Автор: Денисова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7
Населённый пункт: г.Ленинск–Кузнецкий Кемеровской обл.
Наименование материала: Проект
Тема: Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья»
Раздел: дошкольное образование
Условия формирования единого культурно-образовательного
пространства «детский сад-семья»
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей
дошкольного возраста
Педагогический проект
Исполнитель:
Денисова Елена Борисовна,
Воспитатель.МБДОУ № 7,г.Ленинск-
Кузнецкий
2019
Составитель: Е.Б. Денисова, воспитатель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7»
Денисова Е.Б. Условия формирования единого культурно-образовательного
пространства «детский сад-семья»[Текст]: педагогический проект / сост. Е.Б.
Денисова. – Ленинск-Кузнецкий, 2019
В
описании
педагогического
проекта
Е.Б.
Денисовой
представлено
теоретическое
обоснование,
практические
разработки,
диагностика
патриотического
воспитания
детей,
формы
работы
по
патриотическому
воспитанию в условиях семьи
и
ДОУ. Данная работа рекомендована
воспитателям, родителям дошкольных учреждений.
МБДОУ «Детский сад №7»
2019
Содержание
1.Аннотация проекта…………………………………………………………….3
2. Описание проекта……………………………………………………………..4
2.1. Название проекта……………………………………………………….4
2.2. Постановка проблемы………………………………………………….4
2.3. Цели и задачи проекта…………………………………………………5
2.4. Описание проекта………………………………………………………5
2.5. Рабочий план реализации проекта……………………………………7
2.6. Оценка результатов…………………………………………………….11
2.7. Дальнейшее развитие проекта…………………………………………11
2.8. Источники исходных данных о проекте……………………………..12
3. Приложения
1.
Аннотация проекта
Педагогический проект «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие
патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста»
разработан
воспитателем МБДОУ «Детского сада №7» Денисовой Еленой Борисовной.
Участники
проекта:
дети
подготовительной
группы,
педагоги,
родители.
Деятельность проекта рассчитана на один год – с сентября 2018г. по май
2019г.
Этапы реализации проекта: подготовительный (сентябрь-октябрь 2018г),
практический (ноябрь 2018-март 2019 гг), итоговый (апрель-май 2019г).
Создание данного проекта продиктовано потребностью педагогического
коллектива
дошкольного
образовательного
учреждения
и
родителей
воспитанников в:
повышении качества патриотического воспитания детей;
систематизации
накопленного
в
образовательном
учреждении
педагогического
опыта
по
патриотическому
воспитанию,
социализации дошкольников;
создании единого образовательного пространства, включающего
детей, педагогов, родителей и общественные организации.
Целью проекта является воспитание патриотизма у детей дошкольного
возраста при взаимодействии ДОУ и семьи.
В настоящее время эта работа актуальна, так как сегодня одним из
приоритетных
направлений
государственной
политики
является
стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном
Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания
и др.
Проект
предполагает
систематическую
разноплановую
работу,
использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей,
разнообразных форм работы с родителями – все это создаст условия для
патриотического воспитания детей.
Результатами проекта должны стать:
-
профессиональная
компетентность
педагогов
и
родителей
в
вопросах
патриотического воспитания;
- сформированные патриотические чувства у детей;
-
тесная
взаимосвязь
семьи
и
педагогического
коллектива
дошкольного
учреждения в формировании патриотического воспитания детей дошкольного
возраста.
3
2.
Описание проекта
2.1.Название проекта
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания
детей дошкольного возраста.
2.2. Постановка проблемы
Молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное
представление
о
событиях
исторического
наследия
страны.
Старинная
мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает
ничего».
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о
родном
городе,
стране,
особенностях
русских
традиций.
Равнодушное
отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и
сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с
родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма,
гражданственности
не
считаются
важными,
и
зачастую
вызывают
лишь
недоумение.
Привлечение
семьи
к
патриотическому
воспитанию
детей
требует
от
воспитателя
особого
такта,
внимания
и
чуткости к каждому ребенку.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего
дошкольного учреждения анкетирование, показало:
к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес
к истории и культурному наследию города, края;
у 65% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
80%
родителей
не
имеют
возможности
посещать
культурные
учреждения города из-за высокой занятости;
40% родителей затрудняются в знании истории города, края;
20% родителей не знают историю города и края.
На
основе
изучения
работы
дошкольного
учреждения
по
патриотическому
воспитанию
детей
мы
выявили
факт
недостаточного
подключения родителей к решению данного взгляда. В основном задачи
патриотического
воспитания
решались
воспитателями
в
разных
видах
деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками
педагогического просвещения. Мы поставили цель — вовлечь родителей в
процесс
патриотического
воспитания
детей
с
помощью
взаимодействия,
найти новые формы работы с родителями.
