Авторы: Кочетов Сергей Викторович, Сергей Викторович Кочетов
Должность: преподаватель-организатор
Учебное заведение: СПбГУПО
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Об учебно-материальной базе и не только
Раздел: среднее профессиональное
Об учебно-материальной базе и не только.
Закончился этап развития нашей страны, когда на месте заводов и фабрик возникали
фешенебельные бизнес-центры, выставочные залы, торговые комплексы, заполнявшиеся
менеджерами, юристами, экономистами, торговцами и специалистами других
непроизводственных профессий.
Международные ограничительные санкции в отношении нашей страны дали толчок
импортозамещению, необходимости самим производить продукцию, закупавшуюся
последние тридцать лет за рубежом. Нашей стране вновь понадобились
квалифицированные рабочие и служащие. И лично меня радует тот факт, что восемь лет
назад руководство страны подняло вопрос о необходимости поднять престиж рабочих
профессий и повышении качества профессионального образования.
Совсем недавно я стал преподавателем одного из профессиональных образовательных
учреждений Санкт-Петербурга. До этого я работал руководителем сервисного центра
крупнейшего в Северо-Западном регионе дилера компании VOLVO. Несколько раз мне
приходилось участвовать в конференциях, проводимых комитетом по образованию на
тему взаимодействия бизнеса и профессиональных образовательных учреждений в
вопросах подготовки рабочих. Основным лейтмотивом конференций было обращение к
бизнесу: «делайте нам заказ на специалистов и мы с удовольствием их Вам подготовим».
Обращение правильное. Вопрос с трудоустройством выпускников колледжей был бы
решен. И бизнесу не пришлось бы искать автомехаников и тратить деньги на размещение
вакансий на всевозможных интернет-ресурсах по поиску персонала. Но все мои коллеги,
представители бизнеса, решительно отказались от этой идеи. Почему? Уровень подготовки
выпускников, мягко говоря, оставлял желать лучшего.
Компания, в которой я работал, всегда принимала на производственную практику
будущих автомехаников. В ходе прохождения практики студентами колледжей мы
выяснили вопиющие пробелы в подготовке будущих специалистов:
- практиканты не знают основных законов физики (закон Ома для участка цепи
постоянного тока). Некоторые из них считают, что это им не нужно, кто- то считает, что
всегда можно посмотреть ответ в интернете. Лишь один человек смог написать формулу,
но так и не смог сформулировать закон словами;
- некоторые практиканты не понимают разницы между постоянным и переменным током;
- практиканты впервые увидели пневмо-инструмент;
- практиканты не умеют производить измерения штанген-циркулем;
-практиканты путаются в направлениях вращения ключа при откручивании и
закручивании болтов и гаек;
- практиканты не могут перевести с английского языка на русский цвет провода,
указанный в электрической схеме;
-электрические схемы практиканты читать не умеют;
- некоторые не могут удержать на руках снятое с автомобиля колесо.
Это, конечно, не все недостатки в подготовке автомехаников, которые нам удалось
выявить.
Озвучив эти недостатки в подготовке на конференции, я задал преподавателям
колледжа и представителям комитета по образованию вопрос: «Доверите ли Вы свой
автомобиль такому механику?» Ответ был отрицательным.
В ходе конференций нам проводили экскурсии по колледжам с показом имеющейся
учебно-материальной базы. Прямо скажем, впечатление осталось самое положительное.
Мы, представители бизнеса, никак не могли взять в толк: почему при такой шикарной
учебно-материальной базе, которую нам демонстрировали, такие низкие результаты
подготовки? Ответ стал понятен после того как я перешел на работу преподавателем ОБЖ
в один из колледжей нашего города. Оказывается, учебно-материальная база, которую нам
демонстрировали в ходе конференций, есть далеко не во всех профессиональных
образовательных учреждениях. То, что я увидел в своем колледже, тоже впечатлило. Но
эмоции были отрицательные. Не буду долго останавливаться на состоянии здания и
аудиторий. Косметический ремонт не проводился с десяток лет. Мебель старая и я не
уверен, что она соответствует современным санитарным нормам.
