Напоминание

Психофизиологические основы музыкально-педагогических подходов к работе с детьми, в аспекте формирования целостной разносторонней личности


Автор: Зубова Сталина Алексеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: БУ
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: методический материал
Тема: Психофизиологические основы музыкально-педагогических подходов к работе с детьми, в аспекте формирования целостной разносторонней личности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психофизиологические основы музыкально-педагогических подходов к

работе с детьми, в аспекте формирования целостной разносторонней

личности

Суть гармоничного или целостного развития личности заключает в себе

совокупность

знаний,

умений

и

навыков,

необходимых

для

комфортного

функционирования

человека

в

рамках

приоритетной

для

него

области

деятельности,

в

сочетании

с

необходимой

степенью

(уровень

которой

определяется

в

каждом

конкретном

случае

индивидуально)

творческой

реализации, а также способностью к иным формам самореализации. Данный

процесс является одной из важнейших задач образования, которое, несмотря на

спецификацию, всегда преследует наивысшую цель – всестороннее развитие.

Наряду

с

другими,

решение

данной

задачи

можно

считать

во

многом

первостепенным

по

своей

важности,

что

обусловлено

сразу

несколькими

причинами:

Обозначенная образовательная

1

задача является одновременно исходной (в

виду безусловной ориентированности на ее выполнение), текущей (так как она

сохраняется на протяжении всего периода учебной деятельности) и итоговой

(из-за

того,

что

весомые

плоды

реализации

соответствующих

методик

проявляют себя в полной мере к окончанию их осуществления. Кроме того,

данный

процесс

подразумевает

постоянное

совершенствование).

Благодаря

широкому

спектру

совокупных

компонентов,

составляющих

реализацию

рассматриваемой задачи, а также по причине перманентности ее характера, она

не

может

считаться

решенной

на

каком-либо

определенном

этапе

осуществления

образовательной

деятельности

и

потому

постоянно

сопровождает процессы, способствующие личностному росту.

Несмотря на итоговую функцию, с одной стороны, задача гармоничного

развития требует постоянной работы над собой. В соответствии с этим, было бы

1



Именно

образовательная,

а

не

учебная

или

развивающая.

Это

определение,

вбирая

в

себя

более

объемное значение, чем просто процесс получения знаний и овладения умениями, обозначает методичное

формирование личности, что, в данном контексте, максимально точно выражает авторскую мысль.

1

заблуждением полагать, что указанный процесс может выглядеть как освоение

определенной ступени обучения чему-либо и осуществляться в дополнительном

формате, независимо от основной образовательной задачи. Доказательством

ложности подобного убеждения может служить хотя бы то, что длительный и

многослойный процесс всестороннего развития предполагает очень широкий

охват различного рода материала и, кроме того, длительное формирование

определенных

личностных

качеств,

которые

в

свою

очередь,

являются

«строительным

материалом»

для

получения

полноценного

результата.

Постепенная и, что важно, планомерная реализация педагогических методик,

направленная

на

достижение

данной

цели,

способна

обеспечить

высокую

результативность,

но

требует

тщательнейшей

проработки,

выверенности

и

ответственного подхода к составлению плана и организации хода обучения.

Очевидно, что такая сложнейшая работа требует не только больших усилий, но

и внушительных временны́

х затрат, что объясняет необходимость старта ее

реализации с самого начала обучения, а также равномерной (относительно

следования имеющемуся учебному плану) реализации. Идея создания условий

для

гармоничного

развития

личности

в

образовательном

процессе

своеобразная красная нить, пронизывающая весь процесс обучения, и потому ее

воплощение осуществляется непрерывно, а все сопутствующие цели и задачи

работают на ее успешное решение в конечном итоге.

Еще

одна

причина

необходимости

всестороннего

баланса

в

развитии

личности – воспитание гармоничной личности. Это обстоятельство, в свою

очередь, является залогом получения разносторонне развитого члена общества

в

будущем,

способного

к

широте

мысли

и

открытому

типу

восприятия

различных элементов общественной и социокультурной жизни. Кроме прочего,

нельзя отрицать тот факт, что всесторонняя развитость специалиста в любой

области знаний и сфере деятельности, как правило, способствует наиболее

успешной

его

реализации

в

профессии,

максимально

эффективному

и

рациональному использованию собственного потенциала, знаний, умений и

навыков.

2

Равномерность

всестороннего

развития

обеспечивает

отсутствие

ряда

проблем психологического плана: комплексов собственной интеллектуальной

с о ц и а л ь н о й ,

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

н е п ол н о ц е н н о с т и ,

о т с у т с т в и е

самоидентификации в том или ином обществе, разной степени психических

расстройств, связанных с частичным или полным блокированием какой-либо

предрасположенности

(например,

художественная

деятельность)

и

тому

подобных негативных явлений в жизни человека.

