Автор: Устьянцева Светлана Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО
Населённый пункт: г. Камышлов, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мотивация на индивидуальных занятиях по вокалу в детской эстрадной студии
Раздел: дополнительное образование
Мотивация на индивидуальных
занятиях по вокалу в детской эстрадной студии
Устьянцева Светлана Юрьевна
педагог дополнительного образования
руководитель эстрадной студии «Радуга»
МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО
г. Камышлов, Свердловская область
В современном мире трудно представить какой-либо вид деятельности,
в котором
мотивация
достижения
успеха
не являлась бы
одним
из ключевых
факторов.
Без
нацеленности
на успех
невозможна
самореализация личности. На занятиях в эстрадной студии формирование
мотивации успеха также является одной из важнейших задач.
Мы часто говорим о том, что заниматься музыкой – это здорово. Мы
говорим о том, что хотели бы научиться петь или играть на каком-либо
инструменте.
Многие
так
и
остаются
в
своих
мечтах,
другие
всё
же
находят в себе силы для первого шага и начинают своё обучение. На
решение
первых
и
вторых
повлияла
мотивация.
Так
что
же
такое
мотивация и какую роль она играет в музыке?
Мотивация
–
побуждение
к
действию
для
удовлетворения
своих
потребностей». Все мы, так или иначе, испытываем жажду к музыке,
музыка сейчас повсюду. Вы слышите её в кафе, дома, на улице, слушаете
музыку в наушниках и т.д. Кому-то достаточно просто её слушать, а кто-то
понимает всю глубину и красоту музыки, и, конечно, хочет воспроизводить
её сам. И тут нечему удивляться. В музыке можно передать свои чувства,
переживания, мысли, выплеснуть эмоции, свою радость, любовь. В музыке
вы можете быть кем угодно.
В концепции развития дополнительного образования детей указывается на
то, что в настоящее время образование становится не только средством
освоения изучаемого предмета, но и создает возможности для развития
человека, возможности для его профессионального самоопределения.
ФГОС
регламентирует
организацию
внеурочной
деятельности,
которая
осуществляется
на
трех
уровнях:
взаимодействие
обучающегося
с
педагогами; взаимодействие детей друг с другом (на уровне вокального
коллектива,
школы,
с
родителями
и
взрослыми);
взаимодействие
обучающихся за пределами школы.
Рассмотрим два мира – мир ребенка и мир взрослого и методы
мотивации для успешного обучения начинающего вокалиста в эстрадной
студии.
Самоанализ
Важно научить начинающего вокалиста самостоятельно находить
недочеты
в
своем
исполнении,
стараться
объективно
оценивать
свое
выступление,
а
также
помогать
сформировать
у
него
программу
преодоления
трудностей.
Подобный
навык
поможет
в
дальнейшем
исполнителю
более
спокойно
воспринимать
критику,
находиться
в
постоянном поиске идеала и не превозносить собственные заслуги.
Поиск собственного эго-идеала.
Изучение творческой биографии выдающихся певцов и музыкантов,
добившихся
общественного
признания.
Знакомство
с их музыкальным
наследием, их опытом работы и репетиционной программой. Этот метод
не только развивает хороший музыкальный вкус, но также и формирует
стойкое
желание
достичь
такого же,
если
не большего,
успеха.
Также
большое
значение
здесь
имеет
посещение
концертов
выдающихся
певческих коллективов и солистов. Подобный слушательский опыт очень
важен, поскольку он развивает аналитические способности, музыкальное
восприятие,
вокальный
слух,
эстетический
вкус,
повышает
интерес
к данному
виду
искусства.
Все
это
оказывает
большое
влияние
на эмоциональную
сферу
вокалиста,
вызывает
у него
эстетическое
переживание,
которое
стимулирует
умственные
процессы
и развивает
познавательную деятельность.
Формирование синдрома достижения личного и коллективного
успеха.
На первый взгляд кажется, что стремление к личному и одновременно
к коллективному
успеху
на практике
невозможно.
Ведь
если
ребенок
ставит
во главу
угла
личный
успех,
он невольно
пренебрегает
коллективным, и наоборот. Однако достижение баланса все же возможно.
Происходит это, когда учащийся-вокалист не просто стремится быть лучше
других, а старается выйти на первые позиции именно с профессиональной
точки зрения. То есть, быть самым ответственным, самым трудолюбивым,
работоспособным, старательнее других выполнять рекомендации педагога
и т.д. Тут есть рациональное зерно: чтобы достичь в чем-либо успеха,
необходимо много практиковаться.
