Напоминание

Образовательная программа


Автор: Юрченко Надежда Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДДТ им. А.Бредова
Населённый пункт: город Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Дыхание танца"
Тема: Образовательная программа
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Мурманска

Дом детского творчества им. А. Бредова

РАССМОТРЕНА

Методическим советом

Протокол №____________

от «__» __________ 20__г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом ДДТ им. А. Бредова

от «__» _________ 20__г.

№ ______________

Директор ____________ С. А. Докшанин

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«А

НСАМБЛЬ

СОВРЕМЕННОЙ

ХОРЕОГРАФИИ

‘М

АЙЯ

’»

«ДЫХАНИЕ ТАНЦА».

Возраст обучающихся: 10–15 лет.

Срок реализации программы: 3 года.

Составила:

Юрченко Н. С.,

педагог дополнительного образования

ДДТ им. А. Бредова.

г. Мурманск,

2020 год

Содержание

СТР.

Пояснительная записка …………………………………………………………..4

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

программы ………………………………………………………………………...4

Отличительная особенность программы ……………………………………..…5

Цели программы ………………………………………………………………….6

Задачи программы ………………………………………………………………..6

Принципы построения программы ……………………………………………...7

Сроки реализации программы …………………………………………………...8

Формы и режим занятий …………………………………………………………8

Ожидаемые результаты …………………………………………………………..8

Способы проверки ожидаемых результатов ……………………..……………10

Формы подведения итогов реализации программы ………………………..…11

Учебно-тематический план ………………….………………………...........….12

Учебно-тематический план. I год обучения …………………………………...12

Учебно-тематический план. II год обучения ………………………………….13

Учебно-тематический план. III год обучения …………………………………13

Содержание программы. I год обучения ………………………………………14

Содержание программы. II год обучения ……………………………………..20

Содержание программы. III год обучения …………………………………….22

Методическое обеспечение программы ……………………………………….29

Формы организации учебно-воспитательного процесса ……………………..29

Методы организации учебно-воспитательного процесса ……………….……29

Методические рекомендации по реализации программы ……………………30

Психолого-педагогическое сопровождение программы ……………………..32

Условия реализации программы ……………………………………………….38

Список литературы ……………………………………………………...............39

Список рекомендованной литературы для обучающихся ……………………40

Приложения ……………………………………………………………………..41

2

ВВЕДЕНИЕ

Хореография играет немаловажную роль в эстетическом воспитания и

физическом развитии детей. Это связано с многогранностью танца, который

сочетает

в

себе

средства

музыкального,

пластического,

физического

и

художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения

все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Известный

отечественный

психолог

Л.

С.

Выготский

подчёркивал

двигательную

природу

психического

процесса

у

детей,

действенность

воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно,

танец с его богатой образно-художественной движенческой системой играет

ключевую роль в развитии воображения и творчества ребёнка.

Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия

на личность ребёнка:

формирует

фигуру

и

осанку,

устраняет

недостатки

физического

развития тела, укрепляет здоровье;

формирует

выразительные

движенческие

навыки,

умение

легко,

грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в

пространстве;

воспитывает

общую

музыкальную

культуру,

развивает

слух,

темпоритм, знания простых музыкальных форм, стиля и характера

произведения;

формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю,

ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремлённость;

развивает

творческие

способности

детей

(мышление,

воображение,

фантазию),

способствует

активному

познанию

окружающей

действительности;

развивает

коммуникативные

способности

детей,

развивает

чувства

«локтя партнёра», группового, коллективного действия;

3

пробуждает

интере с

к

изучению

родной

н а ц и о н а л ь н о й

хореографической

культуры

и

воспитывает

толерантность

к

национальным культурам других народов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Дыхание

танца»

адресована

педагогам

дополнительного

образования,

преподавателям

хореографии,

руководителям

хореографических

коллективов.

Программа

имеет художественную

направленность

и

рекомендуется

для

занятий

с

детьми 10–15 лет.

Программа разработана на основе следующих программ:

«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Современный танец», автор: Крылова В. А., г. Белгород, 2014г.;

«Рабочая образовательная программа по хореографии «Современный

танец», автор: Мурашова Л. С., 2013 - 2014гг.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на синтез

классической, народной и современной хореографии, а также включает набор

интегрированных

дисциплин,

которые

помогают

обучающимся

адаптироваться

к

репетиционно-постановочной

работе.

Содержание

программы

разработано

в

соответствии

с

требованиями

программ

нового

поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого

обучающегося.

Новизна

программы

обусловлена

тем,

что

в

ней

учтены

и

адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления

танца

и

пластики,

включающие:

гимнастику,

классический,

народно-

сценический и современный танец. В программе суммированы особенности

программ

по

перечисленным

видам

танца,

что

позволяет

ознакомить

обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой

подход

направлен

на

раскрытие

творческого

потенциала

и

темперамента

детей, а также на развитие их сценической культуры.

4

Педагогическая

целесообразность

программы

о п р е д е л я е т с я

необходимостью обновления содержания образовательного процесса с учетом

психологических

и

физиологических

особенностей

детей,

растущих

в

условиях

Крайнего

севера,

внедрением

современных

образовательных

технологий

(игровые

технологии,

проектная

деятельность

обучающихся,

здоровье сберегающие технологии) в практику обучения хореографическому

искусству,

использования

современных

эффективных

методов

контроля

и

управления

образовательным

проце ссом

(те стовые

м е т од и к и ,

структурированное

наблюдение,

использование

карт

индивидуального

творческого развития детей).

Отличительная особенность программы состоит в целенаправленной

работе

по

расширению

возможностей

творческой

реализации

детей,

соответствующей

их

духовным

и

интеллектуальным

потребностям

посредством приобщения к миру хореографии: классический танец, народно-

сценический, современный танец.

Ещё

одной

отличительной

особенностью

программы

является

совмещение

нескольких

танцевальных

направлений,

позволяющих

осуществить

комплексную

хореографическую

подготовку

обучающихся

в

течение всего курса обучения.

Программа

имеет базовый

уровень

сложности

и

предполагает

универсальную

доступность

для

детей

с

любым

видом

и

типом

психофизиологических

способностей.

В

объединение

зачисляются

дети,

обладающие требуемым объемом знаний, умений

и навыков по данному

предмету по результатам входящего контроля. Дифференцированный учебный

материал

может

предлагаться

в

разных

формах

в

зависимости

от

индивидуальных способностей ребенка.

Программой

предусмотрен

текущий

контроль

успеваемости,

промежуточная

и

итоговая

аттестация

обучающихся. Текущий

контроль

успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на

учебный раздел. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в целях

5

выявления степени сформированности практических умений и навыков у

обучающихся посредством педагогических тестов и практических заданий.

Допускается дополнительный набор обучающихся на второй и третий

год обучения на основании результатов собеседования и просмотра.

Вид программы: модифицированная.

Цель

программы: создание условий, способствующих раскрытию и

развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе

обучения искусству хореографии.

Задачи:

1.

Формирование

правильной

осанки,

укрепление

суставно-

двигательного

и

связочного

аппарата,

развитие

природных

физических

данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребёнка.

2. Развитие основ музыкальной культуры, артистизма; эмоциональной

сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений

и навыков.

3.

Развитие

элементарных

пространственных

представлений:

ориентация

детей

в

пространстве,

в

композиционных

перестроениях

рисунков-фигур.

4. Развитие воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного и

ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления

хореографического материала.

5. Воспитание нравственности, дисциплинированности, чувства долга,

коллективизма, организованности.