В краткосрочной перспективе, подход к обучению, ориентированный на

развитие

всесторонней

личности,

обеспечивает

создание

наиболее

благоприятного хода работы, так как основывается на задействовании всех сфер

интересов

учащегося,

тем

самым

не

вызывая

отторжения,

привыкания

и

последующего угасания к конкретному роду занятий.

Музыкальный

компонент

развития

личности,

как

часть

всестороннего,

связан с трудностями специфического порядка, в виду чего требует особого

педагогического внимания. Особенности музыкально-образовательной работы

таковы, что ее осуществление сопряжено с индивидуализированным подходом

к реализации методических принципов обучения. Сама природа музыкальной

деятельности диктует условия педагогической работы в данном направлении:

являясь

разновидностью

творчества,

музыкальное

исполнительство

органически

не

может

быть

взращено

в

оковах

жесткого

и

непременного

учебно-методического

плана.

Всякий

раз,

занимаясь

с

учеником,

педагог

должен

проявлять

чуткость

и

действовать,

согласно

потребностям,

возможностям

и

устремлениям

ребенка

таково

условие

полноценного

развития

личности,

сформированного

на

основе

реализации

имеющегося

у

учащегося творческого потенциала. Отсюда становится ясно, что, прежде всего,

задачей

педагога-музыканта

является

нахождение

тех

способностей

и

склонностей ученика, которые ему свойственны и выражены наиболее явно.

Отталкиваясь

от

этого,

а

также

от

доказанной

во з р а с т н о й

предрасположенности

детей

младшего

школьного

возраста

к

максимальной

продуктивности

образовательных

мероприятий,

в

рассматриваемой

сфере

3

широко

практикуется,

так

называемое,

«раннее

музыкальное

развитие»,

начинающееся

еще

в

дошкольный

период

и

логично

перетекающий

в

программу обучения музыкальных школ, а также школ и центров искусств.

Согласуясь с популярной в наши дни идеей о комплексном детском развитии

вообще,

воплощенной

во

множестве

разнонаправленных

образовательных

методик для детей, музыкальное развитие представляется непременной частью

этого

процесса.

Сегодня,

когда

федеральные

образовательные

стандарты

предусматривают, в ходе освоения фортепианного исполнительства, получение

ряда сопутствующих навыков и умений, развивающих музыкальные данные

школьника

на

соответствующих

предметах,

само

по

себе

музыкальное

образование уже можно считать комплексным и гармоничным. По мысли В. А.

Сухомлинского, «Все музыкальные способности возникают и развиваются в

музыкальной деятельности ребенка (сначала, конечно, в самых примитивных

формах этой деятельности). Каждая из них связана с определенной стороной

музыкальной деятельности и не может существовать «сама по себе» так же, как

не может существовать одна сторона деятельности без самой деятельности в

целом»[1, с. 316].

Так,

изучая специальность

в

фортепианном

классе,

школьник

познает

основы сольного исполнительства на данном инструменте. Казалось бы, этого

может

быть

достаточно

для

человека,

который

пришел

учиться

играть

на

фортепиано. Тем не менее, это лишь поверхностное мнение, демонстрирующее

узкий

и

непрофессиональный

взгляд

на

проблему

музыкального

развития.

Безусловно,

специальность

это

основной

компонент

пианистического

обучения, в рамках которого ученик осваивает технические формы владения

инструментом, совершенствует исполнительскую координацию (соотношение

звучания нотного текста при игре правой и левой руками, а также линий

многоголосных

сочинений),

образное

и

ассоциативное

мышление,

воображение. Однако одних только перечисленных умений недостаточно для

осуществления полноценной исполнительской деятельности и, соответственно,

всеохватного музыкального развития. Музыкальное образование подразумевает

4

под собой не только владение инструментом, а широкий спектр знаний и

умений

в

данной

сфере,

связанных

с

профессиональной

эрудицией,

расширением голосовых возможностей, элементарных представлениях о других

типах

исполнительской

деятельности.

В

этой

связи,

образовательным

стандартом

регламентированы

другие

учебные

дисциплины,

формирующие

собой

необходимый

комплекс.

Так,

наряду

с

освоением

сольного

исполнительства, учащиеся проходят обучение ансамблевой игре.

В

контексте

психологических

и

физиологических

возрастных

особенностей младших школьников, можно сказать, что это именно тот период,

в

который

перечисленные

способности

могут

быть

развиты

с

достаточной

эффективностью.

Благодаря

высокой

степени

восприимчивости

детей

названной

возрастной

категории,

сложный,

в

понятийном

плане,

учебный

материал будет даваться им гораздо легче, нежели на более поздних этапах

развития. Память в эти годы находится на промежуточном этапе становления: с

одной

стороны,

уже

завершился

дошкольный

период,

когда

она

характеризовалась

всепоглощающей

принимающей

способностью

(часто

об

этом

говорят

«впитывает,

как

губка»),

но

память

еще

не

в

полной

мере

натренирована и, за редким исключением, не предоставляет возможности для

запоминания

сложных

многозвеньевых

элементов.

