Напоминание

«Формирование и реализация проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время»


Автор: Лена Хусаиновна Козловская
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Благодарновская СОШ
Населённый пункт: село Благодарное Ташлинского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование и реализация проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время»
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ Благодарновская средняя общеобразовательная школа

Ташлинский район

Оренбургская область

Методическая разработка

«Формирование и реализация проектно - исследовательской

деятельности на уроках биологии и во внеурочное время»

Автор: Козловская Лена Хусаиновна,

учитель биологии высшей квалификационной категории.

Благодарное, 2020

1

Содержание

І. Введение………………………………………………………………………….3

II. Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во

внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. ………………….3-6

2.1. Место проектной и исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового

поколения. …………………………………………………………………………….3

2.2. Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности….4

2.3. Этапы формирования навыков исследовательской деятельности…………….6

2.4. Диагностика собственного опыта………………………………………………

ІІІ. Заключение ……………………………………………………………………….12

Список литературы ……………………………………………………………… 13

2

І. Введение.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая

учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только

человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе.

Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является

организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного

компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше

справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление,

создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во

внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не

ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе

заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников

исследовательские наклонности.

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает

огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой

обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в

коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Поэтапное приобщение учащихся к

исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в

области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя,

применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность,

ощутить успех.

Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их

интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать

его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику

методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические

возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не

отталкивать своей сложностью и непонятностью.

II. Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во

внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

2.1. Место проектной и исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового

поколения.

В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего

образования второго поколения для получения учащимися качественного образования

предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения

выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть

составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть

проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои

идеи. Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития

индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной

личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху,

верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей

активной жизненной позицией.

Поэтому основная цель, которую я ставлю перед собой в достижении желаемого

результата - это усиление практической направленности в преподавании биологии, как на

3

уроках, так и во внеурочное время с использованием проектной деятельности, так как этот

метод имеет ряд преимуществ, а именно:

- легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной системы и позволяет

достигать цели образования по любому учебному предмету;

- метод проектирования обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала,

но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность,

доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение

работать в команде и ответственность за совместную работу;

- реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения;

Специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном

взаимодействие ребенка с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и

ученика с опорой на собственный опыт ребенка

2.2. Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального

результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся.

Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий,

отслеживание результатов своей работы. Через проектную исследовательскую

деятельность у детей формируются следующие умения.

1.Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно

знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая

знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,

специалиста);

-умение находить несколько вариантов решения проблемы; -умение выдвигать гипотезы;

-умение

устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,

задавать вопросы и т.д.;

-умение вести дискуссию;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

-умение отвечать на незапланированные вопросы.

4

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –

индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение

определенного отрезка времени.

Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока.

Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности

участников проектных групп. Основная работа по сбору информации,

изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной

деятельности и в качестве домашних заданий.

К краткосрочным проектам относятся творческие задания, которые требуют от ученика

нахождения нового алгоритма решения, и потому значительно повышают эффективность

обучения.

Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их

реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием

руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

Долгосрочные (годичные) проекты- выполняются и в группах и индивидуально.

Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во

внеурочное время.

.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса,

ориентированную на творческую самореализацию личности обучающегося путём

развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и

творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного

продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего

практическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы

и рассчитан на определённого потребителя.

Основные требования к организации проекта:

проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для

их ближайшего окружения;

решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны

иметь практическое (возможно, и научное) значение;

работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит

исследовательский характер;

проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и

задач, допускаются изменения в процессе его осуществления.

Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны,

могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой –

применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор

на творческое развитие личности.

Учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных

задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного

продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление

перечня вопросов, определение задач, работы, выбор методов изучения обозначенной

проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его

участниками - всё это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом

учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С

обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность

ученика: первый задаёт “пространство” возможных целей и путей их достижения, из

которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким

5

образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и

творческого развития обучающихся.