6. Обучение танцевальному этикету, формирование умения переносить

культуру

поведения

и

общения

в

танце

на

межличностное

общение

в

повседневной жизни.

6

Принципы построения программы

1.

Линейность «от простого – к сложному».

у

обучающихся

формируются

начальные

представления

о

танцевальном искусстве, как явлении мировой культуры, его видах;

осваиваются,

закрепляются

и

совершенствуются

учебные

хореографические навыки;

последовательное освоение учебного материала достигается за счет

концентрации и плотности изучаемых тем и соответствующего темпо-

ритма занятий.

2.

Системность.

все знания систематизируются по блокам: основы классического танца,

основы народного танца, современный танец,

объединенных общей

направленностью;

программа разработана на основе синтеза ведущих методик обучения

хореографии, адаптирована для детей среднего школьного возраста,

обеспечивает поступательное развитие детей;

изучение

танцевального

материала

осуществляется

в

системе

связи

«педагог – ученик», через характеристические, стилевые, жанровые

особенности хореографического искусства.

3.

Комплексность.

освоение основ народной танцевальной культуры, основ классического

танца и современной хореографии обеспечивают оптимальное развитие

обучающихся, позволяет выявить наклонности и развить творческие

способности ребенка;

подача

танцевального

материала

осуществляется

через

образ,

метафору,

«предлагаемые

обстоятельства»,

игру,

сюжетность

и

драматургию в комплексе.

4.

Доступность.

при подборе форм и методов, используемых на занятии, учитываются

психофизиологические

особенности

детей

среднего

школьного

7

возраста:

непроизвольность,

неустойчивость

познавательных

проце ссов

и

одновременно

хорошая

зрительная

п а м я т ь ,

любознательность;

последовательное освоение тем и практических заданий обеспечивает

поступательное творческое развитие ребенка.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте 10–15 лет.

I год обучения – 6 часов в неделю

216 часов.

II год обучения – 6 часов в неделю

216 часов.

III год обучения – 6 часов в неделю – 216 часов.

Формы и режим занятий

Основная форма проведения занятий групповая.

I год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 15 человек в группе.

II год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 12 человек в группе.

III год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 10 человек в группе.

Ожидаемые результаты

После 1-го года обучения дети должны:

развить координацию движений в современном танце;

развить технику исполнения движений в быстром темпе;

развить навыки сценического движения и поведения.

Знать:

как основные, так и более сложные, технические движения и элементы

в

современном

танце

(вращения,

повороты,

координационные

движения);

элементы хореографических форм в простейших соединениях;

основные позиции, положения и движения танца «Модерн», «Джаз-

танца»;

8

терминологию современного танца.

Уметь:

грамотно

исполнять

элементы

и

движения

современного

танца

(техническое исполнение связок);

исполнять комбинации в танце «Модерн», «Джаз-танце»;

мыслить композиционно;

исполнять прыжковые комбинации на середине и по диагонали;

владеть партером (упражнения и растяжки на полу);

передавать характер музыкального произведения

.

После 2-го года обучения дети должны:

развить

более

сложную

координацию

движений

в

классической

и

народно-сценической хореографии;

изучить

усложненные

танцевальные

комбинации

в

ритмических

и

композиционных рисунках;

развить навыки сценического движения и поведения.

Знать:

терминологию классического, народного и современного танца;

элементы и движения современного танца;

правила развития сложных и перспективных элементов и соединений;

усложненные

танцевальные

комбинации

в

сложном

ритмическом

рисунке.

Уметь:

исполнять комбинации сложной координации движений современного

танца;

исполнять танцевальные комбинации в быстром темпе;

уверено держаться на сценических площадках.

9

После 3-го года обучения учащиеся должны:

развить

более

сложную

координацию

движений

в

современной

хореографии;

владеть элементами танцевальных форм в сложных соединениях;

развить навыки сценического движения и поведения.

Знать:

терминологию классического, народного и современного танца;

более сложные элементы и движения современного танца;

сложные танцевальные комбинации ритмического рисунка в танце.

Уметь:

исполнять комбинации сложной координации движений современного

танца;

исполнять танцевальные комбинации в быстром темпе;

импровизировать на свободную музыкальную тему;

уверено держаться на сценических площадках.

Способы проверки ожидаемых результатов

I

год обучения:

открытые занятия для педагогов ДДТ им. А. Бредова и для родителей

обучающихся;

концертная деятельность в учреждении;

промежуточная аттестация обучающихся по итогам полугодий.

II год обучения:

открытые занятия для педагогов ДДТ им. А. Бредова, педагогов города и

для родителей обучающихся;

участие

в

муниципальных,

областных,

региональных

конкурсах

и

фестивалях хореографического мастерства;

промежуточная аттестация обучающихся по итогам полугодий.

10

III год обучения:

открытые занятия для педагогов ДДТ им. А. Бредова, педагогов города и

области и для родителей обучающихся;

участие в муниципальных, областных, региональных, всероссийских и

международных конкурсах и фестивалях хореографического мастерства;

мастер-классы для педагогов города;

итоговая аттестация учащихся по итогам обучения.

Формы подведения итогов реализации программы

отчетные концерты;

промежуточная и итоговая аттестации учащихся.

Выпускники

по

программе

«Дыхание

танца»

принимают

участие

в

отчетном

концерте

объединения.

При

подведении

итогов

и

оценки

эффективности

реализации

образовательной

программы

анализируются

результаты по следующим направлениям:

1.

Анализ сохранности контингента и уровня обученности детей.

2.

Результаты участия обучающихся в конкурсах, фестивалях проектах

различного уровня.

3.

Анализ

динамики

усвоения

образовательной

программы

(по

результатам промежуточных и итоговой аттестации).

Обучающиеся,

успешно

освоившие

программу

«Дыхание

танца»,

могут продолжить обучение по программе «Современная хореография».

В

соответствии

с

требованиями

п.

11

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам (утвержденного приказом Министерства

образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196) программа ежегодно

обновляется

с

учетом

развития

науки,

техники,

культуры,

экономики,

технологий и социальной сфере.

11

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I год

обучения

II год

обучения

III год

обучения

1.

Вводное занятие

2

2

2

2.

Классический танец

20

12

8

3.

Народно-сценический танец

20

10

8

4.

Танец «Модерн»

20

30

30

5

Танец «Contemporary»

35

45

46

6.

«Джаз-танец»

35

35

40

7.

Стилизованная хореография

10

15

18

8.

Партерная пластика и растяжка

30

18

10

9.

Актёрское мастерство и образная

выразительность

10

10

10

10.

Репетиционно–постановочная

работа

30

35

40

11.

Промежуточная и итоговая

аттестация

4

4

4

Итого:

216

216

216

Учебно-тематический план. I год обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Классический танец

20

5

15

3.

Народно-сценический танец

20

5

15

4.

Танец «Модерн»

20

8

12

5.

Танец «Contemporary»

35

10

25

6.

«Джаз-танец»

35

10

25

7.

Стилизованная хореография

10

2

8

8.

Партерная пластика и растяжка

30

5

25

9.

Актёрское мастерство и образная

выразительность

10

4

6

10.

Репетиционно–постановочная

работа

30

30

11.

Промежуточная и итоговая

аттестация

4

2

2

Итого:

216

53

163

Учебно-тематический план. II год обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

12

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Классический танец

12

4

8

3.

Народно-сценический танец

10

4

6

4.

Танец «Модерн»

30

10

20

5.

Танец «Contemporary»

45

10

35

6.

«Джаз-танец»

35

8

27

7.

Стилизованная хореография

15

4

11

8.

