Автор: Ольга Александровна Пионтковская
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Березовский детский сад"
Населённый пункт: с. Березовка Пермский край
Наименование материала: отып работы музыкального руководителя детского сада "Дорогою добра"
Тема: «Социальное партнерство ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Пионтковская О. А.
МБДОУ «Березовский детский сад №4», с. Березовка, Березовский район
«Социальное партнерство ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко
выраженную специфику возрастного развития. Современным дошкольникам интересен не
только мир предметов и игрушек,
а так же дети хотят узнать многое о человеке,
окружающем мире.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
предусматривает
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости;
формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Современные
тенденции
развития
системы
образования
в
России
связаны
с
обновлением
его
содержания,
принципов,
методов
организации
в
соответствии
с
запросами
общества.
Социальный
заказ
на
развитие
системы
образования
предопределяется
основной
его
целью
–
подготовкой
подрастающего
поколения,
способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в
мировом сообществе.
В
Концепции
социального
развития
детей
дошкольного
возраста
перед
образовательными
учреждениями
ставится
триединая
цель:
воспитывать
культурного
человека; свободного гражданина и творческую индивидуальность.
Реализация этой цели направлена на решение первостепенной задачи в
социально-личностном развитии - становление потребности и способности общения с
миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность данной задачи заключается в том, что социально-личностное
развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности ДОУ.
Наше
дошкольное
образовательное
учреждение,
является
открытой
социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении
прочных связей с социумом, как главного направления дошкольного образования, от
которого, на наш взгляд, зависит статус учреждения.
Одна из ключевых задач программы развития ДОУ - содействовать развитию
и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Развитие
социальных
связей
дает
дополнительный
импульс
для
духовно-
нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствуя конструктивные
взаимоотношения со взрослыми, которые строятся на идее социального партнерства.
1
Нашими социальными партнерами являются: Центр детского творчества, районный
досуговый центр, библиотека имени Павленкова, краеведческий музей,
ГИБДД, пожарная часть
№69,
Школа
искусств,
театр
«Антре»
г.
Лысьва
и
Дом
ветеранов
Переборского
стационарного отделения.
В
детском
саду
стало
доброй
традицией
проводить
Месячник
пожилых
людей.
Воспитатели
и
специалисты
детского
сада
разрабатывают
план
совместной работы. В ходе Месячника проводится очень большая, интересная работа. В
группах
воспитатели
читают
детям
художественные
произведения
нравственного
содержания,
проводят
беседы,
организуют
выставки
детских
рисунков,
готовятся
к
праздникам, воспитывая в детях уважительное, заботливое отношение к людям пожилого
возраста, так как во все времена пожилые люди ассоциировались с мудростью, большим
профессиональным и жизненным опытом, к ним шли за советом, с них брали пример.
Организация фотовыставки «Бабушка рядышком с дедушкой» показала, что дети –
внуки очень любят своих дорогих дедушек и бабушек. Дети с удовольствием составляют
рассказы о том, какое у бабушек и дедушек любимое занятие, как интересно они проводят
совместное
время.
В
ы с т а в к а
«Из
бабушкиного
сундучка»
была
представлена
разнообразными
предметами
рукоделия:
вышитые,
строченые
полотенца,
салфетки
и
скатерти, подсвечники из дерева, вязаные игрушки и одежда для внуков, резные шкатулки
и
многое
другое.
Изобилие
предметов
творчества
радовало
и
восхищало,
а
дети
с
гордостью рассказывали, чей дедушка или бабушка смастерили этот предмет. На встрече с
«Интересным человеком» одна из бабушек готовила для детей татарское национальное
угощение «Чак – чак».
В
рамках
Месячника
посещаем
Дом
ветеранов
Переборского
стационарного
отделения, где бабушки и дедушки с трепетными чувствами ждут детей в гости. Наши
встречи всегда проходят в теплой и дружеской обстановке. Дети читают стихи, поют
веселые песни, задорно танцуют, умело играют на музыкальных инструментах. А в конце
встречи всегда дарят бабушкам и дедушкам подарки, сделанные своими руками.
Наблюдая
за
детьми,
которые
выступают
с
концертной
программой,
педагоги
отмечают, что наши воспитанники становятся ответственнее и серьезнее, когда видят
одиноких пожилых людей. В своем выступлении дети стараются передать к пожилым
людям чувства теплоты, заботы и нежности. Такие трогательные встречи не обходятся без
слов благодарностей, рукопожатий, обмена гостинцами. Напоследок, когда дети садятся в
автобус бабушки и дедушки долго стоят у окна и машут вслед девчонкам и мальчишкам.
Возвращаясь
в
детский
сад
дети,
делятся
своими
впечатлениями
с
родителями.
2
Результатом такой встречи стало высказывание одного ребенка «Мы доставили людям
радость!».
Музыкальные
развлечения
«Осенние
посиделки»
традиционно
проводятся
с
приглашением
бабушек
и
дедушек
воспитанников
ДОУ.
На
праздниках
бабушки
и
дедушки
активно
исполняют
частушки,
участвуют
в
конкурсах,
отгадывают
загадки,
вместе с детьми танцуют, принимают поздравления и подарки, а затем все вместе идут на
чаепитие.
«Нам года не беда» так называется встреча с ветеранами труда, которые
много лет работали в детском саду, и ушли на заслуженный отдых.
Чествование ветеранов
труда,
просмотр
презентации
«Старый
альбом»,
выступление
детей
с
концертной
программой, экскурсия по детскому саду и сладкая минута за вкусным чаем способствуют
теплоте встречи. Данная форма работы объединяет несколько поколений: ветеранов труда,
молодое поколение педагогов и детей – воспитанников ДОУ. В адрес ветеранов труда
молодые,
начинающие
педагоги
высказывают
добрые
слова,
выражают
уважение
и
признательность за трудолюбие, терпение и любовь к детям. Дети старшего дошкольного
возраста становятся участниками данного праздника, в ходе которого узнают о истории
создания
детского
сада,
его
традициях,
о
том
с
каким
мастерством,
оптимизмом
и
трудолюбием работали приглашенные гости.
Совместно проведенное время воспитанников детского сада, педагогов и людей
пожилого
возраста
обеспечивает
более
тесное
взаимопонимание
и
взаимоуважение.
Объединяясь
в
совместных
праздниках
с
взрослыми,
дети
приобретают
опыт
взаимоотношений, учатся видеть, сочувствовать и понимать эмоциональное состояние
взрослых людей.
Так благодаря совместной работе, мы формируем у детей основы уважительного
отношения
к
старости,
ценностного
отношения
к
опыту
предыдущих
поколений,
заботливого и уважительного отношения к пожилым людям через приобщение их к
активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого
человека.
Представленный опыт сотрудничества детского сада с пожилыми людьми показал,
что
мы
взрослые
не
просто
учим
ребенка
новым
видам
взаимодействия,
не
просто
облегчаем его контакты с окружающими, но и способствуем становлению его духовной
жизни,
открывая
ему,
новые
грани
внешнего
и
внутреннего
мира,
формируем
его
личность.
3