4
2.3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста при
взаимодействии ДОУ и семьи.
Задачи:
1.
Изучить
научно-педагогическую
литературу
по
проблеме
взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
2.
Формировать патриотические чувства у детей;
3.
Определить и применить новые формы работы взаимодействия семьи и
педагогического
коллектива
ДОУ
в
формировании
патриотического
воспитания детей дошкольного возраста;
4.
Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического
государства,
способных
к
социализации
в
условиях
гражданского
общества.
2.4. Описание проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы
МБДОУ
№
7
с
детьми
в
специально
организованной
деятельности,
совместной
деятельности
педагога,
родителя
и
ребёнка,
самостоятельной
детской
деятельности;
с
педагогами
-
в
условиях
проведения
активной
методической работы.
Настоящий проект рассчитан на один год с сентября 2018г. по май 2019г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Правовой основой взаимодействия дошкольного учреждения с
родителями являются документы международного права:
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Семейный кодекс.
«Закон об образовании»
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2001 – 2005 гг.», утверждённая Правительством РФ от 16.02.2001 г.
Национальная доктрина образования в Российской федерации.
Реализация проекта осуществляется в три этапа.
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2018г).
Работа на данном этапе предполагает изучение научно-педагогической
литературы по проблеме, создание условий для организации игровой среды
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление
знаний
родителей,
проведение
мониторинга
детей
на
начальном
этапе
реализации проекта.
5
На
практическом
этапе
(ноябрь2018г-март
2019г)
разработана
и
реализована
совместная
деятельность
детей
и
такие
формы
работы
с
родителями, как:
-
традиционные
(круглый
стол
для
родителей
«Воспитать
патриота
и
гражданина,
экскурсии
совместно
с
родителями,
семинары-практикумы,
детские праздники);
-
наглядно-информационные
(видеофильмы,
выставки,
информационные
проспекты, журналы, газеты, стенды, тематические выставки);
-
инновационные
(взаимодействие
ДОУ
с
семьёй
в
рамках
музейной
педагогики,
организация клуба для родителей «Счастливая семья», лекторий
для
родителей,
взаимодействие
с
семейными
группами
детского
сада,
творческие конкурсы с детьми и родителями).
Итоговый (апрель-май 2019г). На этапе завершения подводятся итоги
проделанной
работы
(анкетирование
родителей,
мониторинг
детей
подготовительной группы).
Ресурсное обеспечение,
необходимое для выполнения проекта:
Материально-техническое:
ф о т о а п п а р а т,
в и д е о к а м е р а , DWD,
компьютер, театральные костюмы, игровое оборудование.
Учебно-методическое:
произведения
художественной
литературы,
специальная литература, плакаты, раскраски, картины по патриотическому
воспитанию, конспекты занятий, сценарии праздников.
Информационное:
п еч ат н а я
и н ф о р м а ц и я ,
д и с к и ,
п р о с м о т р
познавательных телепередач, журналы «Дошкольное воспитание», «Старший
воспитатель», компьютерная сеть.
6
2.5.
Рабочий план реализации проекта
№ Сроки
проведен
ия
Мероприятие
Место
проведени
я
Кто
проводит
1.
01.09.18г-
10.09.18г
Изучение
научно-методической
литературы.
методкаби
нет
Ст.воспита
тель
2.
01.09.18г-
15.09.18г
Подбор
игр по патриотическому
воспитанию.
группы
Воспита-
тели
3.
01.09.18г-
Наблюдение и мониторинг детей
Подготов.
Воспита-
30.09.18г
по патриотическому воспитанию.
группа
тели
4.
01.09.18г-
20.09.18г
С о з д а н и е
у с л о в и й
д л я
организации
игровой
среды
по
патриотическому
воспитанию
детей дошкольного возраста.
группы
Воспита-
тели
5.
21.09.18г
Заседание
круглого
стола
с
родителями «Воспитать патриота
и гражданина».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
6.
22.09.18г
Оформление
информационного
с т е н д а
« Р а с т е м
в м е с т е
с
Кузбассом».
Холл д/с
Воспита-
тели
7.
26.09.18г
А н к е т и р о в а н и е
р о д и т е л е й
« Го т о в н о с т ь
к
р а б о т е
п о
патриотическому воспитанию».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
8.
03.10.18г
Знакомство
дошкольников
с
историей возникновения города.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
9.
07.10.18г
Беседа
с
детьми
«Что
такое
патриотизм».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
10.
18.10.18г
Экскурсия в краеведческий музей
Краевед.
музей
Воспита-
тели
11.