Партерная пластика и растяжка

18

4

14

9.

Актёрское мастерство и образная

выразительность

10

10

10.

Репетиционно–постановочная

работа

35

5

30

11.

Промежуточная и итоговая

аттестация

4

2

2

Итого:

216

53

163

Учебно-тематический план. III год обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Классический танец

8

2

6

3.

Народно-сценический танец

8

2

6

4.

Танец «Модерн»

30

10

20

5.

Танец «Contemporary»

46

8

38

6.

«Джаз-танец»

40

6

34

7.

Стилизованная хореография

18

5

13

8.

Партерная пластика и растяжка

10

2

8

9.

Актёрское мастерство и образная

выразительность

10

4

6

10.

Репетиционно–постановочная

работа

40

8

32

11.

Промежуточная и итоговая

аттестация

4

2

2

Итого:

216

51

165

Содержание программы

I

I

года обучения

года обучения

п/п

Тема

Теория

Практика

13

1.

Организационное

занятие – 2 ч.

Цели и задачи работы

объединения. Инструктаж

по технике безопасности.

Беседы: «Классический

танец»; «Народный танец»;

«Современная

хореография» (о

направленности и

стилистике танца; общее

введение в предмет).

2.

Основы

классического танца

– 20 ч.

Изучение новой

терминологии

классического танца.

Правила исполнения

упражнений классического

экзерсиса.

Повторение освоенного и

изученного материала.

Экзерсис у станка.

Demi plie, Grand plie по 1, 2,

5, 6 позициям.

Releve на полупальцах по 6

позиции.

Battement tendu по 5, 6

позициям.

Pour le pied.

Battement tendu jete на 45

градусов.

Rond de jamb par terre.

– Положение ноги на cou de

pied (сзади, обхватное,

условное).

Battement fondu (носком в

пол).

Battement frappe (носком в

пол).

Grand battement jete из 5, 6

позиций.

Позы классического танца:

croise вперед и назад;

effase вперед и назад.

Balance.

Tour chine.

Allegro

3.

Основы народно-

сценического танца

– 20 ч.

Изучение новой

терминологии народного

танца.

Правила исполнения

движений.

Техника отработки

движений.

Повторение освоенного и

изученного материала.

Экзерсис на середине зала.

– Поклон.

Позиции ног: 1, 2, 3, 5, 6.

Позиции и открывание рук:

1, 2, 3.

– Шаги.

– Марш.

– Бег (на носках).

– Подскоки (без руки, с

руками).

– Галоп (боковой).

14

– Соскоки (по 6 позиции с

продвижением вперед).

Дроби:

«ключи» (одинарный,

двойной);

«трилистник».

– Основные движения:

«Гармошка»;

«Ковырялочка»;

«Моталочка»;

«Тройной притоп»;

«Маятник».

4.

Основы танца

«Модерн» – 20 ч.

Введение в предмет.

Терминология танца

«Модерн».

Движение корпуса.

Правила исполнения

упражнений современной

пластики.

Позиции рук. Позиции ног.

История развития танца-

модерн.

Изучение новой

терминологии

современного танца.

– Разогрев:

усложненные комбинации

движений головой;

плечи (твист, шейк);

грудная клетка (крест,

квадрат, полукруги, круги);

пелвис (hip lift, shimmi,

jelli roll).

– Координация:

свинговое раскачивание

двух центров;

параллель и оппозиция в

движении двух центров;

принцип управления,

«импульсные цепочки»;

координация движения

рук и ног без передвижения.

Bodi roll («волна» –

вперёд, назад, боковая).

– Основные уровни: «Стоя»,

«Сидя», «Лежа».

5.

Основы танца

«Contemporary» – 35

ч.

Выучить основные позиции

ног. Дать представление о

правильном вертикальном

положении тела.

Почувствовать вес тела и

гравитацию. - Комбинация

направленная на общий

разогрев тела

Отработка движений под счёт и

под музыку; соединение

движений в связки под счёт и

под музыку. Положения рук.

Простейшие композиции. Работа

рук, тела, головы, корпуса, в

разных направлениях.

Основные движения и шаги:

приставной шаг;

шаг на полупальцах;

ходьба: бодрая,

маршеобразная, спокойная,

умение пройти под музыку;

бег (легкий,

стремительный, широкий);

подскоки на месте и с

продвижением вперед с

вытянутой и сокращенной

стопой;

15

построения и

перестроения.

движения рук, работа корпуса

и головы.

соединение движений рук и

ног.

разучивание более сложных

танцевальных движений.

6.

Основы «Джаз-

танца» – 35 ч.

Понятия об основных

направлениях движения и

исполнения в «Джаз-

танце».

Разучивание начальных

движений.

Набор основных джазовых

позиций и элементов:

Jerk Position (джерк

позишион) – плечи рук

отведены назад, а предплечье –

вперед. Кисти и пальцы

расслаблены.

Позиции ног применяются

и классического характера, и

джазового; в основном

параллельные (2-ая).

Auto – позиция наружу.

Применяются к позициям рук и

ног; открытые, выворотные.

In – позиция внутрь.

Применяются к позициям рук и

ног; закрытое положение.

Point (поинт) – вытянутое

положение.

Flex (heel stand, ball drop,

ball stand heel drop) (флекс

[стояние на пятке, опускание

стопы на подушечку, стояние на

подушечке]) – сокращенное

положение стопы или руки.

Речь идет о движениях

нагруженных стоп, heel drop

начинается из положения:

нагруженная подушечка стопы

слегка касается пола (ball

stand). Затем опускается на всю

стопу (heel drop). Далее

перенос тяжести тела на пятку

(heel stand). В основном речь

идет о вариантах следования

Point и Flex.

Head tiff, Head trust, Head

accent (толчки, броски и

акценты головой) – все

движения головы могут

исполняться медленно и

непрерывно, а также быстро и

толчкообразно. Связка

наклонов, подъемов, поворотов,

16

например, голова опускается

вниз, поворачивается вправо,

наклоняется назад,

поворачивается влево и

возвращается в положение

прямо.

7.

Стилизованная

хореография – 10 ч.

Правила исполнения

движений.

Техника отработки

движений.

Правила исполнения

упражнений современной

пластики.

Шаги.

Марш.

Бег (на носках, на полной

стопе).

Подскоки (без руки, с руками).

Галоп (боковой, круговой).

Соскоки (по 6 позиции с

продвижением вперед).

Основные движения в

современном стиле:

«Гармошка»;

«Ковырялочка»;

«Моталочка»;

«Тройной притоп»;

«Маятник».

Работа в парах.

8.

Партерная пластика

и растяжка – 30 ч.

Упражнения на силу и

выносливость мышц тела.

Стрейчинг (растяжка).

Техники «Contraction» и

«Release».

Упражнения в партере (на

полу).

Contraction и release.

Уровни. Модерн-джаз танец

активно использует

передвижение танцора не

только по горизонтали, но и по

вертикали. Расположение

исполнителя на полу (в партере)

употребляется достаточно

часто. Уровнем называется

расположение тела танцора

относительно земли. Основные

виды уровней: стоя, сидя, стоя

на четвереньках, сидя на

корточках, стоя на коленях,

лежа.

Кроме того, существуют так

называемые акробатические

уровни:

шпагаты (поперечный и

продольный);

"мост";

стойка на руках;

стойка на лопатках

("березка");

колесо.

17

9.

Актёрское

мастерство и

образная

выразительность –

10 ч.

Значение актерского

мастерства в передаче

танцевального образа.

Содержание образа.