2.3. Этапы формирования навыков исследовательской деятельности.

Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов

современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы,

учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют

формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к

саморазвитию, социализации. Методы проектный и поисковый не просто формируют

умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической

деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания

теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисково-

исследовательской деятельности необходимо подготавливать, всегда помня, что в стенах

школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Чтобы научить школьников

рациональным способам мыслительной деятельности, необходимо знать пути

формирования приемов умственной деятельности – практический и теоретический – и

целесообразно их использовать.

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами:

предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму), проектирование и

исследовательская деятельность учащихся, подкрепленная реальными действиями.

Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив,

проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В

основу исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.

Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс, профильное

обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся

навыки исследовательской деятельности.

Большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма

экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется как форма

организации урока, когда класс делится на группы, которые, используя натуральные

объекты, разнообразные приборы, инструменты и другое лабораторное оборудование,

проводят экспериментально-практические работы и по истечении определенного времени

подводят итоги. Практикум – это одна из форм групповой работы. Наиболее оптимальной

формой учебной работы для проведения биологического практикума является

дифференцированно-групповая.

Практикум по биологии провожу после завершения крупных учебных тем, разделов и

имеет преимущественно обобщающий характер. Дидактическая цель практикумов:

применение знаний и умений на практике. Основная задача практикума: проведение

исследований, направленных на проверку достоверности определения научных

закономерностей.

Как средство управления деятельностью школьников во время практикума я использую

инструкции-алгоритмы. Они определяют содержание и последовательность действий

школьников, содержат информацию о повторении необходимого материала, описания и

изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и способов

использования. В инструкциях-алгоритмах также могут приводиться порядок выполнения

заданий, контрольные вопросы, список литературы. Алгоритмическая заданность

практических работ не исключает творческого и исследовательского характера их

выполнения (проверка научной достоверности определенных закономерностей,

6

теоретических положений, постановка опытов, проведение биологических исследований).

Исследовательская деятельность на основе эксперимента способствует самоопределению

и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в естественно-научном

направлении.

Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной последовательности.

Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы

2) формулирование цели и задач исследования

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и эффективность научных исследований;

7) публичное представление работ на уроках, конференциях, чтениях.

Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.

Исследовательская работа на уроке – одна из форм постановки и решения проблемной

задачи.

Под решением проблемной задачи понимают процесс поиска неизвестного, нового.

Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая

включает следующие этапы:

Постановка проблемы, выдвижение гипотез, анализ гипотез.

Постановка цели и задач исследования.

Разработка методики исследования.

Проведение исследования.

Обработка, анализ, обсуждение, оформление результатов.

Выводы.

Анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.

Виды учебно – исследовательской деятельности на уроке

урок – исследование;

урок – лаборатория;

урок – творческая мастерская;

урок – проектирование;

урок – экспертиза; урок «открытых мыслей»…

2.4. Диагностика собственного опыта.

Ребёнок – существо само по себе деятельное. Чтобы познать мир ему нужно всё пощупать,

потрогать, увидеть. Такая возможность ученику представляется при организации и

проведении исследовательской деятельности. И именно биология, как предмет

естественного цикла, даёт большие возможности для занятий таким видом деятельности.

Ребят к поисково – исследовательской деятельности необходимо подготавливать и чем

раньше, тем лучше.

В 5 -6 классах я в своей работе использую Экспресс-исследование

На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических

исследований, какие птицы живут в лесу, какие лекарственные растения растут в нашей

местности, составить мини- проект « Живая и неживая природа».

Например, при изучении темы « Рост и развитие растений» в 6 классе проводим

исследование « Влияние света, влажности на прорастание семян фасоли».

Цель

исследования: узнать, какие факторы внешней среды влияют на прорастание семян

7

фасоли

.

Исследуя условия прорастания семян фасоли, изучая влияние различных факторов

на данный процесс, ребята выполняют следующие следующие задачи:

поиск и сбор информации о растениях (о фасоли);

выяснить какие внешние факторы влияют на рост и развитие семян фасоли;

проведение опытов и обобщение полученных результатов.