05.10.18г,
21.10.18г
Участие педагогов в методических
объединениях
ДОУ,
с
целью
повышения
профессиональной
к о м п е т е н т н о с т и
п о
т е м е
«Патриотическое
во спитание
детей дошкольного возраста».
методкаби
нет
Ст.воспита
тель
12.
03.10.18г-
20.10.18г
Создание
мини-музея
в
группе
«Моя малая Родина».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
13.
25.10.18г
Организация клуба для родителей
«Счастливая семья».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
14.
03.11.18г-
09.11.18г
Создание
альбома
«История
города».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
15.
10.11.18г
Экскурсия
к
памятным
местам
города.
Воспита-
тели
16.
10.11.18г-
15.11.18г
Создание символики детского сада
и группы.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
17.
17.11.18г
Фотовыставка «Самое
красивое
место в нашем городе».
Воспита-
тели
18.
22.11.18г
Лекторий для родителей.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
19.
23.11.18г
Консультация
для
родителей
с е м е й н ы х
г р у п п
в
р а м к а х
патриотического воспитания.
Подготов.
группа
Воспита-
т е л и ,
с т.
воспитател
ь
20.
08.11.18г,
16.11.18г,
24.11.18г
В о в л е ч е н и е
р о д и т е л е й
в
образовательный
процесс
по
о з н а ко м л е н и ю
с
г о р о д о м ,
проведение цикла бесед с детьми
«Я могу рассказать вам…»
Подготов.
группа
Воспита-
тели
21.
30.11.18г
Творческий конкурс с родителями.
Подготов.
группа
Воспита-
тели,
муз.руково
дитель
22.
05.12.18г
Целевая прогулка на центральную
площадь.
Воспита-
тели
23.
09.12.18г
Беседа « История Кузбасса».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
24.
05.12.18г-
20.12.18г
Подбор фотографий для журнала
«С чего начинается Родина».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
25.
13.12.18г
Тематическая
беседа «Семейные
реликвии».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
26.
16.12.18г
Заседание
круглого
стола
для
родителей «Воспитать патриота и
гражданина».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
27.
21.12.18г
Педагогический совет: «Формы и
приемы взаимодействия педагогов
Д О У
и
р о д и т е л е й
п о
патриотическому
воспитанию
детей».
методкаби
нет
Ст.воспита
тель
28.
23.12.18г
С е м и н а р - п р а к т и к у м
д л я
родителей
по
изготовлению
атрибутов к празднику.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
29.
28.12.18г
Показ видеофильма для родителей
«Один день из жизни группы».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
30.
12.01.19г
16.01.19г
Занятие о том, как горожане чтят
память
о
знаменитых
людях
города.
Тематическая выставка:
"Мы живем в России".
Подготов.
группа
холл д/с
Воспита-
тели
Воспита-
тели
32.
16.01.19г-
23.01.19г
Подготовка к празднику «Пришла
Коляда-отворяй ворота».
Подготов.
группа
Воспита-
тели,
муз.руков.
33.
20.01.19г
Заседание клуба
для
родителей
«Счастливая семья».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
34.
27.01.19г
Проведение праздника совместно
с
родителями
«Пришла
Коляда-
отворяй ворота».
Подготов.
группа
Воспита-
тели,
муз.руков.
35.
09.01.19г-
23.01.19г
Привлечение родителей в подборе
коллекции
значков,
медалей,
марок, открыток для мини-музея.
Воспита-
тели
36.
26.01.19г
Лекторий для родителей.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
37.
02.02.19г
Занятие
на
тему
«Есть
такая
профессия – Родину защищать».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
38.
10.02.19г
Тематический вечер «Волшебные
ленты
дорог»-познакомить
с
п а м я т н и к а м и
з а щ и т н и к а м
Отечества.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
39.
13.02.19г
Выставка
детских
ри сун ков
«Защитники Отечества».
Холл д/с
Воспита-
тели
40.
06.02.19г-
15.02.19г
Изготовление
и
оформление
книжек-раскладушек
«Герои
наших дней».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
41.
13.02.19г-
20.02.19г
Совместная работа с родителями
-организация
выставки
детских
работ
военно-патриотической
тематики.
Холл д/с
Воспита-
тели
42.
22.02.12г
Праздник,
посвященный
Дню
защитника Отечества.
Подготов.
группа
Воспита-
тели,
муз.
руковод.
43.
29.02.19г
Творческий конкурс «Как я знаю
историю Кузбасса».
Подготов.
группа
Воспита-
тели,
муз.
руковод.
44.
02.03.19г
Экскурсия
в
сквер
Мартовского
восстания.
Воспита-
тели
45.
05.03.19г-
16.03.19г
Пополнение
коллекцией
мини-
музея.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
46.
