ОУ,
профессиональных театрах из
г.
М о с к в ы ,
В о р о н е ж а ,
Подольска.
В течение года.
Воспитатели
Результаты проекта:
1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и
развивать
свои
личностные
качества
посредством
театрализованной
деятельности;
5
2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого
развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении
и
проявлении
воображени я , навыки
совместного
взаимодействия
со
сверстниками;
3.
В
самостоятельной
деятельности
дети
импровизируют
с
персонажами
пальчикового,
настольного
театра
и
театра
на
магнитах,
в
связи
с
чем,
наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способс-
твует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим
поведением;
4.
У
родителей
появился
интерес
к
театру и
совместной
с
детьми
театрализованной деятельности;
5.
Театральный
уголок,
при
содействии
родителей,
пополнился
новыми
видами театра и атрибутами
(маски, настольный (вязанный), пальчиковый, магнитный театры, ширма);
6. Опытом моей работы могут воспользоваться в практике воспитатели ДОУ.
Мастер – класс «Изготовление декораций из
бумаги для настольного театра»
Настольный театр «Киндер сюрприз»
6
Театр БИ – БА – БО и деревянный театр
Театр БИ – БА – БО
Настольный театр «Книжки - малышки»
Настольный театр деревянной игрушки
Список литературы:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М., 1991.
2. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для
воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1988.
7
3. Игры-драматизации в детском саду: Мет. рек./ Сост. Е.Л.Трусова.-Киев,
1991.
4. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей,
педагогов
дополнительного
образования
и
музыкальных
руководителей
детских садов. – М.: 2001.
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №6 «Светлячок»
8
Проект
«Театр - волшебная страна»
(знакомство младших дошкольников с видами театра)
Горбовская Наталия Анатольевна
в о с п и т а т е л ь
в ы с ш е й
квалификационной категории
ул. Победы, д.22, кв. 68
г.о. Краснознаменск,
Московской области 143090
Телефон: +7 (962) 952-98-91
9