Напоминание

О выборах хочу знать всё


Автор: Логинова Наталья Владимировна
Должность: учитель истории, обществознания и права
Учебное заведение: КОГОАУ "Кировский экономико-правовой лицей"
Населённый пункт: город Киров Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: О выборах хочу знать всё
Раздел: полное образование





Назад




Классный час
«О ВЫБОРАХ ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
Задачи: 1. Содействовать формированию активной гражданской позиции. 2.Уяснить главные принципы избирательного права, виды избирательных систем и их особенности. 3. Продолжить формирование умения логически мыслить, анализировать, работать с текстами источников.
Основные понятия:
выборы, избирательное право, избиратель, принципы избирательного права, права избирателей, правовой статус избирателя
Оборудование:
Конституция РФ, схемы, тексты источников.
Вступительное слово классного воспитателя:
Вы знаете, что Конституция РФ закрепляет политическое право каждого гражданина участвовать в управлении государственными и общественными делами. Это право реализуется в формах представительной и непосредственной демократии. При представительной демократии власть народа осуществляется через избранных им представителей. В настоящее время самой массовой формой непосредственной демократии являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. Сегодня мы с вами поговорим об избирательном праве, правах избирателей и узнаем, какие существуют виды избирательных систем.
Выступления учащихся:
1. Сообщение об избирательной системе. Избирательная система - совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов. I. Мажоритарная Предполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. система абсолютного большинства для избрания кандидата требуется подача голосов более половины лиц списочного состава система относительного большинства для избрания кандидату
или лиц, пришедших на выборы. требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам. II. Пропорциональная Основана на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определенной партии, определяется прямо пропорционально количеству голосов, набранных данной партией на выборах. Во многих странах, в том числе и в РФ, устанавливается заградительный барьер, лишающий партий, набравших слишком мало голосов возможности участвовать в распределении депутатских мандатов(в РФ - 7%). 2. Сообщение об избирательных правах граждан. Избирательное право – это право граждан РФ избирать (активное) и быть избранными (пассивное) в органы государственной власти и местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов и работой избирательной комиссии. К выборам допускается практически всё население и каждому даётся возможность реализовать своё избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. Но существуют ограничения:
1.
возрастное (активное избирательное право – с 18 лет, пассивное – в зависимости от органа государственной власти);
2.
недееспособность, установленная судом;
3.
нахождение в местах лишения свободы;
4.
не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства (исключение – избрание в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ);
5.
не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие на день выборов судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
6.
не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие на день выборов судимость за совершение преступлений экстремистской направленности;
7.
не имеют права быть избранными граждане РФ, подвергавшиеся административному наказанию за совершение таких административных правонарушений как:  пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики  производство и распространение экстремистских материалов 3. Сообщение об источниках избирательного права. 2
Характеризуя систему источников избирательного права следует выделять две их группы. Это, во-первых, общепризнанные принципы и нормы международного права, равно как и международные договоры Российской Федерации, а, во-вторых, нормативные правовые акты национального законодательства. Отнесение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации к источникам национальной системы права напрямую вытекает из текста Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что эти акты являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Например, роль источника избирательного права России выполняет Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных обязанностях человека от 25 мая 1995 г. Статья 29 этой Конвенции гласит, что каждый человек в соответствии с национальным законодательством имеет право и возможность в государстве, гражданином которого он является: а) принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей; б) голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; в) допускается в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Основную часть источников избирательного права составляет национальное избирательное законодательство Российской Федерации, которое включает в себя: - законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти; - законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; - законодательство о выборах в органы местного самоуправления. Главенствующую позицию в системе федеральных источников избирательного права занимает Конституция Российской Федерации. В Конституции закрепляется право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32); регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента Российской Федерации (ст. 81) и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст.ст.95- 97); оговаривается необходимость муниципальных выборов в системе местного самоуправления в России (ст. 130). Особое место среди федеральных законодательных актов занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» К источникам избирательного права следует отнести такие исключительно важные федеральные законы, как «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об 3
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
Классный

воспитатель

обращает

внимание

учащихся

на

ст.32

Конституции РФ.

Организуется работа с таблицей «Стадии избирательного процесса».

1
Составление списков избирателей в список включаются все граждане, достигшие возраста 18 лет.
2
Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков
3
Формирование избирательных комиссий в систему избирательных комиссий входят: ЦИК РФ - центральная избирательная комиссия ИКС РФ – избирательные комиссии субъектов ТИК - территориальные избирательные комиссии УИК - участковые избирательные комиссии
4
Выдвижение и регистрация кандидатов
5
Предвыборная агитация Это деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании. Она может осуществляться через СМИ. публичные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, выпуск и распространение печатных агитационных материалов.
6
6. Голосование Проводится всегда в выходной день - воскресенье. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при подведении итогов.
7
Подсчет голосов и установление результатов выборов Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем 4
подсчет ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования и проводится без перерыва.
Классный

воспитатель

характеризует

права

избирателей

применительно к стадиям избирательного процесса.

Выступления учащихся:
4. Сообщение о принципах демократических выборов. Принципы: 1. Всеобщность. К выборам допускается практически всё население и каждому даётся возможность реализовать своё избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. 2. Равенство избирательного права. Равным избирательное право считается тогда, когда все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Это означает:  значение голосов всех избирателей одинаково, что достигается предоставлением каждому избирателю одинакового количества голосов, образованием одинаковых по численности избирателей избирательных округов;  предоставление равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе. 3. Прямое избирательное право. Предполагает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно и лично. 4. Тайное голосование. Исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В РФ тайное голосование обеспечивается предоставлением возможности использовать кабину для заполнения бюллетеня. 5. Добровольность участия гражданина в выборах. Означает, что никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.
Работа в группах.
5

Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает

фрагмент документа.

Документ №1.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, а также в порядке самовыдвижения. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата (далее - группа избирателей). Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатом гражданина Российской Федерации, являющегося членом иной политической партии. Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом политической партии. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Вопросы: 1. Какие требования предъявляются к кандидату на пост Президента РФ? 2. Каким образом можно выдвигать кандидатов на пост Президента РФ? 3. Какие существуют требования для выдвижения кандидатов на пост Президента РФ?
Документ №2.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы. 6
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах. Политическая партия вправе выдвинуть один список кандидатов. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вопросы: 1. Каково общее количество депутатов государственной Думы? 2. Каковы особенности активного и пассивного избирательного права при выборах депутатов государственной Думы? 3. В чём суть пропорциональной избирательной системы? 4. Как распределяются депутатские мандаты в Государственной думе?
Задание.
Проанализировать источник и ответить на вопросы нему.
Классный воспитатель организует общую дискуссию и стимулирует

самостоятельное формулирование выводов.

Итоги классного часа:
Вам скоро исполнится по 18 лет. Вы станете самостоятельными личностями и сможете принимать решения, делать выбор и участвовать в политических акциях. Если вы не будете участвовать в выборах, то решение за вас будут принимать другие. От вас так или иначе будет зависеть ваша дальнейшая судьба и судьба государства 7
8


В раздел образования