Автор: Захарова Лилия Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Населённый пункт: г. Балаково Саратовской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Средства и методы формирования познавательного развития у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Средства и методы формирования познавательного развития у
детей дошкольного возраста
Образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе
воспитания дошкольников. В связи с этим необходимы новые подходы к
организации воспитательного процесса. Все более актуальными становится
использование в воспитательном процессе приемов и методов, которые
формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать
необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения,
обновление содержания воспитательного процесса. В последние годы эту
проблему пытаются решать через организацию проектной деятельности.
Уже в первой половине XX века, в 1905 году, русским педагогом С.Т.
Шацким был предложен метод проектов. Проектная деятельность содержит
постановку
проблемы,
которую
предстоит
решить
в
ходе
работы
над
проектом, постановку цели, планирование действий, поиск информации и
получение
продукта-результата
деятельности,
обсуждение
получившихся
результатов.
Е. Г. Кагаров является продолжателем дела С. Т. Шацкого и А. С.
Макаренко. Он выделил отличительные черты метода проектов, указав, что
только
данный
метод
обучения
позволяет
сочетать
детские
интересы
и
потребности дня, обеспечивает слияние теории с практикой. Е. Г. Кагаров в
своей работе «Метод проектов в трудовой школе» изложил основы своей
теории:
- исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего
дня;
- проект должен осуществляться поэтапно;
-
проект
–
слияние
теории
и
практики.
Это
не
только
постановка
умственной задачи, но и практическое воплощение её;
-
ведущим
становится
принцип
самодеятельности:
намечается
план
заданий и активно выполняют одно за другим [16, с. 63].
Одним из исследователей метода проекта в современном образовании
является Нинель Юловна Пахомова (кандидат педагогических наук, доцент
Московского института открытого образования). Она определяет учебный
проект как дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Н. Ю.
Пахомова, исследуя метод проектов в своей работе «Метод учебного проекта
в образовательном учреждении», рассматривает учебный проект, как с точки
зрения учителя, так и с точки зрения учащегося.
«Учебный
проект
с
точки
зрения
учащегося
–
это
деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими
учащимися
в
виде
цели
и
задачи,
когда
результат
этой
деятельности
–
найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет
важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для
самих открывателей». А что такое учебный проект с точки зрения учителя?
Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,
которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки
проектирования. Таким образом, автор подчеркивает, что в ходе проектной
деятельности должна решаться проблема, которая сформулирована самими
учащимися.
Проектная
деятельность
-
сложноорганизованный
проце сс,
предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных
мероприятий, а системные преобразования всего образовательного процесс.
В своей книге Л.Д. Морозова определяет проектную деятельность как
средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей; как средство
разработки и внедрения педагогических инноваций.
Е.Л. Горшкова понимает под проектной деятельностью совместную
учебно-познавательную творческую или игровую деятельность, имеющую
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на
достижение
общего
результата.
Непременным
условием
проектной
деятельности, по мнению автора, является наличие заранее выработанных
представлений о её конечном продукте и как следствие этого об этапах
проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию
результатов деятельности
Самое главное-проект должен быть интересен детям и посильным для
выполнения. Все, что ребята делают, они должны делать сами: спланировать,
выполнить,
проанализировать.
Самое
решающее
звено
этой
новации
–
педагог.
Из
носителя
информации
педагог
превращается
в
организатора,
консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых
знаний и информации из различных источников.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику,
вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить
образовательный
процесс
из
скучной
принудиловки
в
результативную
созидательную работу.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного
образования не оставили без изменений ни одну сторону дошкольного дела.
Появляющиеся
на
свет
все
новые
способы воспитания не всегда имеют
психолого-педагогического обоснования, трудно классифицируются, однако
их использование приносит детям несомненный успех.
Одним
из
таких
способов
является
проектирование,
которое
определяется
как
«совместная
учебно-познавательная,
творческая
либо
игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные способы,
способы
деятельности,
направленная
на
достижение
общего
результата
деятельности».
Проект
–
в
переводе
с
латинского
«брошенный
вперед»,
а
также
ограниченный по времени ресурсами, возможно, по другим критериям, вид
деятельности, направленный на достижение определённой цели.