Тем

не

менее,

младше-

школьный период связан, по преимуществу, с осознанным запоминанием – то

есть

таким,

которое

происходит

через

две

предварительных

стадии

восприятия и понимания, а не только лишь восприятия, что было характерно

для дошкольников.

В большей степени, аспект сложности запоминания связан с трудным, не

знакомым,

не

понятным

информационным

материалом

именно

таковым

является нотный текст. Как альтернативная языковой системе, как правило, уже

изученной в этом возрасте, система нотных знаков, включающая в себя не

только

сами

ноты,

но

также

их

регистровые

варианты,

длительности

и

сопутствующие обозначения (паузы, метрические и штриховые маркеры, знаки

нюансировки,

фразирующие

элементы,

темповые

и

характеристические

5

указания),

воспринимаемые

познаваемые)

в

комплексе

практически

одновременно, представляет собой высокую степень сложности для осознания

и

запоминания.

Практика

показывает,

что

даже

понимание

этой

системы

происходит в разы

быстрее у детей дошкольного и младшего школьного

возраста, нежели у тех, кто начинает знакомство с ней во взрослые годы; с

аналогичными

усилиями

и

временны́

ми

затратами

протекают

процессы

их

запоминания и удержания в памяти.

Следует отметить, что в плане осознанного запоминания, необходимого

для

осуществления

музыкально-исполнительской

деятельности

на

любом

уровне,

учащиеся

младшего

школьного

возраста

находятся

в

наилучшем

положении.

По

причине

того,

что

система

нотных

знаков

являет

собой

сложноорганизованное

многокомпонентное

структурное

образование,

постижение ее в более раннем возрасте станет затруднительной задачей для

детей,

чье

внимание

еще

не

способно

к

длительной

концентрации

(по

сравнению с младшими школьниками, которые уже способны удерживать его

несколько дольше), а мышление структурами еще не развито, настроенное на

оперирование простыми и однозначными категориями. По сравнению же с

представителями

старших

возрастных

категорий,

младшие

школьники

отличаются

важными,

в

данном

случае,

особенностями

подвижным

восприятием, более быстрой воспринимающей и запоминающей способностью.

Что

касается,

собственно,

физиологической

расположенности

младших

школьников, к данному виду деятельности, то он заключается в значительной

подвижности и пластичности рук (в отличие от людей старшего возраста, когда

пластичность утрачивается по объективным причинам, и совсем маленьких

детей,

у

которых

отсутствует

должная

координация

движений),

что

немаловажно для пианиста. Кроме того, в данном возрасте человек обладает

значительно большей физической выносливостью, чем в более взрослые годы.

Помимо прочего, данный этап хорошо подходит для формирования верного

положения корпуса за инструментом, движений плечевого и локтевого пояса,

кистей рук, крупной и мелкой моторики (что, в свою очередь, стимулирует

6

интеллектуальное развитие учащегося и способствует наилучшему восприятию,

пониманию и запоминанию любой информации). По словам В. Петрушина,

«Музыканты <…>после 12 – 13 лет с большим трудом осваивают сложные

координированные движения. Все это связано с внутренними генетическими

программами, каждая из которых появляется на свет в определенный срок и

потом уходит безвозвратно»[2, с. 41].

Те же качества детской психики, столь широко применяющиеся в процессе

обучения на уроках специальности, в столь же обширном объеме используются

н а

з а н я т и я х сольфеджио.

Данная

учебная

дисциплина,

являющаяся

обязательной

для

любого

ученика-музыканта,

вне

зависимости

от

его

исполнительской

специализации,

оказывает

очень

большое

формирующее

воздействие

на

формирование

понятийного

аппарата

учащихся,

а

также

способствует

налаживанию

и

отрабатыванию

теоретико-практической

координации. Иначе говоря, этот музыкальный предмет тренирует школьников

преобразовывать в музыку знания о ней. В рамках данной учебной дисциплины,

на протяжении обучения, дети обучаются закономерностям строения музыки,

формам их использования, что способствует, в конечном итоге, пониманию сути

музыкальных произведений – не только обобщенному восприятию, но и более

детальному, профессиональному анализу.

Важным подспорьем в ходе изучения младшими школьниками сольфеджио

становится

ориентация

процесса

обучения

и

педагогического

курса,

в

частности,

на

интересы

учащихся.

Психологические

характеристики

рассматриваемой возрастной группы таковы, что дети, будучи способными к

восприятию и перерабатыванию сложной информации, пока еще остаются в той

стадии,

когда

их

внимание

быстро

расфокусируется.

