Автор: Аввакумова Марина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: структурное подразделение
Населённый пункт: п.г.т.Смышляевка
Наименование материала: Психологическое просвещение педагогов и родителей дошкольной образовательной организации
Тема: "Использование элементов театрализованной деятельности в психологическом сопровождение воспитанников дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»
ОТЧЁТ
по использованию элементов театрализованной деятельности
в работе педагога-психолога с/п «Детский сад «Янтарик»
Подготовила:
педагог-психолог
Аввакумова М.В.
п.г.т.Смышляевка
Актуальность
темы
заключается
в
том,
что
термин театрализация,
обозначает
приспособление
чего-нибудь
для театра,
придание
чему-нибудь
театральных свойств и выполняет коррекционную функцию, очень важную в
работе психолога.
Основным
условием
успешной работы является создание максимально
благоприятной атмосферы в детском коллективе, характеризующимся взаимным
доверием и уважением, где эмоциональное благополучие каждого воспитанника,
возможность
проявления
им
инициативы
становится
главным.
Как
раз
в
достижении
эмоционального
благополучия
огромную
роль
играет
психологическая сказка. С одной стороны, её можно назвать театрализованной,
но есть отличия между театрализованной деятельностью и обыгрыванием ролей
в психологической сказке.
Для психолога, цель использования театрализации немного отличается от
традиционной.
Поэтому,
используя театрализацию, мы вообще не используем
сценарий. Работа, которая ведётся – полный экспромт. Дети выбирают себе
героев
-
и
начинается
игра,
а
мы
вносим
необходимую
развивающую
направленность,
используя
своего
героя,
подстраиваясь
под
конкретного
ребенка.
Задачи сказкотерапии: снижать уровень тревожности и агрессивности у
детей;
развивать
умения
преодолевать
трудности
и
страхи;
выявлять
и
поддерживать творческие способности; формировать навыки конструктивного
выражения
эмоций;
передавать
ребенку
основные
жизненные
принципы
и
закономерности;
расширить
эмоционально-поведенческие
реакции;
сплотить
группу,
развивать
чувства
взаимопомощи
и
поддержки;
развивать
память;
отрабатывать произвольное внимание.
Содержание
театрализованной
деятельно сти:
р а з ы г р ы ва н и е
разнообразных сказок и инсценировок, импровизация – разыгрывание темы,
сюжета без предварительной подготовки, игры – драматизации основаны на
собственных действиях исполнителя роли, игры – драматизации с пальчиками –
атрибуты ребёнок надевает на пальцы, сам действует за персонажа.
Для
развития
у
детей
уверенности
в
себе
и
социальных
навыков
поведения,
стараюсь
так
организовать театрализованную деятельность детей,
чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для
этого использую разнообразные приёмы: назначение на роли наиболее робких,
застенчивых детей; распределение ролей по карточкам; проигрывание ролей в
парах. Индивидуальное выполнение различных творческих заданий в игровой
форме
приводит
к
простейшим
умозаключениям,
помогает
детям
самостоятельно
проводить
анализ
выполненной работы,
сравнивать
и
сопоставлять сюжеты и постановки.
Возможности театрализации огромны, ее перспективы как метода терапии
дают
широкие
возможности
для работы
не
только
с
детьми,
но
и
с
воспитателями, так как формируют у воспитателей социально-психологическую
компетентность,
что
очень
важно
для
совместной работы
психолога
и
воспитателя.
Через
компетентность
воспитателя
можно
добиться
раскрепощённости, коммуникации, решения эмоциональных проблем детей. В
игровой работе
с
педагогами
осуществляется
эмоциональное
развитие,
что
позволяет
им
самовыразиться,
самореализоваться,
избавиться
от
негатива
и
перенести положительные эмоции на детей.
В процессе психологической работы с детьми в рамках театрализованной
деятельности мы решаем следующие задачи:
- формирование у детей познавательных интересов;
- создание комфортного психологического
климата для всестороннего развития воспитанников;
- формирование положительного опыта общения
ребенка с окружающим миром;
- коррекция нежелательного поведения;
- формирование чувства уверенности в себе;
- развитие умения создавать образы посредствам жестов и мимики.
В
р е з ул ьт а т е
п с и хо л о г и ч е с ко й работы
по
ф о рм и р о ва н и ю
театрализованных образов у детей расширяются представления об окружающей
действительности, обогащается и активизируется словарь, развивается память,
мышление, воображение, внимание, дети учатся правильно оценивать свои и
чужие
поступки,
понимать
эмоциональное
состояние
другого
человека
и
выражать своё.
Систематическое,
целенаправленное
использование
различных
форм
театрализованной
деятельности
приводит
к
следующим
результатам:
приобретают
уверенность
в
себе,
умеют
играть
в
коллективе
и
находить
компромиссные решения, умеют строить диалог, умеют снимать напряжение с
отдельных
групп
мышц,
умеют
использовать
средства
выразительности
драматизации
(поза,
жесты,
мимика,
голос,
движение),
могут
запомнить
и
описать любимого героя, сочиняют этюды по сказкам.
Мой
опыт работы показал,
что театрализованную деятельность можно
использовать во всех возрастных группах, как на занятиях, так и вне них.
Театрализованная
деятельность
не
только
развивает
твореские
способности
ребенка, но и является ненавязчивым пдагагогическим средством в достижении
воспитательных целей, ведь тематика их безгранично многообразна, а ребенок в
игре испытывает удовольствие и радость.
План работы педагога-психолога
по использованию элементов театрализованной деятельности
Наименование вида
деятельности
Форма работы с
детьми
родителями
педагогами
Организационно-
методическая
деятельность
Оформление
дидактических пособий,
иллюстраций
Разработка буклетов,
презентаций
Разработка консультаций
для родителей
Психодиагностическая
деятельность
Творческие задания –
метод наблюдения
Анкетирование
родителей
о творческих
возможностях
ребенка
Беседа с педагогами об
игровых интересах
воспитанников
Коррекционно-
развивающая
деятельность
- игры и упражнения,
способствующие снятию
психоэмоционального
напряжения
- мимические и
пантомимические этюды
на выражение основных
эмоций
- игры, способствующие
взаимодействию,
сплочённости группы
детей
- игры и упражнения на
развитие самоконтроля
Психологические
тренинги,
способствующие снятию
психоэмоционального
напряжения
- упражнения,
способствующие
взаимодействию,
сплочённости
педагогического
коллектива
Консультативная
деятельность
Выступление на
родительском
собрании в
подготовительной
группе ДОУ
«Психологические
особенности
развития детей 6-7
лет»
Консультация для
педагогов «Театральная
деятельность в ДОУ»
Психопросветительская и
психопрофилактическая
деятельность
Буклет для
родителей «Мастер-
класс по
изготовлению
народной тряпичной
куклы «Мамина
кукла»»
Стендовая информация
«Сказкотерапия в работе
педагога-психолога ДОУ»
Педагог-психолог
СП «Детский сад «Янтарик»
М.В. Аввакумова