Напоминание

«Роль психологического взаимодействия участников образовательного процесса. Реализация ФГОС»


Автор: Собещанская Оксана Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа № 471
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Роль психологического взаимодействия участников образовательного процесса. Реализация ФГОС»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему « Роль психологического взаимодействия

участников образовательного процесса. Реализация ФГОС»

«Создаёт человека природа,

но развивает и образовывает его общество»

В.Г.Белинский

В

высказывание

Вассариона

Григорьевича

Белинского

поднимается

актуальная

проблема

современного

общества,

которая

находит

своё

отражение в образовательном процессе.

Школа

является

«воспитателям»

достойных

граждан

страны,

вследствие этого, перед педагогами встаёт вопрос: «В какой среде будет

развиваться ребёнок вне школы?». Для нахождения ответа на данный вопрос

достаточно проанализировать современные тенденции общества к различным

девиантным

проявлениям.

Вследствие

этого,

школа

должна

выпустить

человека,

который

будет

способен

противодействовать

негативным

проявлениям в обществе, а так же будет побуждать окружающих к активным

действиям по созданию психологически – комфортного общества, в котором

каждый человек будет чётко знать по какому пути ему идти, какие цели и

задачи перед ним стоят. А главное, будет понимать, что люди, которые его

окружают

это

не

средство

достижения

результата,

а

являются

его

союзниками, помощниками и парой даже советчиками. На формирование

такой

позиции

будет

влиять

создание

в

процессе

обучения

ребёнка

комфортного психологического климата, адекватных и современных условий

развития, а также самых передовых способов получения информации. Все

данные задачи на начальном этапе может решить современная школа при

грамотном формирование образовательного пространства.

Если

рассматривать

психологическое

взаимодействие

через

призму

Федерального

государственного

образовательного

стандарта,

то

можно

выделить основные позиции: соблюдения правил поведения в коллективе,

сотрудничество,

добровольность,

уважение

ко

всем

участникам

образовательного процессе. Но стоит отметить важный факт, что комфортное

взаимодействие

не

является

целью,

оно

является

способом

улучшения

образовательного пространства в целом.

Давай

характеристику

взаимоотношениям

в

образовательном

пространстве можно выделить несколько основных позиций: длительность,

официальность, рациональность, продуктивная деятельность. Но конечно,

каждые возникающие отношения нужно рассматривать в условиях, в которых

они возникают.

Любое

взаимодействие

в

образовательном

учреждении

напрямую

влияет на ребёнка. К цепочкам связей в организациях можно отнести: ученик-

ученик,

ученик-учитель,

ученик-родитель,

родитель

учитель,

родитель-

учитель-администрация,

учитель-учитель-администрация.

Как

и

любое

явление в обществе, процесс психологического взаимодействия базируется на

принципах:

системности,

субъективности,

аплификации

психологического

развития, деятельности, активного привлечения социального окружения.

Для создания условия плодотворного обучения, в школе необходимо

использовать различные методы обучения, формы работы, нетрадиционные

подходы в образовательном пространстве. Ведь современный ребёнок – это в

первую

очередь,

требующий

ребёнок,

который

быстро,

а

самое

главное

всесторонне развивается, умеет принимать информацию. И задача педагога

направить ребёнка на истинный путь развития, рассказать, как выбирать и

обрабатывать информацию. На мой взгляд, это ключевые задачи современной

школе на пути воспитания. Так же они нашли своё отражение в ФГОС как

одни из ключевых навыков, которыми должен овладеть ребёнок в процессе

обучения

в

начальной

школе,

средней

и

старшей.

Следовательно,

вся

деятельность педагога по формированию умений и навыков должна быть

пронизана

положениями

основных

образовательных

нормативных

документов, так как они в свою очередь разрабатывались на основе научных

данных и опыта предыдущих поколений.

Психологическое взаимодействие в образовательном процессе – это в

первую очередь инструмент коллективного общения. Данное взаимодействие

в школе играет важную роль, так как ребенок, начиная с первых годов

обучения, начинает по-новому познавать мир с помощью своего наставника

(учителя).

На мой взгляд, именно наставничество, а не учительство (в

традиционной

форме)

является

главным

ключом

к

успешному

осуществлению

взаимодействия

ученик-учитель.

От

того,

насколько

комфортно ощущает себя ребёнок в стенах организации, будет зависеть его

непосредственная заинтересованность в образовательном процессе.

Возвращаясь

к

высказыванию

В.Г.Белинского

стоит

отметить,

что

школа это именно тот инструмент, который при адекватном взаимодействии

между участниками образовательного процессе, сможет правильно развивать

и образовывать общество.



В раздел образования