Не

допустить

этого

помогают такие педагогические приемы, которые подразумевают частую смену

видов

деятельности

(теория-практика,

активная-пассивная

работа,

пение-

простукивание-поиск верного варианта ответа, письменные, исполнительские

задания

и

другие

формы

работы).

Несмотря

на

то,

что

урок

сольфеджио

занимает

самый

длительный

временной

отрезок,

по

сравнению

с

другими

7

занятиями,

предусмотренные

планом

соответствующего

образовательного

стандарта, при грамотном соотношении форм работы, регулируемом педагогом,

занятие не окажется «затянутым» или продуктивным лишь частично, от него не

останется ощущения усталости.

Кроме

того,

следует

помнить

о

том,

что

чередование

форм

работы

способствует

наилучшему

запоминанию,

так

как

не

дает

мозгу

впасть

в

состояние инерции и отвлечься от происходящего в учебном классе. Важным

элементом педагогической работы с детьми младшего школьного возраста на

уроках

сольфеджио

являет ся

поддержание

интере с а

у ч а щ и хс я

соответствующими

их

уровню

путями.

Наиболее

эффективный

из

них

применение

большого

числа

игровых

заданий.

Обучение

в

форме

игры

способно не только активизировать неустойчивое внимание школьников, но

также

разнообразить

круг

тренировочных

упражнений

на

занятии,

задействовать

весь

комплекс

ресурсов,

участвующих

в

познавательном

процессе.

Хоровой класс – еще одна обязательная дисциплина, которая, по сравнению

со

специальным

фортепиано,

связана

с

развитием

иного

исполнительского

канала

вокального.

Кроме

того,

по

мере

освоения

искусства

голосового

интонирования, учебный материал усложняется многоголосными образцами,

чем еще более развивает слуховые и метроритмические способности учащихся,

способствует

усовершенствованию

владения

собственным

голосовым

аппаратом. Здесь сложно использовать большое число форм работы, поэтому

весь

их

спектр

раскрывается,

по

преимуществу,

в

комплексе

распевающих

упражнений,

а разнообразие достигается характеристическими различиями

репертуара. Вокально-хоровая деятельность не является для детей новой и

неизведанной, как инструментальное исполнительство или формы работы на

уроках сольфеджио. Хоровое пение, за счет своей доступности, на первых

порах,

привлекает

младших

школьников

им

интересно

заниматься

коллективным творчеством в простой и понятной для них форме, основываясь

на имеющемся у детей опыте музыкальных занятий детского сада. В младшей

8

школе голос учащихся еще не сформирован окончательно, вместе с тем, уже

присутствуют

начальные

вокальные

навыки

(полученные,

хотя

бы,

из

самостоятельной

практики).

Основываясь

на

этом,

важно

подбирать

не

сложный музыкальный материал, который соответствует рабочему диапазону

детей

охватывает

средний

регистр,

не

изобилует

скачкообразными

движениями

мелодии,

легко

ложится

на

слух

и

запоминается.

В

связи

с

особенностями физиологического развития детей, хоровые занятия в младших

классах

не

длятся

дольше

45

минут,

чтобы

не

перегружать

неокрепший

голосовой аппарат учащихся. Тематика сочинений для хорового исполнения,

как

правило,

детская

или

сезонная

соответствует

интересам

младших

школьников.

Таким образом, видно, что само обучение музыкальному исполнительству

и

освоение

комплекса

сопутствующих

предметов,

является

превосходным

пространством для всестороннего развития личности: от обогащения слухового

и исполнительского багажа ребенка до постижения основ и закономерностей

строения музыки. А рассматривая всю образовательную полноту музыкального

обучения

как

единый

компонент,

в

аспекте

гармоничного

личностного

становления вообще, можно сказать, что она занимает важное место в этой

структуре, так как берет на себя функцию реализации творческого потенциала

человека,

наряду

с

остальными,

не

уступая

им

в

значимости:

«не

будем

забывать

о

цели

музыкального

образования

становлении

музыкальной

культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной

культуры» [3, с. 11].

В этом контексте, младший школьный возраст является тем этапом, когда

начинать

осуществление

данного

направления

развития

наиболее

целесообразно,

в

виду

особенной

предрасположенности

детей

в

физиологическом и психологическом плане.

Список литературы:

1.Сухомлинский В. А. О воспитании. Изд. 5. Москва: Политиздат, 1985. 270

с.

9

2. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов.

Изд. 3. Москва: Академический проект; Гаудеамус. 2009. 399 с.

3.

Кирнарская

Д.

К.,

Киященко

Н.

И.,

Тарасова

К.

В.,

Цыпин

Г.

М.

Психология

музыкальной

деятельности:

Теория

и

практика:

Учебное

пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических

учебных заведений. Москва: «Академия». 2003. 368 с.

10



В раздел образования