Образы и характер

исполнения танцевального

номера.

Эмоции в танце.

Раскрытие образов через

работу над выразительностью и

пластикой.

Раскрытие эмоционального

потенциала исполнителей.

Музыкальное воплощение

образов.

10.

Репетиционные и

постановочные

работы – 30 ч.

Драматургия танца: тема,

идея, задачи.

Сюжетные линии танца.

Этапы создания

хореографического номера:

замысел

поиск музыки,

литературного,

изобразительного материала

либретто

определение темы, идеи

определение жанра, стиля

построение драматургии

работа над рисунком танца

и мизансценами

хореографическая лексика

сочинение композиции

танца.

Нахождение хореографической

темы. Композиционное

воплощение.

Выбор танцевальной

постановки, обсуждение,

репетиционная работа.

Построение и особенности

рисунков танца.

Владение пространством.

Основы сценического грима и

сценического костюма.

Отработка танцевального

материала.

Исполнительность.

Выразительность в танце.

10.

Промежуточная

аттестация – 4 ч.

Проведение

промежуточной аттестации

учащихся. Тестирование на

знание теоретического

материала.

Участие ансамбля в концертных

программах и мероприятиях

дома творчества.

Отчётный концерт.

Открытые итоговые занятия для

родителей и преподавателей.

Содержание программы

II

II

года обучения

года обучения

п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Организационное

занятие – 2 ч.

Беседы: «Современный

танец»; «Стилизованная

хореография» (о

направленности и

стилистике танца; общее

введение в предмет).

18

2.

Основы

классического танца

– 12 ч.

Правила исполнения

упражнений классического

экзерсиса.

Техника отработки

движений.

Повторение освоенного и

изученного материала.

Экзерсис у станка и на

середине зала.

Demi plie, Grand plie.

Battement tendu.

Battement tendu jet.

Rond de jamb par terre.

Battement fondu.

Battement frappe (на 25

градусов).

Grand battement gete.

Balance.

Tour chine.

Tour pique.

– Allegro.

– Tour Fouettes.

3.

Основы народно-

сценического танца

– 10 ч.

Правила исполнения

упражнений народного

экзерсиса.

Техника отработки

движений.

Повторение элементов

русского народного танца.

Экзерсис у станка и на

середине зала.

Плие.

– Характерные батман

тандю.

– Упражнения на

выстукивания.

– Вращательные движения.

– Круговращения ног.

– Большие батманы.

Экзерсис на середине зала.

– Припадания.

– Молоточки.

– Ковырялочки и моталочки.

– Вращения.

– Дроби.

– Дроби по кругу.

– Веревочки.

– Упражнения у станка.

4.

Основы танца

«Модерн» – 30 ч.

Понятия: полицентрия,

мультипликация, импульс

и управление. Правила

выполнения новых

упражнений.

Экзерсис на середине зала.

– Разогрев:

позиции ног

(невыворотные);

позиции рук;

demi и grand plié;

battement tendu;

battement tendu jete.

Изоляция:

Голова (наклоны,

повороты, круги, полукруги,

sundari. Движения

19

исполняются вперед – назад и

из стороны в сторону, по

диагонали и крестом);

Плечи (прямые

направления, крест, квадрат,

полукруги, круги);

Грудная клетка

(движения из стороны в

сторону и вперед – назад,

горизонтальные и вертикальные

кресты и квадраты);

Таз (крест, квадрат,

круги, полукруги, «восьмерка);

Руки (движения

изолированных ареалов, круги

и полукруги кистью);

Ноги (переводы стоп из

параллельного в выворотное и

невывортное положения.

Исполнение всех движений, как

по параллельным, так и по

выворотным позициям.

Ротация бедра,

исполнение движений

выворотной и невыворотной

ногой).

5.

Танец

«Contemporary» – 45

ч.

Комбинации направлены

на общий разогрев тела,

работу координации и

центров.

Технические комбинации

на основе изученного

материала.

Упражнения на дыхание.

Упражнения в партере Лежа на

полу, почувствовать свое тело.

Понятие о гравитации.

Почувствовать ось тела и центр

тела. Изучение основные

положения на полу (X, дуга,

параллельная позиция, fours

position) Базовые движения на

полу на одном месте:

-переворот от руки или от ноги

(чувствовать связь частей тела)

-открытая и закрытая позиция

(движение внутрь и наружу,

менять положение через

положение X) -движение внутрь

и баланс на боку -переход

через колени и уход в пол

-движение со спины на живот,

рука проходит под телом

-свинги на полу (на спине, на

боку) Базовые движения на

полу со сменой уровня: -выход

в положение свастики -выход в

20

вертикальное положение,

используя импульс и вес тела

Комбинация на полу (в

партере), включающая

основные элементы. По мере

совершенствования техники

добавляются новые движения,

увеличивается темп и

амплитуда движения.

Комбинация разучивается в две

стороны (направо и налево).

6.

Основы «Джаз-

танца» – 35 ч.

Понятия об основных

направлениях движения и

исполнения в «Джаз-

танце».

Терминология «Джаз-

танца».

Положения корпуса,

позиции рук и ног.

Набор основных джазовых

шагов:

Jazz oak (джаз уок) – общее

название всех джазовых шагов.

Применяется в тренаже и в

комбинациях.

Kick step (кик стэп) – шаг с

ударом;

Step boll chinch (степ болл

ченч) – шаг, полупальцы,

перемена, движение аналогично

па де буре классического танца;

Hop (хоп) – шаг подскок.

Применяется в тренаже и в

комбинациях;

Lip (лиип) – прыжок с одной

ноги на другую. Применяется в

тренаже и в комбинациях.

Набор основных джазовых

шагов:

Jazz oak (джаз уок) – общее

название всех джазовых шагов.

Применяется в тренаже и в

комбинациях.

Kick step (кик стэп) – шаг с

ударом;

Step boll chinch (степ болл

ченч) – шаг, полупальцы,

перемена, движение аналогично

па де буре классического танца;

Hop (хоп) – шаг подскок.

Применяется в тренаже и в

комбинациях;

Lip (лиип) – прыжок с

одной ноги на другую.

Применяется в тренаже и в

комбинациях.

21

7.

Стилизованная

хореография – 15 ч.

Понятие «Стилизации».

Основные правила

выполнения стилизованной

хореографии:

– особенности народных

движений;

– характерные положения

рук и ног.

Терминология народного

танца.

Отработка движений

русского народного танца под

счёт и под музыку.

Соединение движений в

связки под счёт и под музыку.

Упражнения на середине.

Положение рук, положение

ног.

Положение рук в групповых

танцах в фигурах: звездочка,

круг, карусель, цепочка.

– Поклоны – на месте, с

движением вперед и назад.

Ходы:

простой шаг с

продвижением вперед и назад;

переменный шаг с

продвижением вперед и назад.

Притоп – удар всей стопой.

Дроби (дробная дорожка).

«Гармошка»

одновременные повороты

обеих стоп из свободной

позиции в 1-ю закрытую и

обратно, с продвижением в

сторону.

– Припадание – на месте, с

продвижением в сторону, с

поворотом.

«Молоточки» – удар

полупальцами в пол, от колена

в прямом положении, с

подскоком на другой ноге; на

месте.

8.

Партерная пластика

и растяжка – 18 ч.

Понятие пластики.

Правила выполнения

упражнений.

Упражнения в партере (на

полу).

Упражнения на силу и

выносливость мышц тела.

Стрейчинг (растяжка).

Знакомство с понятиями

техник «Contraction» и

«Release».

Заимствование приемов из

пластической гимнастики.