В курсе «Биология. Животные. 7 класс» Учащимся предлагается самим разработать

презентацию к уроку,они включают иллюстрации животных, занимательные факты из

жизни животных, проблемные вопросы и познавательные задачи. Данные проекты

помогают формировать у учащихся познавательный интерес к биологии.

В курсе «Анатомия и физиология человека. 8 класс» - проект «Изучение влияния

внешних факторов на формирование осанки школьников»; создание мультимедийных

презентаций по теме «Вред курения», «Влияние физических нагрузок на работу сердечно-

сосудистой системы», «и другие. На самом обычном уроке можно постоянно что-то

исследовать или создавать какой-нибудь проект. Например, когда проходим тему

« Витамины» я предлагаю ребятам самим оформить плакаты с названиями витаминов, их

ролью в организме. Кроме этого применяем мини- исследования «Исследование наличия

витамина С в яблоках, лимоне и соках». А затем презентовать результаты своей работы.

Урок « Кровь, её состав. Клеточные элементы крови».

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови».

Лабораторная работа может проводиться в трех вариантах: иллюстративном, частично-

поисковом и исследовательском. На столах обучающихся три вида инструктивных

карточек, они сами выбирают вариант работы.

Иллюстративная лабораторная работа

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека, найдите доказательства того,

что кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем

кровь лягушки (увеличение общей поверхности эритроцитов и относительного

содержания гемоглобина).

2. Сравните эритроциты лягушки и человека. По каким признакам можно судить об

увеличении поверхности эритроцитов, а по каким – об увеличении относительного

содержания гемоглобина в эритроцитах.

3. Запишите вывод:

Кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем

кровь лягушки, так как: 1) увеличивается общая поверхность эритроцитов вследствие…,

2) увеличивается относительное содержание гемоглобина вследствие…

Частично-поисковая лабораторная работа

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека.

2. Сравните эритроциты лягушки и человека, обратив внимание на размеры эритроцитов,

наличие или отсутствие ядра.

3) Сделайте вывод: чья кровь в единицу времени единицей объема переносит больше

кислорода и почему?

8

Исследовательская лабораторная работа

Инструктивная карточка

1) Исследуйте микроскопическое строение крови лягушки и человека, сравнив их

эритроциты.

2) Найдите и проанализируйте факты, доказывающие, что чья-то кровь переносит в

единицу времени единицей объема больше кислорода.

3) Сделайте вывод: за основу можете взять рабочую гипотезу: «Перенос кислорода будет

зависеть от…, значит необходимо найти доказательства наличия этих причин».

Урок «Регуляция дыхания»

Лабораторная работа «Определение частоты дыхания».

Инструктивная карточка

1) Пронаблюдайте за движениями своей грудной клетки.

2) Сосчитайте, сколько дыхательных движений вы делаете в течение 1 минуты сидя, после

10 приседаний.

3) Объясните разницу полученных данных и запишите вывод.

4) Решите следующие биологические задачи:

А) Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в 1 минуту, в

1 час, в сутки (вдох – 500мл воздуха, частота дыхания – 18 раз в минуту).

Б) Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится 20% кислорода, определите, сколько

кислорода человек пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании

.

Урок биологии в 11 классе.Тема «Выявление парникового эффекта»

Цель: построить модель, демонстрирующую парниковый эффект.

Оборудование: прозрачная емкость с крышкой, термометр, пластмассовая ложка,

электрическая лампа, вода, почва.

Задания для исследования

1. Возьмите прозрачную емкость, пластмассовую коробку или стеклянную банку и

поместите на дно темный грунт, например почву, слоем 2-3 см. Грунт увлажните.

Вертикально поместите термометр в емкость. Накройте емкость крышкой или стеклом и

на высоте 20-30 см установите лампу.

2. Не включая лампу, запишите температуру, установившуюся внутри емкости. Оставив

крышку на сосуде, включите лампу и записывайте температуру каждую минуту в течение

20 минут. Почему температура увеличивается? Сравните этот процесс с парниковым

эффектом на Земле.

