Автор: Стрельцова Ольга Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Новоярковская СОШ
Населённый пункт: Новосибирская область Барабинский район с. Новоярково улица Зеленая, 14
Наименование материала: статья
Тема: Познавательная деятельность в начальной школе
Раздел: начальное образование
Познавательная деятельность в начальной школе
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности
ребенка,
а
это невозможно
без
развития
познавательной
деятельности
учащихся
и
формирования
творческого
потенциала
каждого
ученика.
Проблема не нова, но актуальна, так как современному обществу требуются
высокопрофессиональные,
творчески
мыслящие
специалисты,
способные
незамедлительно реагировать на происходящие изменения. Также мы живем
в
век
информации;
в
обществе
произошли
бурные
изменения,
осуществляющиеся
за
относительно
короткий
срок.
Человек
вынужден
реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в
обществе
изменениям.
Чтобы
адекватно
реагировать
на
эти
изменения,
человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в
себе творчество. А творчество детей необходимо развивать в процессе всего
обучения в начальной школе. Поэтому в своей педагогической деятельности
делаю
акцент
на
создание
оптимальных
условий
для
развития
познавательных
способностей
учащихся,
высокого
уровня
творческой
деятельности младших школьников.
Познавательная деятельность школьника в процессе обучения – это
учение, в котором отражаются предметный материальный мир и его активная
преобразующая
роль
как
субъекта
этой
деятельности.
Предметом
познавательной
деятельности
школьника
в
процессе
обучения
являются
действия,
выполняемые
им
для
достижения
предполагаемого
результата
деятельности,
побуждаемой
тем
или
иным
мотивом.
Учебный
процесс
обладает
несомненными
возможностями
для
развития
творческой
деятельности за счет того, что именно в нем активно происходит развитие
познавательной деятельности. Творчество – это самый мощный импульс в
развитии ребенка. А. С. Макаренко подчеркивал, что «развитие творческих
возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с
напряжением
всех
сил
человека,
с
преодолением
лености
мысли,
с
проявлением самостоятельности личности, с поиском нового».
Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов (Л. С.
Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. В. Репиной и др.), анализируя практический
опыт учителей начальных классов, определила для себя основные принципы,
лежащие в основе организации познавательной и творческой деятельности
учащихся:
1.
Внимательное
отношение
ко
всем
проявлениям
творческой
и
познавательной активности каждого ученика.
2. Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора,
свободы
выражения
чувств
и
переживаний,
принятия
самостоятельного
решения.
3.Повышение и укрепление самооценки. Считаю, что важно учитывать
индивидуальные
результаты
каждого,
чтобы
ребенок
испытал
радость
собственного открытия.
4. Создание творчески обогащенной образовательной среды.
5.Творческая позиция педагога. Считаю, для того, чтобы каждый мой
ученик развивался как творческая личность, необходим позитивный образец
творческого поведения самого педагога.
Обозначенные психолого-педагогические принципы образуют целостную
систему, которая способствует достижению поставленной цели.
Считаю,
что
важнейшим
фактором,
влияющим
на
развитие
познавательной
деятельности
учащихся,
является
творческий
подход
к
преподаванию
самого
учителя.
На
творческий
поиск,
импровизацию
побуждают
учащиеся.
Фактор
творчества
присутствует
почти
в
любой
деятельности. Всегда поощряю интерес ребенка к экспериментированию, к
самостоятельным
действиям,
к
нестандартным
решениям
проблемных
ситуаций. Творим и экспериментируем с детьми всюду — на прогулке, на
уроках, во внеурочное время. Создавая ребенку условия для творчества,
помогаю ему не только
справляться с предложенными заданиями, но и
находить новое применение своим знаниям.
В основе познавательной деятельности учащихся на моих уроках лежит
система
методов,
основанная
И.
Я.
Лернером
и
М.
Н.
Скаткиным:
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
репродуктивный,
метод проблемного изложения, исследовательский метод
.
На
уроках
изучении
нового
материала,
закрепления
и
обобщения
применяю объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Первичное усвоение знаний достигается с помощью объяснительно-
иллюстративного
метода,
где
дети
самостоятельно
читают
материал
учебника, пересказывают. На данном этапе идет восприятие, осознание и
запоминание изученного. Репродуктивные методы использую для развития
способностей
описывать
действия,
явления,
процессы,
систематизировать
учебный
материал.
Учу
работать
по
плану,
организую
репродуктивную
беседу. Этот метод направлен на активное восприятие. Частично-поисковый
метод
использую
при
выделении
главного,
доказательстве,
установлении
причинно-следственных
связей.
Исследовательские
методы
являются
основными при организации творческой, самостоятельной работе. Ежегодно
мои
дети
участвуют
в
творческих
исследовательских
конкурсах
разного
уровня и занимают призовые места.
Все методы использую комплексно на разных этапах урока.
В зависимости от времени, места в содержании урока и объема знаний
осуществляю текущий, тематический и итоговый контроль. По характеру
заданий
подбираю
рассказывание,
пересказ,
игры,
вопросы,
описание
по
картине, тесты.
Большое влияние на развитие познавательной деятельности школьников
оказывают формы организации учебной деятельности. Всегда стараюсь четко
определять познавательные задачи урока, использую в учебном процессе
разнообразные
самостоятельные
работы,
творческие
задания
–
все
это
является мощным средством развития познавательного интереса учащихся.
При такой организации учебного процесса
ребята переживают целый ряд
положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их
интереса к предмету, саморазвитию, самообразованию.
При изучении нового материала использую на уроках схемы-опоры,
таблицы,
для закрепления материала - сигнальные карточки, раздаточный
материал
и
другие
средства
обучения.
Помогаю
каждому
ученику
самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Считаю, что важным средством активизации познавательной деятельности
учащихся
является
диалог.
Между
мной
и
учениками
происходит
сотрудничество, в котором не только учу, но и сама опираюсь на опыт ребят.
Это
необходимо
для
формирования
учебных
потребностей
и
мотивов
обучения.
Прекрасным
средством
развития
п о з н а в а т е л ь н о й
самостоятельности
является
игра,
которая
служит
как
бы
переходным
мостиком
к
учебе,
той
средой,
в
которой
легче
и
интереснее
проходит
познавательная деятельность. Подбирая игры к уроку, учитываю сложность и
в тоже время доступность детям. При их организации опираюсь на опыт и
знания
детей,
ставлю
перед
ними
конкретные
задачи,
постепенно
их
усложняя.
Использую
на
уроках
разные
формы:
индивидуальную,
групповую,
коллективную. При такой организации учебного процесса детям значительно
легче
учиться,
возрастает
уровень
осмысления
и
усвоения
материала,
активизируется познавательная деятельность, развивается культура общения.
Оптимальное сочетание методов, форм, приемов и средств обучения,
использование коллективных и индивидуальных, групповых
форм работы
направлены на достижение планируемых результатов обучения. Учащиеся
успешно
справляются
с
итоговыми
и
контрольными
работами,
быстро
адаптируются
при
переходе
из
начальной
школы
в
основную
и
так
же
успешно продолжают обучение.