Использование силовых

упражнений для укрепления и

развития гибкости стоп, спины,

ног, вытягивания коленей.

Комплексы курса пластики.

Выполнение растяжки на полу и

на станке. Упражнения на

элемент «Шпагат» (подготовка

к выполнению шпагатной

техники).

Contraction и release.

Эти два термина связаны с

положением торса, рук и ног.

Contraction – сжатие,

сокращение, т. е. относительное

22

уменьшение объема тела.

Противоположное понятие –

release, т. е. расширение, когда

тело расширяется в

пространстве.

Contraction и release тесно

связаны с дыханием.

Contraction исполняется на

выдохе, release на вдохе.

Взаимосвязь дыхания и

движения приводит к

естественности, придает

динамическую окраску

движениям. Contraction не

является динамическим

движением, т.е. сжатие

происходит за счет сокращения

мышц, а не за счет их

движения. И – важная

особенность – во время

«contraction» происходит как

бы аккумуляция внутренней

энергии, которая затем

выплескивается во время

«release» или какого-либо

движения.

Contraction и release – это

базисные понятия, заложенные

в технике Грэхем, а затем

заимствованные различными

другими системами.

9.

Актёрское

мастерство и

образная

выразительность –

10 ч.

Значение актерского

мастерства в передаче

танцевального образа.

Образы и характер

исполнения танцевального

номера Эмоции в танце.

Работа над образной и

эмоциональной

выразительностью

танцевального характера.

Умение передать музыкальную

выразительность.

10.

Репетиционные и

постановочные

работы – 35 ч.

Понятия рисунков танца.

Основы сценического грима

и сценического костюма.

Построение и особенности

рисунков танца.

Работа с пространством.

Оттачивание и проработка

танцевального материала.

Исполнительность.

Выразительность в танце.

11.

Промежуточная

аттестация – 4 ч.

Тестирование и устный

опрос.

Участие ансамбля в концертных

программах, мероприятиях,

конкурсах и фестивалях как

города и области, так и в других

городах.

23

Отчётный концерт.

Отчётные и открытые занятия

для родителей и

преподавателей.

Содержание программы

III

III

года обучения

года обучения

п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Организационное

занятие – 2 ч.

Цели и задачи на год,

содержание и формы

работы.

2.

Основы

классического

танца – 8 ч.

Техническое исполнение

движений и элементов

классического танца.

Повторение освоенного и

изученного материала.

Экзерсис у станка и на

середине зала.

3.

Основы народно-

сценического танца

– 8 ч.

Техническое исполнение

движений и элементов

народного танца

Экзерсис на середине зала.

– Простой поклон.

– Хороводный шаг на всей

стопе, на полупальцах, с

продвижением, в рисунке.

– Использование рисунка в

хороводах: змейка, круг, ручеек,

колонна, улитка.

– Топающий шаг на всей стопе с

продвижением вправо, влево.

4.

Основы танца

«Модерн» – 30 ч.

Изучение новой

терминологии танца

«Модерн».

Движение корпуса.

Техника отработки

движений.

Усложнение пластических

движений и элементов.

Body roll (боди ролл) –

волнообразное движение всем

телом. Туловище как бы

сворачивается в рулон, начиная

с головы, плечи, пояс

на согнутых коленях, руки

опущены вниз в положение

Droop.

Drop (дроп) – падение

расслабленного торса вперёд

или в сторону.

Roll down (ролл даун) –

спиральный наклон вниз

вперёд, начиная от головы.

Roll up (ролл ап) –

обратное движение, связанное с

24

постепенным раскручиванием

и выпрямлением торса в

исходную позицию.

Swing (свинг) –

раскачивание тела и его частей.

Twist (твист, изгиб) –

любое движение, связанное с

изменением направления

движения. Например, одно

плечо вперед, другое назад. Но

движение красиво выглядит,

когда находишься на низком

уровне повороты торса вправо

или влево (закрутка в спираль),

как бы хочешь дотянуться до

самой дальней точки.

Low Back (лоу бэк) –

округление позвоночника в

пояснично-грудном отделе.

Jack Knife (джек найф)

положение корпуса, при

котором торс наклоняется

вперед, спина прямая, опора на

руки, колени вытянуты, ноги во

2 параллельной позиции, пятки

не отрываются от пола.

Flat beck (флэт бэк)

плоская спина. Группа

наклонов торса, все центры

торса находятся на одной

прямой, синоним Table top.

Применяется в тренаже и в

комбинациях.

Table top (тейбл топ,

синоним Flat beck) обычно

обозначает наклоны торса

вперед. Применяется в тренаже

и в комбинациях.

Arhc (арч, «арка») –

положение торса с руками на 3-

ю позицию (классический

вариант) в поинте, позвоночник

прогнут больше назад. Здесь

применение позиции «арч»

сопоставляется с «аркой» в

руках.

Sundari (зундари) –

перемещение всех шейных

позвонков в сторону, назад, и

вперед. Это движение пришло

из индийского танца. Голова в

положение прямо неподвижна,

25

активны только шейные

мускулы, они расслабляются

или сокращаются.

5.

Танец

«Contemporary» –

46 ч.

Упражнения и комбинации

на развития ощущения

пространства.

Сложные связки на смену

ритма, динамику,

связанность движений,

использование пространства.

Техническая отработка

изученного материала.

Движение сквозь пространство

в партере

-Упражнение in and out (внутрь

и наружу)

-спираль от ноги, от руки, от

центра

-Переход через колени

-Упражнение “snake”

-Слайд на полу

-Переворот через спину и

выход положение push up

-Выход в стойку на руках cross

floor -смена уровня в

продвижении (бег и слайд в

пол) Упражнения для развития

ощущения пространства:

ходьба, бег, спиной, лицом,

меняя направление, заполнять

пустое пространство (цель –

научиться осознавать свое тело

в пространстве,

координировать свои движения

с движениями другими

учащихся). Комбинировать

ходьбу и бег с элементами

движений (падения, прыжок,

контакт). Остановка в

пространстве. Проверить

позицию (параллельная

позиция). Растяжка задней

поверхности спины в

положении roll down Экзерсис и

танцевальная комбинация на

середине Выполнение

основных элементов

классического экзерсиса (plies,

battments tendu, rond-de-jambe,

adajio) в технике танца

contemporary. Выполнение

танцевальной комбинации,

включающей изученные

элементы техники. Внимание

уделяется смене ритма,

динамики, связанности

26

движений, использовании

пространства (изменение

направления и уровня

движения).

6.

Основы «Джаз-

танца» – 40 ч.

Изучение новой

терминологии «Джаз-

танца».

Движение корпуса.

Техника отработки

движений.

Разучивание основных шагов

и прыжков в характере

«Джаз-танца».

Упражнения в партере:

1. Проработка положений ног –

flex, point.

2. Изолированная работа мышц

в положении лежа и сидя.

3. Фиксируемые наклоны торса

к ногам в положении сидя.

4. Упражнения stretch-

характера в положении лежа и

сидя.

5. Дыхательная гимнастика с

использованием contraction,

release.

6. Contraction, release на

четвереньках.

7. Body roll в

положении croisee сидя.

8. Упражнения stretch-

характера на проработку

положения ноги в сторону и из

положения frog-position с

использованием рук.

9. Подъем ног на 90 градусов из

положения, лежа (стопы –

point).

10. Grand battement вперед, из

положения, лежа на

спине, grand battement в

сторону из положения, лёжа на

боку и grand battement в

сторону и назад из положения,

стоя на четвереньках.