В
процессе
проектирования
происходит
проверка
теоретических
знаний, сопровождающаяся их углублением, повторением, систематизацией,
так
и
формированием
умений
применять
их
для
решения
конкретных
практических
задач,
развитие
у
детей
дошкольного
возраста
навыков
принятия решений и их конкретной реализации в виде конкретных проектов
разработанным ими.
Изучением
проблемы
проектирования
и
проектной
деятельности
занимались такие ученые как В.Н. Виноградов, И.В. Котляров, С.Н. Щеглова,
В.З. Юсупов и др. По мнению Л.С. Подымовой, проектная деятельность – это
сознательное
конструирование
и
внедрение
в
жизнь
педагогических
инноваций. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так
как
предполагает
преобразование
реальности
и
строится
на
базе
соответствующей технологии.
Метод
проектов
(проектная
технология,
проектная
деятельность,
проект-технологий и т.п.) описаны в трудах таких авторов, как Дж. Дьюи,
У.Х.
Кил
Патрика,
С.Т.
Шацкого,
П.П.
Блонского,
П.Ф.
Каптерева,
И.В.
Никитиной,
В.Д.
Симоненко,
С.С.
Гиля,
В.П.
Пахомова
и
др.
За
теоретическую и практическую базу можно взять результаты исследования
способа проектов, данные Е.С. Полат.
В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости
формирования
проектного
мышления,
обеспечения
цело стно сти
педагогического
процесса
(единство
развития,
воспитания
и
обучения),
создания условий для приобретения знаний и формирования положительной
мотивации к самообразованию.
Если
говорить
о
проектной
деятельности
дошкольников,
то
это
деятельность учащихся, связанная с решением дошкольниками творческой,
проектной
задачи
с
заранее
неизвестным
решением.
Очевидно,
что
она
предполагает наличие основных этапов исследования в научной сфере, по
принятым в науке традициям. Проект – это «пять П»:
●
Проблема (формулирование темы проекта),
●
Проектирование
(составление
плана
реализации
проекта
или
планирование),
●
Поиск информации (анализ и подбор информации),
●
Продукт
(определение
способов
и
методов,
технологий
изготовления проекта),
●
Презентация (представление и защита проекта).
Шестое «П» проекта – это портфолио проекта или папка со всеми
собранными
рабочими
материалами,
вместе
с
черновиками,
планами,
зарисовками и др.
Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых
к
детям.
Уровень
развития
ребенка
становится
мерой
качества
работы
педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги дошкольных
образовательных
учреждений
ориентируются
не
только
на
подготовку
к
школе,
но
и
на
сохранение
полноценного
детства
в
соответствии
с
психофизическими
особенностями
развивающейся
личности.
Уважение
к
ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития –
непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний,
умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и
обучать
через
совместный
поиск
решений,
предоставлять
ребенку
возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным
средством
обеспечения
сотрудничества,
сотворчества
детей
и
взрослых,
способом
реализации
личностно-ориентированного
подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой
автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со
стороны
организаторов
осваивают
новые
понятия
и
представления
о
различных сферах жизни. Воспитатель – организатор детской продуктивной
деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной
руководитель
проекта,
при
этом
–
партнер
и
помощник
ребенка
в
его
саморазвитии.
Мотивация
усиливается
благодаря
творческому
характеру
детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения,
имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технология
проектирования
ориентирована
на
совместную
деятельность
участников
образовательного
процесса
в
различных
сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
Возможны
совместно-индивидуальные,
совместно-взаимодействующие,
совместно-исследовательские
формы
деятельности.
Одно
из
достоинств
технологии
проектирования
в
том,
что
каждому
ребенку
обеспечивается
признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты
коллективных усилий группы. Проектировочные способности проявляются
во
взаимодействии
основных
систем
управления
любой
социальной
организацией (человек, коллектив, деятельность).
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать
средства
дальнейших
целевых
действий.
Реализация
технологии
проектирования
в
практике
работы
дошкольных
образовательных
учреждений начинается с ориентации на актуальную проблему культурного
саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс
проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации,
анализа
результатов.
