Автор: Силаева Наталья Александровна
Должность: Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №63» Республика Татарстан г. Нижнекамск
Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: Конспект семинара – практикума для родителей детей с ОВЗ на тему «Арттерапия в развитии детей»
Тема: Арттерапия в развитии детей
Раздел: дошкольное образование
Силаева Наталья Александровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной
категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №63» Республика Татарстан г. Нижнекамск
Конспект семинара – практикума для родителей детей с ОВЗ на тему
«Арттерапия в развитии детей»
Краткое описание: цель семинара-практикума - познакомить родителей с вариантами арттерапии,
развивающими ребенка с ОВЗ в условиях семьи
.
В конспекте рассмотрен вопрос необходимости
арттерапии,
представлены
арттерапевтические
игры.
Семинар
имеет
теоретическую
и
практическую направленность.
Цель: познакомить родителей с вариантами арттерапии, развивающими ребенка с ОВЗ в
условиях семьи
.
Вопросы:
1 Ознакомление родителей с понятием «арттерапия».
2 Рекомендации по использованию игр для развития мышления в условиях семьи.
Оборудование: Ноутбук, презентации, наборы раздаточного материала, столы, стульчики.
Предварительная работа: подготовка материала для родителей, подготовка презентации
по теме
Ход тренинга
1.Вступление.
Педагог знакомит родителей с темой
—
Сегодня
мы
с
вами
поговорим
о
том,
что
такое
арттерапия,
почему
она
необходима для развития детей.
Арттерапия, основанная на воздействии искусства, многообразна в направлениях
так
же,
как
многообразны
виды
искусства.
Обратим
внимание
на
следующие
виды
арттерапии: имаготерапия опирается на теоретическое положение об образе и единстве
личности и образа; куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя
(сказки,
мультфильма,
игрушки);
образно-ролевая
драмтерапия,
где
осуществляется
«реконструкция
поведенческой
реакции»;изотерапия
(рисунок,
лепка)
–
лечебное
воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Библиотерапия
является
самой
доступной
из
всех
методов
арттерапии.
Если
ребенок
категорически
отказывается
читать
и
даже
слушать
художественные
произведения, альтернативной библиотерапии может стать мульттерапия. Метод, как и
любой другой в арттерапии, имеет пассивную и активную формы. Активная предполагает
создание детьми своих собственных незамысловатых мультфильмов. Эта форма имеет
множество
преимуществ:
творчество
вразных
видах
искусства
(живопись,
графика,
скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр);
развитие
командного
духа,
чувства
товарищества;
возможность
почувствовать
себя
настоящим творцом и т.д.
Мульттерапия
никого
не
оставит
равнодушным.
Силу
воздействия
зрительных
образов на психику доказывать не надо, но только просмотр без обсуждения и игры по
мотивам мультфильма все же будет недостаточным. Нетрадиционные техники рисования
также
снижают
контроль
сознания,
ослабляют
механизмы
защиты,
продуцируют
спонтанность, свободу самовыражения. Вариантов множество: рисование при помощи
оттисков,
печатей
(пробок,
овощей,
листьев
и
пр.),
монотипия,
кляксография,
каракулеграфия, рисование ниткой, ластиком, ватными палочками, ладошками, рисование
на
стекле,
рисование
мятой
бумагой,
губкой,
ватой,
жесткой
щеткой,
создание
пластилиновых картин с помощью различных видов круп, рисование манкой на черном
листе, линогравюры, гратаж и пр. Предложения по новому использовать изобразительные
материалы создают почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения
зависимости
от
стереотипов,
повышения
настроения,
развития
воображения,
адаптационных способностей.
Арттерапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и
спонтанной
активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка,
любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок
имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для
него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных
суждений и сравнений. Помнить, что основные цели арттерапевтического занятия —
психотерапевтическая
и
коррекционная,
а
не
обучающая.
Поэтому
ориентироваться
нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое
помогает лучше понять себя, свой внутренний мир.
2.Основная часть. Знакомство с игровым материалом.
—
Предлагаем
вам
познакомиться
с вариантами арттерапии и самим выполнить
задания.
Родителям даются пояснения как в них играть.
1.
Практическая часть. Проведение совместного занятия.
-
Предлагаю
вам,
родители
сегодня
самим
попробовать
использовать
варианты
арттерапии.
Разделимся
на
набольшие
команды.
Перед
вами
на
столе
материал.
Инсценировка
волнующего
сюжета
или
разыгрывание
с
помощью
кукол.
Всячески
поощряется игра, сюжет которой, так или иначе, связан с проблемой. Например, при
страхе уколов, врачей, больницы хорошо бы организовать прививочный кабинет для кукол
и зверушек и позволить орудовать ребенку настоящим одноразовым шприцом. (Родители
перевоплощаются в героев и обыгрывают ситуации)
Затем
из
картинок
предлагается
создать
коллаж
различных
ситуаций,
которые
обыгрывали родители.
2.
Заключительная часть. Обсуждение проведенного занятия.
— Вы внимательно изучали арттерапию и сегодня предлагаю вам по некоторым
темам выполнить задания дома.
Литература:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ.сред. и
высш.
пед.учебн.заведений/Е.А.
Медведева,
И.Ю.
Левченко,
Л.Н.
Комиссарова,
Т.А.Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2.Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. –
М. : Изд-во «Гном и Д», 2001.
3. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников
с ЗПР / С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2005.