Упражнения у станка:

1. Demi и grand plie с

переводом стоп и коленей из

выворотного положения в

параллельное и наоборот.

2. Demi и grand plie в сочетании

с releve.

3. Battements tendus с

переводом из параллельного

положения в выворотное и

наоборот.

27

4. Battements tendus с

использованием brash.

5. Battements tendus с

подъемом пятки опорной ноги

во время вынесения на носок

или броска.

6. Battements tendus jetes с

переводом из параллельного в

выворотное положение и

наоборот.

7. Battements tendus

jetes с использованием brash.

8. Battements tendus jetes с

подъемом пятки опорной ноги

во время выноса на носок или

броска.

9. Rond de jambe par

terre с подъемом ноги на 90°.

10. Grands battements jetes c

подъем пятки опорной ноги во

время броска.

7.

Стилизованная

хореография – 18 ч.

Изучение новой

терминологии народного

танца.

Позиции ног. Позиции рук.

Правила исполнения

движений.

Дробные движения танца.

Техника отработки

движений. Настроение и

характер исполнения

движений (задорный,

озорной дух соревнований и

т. д.).

– Адажио:

battement developpe;

battement releve lent;

grand battement.

– Прыжки:

tap step;

camel walk;

sugar leg.

– Вращения:

corkcscrew (повороты

аналогичные soutenu en

turnant);

tour chaine;

повороты на одной ноге;

повороты по кругу вокруг

воображаемой оси.

– Комбинации:

«разминка»;

«полуприседание»;

«четвертные повороты»;

«икс»;

«пружина»;

«скольжение»;

«Буратино».

Повторение освоенного и

изученного материала.

Экзерсис на середине зала.

– Поклон.

Позиции ног: 1, 2, 3, 5, 6.

28

Позиции и открывание рук:

1, 2, 3.

Шаги:

с носка;

шаг на носках и пятках;

шаг под себя (доставая

пятками до ягодичных мышц);

шаг на пятках (высоко

поднимая колени);

шаг на пятках под себя;

шаг с «пружинкой» по 6

позиции (вперед, в сторону);

«топающий шаг» (с

продвижением вперед);

шаг на ребро каблука с

соскоком по 6 позиции;

шаг с притопом с

продвижением вперед, назад, в

сторону;

переменный шаг;

переменный шаг с

уколом;

шаг длинный и два

коротких.

– Марш.

– Бег (на носках).

– Подскоки (без руки, с

руками).

– Галоп (боковой).

– Соскоки (по 6 позиции с

продвижением вперед).

Подготовка к дроби:

удар всей стопой без

подскока;

удар сначала пяткой,

затем всей стопой.

– Основные движения:

«Гармошка»;

«Ковырялочка»;

«Моталочка»;

«Тройной притоп»;

«Маятник».

8.

Партерная

пластика и

растяжка – 10 ч.

Упражнения на силу и

выносливость мышц тела.

Стрейчинг (растяжка).

Техники «Contraction» и

«Release».

Изучение и исполнение

движения «Планка».

Упражнения в партере (на

полу).

Продолжение использование

техник «Contraction» и

«Release».

Уровни. Модерн-джаз танец

активно использует

передвижение танцора не

только по горизонтали, но и по

29

вертикали. Расположение

исполнителя на полу (в партере)

употребляется достаточно

часто. Уровнем называется

расположение тела танцора

относительно земли. Основные

виды уровней: стоя, сидя, стоя

на четвереньках, сидя на

корточках, стоя на коленях,

лежа.

9.

Актёрское

мастерство и

образная

выразительность –

10 ч.

Значение актерского

мастерства в передаче

танцевального образа.

Содержание образа. Образы

и характер исполнения

танцевального номера.

Эмоции в танце.

Раскрытие образов через

работу над выразительностью и

пластикой.

Работа с импровизационным

материалом.

10.

Репетиционные и

постановочные

работы – 40 ч.

Драматургия танца: тема,

идея, задачи.

Сюжетные линии танца.

Музыкальный материал.

Нахождение хореографической

темы. Композиционное

воплощение.

Отработка танцевального

материала.

Исполнительность.

Выразительность в танце.

Постановка небольших

танцевальных комбинаций и

этюдов обучающимися.

11.

Итоговая

аттестация – 4 ч.

Тестирование и устный

опрос.

Участие ансамбля в концертных

программах, мероприятиях,

конкурсах и фестивалях как

города и области, так и в других

городах.

Отчётный концерт.

Отчётные и открытые занятия

для родителей и

преподавателей.

30

Методическое обеспечение программы

Формы организации учебно-воспитательного процесса

1) Теория хореографии:

а) беседы;

б) устный и письменный опросы по полугодиям.

2) Хореографические навыки (формирование, развитие, совершенствование):

а) комбинации, упражнения;

б) конкурсная направленность;

в) концертная деятельность.

3) Разучивание репертуара:

а) элементы танцев;

б) репетиционная деятельность.

4) Сценическое движение и поведение.

а) тренинги;

31

б)

беседы

и

лектории

о

поведении

и

организации

сценического

пространства и поведения;

в) концертная деятельность.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

Словесные (беседы, рассказы, анализ, обсуждение, прием словесной

репрезентации образа хореографического движения).

Наглядные (образный

показ

педагога,

подражание

о б р а з а м

окружающей

действительности,

прием

тактильно-мышечной

наглядности,

наглядно-слуховой прием, демонстрация эмоционально-мимических навыков,

демонстрация конкурсных выступлений и видеоматериала).

Практические (соревновательность

и

переплясность,

использование

ассоциаций-образов, комплексный прием обучения, выработка динамического

стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений), сравнение

и контрастное чередование движений и упражнений, прием пространственной

ориентации,

хореографическая

импровизация,

прием

художественного

перевоплощения).

Психолого-педагогические

методы

(прием

п е д а г о г и ч е с ко г о

наблюдения,

прием

проблемного

обучения

и

воспитания,

прием

дифференцированного

подхода,

прием

контрастного

чередования

психофизических нагрузок и релаксации, педагогическая оценка исполнения

ребенком танцевальных упражнений).

Дидактические материалы

1.

Иллюстрации с изображением национальных костюмов.

2.

Схемы-таблицы «Позиции ног», «Позиции рук».

3.

«Словарь» терминологии классического, народного и

современного танца.

4.

Тематические папки по истории танца:

«Актерское мастерство в хореографии».

32

«Музыка и танец».

4.

Видеоматериалы с записями других хореографических коллективов как

наглядный пример исполнительного мастерства.

5.

Фотоматериалы с выступлений.

Методические рекомендации по реализации программы

Н а 1-ом

году

обучения

изучаются

основные

формы

танцевальных

движений.

Идет

постепенное

нарастание

мышечной

массы

и

общей

физической нагрузки, координационной сложности движений. Задачей 1-ого

года

обучения

является

развитие

физических

данных:

выворотности

ног,

гибкости,

устойчивости

корпуса,

танцевального

шага,

прыжка,

развитие

элементарной

координации

и

музыкальности,

умения

согласовывать

движения

с

музыкальным

ритмом.

В

конце

года,

по

итогам

освоения

материала, проводится промежуточная аттестация обучающихся, в которую

включаются

практические

занятия

(открытый

урок)

и

тестирование

по

теоретическому материалу. Также в конце года проходит отчётный концерт,

где обучающиеся представляют концертные номера.

На 2-ом году обучения усложняются упражнения на развитие гибкости,

эластичности и растяжки мышц и связок. Выполняется большее количество

повторений. Осваиваются основные элементы экзерсиса на середине зала,

прыжки,

повороты

и

наклоны

корпуса

и

головы

и

учебно-танцевальные

элементы.