15.03.19г
Выпуск
журнала
«Знаменитые
земляки нашего города».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
47.
19.03.19г
Заседание
клуба
«Счастливая
семья».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
48.
06.03.19г
Проведение народных праздников
в
стиле
народных
традиций
(Масленица).
Подготов.
группа
Воспита-
тели,
муз.
руковод.
49.
21.03.19г
Семинар-практикум «Традиции и
обычаи русского народа».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
50.
28.03.19г
К о н к у р с
с е м е й н ы х
г а з е т
«Любимые места родного города».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
51.
10.04.19г
Про смот р
и л л ю с т р ат и в н о го
материала о подвигах детей в годы
Подготов.
группа
Воспита-
тели
ВОВ. Создание выставки.
52.
16.04.19г
Галерея детского творчества «Мой
край родной».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
53.
20.04.19г
П р е зе н т а ц и я
кол л е к ц и й
и з
семейных мини-музеев.
Подготов.
группа
Родители
54.
23.04.19г
Заседание
клуба
«Счастливая
семья».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
55.
27.04.19г
Анкетирование родителей по теме
«Патриотическое воспитание».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
56.
04.05.19г-
25.05.19г
Мониторинг детей старшего д/в.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
57.
07.05.19г-
18.05.19г
Составление сборника сценариев,
занятий,
подбор
дидактических
игр и игровых упражнений.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
58.
21.05.19г-
24.05.19г
Подготовка отчета о проделанной
работе и оформление материала.
Методкаби
нет
Воспита-
тели
59.
25.05.19г
Разработка и проведение круглого
стола
по
итогам
реализации
проекта.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
60.
29.05.19г
Презентация проекта.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
10
2.6.
Оценка результатов
С целью определения результативности работы проекта «Взаимодействие
ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного
возраста»,
было
проведено повторное
анкетирование
родителей,
которое
выявило значительную динамику.
Анализ анкет показал высокий уровень знаний родителей по заданным
вопросам, выявление интереса к данной проблеме.
Мониторинг патриотического воспитания дошкольников по М. Ю.
Новицкой включал в себя следующие разделы:
- Родная страна
- Символика
- История народной культуры и традиций
- Историко- географический и природный компоненты
- Личностный компонент.
Рост познавательной активности детей повысился на 32 %
2.7. Дальнейшее развитие проекта
В результате проделанной нами работы и опираясь на результаты,
возникла
идея
о
создании
долгосрочного
проекта
по
патриотическому
воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение»
2 блок «Детский сад – мой второй дом»
3 блок «Родной свой край люби и знай!
4 блок «Россия – Родина моя»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный
краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем
самым,
делая
познавательный
процесс,
интересным
и
мотивационным.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников,
помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и
активное
участие
–
залог
успеха
всей
нашей
работы.
Сегодня
мы
с
уверенностью можем сказать, что смогли привить детям чувство любви и
привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также
гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!
Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку почувствовать
себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться
уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о
будущем, ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет
рассчитывать на прогрессивное развитие.
11
2.8.
Источники исходных данных о проекте
1. Вишневская, В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей
5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации
[Текст]:
учебное пособие/ В.Н. Вишневская. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 64с.
2. Волчанская, Т.В. Дети дошкольного возраста в пространстве культуры
[Текст]: учебное пособие / Т.В. Волчанская. - Просвещение РОСМЭН, 2004. –
98с.
3. Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие
для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан РФ» [Текст]: учебное пособие/ Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2005. –
90с.
4.
Евдокимова,
Е.С.
Педагогическая
поддержка
семьи
в
воспитании
дошкольника [Текст]: учебное пособие / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ «Сфера»,
2005.-87с.
5.
Зеленова,
Н.Г.,
Осипова,
Л.Е.
Мы
живём
в
России.
Гражданско-
патриотическое воспитание дошкольников[Текст]: учебное пособие / Н.Г.
Зеленова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 128с.
6. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения
[Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.С. Киселева. –
М.: ТЦ «Сфера», 2009. -64с.
7. Князева, О.Л., Маханёва, М.Д.
Приобщение детей к истокам русской
народной культуры [Текст]: учебно-методическое пособие. / О.Л. Князева. –
СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 196с.
8. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду
[Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений / М.Ю. Новицкая.
– М.: Линка - Пресс, 2003. – 128с./
9. Царенко, Л.Ф. Родина наша – колыбель героев [Текст]: учебное пособие /
Л.Ф.Царенко. – Курск, 1994. – 22с.
10. Шаламова, Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому
воспитанию
в
ДОУ
[Текст]:
учебное
пособие
/
Е.И.
Шаламова.–
М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 94с.
12