Напоминание

Арттерапия в развитии детей


Автор: Силаева Наталья Александровна
Должность: Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №63» Республика Татарстан г. Нижнекамск
Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: Конспект семинара – практикума для родителей детей с ОВЗ на тему «Арттерапия в развитии детей»
Тема: Арттерапия в развитии детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Силаева Наталья Александровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной

категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №63» Республика Татарстан г. Нижнекамск

Конспект семинара – практикума для родителей детей с ОВЗ на тему

«Арттерапия в развитии детей»

Краткое описание: цель семинара-практикума - познакомить родителей с вариантами арттерапии,

развивающими ребенка с ОВЗ в условиях семьи

.

В конспекте рассмотрен вопрос необходимости

арттерапии,

представлены

арттерапевтические

игры.

Семинар

имеет

теоретическую

и

практическую направленность.

Цель: познакомить родителей с вариантами арттерапии, развивающими ребенка с ОВЗ в

условиях семьи

.

Вопросы:

1 Ознакомление родителей с понятием «арттерапия».

2 Рекомендации по использованию игр для развития мышления в условиях семьи.

Оборудование: Ноутбук, презентации, наборы раздаточного материала, столы, стульчики.

Предварительная работа: подготовка материала для родителей, подготовка презентации

по теме

Ход тренинга

1.Вступление.

Педагог знакомит родителей с темой

Сегодня

мы

с

вами

поговорим

о

том,

что

такое

арттерапия,

почему

она

необходима для развития детей.

Арттерапия, основанная на воздействии искусства, многообразна в направлениях

так

же,

как

многообразны

виды

искусства.

Обратим

внимание

на

следующие

виды

арттерапии: имаготерапия опирается на теоретическое положение об образе и единстве

личности и образа; куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя

(сказки,

мультфильма,

игрушки);

образно-ролевая

драмтерапия,

где

осуществляется

«реконструкция

поведенческой

реакции»;изотерапия

(рисунок,

лепка)

лечебное

воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Библиотерапия

является

самой

доступной

из

всех

методов

арттерапии.

Если

ребенок

категорически

отказывается

читать

и

даже

слушать

художественные

произведения, альтернативной библиотерапии может стать мульттерапия. Метод, как и

любой другой в арттерапии, имеет пассивную и активную формы. Активная предполагает

создание детьми своих собственных незамысловатых мультфильмов. Эта форма имеет

множество

преимуществ:

творчество

вразных

видах

искусства

(живопись,

графика,

скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр);

развитие

командного

духа,

чувства

товарищества;

возможность

почувствовать

себя

настоящим творцом и т.д.

Мульттерапия

никого

не

оставит

равнодушным.

Силу

воздействия

зрительных

образов на психику доказывать не надо, но только просмотр без обсуждения и игры по

мотивам мультфильма все же будет недостаточным. Нетрадиционные техники рисования

также

снижают

контроль

сознания,

ослабляют

механизмы

защиты,

продуцируют

спонтанность, свободу самовыражения. Вариантов множество: рисование при помощи

оттисков,

печатей

(пробок,

овощей,

листьев

и

пр.),

монотипия,

кляксография,

каракулеграфия, рисование ниткой, ластиком, ватными палочками, ладошками, рисование

на

стекле,

рисование

мятой

бумагой,

губкой,

ватой,

жесткой

щеткой,

создание

пластилиновых картин с помощью различных видов круп, рисование манкой на черном

листе, линогравюры, гратаж и пр. Предложения по новому использовать изобразительные

материалы создают почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения

зависимости

от

стереотипов,

повышения

настроения,

развития

воображения,

адаптационных способностей.

Арттерапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и

спонтанной

активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка,

любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок

имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для

него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных

суждений и сравнений. Помнить, что основные цели арттерапевтического занятия —

психотерапевтическая

и

коррекционная,

а

не

обучающая.

Поэтому

ориентироваться

нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое

помогает лучше понять себя, свой внутренний мир.

2.Основная часть. Знакомство с игровым материалом.

Предлагаем

вам

познакомиться

с вариантами арттерапии и самим выполнить

задания.

Родителям даются пояснения как в них играть.

1.

Практическая часть. Проведение совместного занятия.

-

Предлагаю

вам,

родители

сегодня

самим

попробовать

использовать

варианты

арттерапии.

Разделимся

на

набольшие

команды.

Перед

вами

на

столе

материал.

Инсценировка

волнующего

сюжета

или

разыгрывание

с

помощью

кукол.

Всячески

поощряется игра, сюжет которой, так или иначе, связан с проблемой. Например, при

страхе уколов, врачей, больницы хорошо бы организовать прививочный кабинет для кукол

и зверушек и позволить орудовать ребенку настоящим одноразовым шприцом. (Родители

перевоплощаются в героев и обыгрывают ситуации)

Затем

из

картинок

предлагается

создать

коллаж

различных

ситуаций,

которые

обыгрывали родители.

2.

Заключительная часть. Обсуждение проведенного занятия.

— Вы внимательно изучали арттерапию и сегодня предлагаю вам по некоторым

темам выполнить задания дома.

Литература:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ.сред. и

высш.

пед.учебн.заведений/Е.А.

Медведева,

И.Ю.

Левченко,

Л.Н.

Комиссарова,

Т.А.Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2.Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. –

М. : Изд-во «Гном и Д», 2001.

3. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников

с ЗПР / С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2005.



В раздел образования