3. Как повлияет существенное повышение средней температуры нашей планеты на

очертание материков? Предложите возможные пути решения проблемы «парникового

эффекта».

Исследовательский метод я использую также при работе с учебной и дополнительной

литературой, осуществляя анализ текста.

Например, в 11 классе урок «Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

Предпосылки возникновения теории эволюции биологических видов» провожу в

9

форме урока-семинара. Для этого класс делится на мини- группы .Каждой группе

предлагается один текст о русском ученом, внесшем вклад в развитие эволюционной

теории, а также лист исследования. В течение 20 минут учащиеся внимательно изучают

тестовый материал и заполняют соответствующую графу в таблице, подготавливают

небольшое сообщение о том, что узнали. Затем представители группы рассказывают о том,

что узнали. В итоге знания каждого становятся знаниями всех. В конце урока провожу

тестирование, чтобы оценить знания каждого ученика.

Исследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим

потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку

предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и

самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт

формируется на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из путей

реализации которого, является применение в обучении метода проектов.

Формы представления результатов исследовательской работы

Отчет по экскурсии

Лабораторные работы

Проекты

Исследовательские работы учащихся

Презентация исследования личного опыта учащихся

Дневник наблюдений

Проектно - исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития

творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет

стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность

собственных достижений, что поднимает школьников в собственных глазах, повышает

престиж знаний. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно

надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет

планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях,

совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Проектно - исследовательская деятельность имеет большие возможности для создания

условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей

их самообразования в процессе практического применения знаний. Я работаю по методу

проектов более 10 лет. Применяю мини-проекты 8, 9 класс, исследовательские проекты.

Например исследователькие проекты «Секретные материалы о жевательной

резинке»(лауреат районной конференции « Я – исследователь»), «13 элемент на кухне.

Аргументы «за» и «против», «Красная книга Благодарновского заказника», Экологический

мониторинг прострела раскрытого» стали победителями школьной конференции

исследовательских работ, а затем и региональных конкурсов, областных конкурсов

исследовательских работ «Юность. Наука. Третье тысячелетие». Так вот моя основная

цель:

Помочь учащимся найти мотивацию для обучения;

- Включить их в активную, вполне реальную деятельность,

- Позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее

результатов;

- Оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными

характеристиками.

10

Проекты по всем направлениям проходят рецензирование, защищаются на уроках или во

внеурочное время, оцениваются убедительно, как наиболее приемлемое средство решения

проблемы. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Что

достигается данным опытом: Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в

реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности -

становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения,

компетентности и ценности.

Огромные возможности для занятий исследовательской работой даёт внеурочная

деятельность и, в частности, кружковая работа. Я веду кружок «Эколог», на занятия

приходят дети, увлечённые биологией и экологией. Чтобы составить тематику занятий, я

провела анкетирование детей и выявила их интересы и желания заниматься тем или иным

видом деятельности. На занятиях мы исследовали антропометрические данные каждого

ученика и сделали выводы о влиянии экологических факторов на здоровье человека.

Работая с микроскопом, изучали мир мельчайших частиц и организмов. Очень

интересными были проекты « Определение возраста деревьев в школьном саду»

«Пищевые добавки», « Красная книга растений с. Благодарное» и другие. Каждое занятие

– это маленькое исследование, которое даёт новые знания, удовлетворяет познавательные

интересы, развивает личностные качества ребёнка.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.

Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не

получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной

целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской

деятельности – в приобретении учащимися навыка исследования как универсального

способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу

мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на

основе приобретения новых знаний

.

Мои ученики и их работы не раз занимали призовые места на различного рода конкурсах,

конференциях, олимпиадах.

Победители и призеры олимпиад

2016-2017учебный год:

1. Диплом лауреата районной научно-практической конференции «Я – исследователь»

награждены Матвеев Дмитрий за исследовательскую работу «Секретные материалы о

жевательной резинке».