А практика предполагает не только успех, но и неудачи. В силу своей
незрелости учащиеся могут по-разному оценивать причины своих удач
и неудач. Кто-то все спишет лишь на действие внешних факторов, таких
как
удача,
везение.
Другой же
попытается
разобраться
во внутренних
факторах (оценить приложенные усилия, уровень подготовки и даже свое
физическое состояние в момент выступления).
Поэтому потребуется очень грамотная работа руководителя вокальной
студии, который поможет учащемуся понять, что причина его удач или
неудач кроется не в недостатке способностей, а в недостатке приложенных
усилий,
то есть
научит
учитывать
не только
внешние,
но и внутренние
факторы.
Постановка личных и коллективных
целей
на ближнюю
и дальнюю перспективу.
При постановке конкретных целей значительно легче добиться успеха.
При этом очень важно, чтобы наряду с самими целями, прописывались
и проговаривались
и способы их достижения.
Четко
обозначенные
цели
позволяют учащимся упорядочить процесс подготовки, структурировать
его и разбить на мелкие, легко достижимые промежуточные этапы. Умение
планировать,
наряду
со способностью
самоанализа,
является
одним
из важнейших факторов развития мотивации успеха.
Педагог.
Во-первых, взаимодействие обучающегося и педагога предполагает
повышение
трудовой
мотивации
и
квалификации
самого
педагога.
Он
должен быть «источником» широкого круга культурных ценностей, таких
как
нормы
и
правила
поведения,
суждения
и
поступки,
гражданская
позиция,
духовно-нравственное
развитие
и
педагогическая
этика.Во-
вторых,
он
должен
развивать
субъективные
свойства,
индивидуальную
самобытность каждого обучающегося, строить взаимодействия на доверии,
достоинстве, доброжелательности.
Индивидуальные занятия.
Специфика образовательной деятельности творческого объединения по
в о к а л у
о п и р а е т с я
н а
п р и н ц и п ы
с о ц и а л ь н о й
а к т и в н о с т и ,
мотивированности,
взаимодействия
личности
и
коллектива.
Самыми
эффективными
и
результативными
являются
индивидуальные
занятияс
обучающимися.
Они
учитывают
возраст
при
выборе
исполняемого
репертуара, уровень освоения детьми навыков пения.
Формы организации певческой деятельности и творчества
обучающегося включает: вокальные и двигательные упражнения, анализ
музыкального и литературного текстов, пение под фонограмму упражнения
на
дикцию,
дыхание,
работу
над
вокальной
техникой,
сценическую
подготовку.
Развитие
музыкально-певческих
способностей,
достижение
поставленной
цели
через
волю
и
труд,
приложение
усилий
–
самые
надежные мотиваторы.
Разновозрастный уровень обучающихся вокалом (младшие, средние
классы) затрагивает вопрос межличностных отношений, влияние старших
на
младших
(близость
или
дистанцированность
норм
и
моделей
поведения).
Поскольку
у
младших
воспитанников
слабо
развита
самокритичность,
то
мотивационным
пространством
младших
воспитанников
становятся:
положительная
характеристика
старших,
их
стремление
оказать
младшим
помощь,
поддержку,
«равноправие»
присутствия
в
коллективе.
Обладая
импульсивным
поведением,
воспитанники
младшего
возраста
не
всегда
способны
контролировать
повышенную
эмоциональность
в
силу
своего
возраста.
Поэтому,
индивидуальные
занятия
помогают
раскрепощению,
вниманию,
восприятию
информации.В
любой
из
перечисленных
выше
форм
деятельности есть возможность заниматься без утомительных репетиций и
повторов.
Отношения в творческом коллективе
Формирование творческого, дружного коллектива, где отношения
выстраиваются
с
позиции
взаимопомощи
и
уважения
друг
к
другу,
создание условий и возможностей для каждого петь в ансамбле и одному
(соло). От значимости достигнутого («ты не подвел педагога, который
верил в тебя», «ты нужен») у обучающихся «вырастают крылья». Педагог,
ведущий занятия с детьми, должен создавать на занятиях непринужденную
рабочую
атмосферу,
поддерживать
в
детях
состояние
творчества,
пробуждать
их
воображение.
Занятие
должно
нравиться.
Это
является
прекрасной
мотивацией
присутствовать
на
каждом
занятии
(не
пропускать), быть востребованным.