Но самое удручающее впечатление производит состояние оборудования и агрегатов
автомобилей, на которых проводятся практические занятия. Оборудование не только
устарело физически. Оно устарело морально. Если мы готовим специалистов для ремонта
современных автомобилей, то почему у нас в аудиториях стоят агрегаты с автомобилей
ВАЗ 80-х годов выпуска? И этого оборудования не хватает для нормальной организации
учебного процесса. Руководству колледжа и мастерам производственного обучения
приходится постоянно обращаться к представителям автобизнеса с просьбами о помощи.
Но бизнес тоже не может в полной мере удовлетворить потребности колледжа. Компании
передают колледжам агрегаты, бывшие в употреблении. Зачастую это неисправные,
имеющие какой-либо дефект детали. И для того, чтобы использовать их в учебном
процессе необходимо затратить большое количество сил и средств. А вот средств на это в
большинстве случаев нет.
В современных социально-экономических условиях развития нашего общества особое
внимание должно уделяться системе профессионального образования. Приоритетность
данного направления в развитии России обусловлена тем, что от наличия высокоразвитой
и качественной сферы образования зависит эффективность решения задач государства в
области социально-экономического развития общества. Тем не менее, ведущую позицию
сфера образования в нашей стране сегодня не занимает и не обеспечивает процесса
расширенного воспроизводства. Основные причины сложившейся ситуации уходят
корнями в период перехода России от административно-командного типа экономики к
рыночной. Недостаточно продуманные реформы того периода, слабое финансирование
образовательной системы привели к плачевному состоянию как в образовательном
комплексе в целом, так и в его основополагающем элементе – учебно-материальной базе.
Как известно, некоторые меры для решения существующих проблем государством
предпринимаются, но их недостаточно и они не приводят к желаемому результату.
Очевидно, что совершенствование учебного процесса, повышение эффективности
подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях образования
находятся в прямой зависимости от уровня развития их учебно-материальной базы, ее
соответствия требованиям современной экономики.
По моему мнению, настало время пересмотреть подходы к финансированию расходов
на приобретение элементов учебно-материальной базы для образовательного учреждения.
Скудность финансирования приводит к невозможности закупить новое современное
оборудования. А, следовательно, учреждение профессионального образования не может
внести коррективы в свои образовательные программы и готовить квалифицированных
специалистов для современного производства и сферы услуг.
Отдельным вопросом в повышении качества подготовки квалифицированных рабочих
стоит вопрос квалификации педагогических работников и их переподготовки. Не секрет,
что средний возраст преподавательского состава колледжей далеко за 55 лет. Большинство
из педагогов имеют огромный педагогический стаж, но вот опыта работы с современными
цифровыми технологиями обучения у них практически нет. А вот у молодых мастеров
производственного обучения, наоборот, совсем нет опыта проведения практических
занятий. Поэтому организация переподготовки и повышения квалификации
педагогических работников считается одной из приоритетных задач в области повышения
эффективности всего образовательного процесса.
И последнее, на чем хотелось бы остановиться.
«Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время - свободное
время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше
он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается
его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет
отдавать воспитанникам… Время - ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное
богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной
затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет
работать». (В.А. Сухомлинский).
Наверное, никто не посмеет оспорить эту мысль гениального педагога.
Приведу гипотетический диалог учителя и чиновника от образования:
Ч: А почему у учителя нет свободного времени?
У: По восемь часов занятий ежедневно, нужно проверить внеклассную самостоятельную
работу, организовать и провести конкурс или олимпиаду, составить отчеты...
Ч: Почему по восемь часов занятий ежедневно?
У: На две ставки работаю.
Ч: Почему на две ставки?
У: Преподавателей не хватает и взять негде.
Ч: Почему не идут преподавать выпускники педагогических ВУЗов?
У: А Вы на такую зарплату прожить сможете?
Настала пора пересмотреть систему оплаты труда преподавателя.