Движения

исполняются

сначала

в

несложных

комбинациях

с

постепенным ускорением темпа. По мере усвоения материала танцевальные

комбинации усложняются, исполняются в быстром темпе.

Продолжается

изучение

элементов

народного

танца

и

современной

хореографии,

более

сложные

упражнения

партерной

пластики

направлены

на

укрепление

и

развитие опорно-двигательного аппарата обучающихся.

Н а 3-м

году

обучения

для

развития

координации

и

танцевальности

используются

комбинированные

задания,

в

которые

вводятся

движения

и

более

сложные

ритмические

танцевальные

связки.

Составляются

учебно-

33

танцевальные комбинации, которые развивают выразительность, осмысленное

восприятие и передачу характера музыки. Общий темп урока ускоряется.

Используется импровизация на свободную тему

в различных стилях танца

(народный, современный).

Чтобы

удержать

детей

в

коллективе

репертуар

должен

быть

разнообразным и соответствовать современным ритмам жизни. Так же очень

важна

досуговая

деятельность

коллектива,

чтобы

дети

не

только

вместе

занимались одним делом, но и дружили, общались между собой. Многие дети

имеют ряд комплексов, и как раз занятия в хореографическом коллективе

помогают

избавиться

от

них.

Родители

активно

включаются

в

процесс

развития мотивации к занятиям хореографией. Благодаря занятиям в ансамбле

формируется устойчивая эмоциональная среда, которая помогает учащимся

адекватно адаптироваться в социальной сфере.

Развитие

сенсорной

и

музыкальной

памяти,

слуха,

чувства

ритма,

координации

движений

в

огромной

мере

способствует

общему

развитию,

укреплению здоровья, становлению полноценной творческой личности. При

формировании

коллектива

выявляются

дети

примерно

одного

возраста

с

достаточно

выраженными

хореографическими

данными,

музыкальным

слухом,

музыкальной

памятью,

чувством

ритма

и

большим

желанием

заниматься танцем.

По

итогам

освоения

программы

обучающимися

проводится

итоговая

аттестация,

где

включена

проверка

и

практических

навыков,

и

знания

теоретического материала. В конце года также проводится отчётный концерт.

Психолого-педагогическое сопровождение программы

На

Кольском

Севере

существует

такая

проблема

как

недостаток

кислорода

в

воздухе.

Благодаря

активным

занятиям

в

танцевальном

коллективе

у

обучающихся

возрастает

жизненная

емкость

легких,

увеличивается окружность и подвижность грудной клетки. Легкие лучше

расправляются, кровоток во всех отделах становится равномерным. Хорошая

34

вентиляция легких необходима для того, чтобы человек получал достаточно

кислорода,

иначе

не

избежать

снижения

р а б ото с п о с о б н о с т и ,

предрасположенности к заболеваниям.

Занятия

танцами

развивают

все

виды

мышления:

наглядно-

действенное,

наглядно-образное

и

словесно-логическое.

Специально

подобранные

задания,

упражнения,

танцевальные

композиции

заставляют

детей думать, размышлять, анализировать, делать выводы.

Подростковый возраст требует особого подхода к организации занятий

хореографией.

Бурный

рост,

созревание

организма,

происходящие

психологические

изменения

всё

это

отражается

на

функциональных

состояниях

подростка.

10–11

лет

период

повышенной

активности,

значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости,

некоторого

снижения

работоспособности.

Часто

за

двигательным

беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно

быстрое и резкое утомление, которое сам ребенок в силу недостаточной

зрелости

ещё

не

может

не

только

проконтролировать,

но

и

понять.

Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц

и мышечной силы, изменения пропорции тела – приводят к временным

нарушениям

координации

крупных

и

мелких

движений.

Подростки

становятся

неловкими,

суетливыми,

делают

много

лишних

движений.

Следует помнить, что в этом возрасте дети очень переживают собственную

неуклюжесть, повышенно чувствительны как к насмешкам по этому поводу,

так и к оказываемой помощи. Для них необходимы специальные игровые

занятия по развитию моторики, координации движений, так как в игре легче

снять психоэмоциональное напряжение детей и их личностные переживания

по поводу собственной неуклюжести.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у

подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость,

сниженная

самооценка.

В

качестве

общих

особенностей

этого

возраста

отмечаются

изменчивость

настроений,

эмоциональная

неустойчивость.

35

Придирчивое отношение к окружающим сочетается с острым недовольством

собой. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью, частой

сменой настроения. В тоже время у подростков формируются очень важные

поведенческие реакции, на которые педагогу следует обратить внимание. К

ним, например, относятся: реакция группирования со сверстниками, реакция

увлечения

(хобби).

Подросткам

свойственно

инстинктивное

тяготение

к

сплочению, к группированию, где вырабатываются и апробируются навыки

социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине,

умение

завоевывать

авторитет

и

занять

желаемый

статус.

В

группе

сверстников

более

эффективно

отрабатывается

самооценка

подростка.

Именно в этом возрасте развиваются

умения коллективного ансамблевого

взаимодействия,

чувство

«локтя

партнера»,

формируются

личностные

качества сила, выносливость, ловкость.

Занятия

хореографией

отлично

подходят

для

самоутверждения

подростка. На этом этапе взросления ребенка отмечается прогрессивный

характер

развития

внимания,

мышления,

фантазии,

воображения,

обеспечивается рост всех их сторон: объема, устойчивости, избирательности,

переключения.

Именно

в

этом

возрасте

у

подростков,

занимающихся

хореографией, формируются выразительные движенческие навыки, умение

легко,

грациозно

и

координировано

танцевать,

закладываются

основы

здорового образа жизни. Главная новая черта, появляющаяся в психологии

подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это

более

высокий

уровень

самосознания,

потребность

осознать

себя

как

личность. Л.

С. Выгодский

считает,

что

формирование

самосознания

составляет главный итог переходного возраста.

Занятия

хореографией

являются

многогранным

инструментом

комплексного

воздействия

на

личность

ребенка

и

создают

огромные

возможности

для

полноценного

духовного,

эстетического

и

физического

развития и становления личности обучающихся.

36

Подростковый

возраст

обычно

характеризуют

как

переломный,

переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С.

Выготский

различал

три

точки

созревания: органического,

полового

и

социального. У человека в истории развития общества точки полового и

социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда

как

органическое

созревание

наступало

еще

через

несколько

лет.

У

современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем

сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время –

социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового

возраста, который охватывает возраст от 10-11 до 15 лет.

Многосторонний

анализ

подросткового

возраста

в

европейской

и

американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном

биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый

фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества,

которые отмечаются в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и

его школы.

Л.

С.

Выготский

подробно

рассматривал

проблему

интересов

в

переходном

возрасте,

называя

ее

«ключом

ко

всей

проблеме

психологического развития подростка». Он писал, что все психологические

функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом

возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в

определенной

системе,

направляемые

конкретными,

отложившимися

в

личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте,

подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания

старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на

которой впоследствии развиваются новые интересы.

Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких

интере сов

подро стков,

которые

он

назвал

доминантами.

Это

«эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности);

«доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы,

37

которые

для

него

гораздо

более

субъективно

приемлемы,

чем

ближние,

текущие,

сегодняшние);

«доминанта

усилия»

(тяга

подростка

к

сопротивлению,

преодолению,

к

волевым

напряжениям,

которые

иногда

проявляются

в

упорстве,

хулиганстве,

борьбе

против

воспитательского

авторитета,

протеста

и

других

негативных

проявлениях);

«доминанта

романтики»

(стремление

подростка

к

неизвестному,

рискованному,

к

приключениям, к героизму).