Научить
ребенка
проектировать
может
воспитатель,
владеющий
методом
проектов,
как
технологией
и
как
деятельностью
по
самоорганизации профессионального пространства.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная
деятельность воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном
пространстве дошкольного образовательного учреждения;
- усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том
числе родителей.
Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что
первая
предполагает
движение
ребенка
в
пространстве
возможного.
Дошкольник
исследует
различные
варианты
выполнения
поставленной
задачи, выбирает оптимальный способ по определенным им критериям. Под
выбором возможностей подразумевается, что ребенок не просто ищет способ
выполнения действия, но исследует несколько вариантов. Это означает, что,
прежде всего дошкольник отчетливо определяет, что ему нужно сделать.
Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное
исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою
память
всеми
знаниями,
которые
накопило
человечество.
Творец
и
исследователь
формируется
не
во
время
поступления
в
аспирантуру,
а
значительно
раньше
своего
прихода
в
дошкольное
образовательное
учреждение.
Исследования
ведёт
ребёнка
к
наблюдениям,
к
опытам
над
свойствами
отдельных
предметов.
И
то
и
другое
при
совпадении
и
обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной
ориентировки
детей
в
окружающем,
для
построения
прочного
знания
и
созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что
весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком
отвечает потребностям активной детской натуры. Как известно до пяти лет
ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие
необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять
самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения.
Поэтому
основная
роль
в
организации
работы
над
проектом
принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого
ребенка, изучение его интересов позволяет без труда определить проблему
«заказываемую»
детьми.
Кроме
того,
ребенка
увлекает
сам
процесс
совместной деятельности с взрослым. Участие в проекте «на вторых ролях»,
действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не
противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как
потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому,
так и подражательность.
К
концу
пятого
года
жизни
дети
накапливают
определенный
социальный
опыт,
позволяющий
им
перейти
на
новый,
развивающийся
уровень
проектирования.
Перестраиваются
отношения
с
взрослыми:
дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют
самостоятельную
деятельность,
у
них
развивается
самоконтроль.
Дети
способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо
выслушивать
мнения
взрослого
и
других
участников
совместной
деятельности.
Образование должно идти в ногу со временем. Одним из актуальных и
эффективных
методов
является
метод
проектов.
Актуальность
методики
проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые
оказывают
положительное
влияние
на
развитие
ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об
окружающем мире.
В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и
творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей –
познавательные, коммуникативные, регуляторные.
Выполнение
проекта
предполагает
формирование
оригинального
замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств,
определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в
дошкольном возрасте дошкольник приобретает навык публичного изложения
своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают
необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к
другу,
начинают
руководствоваться
не
только
собственными
мотивами,
сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности
детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а
сами дошкольники становятся интересны друг другу. В адаптивном виде
метод проектов может быть полезен и эффективен в работе дошкольного
образовательного учреждения.
В современной методике обучения детей (как на занятиях, так и вне их)
метод
проектов
рассматривается
как
один
из
вариантов
интеграции
(интеграции на основе единого проекта).
Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений
является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.
При этом педагоги иногда не дифференцируют его с понятием проблемного
обучения и внедряют в педагогический процесс оба подхода. Между тем
проектное
обучение
отличается
от
проблемного
тем,
что
деятельность
во спит анников
и
учащихся
имеет
характер
п р о е к т и р о в а н и я ,
подразумевающего
получение
конкретного
результата
и
его
публичного
предъявления.
Метод
проектной
деятельности
можно
использовать
в
работе
с
дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым
вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза,
самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте
можно объединить содержание образования из различных областей знаний,
кроме того, открываются большие возможности в организации совместной
познавательно-поисковой
деятельности
дошкольников,
педагогов
и
родителей.
Метод
проектов
актуален
и
очень
эффективен.
Он
даёт
ребёнку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания.
Развивать
творческие
способности
и
коммуникативные
навыки,
что
позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного
обучения.
Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества,
сотворчества
детей
и
взрослых,
способом
реализации
личностно-
ориентированного подхода.