Репертуар
Чтобы вызвать интерес и желание детей всех возрастов к процессу
обучения вокалом, песенный репертуар подбирается с учетом яркости,
выразительности и мелодии и текста. Два вида искусств – музыка и поэзия
–
объединившись,
должны
затронуть
детскую
душу,
а,
следовательно,
вызвать
душевное
волнение,
эмоциональный
отклик.Мотивацию
к
исполнению
конкретной
песни
могут
вызвать
интересные
факты
из
детской
биографии
музыканта,
поэта,
подробный
анализ
содержания
песни. Мотивацией может стать желание исполнить именно эту (любимую)
песню, либо песню очень известного исполнителя, либо песню "хит". Если
это
сольное
исполнение,
тоувеличиваетя
ответственность
вокалиста
и
таким образом мотивация спеть очень хорошо, как в оригинале.
Репертуар – фундамент, на котором строится обучение и воспитание
детей. С этой точки зрения проблема отбора песен – сложная и актуальная
для
любого
руководителя.
Разным
по
характеру
детям,
необходимо
предлагать
разные
песни.
Подвижным
–
спокойные,
медлительным
–
п од в и жн ы е .
П р и н ц и п
и н д и в и д уа льн о го
п од ход а
в к л юч а е т
психологический принцип и учет индивидуальных особенностей звучания
голоса,
звукообразования,
которые
связаны
со
строением
голосового
аппарата. Здесь взаимодействуют три составляющих: музыкальный опыт
руководителя,
интерес
обучающихся,
степень
сложности
песенного
материала. Идеальный вариант – их совпадение.
Концертная деятельность
Это важное мотивационное звено в процессе обучения вокалом.
Выступления
при
зрителях
(одноклассники,
родители,
педагоги
и
т.д.)
развивают артистизм, желание стать певцом, сопричастность к социально
значимым событиям страны (День Защитника Отечества, Международный
женский
день,
День
матери,
День
пожилого
человека,
День
Победы…).Исполняемый
песенный
репертуар
демонст рирует
обучающимся
образцы
гуманизма,
духовности,
формирует
навыки
нравственного поведения, убеждения, идеалы – их будущее мировоззрение.
Участие в конкурсах
Выступления на различных сценах помогает учащимся приобрести
необходимый практический опыт, избавиться от страха перед публикой,
преодолеть боязнь неудачи, а также сравнить свой уровень подготовки
с уровнем
подготовки
других
учащихся
и сделать
соответствующие
выводы. Ожидание негативных последствий может помешать некоторым
учащимся
принимать
участие
в подобных
мероприятиях,
но с помощью
педагога
его
можно
преодолеть.
В этом
случае
начинать
нужно
с коллективных
выступлений,
и лишь
затем
переходить
к сольным
выступлениям сначала на сцене родного учебного заведения, постепенно
переходя на сцены районного, городского и краевого масштабов.
Составление портфолио
Портфолио индивидуальных достижений также может служить одним
из стимулов
развития
мотивации
успеха.
Этот
метод
решает
одну
из важнейших
педагогических
задач —
создает
ситуацию
успеха
для
каждого
учащего ся,
повышает
его
самооценку
и уверенность
в собственных возможностях.
Таким
образом
,
современная
педагогическая
наука
предлагает
нам
разные
методы
формирования
мотивации
успеха
на занятиях в вокальной студии. Эти методы чрезвычайно разнообразны,
а их комплексное
использование
позволяет
максимально
раскрыть
творческих
потенциал
учащихся,
преодолеть
страх
н еудачи
и сформировать устойчивую мотивацию к успеху.
Список литературы:
1.
Божович
Л. И .
О мотивации
учения /
Л . И.
Божович.
М.:
Просвещение, 1972. 44 с.
2.
Буланов В. Г. Как пение способствует развитию различных и весьма
полезных качеств личности/ В. Г. Буланов. Екатеринбург 2003. С. 13-16
3.
Петрушин
В. И.
Музыкальная
психология.
М.:
Академический
проект, 2009. 400 с.
4.
Судаков К. В. Доминирующая мотивация. М.: Изд-во РАМН, 2004.
235 с.
5.
Асеев В. «Мотивация поведения и формирование личности». М.,
1997.
6.
Хаммер
Я. С.
Профессиональный
успех
и его
детерминанты//
Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 147-153.
7.
Холопова В. Н. Музыка как вид искусства / учебное пособие. СПб.:
Лань: Планета музыки, 2014. 319 с.
8.
Багадуров В. «Вокальное воспитание детей». М., 1980.
9.
Исаева И. «Эстрадное пение». М., 2006.
10.
Нечаев
М.
«Управленческие
технологии
организации
внеурочной
деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС.» М., 2013,№9 –
с. 16-21.