2.Диплом 2 степени областной Олимпиады учебно - исследовательских проектов детей и

молодежи по проблемам защиты окружающей среды « Созвездие» (Козловская А)

3.Грамотой участников награждены регионального этапа Международного детского

экологического форума «Зеленая планета 2017» награждены Матвеев Дмитрий и Салин

Никита.

4.Грамотой

участника

районной

конференции

исследовательских

работ

«

Я

исследователь» награжден Бурухин П

5. Диплом IIстепени областной олимпиады учебно- исследовательских проектов детей и

молодежи по проблемам окружающей среды « Созвездие» награждена Козловская Алена

2017-2018 учебный год

1. Дипломом 1 степени награждены

регионального

этапа Международного детского

экологического форума «Зеленая планета 2017» награждены получили ( Козловская А. и

Андреев Д)

2.Благодарственное

письмо

от

Нижне

-

Волжского

бассейнового

водного

управления

Федерального агентства водных ресурсов ( Козловская А)

11

3.

Сертификат

участника

семинара

«Организация

исследовательской

и

проектной

деятельности

школьников

Оренбургской

области

в

рамках

регионального

этапа

Российского национального юниорского водного конкурса» ( Козловская А).

4 Диплом ( 2 место) областного дистанционного конкурса « Исследователи Оренбуржья» в

номинации – эколого - биологическое краеведение ( Козловская А. и Андреев Д)

5.Грамота

участника

областного

конкурса

исследовательских

работ

«Юность.

Наука.

Третье тысячелетие» ( Бурухин П)

2018-2019 учебный год

1.Диплом

призера

областного

этапа

Всероссийского

конкурса

юных

исследователей

окружающей среды в номинации « Ботаника и экология растений» (Козловская Алена)

2. Диплом ( 3 место) областного дистанционного конкурса « Исследователи Оренбуржья»

в номинации – эколого- биологическое краеведение ( Козловская А. 6 кл)

3.Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и химии

( муниципальный этап)- призер Бикмухаметова Ю (8 кл),

4.Участие в муниципальном этапе областной олимпиады по биологии Тимаков Егор (5 кл)

–призер.

5. Финалистом областного этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ стала

Козловская Алена (6 кл) в номинации « Ботаника и экология растений»

2019-2020 учебный год

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и химии

( муниципальный этап)- призер Бикмухаметова Ю (9 кл),

Областная олимпиада школьников по биологии ( муниципальный этап) – Тимаков Е

(6 класс)- победитель

ІІІ. Заключение.

Результатом своей работы по применению проектно-исследовательской деятельности

считаю:

-устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

- положительную динамику уровня обученности (учащиеся школы ежегодно выбирают

биологию в качестве предмета для сдачи ОГЭ, ЕГЭ ) ;

-качественную динамику мотивации учебной деятельности (мои ученики постоянно

принимают участие в олимпиадах различных уровней и занимают призовые места. Растёт

участие учащихся принимающих участие в школьных олимпиадах.)

Разнообразие форм работы с учениками с использованием исследовательского метода

помогает ребятам в выборе будущей профессии. Выпускники нашей школы поступают на

факультеты разных вузов, где приоритетной является наука биология.

-прочные навыки проектной деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;

- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;

- осознание ценности творческого открытия учащимися;

- высокая активность и результативность участия в проектной деятельности;

- формируется культура умственного труда, развиваются способности к

исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом

- формируется умение контролировать успешность своей работы в целом, по окончании

изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были

получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения

материала. Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать

огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС

нового поколения.

12

Список литературы.

1. ФГОС второго поколения.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-

ориентированного образования. Самара,2006. Самара,2006.

3. Никитина Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Ставрополь. 2006 г.

4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение-что это? // методист,1. 2004. - с.42

5. Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” А.В Леонтович, М., 2003.

– 134 с. 6.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя –

М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

7.Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом.

//Образование в современной школе. 2000.

8. Журнал «Биология в школе» №3 2003 года.

13



В раздел образования