Л. С. Выготский особое внимание обращал на развитие мышления в

подростковом

возрасте.

Главное

в

развитии

мышления

овладение

подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме

интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С.

Выготского,

функция

образования

понятий

лежит

в

основе

всех

интеллектуальных изменений в этом возрасте.

Для

подросткового

возраста

характерно

господство

детского

сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация

развития. Идеальная форма – то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с

чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе

которых

строятся

социальные

взаимоотношения.

Общение

со

своими

сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь

осваиваются

нормы

социального

поведения,

нормы

морали,

здесь

устанавливаются

отношения

равенства

и

уважения

друг

к

другу.

Если

подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения,

он часто «уходит» из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так

уж редко и буквально.

Образовательная

(учебная)

деятельность.

Дети

общаются,

их

отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления

к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для

подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной

деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения.

Главное

происходит

на

переменках.

Туда

выплескивается

все

самое

38

сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система

отношений

с

учителем:

то

место,

которое

ребенок

занимает

внутри

коллектива,

становится

даже

важнее

оценки

учителя.

В

общении

осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь

происходит

усвоение

моральных

норм,

осваивается

система

моральных

ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых

сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в

мечте – проработать, проиграть свои стремления, свои радости имеет важное

значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в

которой будущая жизнь может быть мысленно «продействована».

В переходный период происходят преобразования в самых различных

сферах

психики.

Кардинальные

изменения

касаются мотивации.

В

содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с

формирующимся

мировоззрением,

с

планами

будущей

жизни.

Структура

мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной

системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе

ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов.

Что

касается

механизма действия мотивов, то они теперь действуют не

непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и

сознательно

принятого

намерения.

Именно

в

мотивационной

сфере,

как

считала

Л.

И.

Божович,

находится

главное

новообразование

переходного

возраста.

С

мотивационной

сферой

тесно

связано

нравственное

развитие

школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном

возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда

он

совершает

реальные

нравственные

поступки

в

значимых

для

него

ситуациях. Но усвоение этого образца не всегда проходит гладко. Совершая

различные

поступки,

подросток

больше

поглощен

частным

содержанием

своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения,

происходящие

в

области

нравственности,

остаются

не

замеченными

ни

39

родителями,

ни

учителями.

Но

именно

в

этот

период

существует

возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие

недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные убеждения

ребенка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Таким

образом,

описанные

возрастные

особенности

личности

учащихся среднего этапа обучения являются основным фактором, который

должен

быть

принят

во

внимание

педагога.

Учитывая

основные

психологические

новообразования

среднего

школьного

возраста,

педагог

обязан также учитывать особенности проведения уроков на данном этапе и

строить

учебный

процесс

согласно

формуле

успешного

обучения:

преподавание хореографического искусства должно строиться на понимании

сущности

обучения

предмету

как

процессу

взаимодействия

учителя

и

учащихся, вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию,

совместную увлеченность коммуникационно-познавательной деятельностью.

Такие

условия

способствуют

личностно-ориентированной

направленности

обучения и помогают обучающемуся стать активным участником учебного

процесса.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие средства

обучения:

танцевальный зал, соответствующий требованиям СанПиН: 2.4.4.3172–

14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования

детей».

Утверждены

Главным

государственным

санитарным

врачом

РФ

от

04.07.2014

41.

(Зарегистрировано

в

Минюсте

России

20.08.2014 № 33660);

зеркальная стенка;

наличие «станка» (хореографическая палка);

фортепьяно;

40

аудиоаппаратура: диски и кассеты;

специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся (спортивные

купальники, трико, балетные тапочки);

сценические костюмы.

Список литературы

1.

Б о р и с о в а ,

Т.

Л .

О с о б е н н о с т и

р а б о т ы

с

хореографическими ансамблями / Т. Л. Борисова

// Искусство в школе. –

2015. – №1. – С. 21-22: ил.

2.

Бурцева

Г.В.

Принципы

композиции

современного

танцевального

жанра

//

Культурная

традиция

и

современный

танец

в

образовательном хореографическом пространстве сибирского региона: Сб.

статей. – Барнаул: Изд-во: АлГАКИ, 2006. – С. 121.

3.

Бухвостова, Л. В. Композиция и постановка танца

[Текст] / Л. В. Бухвостова, С. А. Щекотихина. – Орел, 2003. – 215 с.

4.

Есаулов,

И.

Г. Народно-сценический

танец:

учеб.

пособие / И. Г. Есаулов, К. А. Есаулова. – 2-е изд. стер. – Санкт-Петербург [и

др.]: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2014. – 207 с.: ил. – (Учебники для вузов.

Специальная литература).

41

5.

Есаулов,

И.

Г.

Хореодраматургия.

Искусство

балетмейстера / И. Г. Есаулов. – Ижевск: Изд-во Удмурского университета,

2000. – С. 320.

6.

Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца: заметки

хореографа: учеб. пособие / Д. Зайфферт; [пер. с нем. В. Штакенберга]. – 2-е

изд., стер. – Санкт-Петербург [и др.]: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015. – 127

с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

7.

Медведь, Э. Эстетическое воспитание школьников в

системе дополнительного образования [Текст] / Э. Медведь. – Москва, 2002 .

– 268 с.

8.

Митрохина, Л. В. Основы актерского мастерства в

хореографии [Текст] / Л. В. Митрохина. – Орел, 2003. – 274 с.

9.

Нилов,

В.

Н.

Хореография:

Программа

и

методическое

пособие

для

хореографических

школ

и

хореографических

отделений школ искусств [Текст] / В. Н. Нилов. – М.: МОУМЦ, 2001. – 215 с.

10.

Никитин,

В.

Ю.

Модерн-джаз

танец.

Методика

преподавания. – М.: МГУКИ, 2003.

11.

По становление

Главного

го суд а р с т в е н н о го

санитарного

врача

РФ

от

04.07.2014

№41

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте России

20.08.2014 № 33660).

12.

Пузакова,

И.

П.

Начальный

этап

обучения

хореографии / И. В. Пузакова // Искусство в школе. – 2015. – № 1. – С. 19-21:

ил.

13.

Рогова,

С.

А. Здоровьесберегающие технологии на

занятиях хореографией / С. А. Рогова, Н. А. Аносова

// Дополнительное

образование и воспитание. – 2015. – № 9. – С. 53-55.

42

14.

Ткаченко, Т. Работа с танцевальными коллективами

[Текст] / Т. Ткаченко. – Москва, 2005. – 194 с.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1.

Ваганова, А. Я. Основы классического танца: учебник для высших и

средних учебных заведений / А. Я. Ваганова. – СПб.: Лань, 2007. – 192 с.

2.

Давлекамова,

С.

Спящая

красавица

[Текст]

/

С.

Давлекамова,

П.

Чайковский. М.: Муз. изд-во П. Юргинсон, 2008. – 112 с.

3. Иванникова, О. В. Народные танцы [Текст]: учебное пособие / О. В.

Иванникова. – М., 2007. – 176 с.

4. Меднис, Н. В. Введение в классический танец [Текст] / Н. В. Меднис, С.

Г.Ткаченко. – М.: Планета музыки, Лань, 2011. – 64 с.

5. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец, методика преподавания [Текст] / В.

Ю. Никитин. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2002. – 160 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

43



В раздел образования